(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Технология продуктов питания из растительного сырья
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Технология продуктов питания из растительного сырья, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 14.06.2023 г., протокол № 17.
ции
ракт.
подг.
/Лек/
/Лек/
/Лек/
(VI-XVIII вв.). /Сем зан/
пищевой промышленности при капитализме
(XIX-начало XX вв.).
/Сем зан/
1981гг.). /Сем зан/
История развития виноделия в мире
История развития сахарного производства в мире
История развития кондитерского производства в мире
История развития макаронного производства
Продовольственный потенциал России в
условиях натурального хозяйства и феодализма (VI-XVIII вв.).
Выдающиеся продовольственные предприниматели.
Пищевая промышленность г. Курска и Курской области /Ср/
2. Природно-климатические условия, определяющие особенности натурального домохозяйствования у восточных славян.
3. Виды пищевых производств в Древней Руси.
4. Начало промышленного переворота в России и его влияние на производство пищевых продуктов, первая половина XIX в.
5. Развитие экономики, пищевой промышленности после отмены крепостного права. Вторая половина XIX в.
6. Решение продовольственной проблемы в условиях становления и развития феодальных отношений в России Х-ХУП вв.
7. Экономика страны ХХ в. и место в ней пищевой и перерабатывающей промышленности.
8. Аграрная реформа П.А. Столыпина, ее влияние на развитии сельского хозяйства и пищевых производств.
9. Продовольственный вопрос в условиях первой мировой войны и революционного 1917 года.
10. Понятие «продразверстка» ее развитие в годы первой мировой войны.
11. Организация обеспечения населения продовольствием в годы иностранной интервенции и гражданской войны (1918-1920гг.)
12. Первые мероприятия Советской власти по перестройке Экономической системы российского общества, управления отраслями пищевой и перерабатывающей промышленности.
13. Развитие продовольственной базы страны в период НЭПа (1921-1928 гг.).
14. Роль государственных, кооперативных, частных предприятий в различных отраслях пищевой промышленности в период НЭПа.
16. Задачи и особенности развития пищевой промышленности в годы первой пятилетки.
17. Создание пищевой индустрии в стране (вторая половина 30 -х г.г.).
18. Итоги первых пятилеток в пищевой промышленности (успехи, недоработки, ошибки).
19. Пищевая промышленность в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.).
20. Пищевая промышленность в период послевоенного восстановления народного хозяйства (1945-начало 50-х гг.).
21. Мероприятия 1953 года по укреплению сельскохозяйственного производства и волюнтаризм в решение продовольственных проблем.
22. Хозяйственная реформа 1965 г. и развитие пищевой промышленности.
23. Выдвижение комплексной продовольственной программы страны и место пищевой промышленности в структуре АПК.
24. Деятельность по осуществлению продовольственной программы в 80-е гг.
Пояснительная записка
Опрос (коллоквиум) по настоящей дисциплине используется в качестве формы контроля для проведения контрольной точки. Коллоквиум предполагает проведение «мини-экзамена» по результатам изучения раздела дисциплины.
Перечень вопросов, выносимых на опрос
1. Продовольственный потенциал России в условиях натурального хозяйства и феодализма (VI – XVIII вв.).
2. Формирование отраслей пищевой промышленности при капитализме (ХIХ – начало ХХ вв.
3. Выдающиеся продовольственные предприниматели.
4. Развитие пищевой промышленности в послевоенный период (1945-1981 гг.).
5. Современное состояние АПК России и продовольственный вопрос в стране.
Вопросы к семинарским занятиям
Тема 1 «Продовольственная база человечества»
1. Социально-исторические аспекты глобальной продовольственной проблемы.
2. Причины и суть исторически сложившихся между различными странами и регионами внутренних и внешних диспропорций в развитии аграрных секторов.
Тема 2 «Продовольственный потенциал России в условиях натурального хозяйства и феодализма (VI – XVIII вв.)»
1. Принципы землепользования при общинной организации социально- экономической жизни в Древней Руси.
2. Возникновение основ пищевых производств (X-XVII вв.).
Тема 3 «Формирование отраслей пищевой промышленности при капитализме (ХIХ – начало ХХ вв.)»
1. Промышленный переворот и производство продуктов питания (первая половина XIX в).
2. Социально-экономические задачи аграрной реформы 1861 г. Ее влияние на развитие сельского хозяйства в помещичьих и крестьянских хозяйствах.
Тема 4 «Выдающиеся продовольственные предприниматели»
1. Хлеботорговцы и мукомолы России, их вклад в развитие пищевой и перерабатывающей промышленности.
2. Русские купцы, успешно конкурировавшие с американскими хлеботорговцами на европейских рынках.
3. Первые отечественные чаеторговцы.
4. Выдающиеся кондитеры, булочники, гастрономы и виноделы России.
Тема 5 «Обеспечение продовольствием в экстремальных обстоятельствах (1914-1928 гг.)»
1. Продовольственный кризис во время первой мировой войны и революционного 1917 года.
2. Чрезвычайная продовольственная ситуация в период гражданской войны и вооруженной интервенции (1918-1920гг.).
3. Продовольственная политика «военного коммунизма» в годы интервенции и гражданской войны.
4. НЭП и воссоздание продовольственной базы страны.
Тема 6 «Становление и испытание эффективной системы пищевых производств (1928-1945 гг.)»
1. Задачи и особенности развития пищевой промышленности в годы первой пятилетки.
2. Пищевая промышленность в Великую Отечественную войну (1941- 1945 гг.).
3. Задачи создания пищевой индустрии в течение 30-х гг.
4. Структура размещения сельскохозяйственных производств, отраслей пищевой промышленности и хранения стратегических резервов продовольствия к началу Великой Отечественной войны.
Тема 7 «Развитие пищевой промышленности в послевоенный период (1945-1981 гг.)»
1. Объективизм и волюнтаризм в решение продовольственной проблемы.
3. Укрепление материально-технической базы перерабатывающих отраслей предприятий пищевой промышленности в пятидесятые годы.
Тема 8 «Современное состояние АПК России и продовольственный вопрос в стране»
1. Продовольственное обеспечение мировой цивилизации продуктами питания.
2. Продовольственная безопасность России: альтернативные подходы.
3. Законодательные акты регулирующие продовольственную безопасность страны.
База тестов (1 часть)
1. Основными хозяйственными занятиями восточных славян в УI-IХ вв. были:
а) собирательство;
б) охота;
в) земледелие;
г) торговля;
д) скотоводство.
2. Древнейшая денежная единица на Руси:
а) гривна;
б) алтын;
в) рубль;
г) куна;
д) червонец.
3. Первые зависимые категории земледельцев на Руси назывались:
а) крепостные;
б) смерды;
в) закупы;
г) холопы;
д) рядовичи.
4. При каком правителе и когда в России установлена первая хлебная монополия:
а) Иван Ш;
б) Иван IУ;
в) в ХУП веке;
5. Кто из русских царей издал указ, поощряющий предпринимательскую деятельность крестьян и развитие кустарных промыслов и ремесел:
а) Алексей Михайлович;
б) Петр I;
в) Елизавета Петровна;
г) Екатерина П.
6. Когда в России появились первые специализированные заведения по производству конфет, пирожных, шоколада:
а) в ХУП веке;
б) при Петре I;
в) во второй половине ХУШ века.
7. Когда в России произошел промышленный переворот:
а) в годы правления Петра I;
б) в первой половине ХIХ в.;
в) после отмены крепостного права;
г) в начале ХХ века.
8. Укажите, в какой хронологической последовательности происходили следующие события:
а) возникновение первых монополий в пищевой промышленности;
б) организация кооперативных товариществ в маслоделии;
в) начало производства холодильного оборудования;
г) введение акцизов на сахар, водку, табак;
д) внедрение паровых машин в пищевые отрасли.
9. В результате аграрной реформы 1861 г.:
а) крестьяне получили личную свободу, но не получили землю;
б) крестьяне были освобождены с землей, получив ее в частную собственность;
в) крестьяне получили личную свободу и участок земли, верховным собственником которой была община;
10. В каких отраслях пищевой промышленности возникли первые российские монополии:
а) производство сахара;
б) кондитерская;
в) хлебопекарная;
г) мукомолье;
д) производство молочных продуктов.
11. Кто из государственных деятелей России проводил курс на ускоренную промышленную модернизацию путем привлечения иностранного капитала, увеличения косвенных налогов, введения винной монополии:
а) Столыпин П.А.;
б) Николай П;
г) Витте С.Ю.
12. Какими способами Столыпин предлагал решать аграрный вопрос в России:
а) ликвидация помещичьего землевладения;
б) разрушение крестьянской общины и развитие частной крестьянской собственности;
в) снижение податей;
г) укрепление общинного землевладения;
д) переселение малоземельных крестьян на свободные земли.
13. Когда в России произошел промышленный переворот:
а) в годы правления Петра I;
б) в первой половине ХIХ в.;
в) после отмены крепостного права;
г) в начале ХХ века.
14. Какие отрасли пищевого производства раньше всего вступили на путь внедрения машин:
а) производство молочных продуктов;
б) производство сахара;
в) рыбопромышленность;
г) мукомолье;
д) кондитерское дело.
15. В результате аграрной реформы 1861 г.:
а) крестьяне получили личную свободу, но не получили землю;
б) крестьяне были освобождены с землей, получив ее в частную собственность;
в) крестьяне получили личную свободу и участок земли, верховным собственником которой была община.
16. Какое место занимала Россия среди европейских стран по потреблению хлеба на душу населения в конце ХIХ в.:
а) первое место;
б) находилась на четвертом месте, после Англии, Франции и Германии;
в) последнее место.
17. Какого типа предприятия по производству продовольствия преобладали в России в конце ХIХ века:
а) крупные, технически оснащенные фабрики и заводы;
б) мелкие кустарно-ремесленные предприятия с преобладанием ручного труда;
в) кооперативные товарищества.
д) переселение малоземельных крестьян на свободные земли.
18. Назовите известных в России представителей мукомольного дела и хлеботорговли:
а) Бугровы;
б) Прохоровы;
в) Смирновы;
г) Башкировы;
д) Морозовы.
19. Первые крупные гастрономы в Москве и Петербурге были устроены:
а) Терещенко Н.А.;
б) Боткиным С.П.;
в) Верещагиным Н.В.;
г) Елисеевым Г.Г.
20. Имя известной в России предпринимательской династии Абрикосовых связано с:
а) мукомольным производством;
б) кондитерским делом;
в) виноделием;
г) производством сахара.
База тестов (2 часть)
1. Крупными центрами мукомольного дела и хлеботорговли в России в ХIХ - нач. ХХ вв. были:
а) Петербург;
б) Нижний Новгород;
в) Астрахань;
г) Харьков;
д) Москва.
2. Где в Москве находится знаменитый чайный магазин, выстроенный в китайском стиле, открытый фирмой «В. Перлов с сыновьями»:
а) на Арбате;
б) на Тверской ул.;
в) на Мясницкой ул.;
г) в Охотном ряду.
3. Кто из российских виноделов явился создателем известного шампанского «Новый свет», получившего высшую награду в 1900 году в Париже:
а) Смирнов П.А.;
б) Елисеев Г.Г.;
в) Голицын Л.С.
а) чаеторговля;
б) хлебопекарное дело;
в) производство молочных продуктов;
г) кондитерское производство.
5. Кто из торговых служащих был наверху служебной иерархии:
а) разносчики;
б) приказчики;
в) лавочные сидельцы;
г) люди.
6. Хлебная монополия впервые была введена в России:
а) Временным правительством;
б) Царским правительством;
в) Совнаркомом в годы «военного коммунизма».
7. Аграрная программа какой партии (социализации земли) была положена в основу Декрета о земле:
а) кадетов;
б) эсеров;
в) большевиков;
г) меньшевиков.
8. Какие отрасли пищевой промышленности были национализированы в первую очередь советским правительством:
а) кондитерская промышленность;
б) мукомольное производство;
в) сахарная промышленность;
г) рыбопромышленность;
д) винодельческое производство.
9. К какому историческому этапу (революционный 1917 год, период «военного коммунизма» или эпоха НЭПа) относится принятие следующих законодательных документов:
а) Декрет о замене; продразверстки продналогом;
б) Декрет о создании Высшего Совета народного хозяйства (ВСНХ);
в) Декрет о земле;
г) Декрет о введении продразверстки на хлеб и фураж;
д) Декрет о потребительских коммунах;
10. Переход к НЭПу был осуществлен советским руководством:
а) в 1918 году;
б) в 1921 году;
в) в 1925 году;
г) в 1926 году;
д) в 1927 году.
11. В 20-е годы основными производителями сельскохозяйственной продукции были:
а) помещичьи хозяйства;
б) середняцкие крестьянские хозяйства;
в) совхозы и колхозы;
г) хозяйства зажиточных крестьян (кулаков).
12. Политика НЭПа включала в себя:
а) введение всеобщей трудовой повинности;
б) развитие частной торговли;
в) введение продразверстки;
г) передача мелких и средних предприятий частным владельцам;
д) допущение аренды земли и применения наемного труда в сельском хозяйстве.
13. Созданные в годы НЭПа государственные промышленные предприятия, работавшие на принципах хозрасчета и самоокупаемости, назывались:
а) кооперативами;
б) синдикатами;
в) трестами;
г) фирмами;
д) концернами;
е) производственными объединениями.
14. Довоенный уровень в народном хозяйстве был достигнут:
а) в 1923 году;
б) в 1926 году;
в) в 1929 году;
г) в 1931 году;
д) в 1935 году.
15. Главными источниками осуществления индустриализации в СССР были:
а) иностранные займы и инвестиции;
б) перекачка средств из аграрного сектора;
в) эксплуатация национальных окраин;
д) трудовой энтузиазм советских людей;
е) ежегодные займы индустриализации.
16. Курс на сплошную коллективизацию сельского хозяйства был провозглашен советским руководством:
а) в 1927 году;
б) в 1929 году;
в) в 1932 году.
17. Главными социально-экономическими последствиями курса на коллективизацию были:
а) решение проблемы перенаселения;
б) ослабление экономических стимулов развития сельского хозяйства;
в) ликвидация эксплуататорских элементов в деревне;
г) повышение производительности труда в сельском хозяйстве;
д) обеспечение гарантированных поставок сельскохозяйственной продукции государству.
18. Карточная система в СССР была отменена:
а) в 1932 году;
б) в 1935 году;
в) в 1938 году.
19. В какую из довоенных пятилеток (первую, вторую или третью) были построены следующие предприятия:
а) Московский мясокомбинат;
б) хлебозавод системы инженера Г.П. Марсакова;
в) Беслановский кукурузо-крахмало-па-точный комбинат;
г) мелькомбинат имени Цюрупы;
д) завод холодильного машиностроения «Компрессор»;
е)консервный комбинат в станице Крымской Краснодарского края;
ж) Ростсельмаш.
20. Когда была создана база отечественного машиностроения для пищевой промышленности:
а) в начале ХХ века;
б) в годы НЭПа (в 20-е годы );
в) в годы первых пятилеток (в 30-е годы).
21. Организаторами социалистического соревнования в пищевой промышленности были:
а) Стаханов А.Г.;
б) Виноградовы Е.В. и М.И.;
в) Марсаков Г.П.;
г) Ангелина П.Н.;
д) Морозов И.В.
22. CCCР в конце 30-х годов занимал по производству сахара:
а) первое место в мире;
б) второе место;
в) третье место;
г) четвертое место.
23. Когда в СССР были открыты первые высшие учебные заведения по подготовке кадров для пищевой промышленности
а) в начале 20-х годов;
б) в годы первой пятилетки;
в) в конце 40-х годов.
24. Какое место в мире занимал СССР в конце 30-х годов по абсолютным объемам промышленного производства:
а) первое;
б) второе;
в) третье;
г) четвертое.
25. Когда в СССР была упразднена карточная система распределения продуктов и проведена денежная реформа
а) в 1945 году;
б) в 1947 году;
в) в 1951 году.
26. Укажите источники быстрого восстановления народного хозяйства после войны 1941-1945 гг.:
а) использование труда заключенных;
б) усиление налогового пресса на колхозы и совхозы;
в) трудовой героизм и самопожертвование советских людей;
г) репарации с Германии и других стран фашистского блока;
д) ужесточение дисциплины на промышленных и сельскохозяйственных
предприятиях.
27. Курс на повышение материального благосостояния народа через ускорение развития сельского хозяйства и производства продуктов питания был провозглашен:
а) Сталиным И.В.;
б) Маленковым Г.М.;
в) Хрущевым Н.С.;
г) Брежневым Л.И.
28. Какие меры по расширению и совершенствованию сельскохозяйственного производства предпринимались в СССР во
а) насыщение колхозов и совхозов новой техникой;
б) снижение налогов и повышение закупочных цен на сельхозпродукцию;
в) наступление на личные подсобные хозяйства;
г) создание индивидуальных фермерских хозяйств;
д) преобразование колхозов в совхозы.
29. По производству каких видов продукции СССР занимал ведущие позиции в мире в 60-е годы:
а) хлеб и хлебобулочные изделия;
б) сахар;
в) молочные продукты;
г) мясо;
д) яйца.
30. С именем какого советского руководителя связаны разработка и проведение хозяйственной реформы 1965 года:
а) Хрущев Н.С.;
б) Косыгин А.Н.;
в) Брежнев Л.И.
31. Какие новые принципы внедрялись в советскую экономику хозяйственной реформой 1965 года:
а) пересмотр отношений собственности;
б) расширение хозяйственной самостоятельности;
в) сокращение директивного планирования;
г) широкое использование зарубежных технологий;
д) повышение материальной заинтересованности тружеников;
е) усиление роли внеэкономического принуждения.
32. Каковы главные причины свертывания хозяйственной реформы 1965 г.:
а) неэффективность самой реформы;
б) прогрессирующая бюрократизация управления;
в) внешнеполитические события (события в ЧССР, гонка вооружений);
г) отсутствие политической воли у руководства страны.
1.Когда была принята Продовольственная программа в СССР:
а) в 1965 году;
б) в 1977 году;
в) в 1982 году;
г) в 1985 году.
33. На решение какой стратегической продовольственной задачи была нацелена Продовольственная программа:
а) покончить с голодом и обеспечить выживаемость населения;
б) обеспечить население продовольствием с учетом необходимого количества калорий для обеспечения воспроизводства рабочей силы;
в) обеспечение сбалансированной по количеству и качеству структуры питания для всего населения.
34. Как в Продовольственной программе определялись основные направления модернизации АПК:
а) совершенствование управления, планирования и экономического стимулирования во всех отраслях АПК;
б) передача в частную собственность ряда сельскохозяйственных и промышленных предприятий;
в) ускоренное внедрение научных достижений отечественного опыта;
г) широкое использование зарубежных пищевых технологий;
д) борьба за экономию и бережливость, лучшую сохранность продукции
35. Что составляет центральное звено АПК:
а) пищевое машиностроение;
б) сельское хозяйство;
в) предприятия пищевой промышленности;
г) торговая сеть и общепит.
36. Какие меры определялись Продовольственной программой в области повышения эффективности сельскохозяйственного производства:
а) укрепление материально-технической базы сельского хозяйства;
б) освоение целинных и залежных земель;
в) внедрение продуктивных сортов растений;
г) приватизация земель сельскохозяйственного назначения;
д) широкое использование возможностей личного подсобного хозяйства.
37. Укажите причины обострения продовольственной проблемы в СССР в конце 80-х-начале 90-х гг.:
а) неблагоприятные погодные условия;
б) перевод предприятий на новые принципы хозяйствования;
в) популистские решения руководства страны;
г) сокращение государственного финансирования Продовольственной программы.
38. Итогами первого этапа радикальных экономических реформ были:
а) снижение уровня сельскохозяйственного производства;
б) создание эффективного фермерского хозяйства в стране;
в) увеличение импорта продовольственных товаров;
г) значительное улучшение ситуации с обеспечением продовольствием.
39. Производство основных видов пищевых продуктов (хлеб, масло, молоко, сахар, овощи) за годы экономических реформ (90-е годы):
б) увеличилось;
в) осталось на прежнем уровне.
40. Назовите международные организации, занимающиеся мировой продовольственной проблемой:
а) ЮНЭП;
б) ЮНЭСКО;
в) ФАО;
г) ЕЭС;
д) Римский клуб.
41. Когда была сформулирована концепция устойчивого развития ООН:
а) в 1972 году;
б) в 1987 году;
в) в 1992 году;
г) в 1997 году.
42. Какие принципы и задачи были положены в основу программы устойчивого развития:
а) ограничение роста мирового производства;
б) более справедливое распределение мирового природно-ресурсного потенциала;
в) дальнейшее непрерывное наращивание технического и научного потенциала;
г)ориентация личных установок не на потребительство, а на созидание в духовной и материальной сфере;
д) управляемость социоприродных систем.
43. Когда начался второй этап зеленой революции:
а) в 80-е годы;
б) в 90-е годы;
в) в начале ХХI в.
44. Обеспечение продовольственной безопасности страны предполагает:
а) создание резервного фонда продовольствия, гарантирующего страну от всяких случайностей;
б) отказ от импортирования продуктов питания;
в) создание устойчивой базы для обеспечения всех нужд населения продовольствием.
45. Какое общественно-политическое направление предлагает ориентироваться в решении продовольственной проблемы на импорт продуктов питания, ссылаясь на сложные естественные условия в России для хозяйственной деятельности:
а) неонэповское;
б) неостолыпинское;
в) либеральное;
г) леворадикальное.
46. Пути решения аграрной проблемы сторонники леворадикальных взглядов видят в:
а) возрождении директивно-плановой экономики;
б) привлечение иностранных инвестиций;
в) ориентация на самообеспечение;
г) передача земли в частную собственность;
д) возрождение колхозов и совхозов.
47. К какой позиции в аграрном и продовольственном вопросе (либеральной, неонэповской или леворадикальной) ближе следующие партии и общественно-политические движения:
а) СПС;
б) Яблоко;
в) Единая Россия;
г) КПРФ;
д) ЛДПР.
Темы рефератов:
1. Энергетические нормы рационального питания человека.
2. Сущность исторически сложившихся внутренних и внешних диспропорций в развитии аграрных секторов различных стран и регионов.
3. Влияние демографических и экологических процессов на производство продуктов питания в развитых и развивающихся странах.
4. Основные виды пищевого производства в Древней Руси.
5. Особенности формирования раннефеодальных отношений в древнерусском государстве.
6. Особенности отечественного предпринимательства и его социально-культурные традиции.
7. Милитаризация экономики в условиях первой мировой войны.
8. Обострение продовольственной проблемы в 1917 г. при Временном правительстве.
9. Первые мероприятия Советской власти по перестройке экономической системы российского общества, управления отраслями пищевой промышленности.
На лекциях излагаются и разъясняются основные понятия темы, связанные с ней теоретические и практические проблемы, даются рекомендации самостоятельную работу. В ходе лекции студент должен внимательно слушать и конспектировать материал.
Изучение наиболее важных тем или разделов дисциплины завершают семинарские занятия, которые обеспечивают: контроль подготовленности студента; закрепление учебного материала; приобретение опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, в том числе аргументации и защиты выдвигаемых положений и тезисов.
Семинарскому занятию предшествует самостоятельная работа студента, связанная с освоением материала, полученного на лекциях, и материалов, изложенных в учебниках и учебных пособиях, а также литературе, рекомендованной преподавателем.
По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины, выступать на занятиях с докладами. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов.
Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования, собеседования, защиты отчетов по практическим работам, а также по результатам докладов.
Преподаватель уже на первых занятиях объясняет студентам, какие формы обучения следует использовать при самостоятельном изучении дисциплины «История развития пищевой отрасли»: конспектирование учебной литературы и лекции, составление словарей понятий и терминов и т. п.
В процессе обучения преподаватели используют активные формы работы со студентами: чтение лекций, привлечение студентов к творческому процессу на лекциях, промежуточный контроль путем отработки студентами пропущенных лекции, участие в групповых и индивидуальных консультациях (собеседовании). Эти формы способствуют выработке у студентов умения работать с учебником и литературой.
Изучение литературы составляет значительную часть самостоятельной работы студента. Это большой труд, требующий усилий и желания студента. В самом начале работы над книгой важно определить цель и направление этой работы. Прочитанное следует закрепить в памяти. Одним из приемов закрепления освоенного материала является конспектирование, без которого немыслима серьезная работа над литературой. Систематическое конспектирование помогает научиться правильно, кратко и четко излагать своими словами прочитанный материал.
Самостоятельную работу следует начинать с первых занятий. От занятия к занятию нужно регулярно прочитывать конспект лекций, знакомиться с соответствующими разделами учебника, читать и конспектировать литературу по каждой теме дисциплины. Самостоятельная работа дает студентам возможность равномерно распределить нагрузку, способствует более глубокому и качественному усвоению
учебного материала. В случае необходимости студенты обращаются за консультацией к преподавателю по вопросам дисциплины «История развития пищевой отрасли» с целью усвоения и закрепления компетенций.
Основная цель самостоятельной работы студента при изучении дисциплины «История развития пищевой отрасли» - закрепить теоретические знания, полученные в процессе лекционных занятий, а также сформировать практические навыки самостоятельного анализа особенностей дисциплины.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году