2023-2024_19_03_02_23-1_Продукты питания из раст_ сырья_plx_Реометрия пищевого сырья и продуктов
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Математики, физики и информационных технологий
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
14.06.2023 г.
 
Б1.О.30
Реометрия пищевого сырья и продуктов
Направление подготовки 19.03.02 Продукты питания из растительного сырья

Направленность (профиль) Технология продуктов питания из растительного сырья

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
экзамен    
Виды контроля:
часов на контроль
36
самостоятельная работа
64
аудиторные занятия
80
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
Итого
Недель
17 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
32
32
32
32
Лабораторные
32
32
32
32
Практические
16
16
16
16
В том числе инт.
18
18
18
18
Итого ауд.
80
80
80
80
Кoнтактная рабoта
80
80
80
80
Сам. работа
64
64
64
64
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
180
180
180
180
 
 
 
Программу составил(и):
канд. биол. наук, зав.к., Мардарьева Наталия Валерьевна
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 19.03.02 Продукты питания из растительного сырья (приказ Минобрнауки России от 17.08.2020 г. № 1041).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Реометрия пищевого сырья и продуктов" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 19.03.02 Продукты питания из растительного сырья

Направленность (профиль) Технология продуктов питания из растительного сырья, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 14.06.2023 г., протокол № 17.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Мардарьева Н.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Мардарьева Н.В. 
Председатель методической комиссии факультета  Елисеев И.П.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование компетенций, позволяющих специалисту проектировать и эксплуатировать технологическое оборудование с учетом физико- механических свойств перерабатываемых пищевых масс.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Пищевые добавки и технологические вспомогательные средства
2.1.2
Производственная практика, организационно-управленческая практика
2.1.3
Производственная практика, технологическая практика
2.1.4
Бизнес-планирование и управление проектами (Project)
2.1.5
Основы нутрициологии
2.1.6
Растительное сырье в технологии продуктов питания
2.1.7
Экология (промышленная)
2.1.8
Биохимия пищевых продуктов
2.1.9
Микробиология
2.1.10
Учебная практика, технологическая практика
2.1.11
Экология
2.1.12
Биология
2.1.13
Физика
2.1.14
Физическая и коллоидная химия
2.1.15
Математика с основами моделирования в профессиональной деятельности
2.1.16
Органическая химия
2.1.17
Неорганическая химия
2.1.18
Основы профессиональной деятельности
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОПК-2. Способен применять основные законы и методы исследований естественных наук для решения задач профессиональной деятельности
 
ОПК-2.1 Демонстрирует знание основных законов математических и естественных наук, необходимых для решения типовых задач профессиональной деятельности
 
 
 
ОПК-2.2 Использует знания основных законов математических и естественных наук для решения стандартных задач технологии продуктов питания из растительного сырья
 
 
 
ОПК-2.3 Владеет навыками теоретического и экспериментального исследования объектов профессиональной деятельности
 
 
 
ОПК-4. Способен применять принципы организации производства в условиях обеспечения технологического контроля качества готовой продукции
 
ОПК-4.1 Демонстрирует знания сущности технологических процессов производства продуктов из растительного сырья
 
 
 
ОПК-4.2 Осуществляет контроль технологического процесса, качества и безопасности сырья и готовой продукции
 
 
 
ОПК-4.3 Использует основные технологические процессы производства продуктов питания из растительного сырья
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- основные понятия реологии, изучающей физические явления, происходящие в процессах переработки и использования сыпучих, вязкоупругих и вязкопластичных материалов;
3.1.2
- реологические характеристики сырья, полуфабрикатов и готовых изделий и их влияние на показатели качества готовой продукции;
3.1.3
- о влиянии реологических свойств сырья и полуфабрикатов при выборе и использовании технологического оборудования;
3.1.4
- о развитии технологических процессов и оборудования хлебопекарного, кондитерского и макаронного производств на современном этапе.
 
 
3.2
Уметь:
 
Оснащенность
 
3.2.1
- оценивать современные достижения науки в технологии производства продуктов питания из растительного сырья с учётом реологических свойств сырья полуфабрикатов и заготовок кондитерских, хлебобулочных и макаронных изделий и предлагать новые конкурентоспособные продукты
3.2.2
- применять полученные знания в дальнейшей самостоятельной работе в промышленности и научно-исследовательских организациях;
3.2.3
- осуществлять обоснованный выбор технологического оборудования с учетом реологических свойств сырья и полуфабрикатов;
3.2.4
- использовать связь между реологическими свойствами и качеством готовой продукции.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
-участвовать в производственных испытаниях и внедрении результатов исследований и разработок с учётом реологических свойств сырья полуфабрикатов и заготовок кондитерских, хлебобулочных и макаронных изделий в промышленное производство;
3.3.2
- определения реологических свойств полуфабрикатов и заготовок изделий хлебопекарного, кондитерского и макаронного производств в лабораторных условиях.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Реология, предмет изучающий деформацию и течение пищевых масс.

 
Реология, предмет изучающий деформацию и

течение пищевых масс. Основные понятия реологии. Исследование реологических моделей  /Лек/

Л1.1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
7
2
Лекция-визуализация

0
 
Основные понятия реологии /Ср/
Л1.1

6
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
7
0
устный ответ на вопрос
0
 
 
Раздел 2. Реология сыпучих пищевых масс.

 
Реология сыпучих пищевых масс. /Лек/
Л1.1

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
7
2
Лекция-визуализация

0
 
Прочностные и компрессионные свойства твердых пищевых продуктов. /Лаб/
Л1.1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
7
0
0
 
Физико-механические свойства сыпучих пищевых масс. Определение относительных реологических характеристик сыпучих пищевых масс /Лаб/
Л1.1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
7
2
Работа в малых группах
0
 
Реология сыпучих пищевых масс. /Пр/
Л1.1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
7
2
Дискуссия

0
 
Оснащенность
 
Реология сыпучих пищевых масс. /Ср/
Л1.1

6
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
7
0
устный ответ на вопрос
0
 
 
Раздел 3. Реология структурированных пищевых масс. 

 
Реология структурированных пищевых масс.  /Лек/
Л1.1

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
7
0
0
 
Исследование реологических свойств ньютоновских и неньютоновских жидкостей с помощью капиллярного вискозиметра /Лаб/
Л1.1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
7
0
0
 
Реология структурированных пищевых масс.  /Пр/
Л1.1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
7
0
0
 
Реология структурированных пищевых масс.  /Ср/
Л1.1

6
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
7
0
устный ответ на вопрос
0
 
 
Раздел 4. Реология пищевых гелей. 

 
Реология пищевых гелей.  /Лек/
Л1.1

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
7
0
0
 
Реология пищевых гелей.  /Пр/
Л1.1

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
7
0
0
 
Реология пищевых гелей.  /Ср/
Л1.1

10
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
7
0
устный ответ на вопрос
0
 
 
Раздел 5. Реометрия пищевого сырья, полуфабрикатов и готовой продукции. 

 
Реометрия пищевого сырья, полуфабрикатов и готовой продукции. Определение коэффициентов трения пищевых материалов

/Лек/

Л1.1

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
7
0
0
 
Изучение адгезионных свойств пищевых продуктов /Лаб/
Л1.1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
7
0
0
 
Оснащенность
 
Реометрия пищевого сырья, полуфабрикатов и готовой продукции. Реометрия

сыпучих и структурированных пищевых масс. /Пр/

Л1.1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
7
0
0
 
Реометрия пищевого сырья, полуфабрикатов и готовой продукции.  /Ср/
Л1.1

6
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
7
0
устный ответ на вопрос
0
 
 
Раздел 6. Реологические свойства полуфабрикатов и готовых изделий кондитерского производства. 

 
Реологические свойства полуфабрикатов и готовых изделий кондитерского производства.  /Лек/
Л1.1

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
7
0
0
 
Реологические свойства мучных кондитерских полуфабрикатов и изделий

/Лаб/

Л1.1

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
7
0
0
 
Реологические свойства конфетных масс, помадных начинок, кондитерских изделий

/Лаб/

Л1.1

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
7
0
0
 
Реологические свойства фруктовых конфет и мармеладной массы и полученных студней

/Лаб/

Л1.1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
7
0
0
 
Реологические свойства шоколадных полуфабрикатов

/Лаб/

Л1.1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
7
2

Работа в малых группах

0
 
Реологические свойства полуфабрикатов и готовых изделий кондитерского производства.  /Ср/
Л1.1

6
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
7
0
устный ответ на вопрос
0
 
 
Раздел 7. Реологические свойства полуфабрикатов и готовых изделий хлебопекарного, производства. 

 
Реологические свойства полуфабрикатов и готовых изделий хлебопекарного производства.  /Лек/
Л1.1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
7
0
0
 
Реологические свойства хлебопекарного теста. Измерение свойств муки и теста на различных приборах, моделирующих технологические процессы. /Лаб/
Л1.1

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
7
2
Работа в малых группах
0
 
Оснащенность
 
Реологические свойства хлебопекарного теста при приготовлении. /Лаб/
Л1.1

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
7
0
0
 
Реологические свойства полуфабрикатов и готовых изделий хлебопекарного, производства.  /Ср/
Л1.1

6
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
7
0
устный ответ на вопрос
0
 
 
Раздел 8. Реологические свойства полуфабрикатов и готовых изделий макаронного производства.

 
Реологические свойства полуфабрикатов и готовых изделий макаронного производства. /Лек/
Л1.1

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
7
0
0
 
Реологические процессы, формования макаронных изделий. /Лаб/
Л1.1

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
7
0
0
 
Реологические процессы тестообразования, макаронных изделий

/Пр/

Л1.1

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
7
4
Работа в малых группах
0
 
Реологические свойства полуфабрикатов и готовых изделий макаронного производства. /Ср/
Л1.1

6
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
7
0
устный ответ на вопрос
0
 
 
Раздел 9. Использование реологических свойств при расчете технологических процессов хлебопекарного, кондитерского и макаронного производств.

 
Использование реологических свойств при расчете технологических процессов хлебопекарного, кондитерского и макаронного производств. /Лек/
Л1.1

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
7
2
Проблемная лекция
0
 
Использование реологических свойств при расчете технологических процессов хлебопекарного, кондитерского и макаронного производств. /Ср/
Л1.1

6
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
7
0
устный ответ на вопрос
0
 
 
Раздел 10. Контроль и управление качеством пищевых продуктов.

 
Контроль и управление

качеством пищевых продуктов.

/Пр/

Л1.1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
7
0
0
 
Оснащенность
 
Контроль и управление качеством пищевых продуктов. /Ср/
Л1.1

6
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
7
0
устный ответ на вопрос
0
 
/Экзамен/
Л1.1

36
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
7
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
Не предусмотрено УП.
 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Задачи  реометрии; Методы исследования в реометрии.

Сущность методов исследования, применяемых в реометрии; Основные классификации реометрии.

Реологические тела и дисперсные системы.

Классификация реологических тел.

Структурно-механические свойства пищевых систем.

Сдвиговые свойства пищевых продуктов.

Важнейшие сдвиговые характеристики структурированных систем пищевых продуктов.

Основные структурно-механические характеристики пищевых продуктов.

Объемное расширение и сжатие.

Плотность и пористость пищевых продуктов.

Поверхностные свойства пищевых продуктов.

Адгезия (липкость) и внешнее трение.

Способы регулирования поверхностных свойств продуктов питания.

Научные основы реометрии.

Пищевые продукты как предмет изучения реометрии.

Классификация дисперсных систем и структур пищевых продуктов.

Основные структурно-механические свойства пищевых продуктов.

Методы и приборы для измерения структурно-механических свойств пищевых продуктов. Контроль процессов и качества продуктов питания из растительного сырья по структурно-механическим свойствам

Определение вязкости пищевых продуктов с помощью капиллярного вискозиметра

Компрессионные структурно-механические свойства пищевых продуктов

Поверхностные структурно-механические свойства пищевых продуктов

Контроль процессов и качества продуктов питания по структурно-механическим свойствам. Автоматизированный контроль качества продуктов питания.

Связь между структурно-механическими свойствами продукта и сенсорной оценкой качества.

 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено УП.
 
Темы рефератов

1 Основные признаки гелеобразного состояния.

2 Типичные продукты сушки гелей: стеклообразное тело, твердая пена губчатого строения, ксерогель, аэрогель. Примеры. Типы гелей. Классификация по типу связей и по структурным признакам.

3 Примеры пищевых гелей разных типов Изменение реологических параметров при набухании различных гелей.

4 Получение гелей. Факторы, которые могут инициировать гелеобразование и возможность обратного перехода геля в золь или раствор.

5 Переход золь-гель. Точка перехода золь-гель. Независимость времени гелеобразования от объема системы.

6 Типы процессов гелеобразования: терм обратимое, термотропное и химически-инициированное. Изменение физико-химических свойств системы вблизи этой точки.

7 Молекулярная масса и размер кластеров.

8 Среднечисленная и средневесовая (среднемассовая) молекулярная масса, их изменение в процессе гелеобразования.

9 Изменение истинной вязкости, микроскопической вязкости и модуля упругости в процессе гелеобразования. Адгезия пищевых гелей.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Оснащенность
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Волошин Е. В.
Реология и реометрия пищевых масс: учебное пособие
Оренбург: ОГУ, 2019
Электронный ресурс
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
KOMPAS-3D
6.3.1.4
bCad Витрина
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.3
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.4
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.5
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
305
Учебная аудитория
Столы (12 шт.), стулья ученические (24 шт.), демонстрационное оборудование (проектор Acer X128H DLP XGA1024*768 (1 шт.), моноблок Acer Aspire C22-865 21.5” FHD Core (1 шт.),  интерактивная доска (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия 
Пр
 
314
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор Acer (1 шт.), интерактивная доска (1 шт.), моноблок Acer Aspire С22-865 (16шт.)) и учебно-наглядные пособия, стол компьютерный (16 шт.), кресла (16 шт.), кондиционер (1 шт.)
Лаб
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
СР
 
322
Учебная аудитория
Столы, стулья ученические, демонстрационное оборудование (проектор ACER (1 шт.), цифровая интерактивная доска (1 шт.), персональный компьютер ACER (1 шт.) и учебно-наглядные пособия
Лек
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции, практические и лабораторные занятия. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на лабораторное занятие и указания на самостоятельную работу. Практические и лабораторные занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной

дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой

дисциплине. Практические и лабораторное занятие начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. В каждой работе предусмотрены два типа заданий, одни задания студент выполняет самостоятельно, другие - совместно с преподавателем. По окончании работы студент делает вывод, в котором отражает достигнутые цели. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе практических и лабораторных занятий может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий. При подготовке к практическому и лабораторному занятию студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Качество учебной работы 

 
Оснащенность
 
студентов преподаватель оценивает в конце занятия, выставляя в рабочий журнал текущие оценки. Студент имеет право ознакомиться сними. Самостоятельная работа студента выполняется с начала изучения дисциплины. Обучающиеся самостоятельно изучают вопросы, вынесенные на самостоятельную подготовку, изучают учебники, дополнительную литературу, при необходимости консультируются с преподавателем. Основная цель самостоятельной работы студента при изучении дисциплины - закрепить теоретические знания, полученные в процессе лекционных занятий, а также сформировать практические навыки самостоятельного анализа особенностей дисциплины.
 
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 (МУ к ФОС).docx
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________