(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Технология продуктов питания из растительного сырья
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Технология продуктов питания из растительного сырья, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 14.06.2023 г., протокол № 17.
ции
ракт.
подг.
2. Роль государства и его органов в координации структуры питания населения.
3. Функциональный свойства пищевых продуктов и возможность их совершенствования с помощью пищевых добавок.
4. Поведение эмульгаторов в пищевых продуктах разного состава.
5. Разработка и выведение на рынок новых подсластителей Совершенствование процедур контроля качества пищевых добавок.
6. Европейская система кодификации ПД как средство информирования потребителей.
7. Функционирование системы контроля безопасности пищевых к в современной России: достижения и недостатки.
8. Роспотребнадзор, его организационная структура и контролирующие функции.
9. Классификация пищевых добавок. Основные функциональные классы.
10. Причины широкого использования пищевых добавок.
11. Цифровая кодификация пищевых добавок.
12. Гигиеническая регламентация пищевых добавок в продуктах питания
13. Пищевые красители и их значение.
14. Ограничения в применении пищевых красителей.
15. Натуральные красители, их свойства, функции.
16. Натуральные красители и их применение.
17. Синтетические красители, их свойства, функции.
19. Минеральные красители, их значение и применение.
20. Цветокорректирующие материалы, их значение и применение.
21. Вещества, изменяющие структуру и физико-химические свойства пищевых продуктов. Их значение.
22. Вещества, изменяющие структуру и физико-химические свойства пищевых продуктов. Их классификация.
23. Загустители и гелеобразователи. Их свойства, функции.
24. Загустители и гелеобразователи. Их применение.
25. Эмульгаторы. Их свойства, функции.
26. Эмульгаторы и их применение.
27. Стабилизаторы. Их свойства, функции.
28. Стабилизаторы и их применение.
29. Пенообразователи. Их свойства, функции.
30. Пенообразователи и их применение.
31. Регуляторы рН. Их свойства, функции.
32. Регуляторы рН и их применение.
33. Вещества, препятствующие слеживанию и комкованию. Их значение, свойства, функции.
34. Вещества, влияющие на вкус и аромат пищевых продуктов. Их значение.
35. Вещества, влияющие на вкус и аромат пищевых продуктов Их классификация.
36. Ароматизаторы и их применение.
37. Подслащивающие вещества. Их классификация, свойства и применение.
38. Ароматизаторы. Их свойства, функции.
39. Пряности и другие вкусовые добавки. Их значение, свойства и применение.
40. Соленые вещества.Их значение, свойства и применение.
41. Пищевые добавки, замедляющие микробную и окислительную порчу пищевого сырья и готовых продуктов. Их значение.
42. Пищевые добавки, замедляющие микробную и окислительную порчу пищевого сырья и готовых продуктов. Их классификация.
43. Консерванты. Их значение, свойства.
44. Консерванты и их применение.
45. Антибиотики. Их свойства, функции.
46. Антибиотики и их применение.
47. Пищевые антиокислители. Их свойства, функции.
48. Пищевые антиокислители и их применение.
49. Технологические пищевые добавки. Их значение и классификация.
50. Общие подходы к подбору и применению пищевых добавок.
51. Технологические добавки, улучшающие качество хлеба. Их свойства, применение.
52. Уплотнители. Их свойства, функции.
53. Уплотнители и их применение.
54. Пеногасители. Их свойства, функции.
55. Пеногасители и их применение.
56. Ферментные препараты. Их свойства, функции.
57. Ферментные препараты и их применение.
1. При выборе загустителей и гелеобразователей необходимо учитывать:
1) жирорастворимость ПД;
2) особенности пищевой системы;
3) температуру и время технологического процесса;
4) формирование желаемой текстуры продукта;
5) вид упаковки;
6) дозировку ПД.
2. Классы пищевых добавок, влияющих на структуру и физико-химические свойства продукта
1) регуляторы кислотности;
2) пеногасители;
3) гелеобразователи;
4) стабилизаторы;
5) пенообразователи;
6) эмульгаторы.
3. Растворимость гелеобразователей и загустителей повышается
1) в присутствии ионизированных групп;
2) при наличии неразветвленных зон и участков;
3) при охлаждении;
4) при наличии в молекулах боковых цепей;
6) при наличии ионов поливалентных катионов.
4. Основные технологические функции эмульгаторов
1) взаимодействие с жирами;
2) солюбилизация;
3) диспергирование;
4) комплексообразование с крахмалом;
5) связывание воды;
6) модификация кристаллов.
5. Что входит в понятия «Пищевые добавки, регулирующие консистенцию и формирующие текстуру продукта»?
а) модифицированные крахмалы, пектины, агары, альгинаты.
б) поверхностно-активные вещества ионогенные и неионогенные.
в) низкоэтерифицированные пектины, высокоэтерифицированные пектины.
г) загустители, гелеобразователи, стабилизаторы, эмульгаторы, разжижители, пенообразователи.
6. Гидрофильно-липофильный баланс является важной характеристикой:
1) антиокислителей;
2) эмульгаторов;
3) пищевых волокон;
4) консервантов.
7. Природные подслащивающие вещества
1) сахарин;
2) миракулин;
3) цикламаты;
4) тауматин;
5) аспартам;
6) монелин
8. В пищевой промышленности ароматизаторы используют для достижения целей:
1) восстановление вкуса и аромата продукта, утраченного при переработке и хранении;
2) стабилизация вкуса и аромата;
3) придания вкуса и аромата несвойственного для данного продукта;
4) придание вкуса и аромата безвкусным продуктам;
5) усиление натурального вкуса и аромата;
6) для удлинения сроков хранения пищевого продукта
9. Для чего вводится в состав пищевых продуктов глутаминовая кислота:
1) для гелеобразования;
2) для пенообразования;
3) для усиления и модификации вкуса;
4) для увеличения срока хранения.
10. Как должна изменяться пищевая ценность продуктов питания при введении в их состав подсластителей:
1) снижаться;
2) не изменяться;
3) возрастать значительно;
4) увеличиваться незначительно;
11. В каких из перечисленных ниже пищевых продуктов допускается использование консервантов:
1) сливочное масло;
2) растительное масло;
3) мука;
4) хлеб.
12. Что входит в понятие «Пищевые добавки, повышающие сохранность продуктов питания»?
1) Сорбиновая кислота, сорбаты, бензойная кислота, бензоаты;
2) Консерванты, антиоксиданты, влагоудерживающие агенты, плекообразователи;
3) Стабилизаторы, улучшители, ингибиторы;
4) Токоферолы, каротиноиды, аскорбиновая кислота.
13. Какая из перечисленных ниже ПД способна замедлить микробную порчу пищевых продуктов:
1) тартразин;
2) альгинат натрия;
3) бензоат натрия;
4) глутамат натрия.
14. У каких из перечисленных ниже пищевых продуктов увеличиваются сроки хранения при использовании антиокислителей:
1) у хлеба;
2) у пива;
3) у крупы;
4) у шоколада;
15. Насколько велико количество антибиотиков, разрешенных к применению в качестве ПД:
1) более 10;
2) более 5;
3) более 3;
4) более 1.
16. К технологическим добавкам относятся:
1) ароматизаторы;
2) желеобразователи;
3) консерванты;
4) красители.
17. Наличие идентификационного № и буквы свидетельствует о том, что:
1) вещество может быть рекомендовано в рамках его установленной технологической необходимости;
2) вещество абсолютно безопасно;
3) для данного вещества установлены критерии частоты;
4) вещество может быть рекомендовано в рамках его установленной безопасности;
5) вещество проверено на безопасность;
6) ПД можно использовать в любые пищевые продукты.
18. Применение пищевых добавок считается допустимым и оправданным при условии достижения целей:
1) сохранение органолептических свойств;
2) улучшение условий производственных процессов;
3) улучшение пищевой ценности продукта;
4) сокрытия пороков пищевого сырья;
5) сохранение натуральных качеств продукта;
6) изменение сущности пищевого продукта.
Система знаний по дисциплине «Пищевые добавки и технологические вспомогательные средства» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, бакалавр готовится к занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в
2. Посещать лабораторные занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к лабораторному занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Лабораторные занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На лабораторных занятиях решаются конкретные задачи по дисциплине, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Лабораторные занятия заканчиваются подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Пищевые добавки и технологические вспомогательные средства», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
Рекомендации по подготовке к лекциям. При подготовке к очередному лекционному занятию необходимо:
1. Максимально подробно разработать материал, излагавшийся на предыдущем лекционном занятии, при этом выделить наиболее важную часть изложенного материала (основные определения и формулы).
2. Постараться запомнить основные формулировки.
3. Постараться максимально четко сформулировать (подготовить) вопросы, возникшие при разборе материала предыдущей лекции.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году