2023-2024_19_03_02_23-1_Продукты питания из раст_ сырья_plx_Проектирование и реконструкция предприятий переработки продуктов из растительного сырья
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Механизации, электрификации и автоматизации с/х производства
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
14.06.2023 г.
 
Б1.В.10
Проектирование и реконструкция предприятий переработки продуктов из растительного сырья
Направление подготовки 19.03.02 Продукты питания из растительного сырья

Направленность (профиль) Технология продуктов питания из растительного сырья

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
52
аудиторные занятия
56
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

8 (4.2)
Итого
Недель
7 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
28
28
28
28
Лабораторные
28
28
28
28
В том числе инт.
12
12
12
12
Итого ауд.
56
56
56
56
Кoнтактная рабoта
56
56
56
56
Сам. работа
52
52
52
52
Итого
108
108
108
108
 
 
 
Программу составил(и):
канд. техн. наук, доц., Шаронова Т.В.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 19.03.02 Продукты питания из растительного сырья (приказ Минобрнауки России от 17.08.2020 г. № 1041).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Проектирование и реконструкция предприятий переработки продуктов из растительного сырья" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 19.03.02 Продукты питания из растительного сырья

Направленность (профиль) Технология продуктов питания из растительного сырья, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 14.06.2023 г., протокол № 17.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Мардарьев С.Н. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Мардарьева Н.В. 
Председатель методической комиссии факультета  Елисеев И.П.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков в области проектирования и строительства перерабатывающих предприятий. 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Производственная практика, технологическая практика
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПК-1. Способен организовывать технологический процесс в рамках принятой в организации технологии производства продуктов питания из растительного сырья
 
ПК-1.1 Разрабатывает планы размещения оборудования, технического оснащения и организации рабочих мести технологическую и эксплуатационную документацию по ведению технологического процесса и техническому обслуживанию оборудования в рамках принятой в организации технологии производства продуктов питания из растительного сырья
 
 
 
ПК-1.2 Проводит расчет производственных мощностей и загрузки оборудования и нормативов материальных затрат (нормы расхода сырья, полуфабрикатов, материалов, инструментов, технологического топлива, энергии) и экономической эффективности в рамках принятой в организации технологии производства продуктов питания из растительного сырья
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
технологический процесс в рамках принятой в организации технологии производства продуктов питания из растительного сырья.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
организовывать технологический процесс в рамках принятой в организации технологии производства продуктов питания из растительного сырья.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
организации технологического процесса в рамках принятой в организации технологии производства продуктов питания из растительного сырья.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Основы проектирования и реконструкция перерабатывающих производств

 
Введение. Содержание, цель и задачи дисциплины. Общие сведения и нормативная база проектирования. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-1.1 ПК-1.2
8
0
Опрос, конспект
0
 
Обоснование и выбор технологических процессов. Расчет объемов выпуска готовой продукции /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
ПК-1.1 ПК-1.2
8
0
Опрос, конспект
0
 
Расчет потребности в сырье и вспомогательных материалов /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-1.1 ПК-1.2
8
0
Опрос, конспект
0
 
Основы проектирования технологической части. Расчет и подбор оборудования. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-1.1 ПК-1.2
8
2
Опрос, конспект. Проблемная лекция
0
 
Проектирование технологического процесса, расчет и подбор ТО. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-1.1 ПК-1.2
8
0
Опрос, конспект.
0
 
Разработка графика технологического процесса перерабатывающего предприятия /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-1.1 ПК-1.2
8
0
Опрос, конспект
0
 
Оснащенность
 
Основы проектирования и реконструкция предприятий. Общие сведения о строительных чертежах /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-1.1 ПК-1.2
8
2
Опрос, конспект. Проблемная лекция
0
 
Состав площадей главного производственного корпуса. Компоновка основных и вспомогательных производств. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-1.1 ПК-1.2
8
0
Опрос, конспект
0
 
Определение площадей производственных участков и габаритных размеров здания перерабатывающих предприятий /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-1.1 ПК-1.2
8
0
Опрос, конспект
0
 
Проектирование технологического процесса, расчет и подбор  технологического оборудования для производства хлебобулочных изделий /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-1.1 ПК-1.2
8
0
Опрос, конспект
0
 
Проектирование помещений по хранению сырья и готовой продукции /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-1.1 ПК-1.2
8
0
Опрос, конспект
0
 
Генеральный план перерабатывающего предприятия /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-1.1 ПК-1.2
8
0
Опрос, конспект
0
 
Основы проектирования мероприятий по охране труда /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-1.1 ПК-1.2
8
2
Опрос, конспект, проблемная лекция
0
 
Расчет расхода воды, пара, холода и электроэнергии на технологические цели и бытовые нужды /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-1.1 ПК-1.2
8
0
Конспект, тест
0
 
Обоснование и выбор технологических процессов. расчет объемов выпуска готовой продукции. /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-1.1 ПК-1.2
8
2
деловая игра
0
 
изучение планировочных решений для предприятий различного назначения. /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
ПК-1.1 ПК-1.2
8
0
защита работы
0
 
расчет потребности в сырье и вспомогательных материалов для перерабатывающего производства /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-1.1 ПК-1.2
8
0
защита работы
0
 
Расчет годового фонда времени. определение потребного количества рабочих. /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-1.1 ПК-1.2
8
0
защита работы
0
 
Основы проектирования и реконструкции технологической части. Расчет и подбор оборудования. /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1

4
ПК-1.1 ПК-1.2
8
2
круглый стол
0
 
Разработка графика технологического процесса перерабатывающего предприятия. /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-1.1 ПК-1.2
8
2
круглый стол
0
 
Расстановка оборудования на плане основного производственного корпуса. /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-1.1 ПК-1.2
8
0
защита работы
0
 
Состав площадей главного производственного корпуса. /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1

4
ПК-1.1 ПК-1.2
8
0
защита работы
0
 
Проектирование помещений по хранению сырья и готовой продукции. /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-1.1 ПК-1.2
8
0
защита работы
0
 
Основные элементы зданий и сооружений перерабатывающих предприятий. Виды основных строительных материалов и их свойств. /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1

4
ПК-1.1 ПК-1.2
8
0
защита работы
0
 
Разработка компоновочного плана. выбор конструкции основных строительных элементов. /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-1.1 ПК-1.2
8
0
защита работы
0
 
Общие положение о проектировании.Предпроектные и проектные работы. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

6
ПК-1.1 ПК-1.2
8
0
конспект
0
 
Оснащенность
 
Изучение планировочных решений для предприятий различного назначения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-1.1 ПК-1.2
8
0
конспект
0
 
Проектирование технологического процесса, расчет и подбор ТО для производства хлебобулочных изделий. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

6
ПК-1.1 ПК-1.2
8
0
конспект
0
 
общие сведения о строительных чертежах. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

6
ПК-1.1 ПК-1.2
8
0
Конспект
0
 
Компоновка основных и вспомогательных производств. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

6
ПК-1.1 ПК-1.2
8
0
конспект
0
 
Определение площадей производственных участков и габаритных размеров здания. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э2

6
ПК-1.1 ПК-1.2
8
0
конспект
0
 
Определение площадей производственных участков и габаритных размеров здания. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

6
ПК-1.1 ПК-1.2
8
0
конспект
0
 
Проектирование помещений по хранению сырья и готовой продукции. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

6
ПК-1.1 ПК-1.2
8
0
конспект
0
 
Основы проектирования мероприятий по охране труда. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

6
ПК-1.1 ПК-1.2
8
0
конспект
0
 
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1

0
ПК-1.1 ПК-1.2
8
0
тест, ответы на вопросы
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
Вопросы для оценки знаний теоретического курса

1.Общие сведения о проектировании промышленных зданий и требования к ним

2.Этапы проектирования перерабатывающих производств и требования к процессу проектирования.

3. Основные методы проектирования при создании предприятий

4. Документация входящая в состав проекта и их содержание

5. Чертежи входящие в состав пояснительной записки проекта

6. Классификация предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья

7. Мощность, производительность и  технологический поток предприятия и основные характеристики технологического потока.

8. Методика определения мощности перерабатывающих предприятий

9. Дайте определение операции I, 2, 3 и 4 класса и их производительность.

10. Методика определения производительности линии, и какая зависимость между производительности линии и промежуточной емкости

11. Отличительные признаки общей принципиальной технологической схемы от частной

12. Операторная модель технологического процесса и необходимость таких моделей

13. Назначение и особенности расчета промежуточных емкостей для переработки молока, мяса, зерна, плодов и ягод.

14.Об особенностях проектирования предприятий по переработке молока, мяса, зерна, плодов и ягод.

15. Технологические схемы по первичной переработке молока, мяса, зерна, плодов и ягод.

16. Сущность и методика продуктового расчета предприятия по первичной переработке молока, мяса, зерна, плодов и ягод.

17. Последовательность разработки графика технологических процессов переработки молока, мяса, зерна, плодов и ягод и необходимое оборудование для их выполнения.

18. Режим работы предприятия, расчет номинальных и действительных годовых фондов времени рабочих и оборудования.

19. Расчет количества производственных, вспомогательных и других категорий работающих на предприятии.

20.Требования к технологическому оборудованию и нормы производительности машин и аппаратов периодического и непрерывного действия.      

21. Приведите особенности расчета и подбора технологического оборудования для переработки молока, мяса, зерна, плодов и ягод.

22. Промышленные здания и требования к их проектированию, ЕМС в строительстве. Понятия о пролете, шаге, сетке колонн

23. Состав площадей предприятия, методы расчета производственных площадей и определение габаритных размеров производственного корпуса.

24. Компоновка основных и вспомогательных производств предприятия    

25. Складские системы, технологическая схема хранения сырья и готовой продукции.

Вопросы на оценку понимания/умений студента

1. Запасы производства, оптимизация запасов и емкости хранилища.

2. Методика определения теплового баланса хранилища и расчет теплового баланса камеры хранения

 
Оснащенность
 
3. Параметры, по которым выбирается холодильная машина.

4. Как изменяется теплоприток от холодильной обработки при увеличении объема камеры и массы продукции.

5. Назначения генерального плана и основные оценочные показатели плана.

6. Перечислите материалы, используемые для строительства.

7. Сравнительная характеристика строительных материалов по прочности и по влагостойкости.

8. Материалы, используемые для теплоизоляции, газоизоляции  и гидроизоляции зданий, сооружений

9. Охарактеризуйте покрасочные материалы и их назначение.

10. Назовите строительные металлы и их марки.

11. Какие типы зданий применяют для строительства перерабатывающих предприятий?

12. Назовите основные элементы зданий и сооружений.

13. Типы фундаментов, используемые для строительства зданий.

14. Как влияет географическая широта на выбор фундамента?

15. Несущая стена, самонесущая стена

16. Параметры, необходимые для расчета вентиляции и освещения.

17. Параметры, необходимые для расчета водоснабжения производственного помещения.

18. Параметры, необходимые для расчета канализации производственного помещения.  

19. Основные положения методики расчета энергообеспечения производства.

20. Основные требования техники безопасности, которые необходимо учитывать при проектировании предприятий.

21. Перечислите задачи управления производством.

22. Понятие системы промышленной автоматизации.

23. Интегрированная система управления производством.

24. Расчет себестоимости выпускаемой продукции.

25. Основные техника – экономические показатели проекта.

26. Технико-экономическая оценка проекта.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено учебным планом.
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом.
 
Примерный перечень вопросов рефератов:

1. Назначение и классификация предприятий АПК.

2. Генеральный план предприятия.

3 Гидравлический расчет воздуховодов.

4 Гидравлический расчет трубопроводов водяного отопления.

5 Гидравлический расчет трубопроводов насосной водяной системы отопления.

6 Индивидуальные проекты.

7 Источники водоснабжения, головные сооружения водопроводов.

8 Каркас промышленных зданий.

9 Машины и механизмы для производства работ.

10 Назначение канализации и категории сточных вод.

11 Назначение ограждающих конструкций, лестниц, лифтов.

12 Объемно-планированные и конструктивные решения зданий.

13 Определение количества тепла на подогрев вентиляционного здания.

14 Определение установочной мощности электродвигателя к вентилятору.

15 Определите теплопотери здания.

16 Определите теплопотери промышленного здания точным и приближенным методами.

17 Определите часовой и годовой расход тепла на отопление здания.

18 Определить требуемую поверхность нагрева отопительных приборов.

19 Организация строительства.

20 Основания зданий.

21 Основы технологии производства строительных работ.

22 Понятие реформационного шва, несущих конструкций и фундамента.

23 Правила выполнение плана и поперечного разреза многоэтажного промышленного здания.

24 Правила подбора вентилятора.

25 Правила подбора калорифера.

26 Правила подбора оборудования вентиляционной системы.

27 Проектирование производственных зданий.

28 Расчет горячего водоснабжения.

29 Расчет отопительных приборов.

30 Расчет производительности механической вентиляции для производственного помещения.

31 Стадии проектирования.

32 Стандартизация в строительстве.

33 Схемы районной планировки. Промышленные узлы.

34 Теплотехнический контроль внешних ограждений

35 Типовые проектирования.

36 Типы одноэтажных и многоэтажных зданий.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
37 Требования, предъявляемые к зданиям.

38 Унификация и типизация зданий и конструктивные элементы.

39 Фундамент здания.

40 Характеристика природных газов и их использование.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Глущенко Н. А., Глущенко Л. Ф.
Сооружения и оборудование для хранения продукции растениеводства и животноводства: учебное пособие
М.: КолосС, 2013
Электронный ресурс
 
Л1.2
Зимняков В. В., Полывяный Ю. В.
Сооружения и оборудование для хранения сельскохозяйственной продукции: учебное пособие
Пенза: ПГАУ, 2018
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Курочкин А. А., Милюткин В. А., Сергеев А. Ю., Шабурова Г. В.
Практикум по сооружениям и оборудованию для хранения продукции растениеводства и животноводства: учебное пособие
М.: КолосС, 2007
25
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики
 
Э2
Чувашхлебпродукт
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
1С: Предприятие 8. Сельское хозяйство. Комплект для обучения в высших и средних УЗ.
6.3.1.4
KOMPAS-3D
6.3.1.5
Комплект программ AutoCAD
6.3.1.6
OfficeStandard 2010
6.3.1.7
OfficeStandard 2013
6.3.1.8
ОС Windows Vista
6.3.1.9
ОС Windows 7
6.3.1.10
ОС Windows 8
6.3.1.11
ОС Windows 10
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.4
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
Оснащенность
 
1-500
Учебная аудитория
Доска ученическая настенная трехэлементная (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран с электроприводом СЕНА EcMaster Electric 180*180 (1 шт.), ноутбук, проектор) и учебно-наглядные пособия, стол преподавательский (1 шт.), кафедра лектора настольная (1 шт.), стол ученический 4-х местный на металлокаркасе (26 шт.), стул полумягкий (1 шт.), скамейка 4-х местная на металлокаркасе (27 шт.)
Лек
 
1-506
Учебная аудитория
Доска ученическая настенная трехэлементная, столы (15 шт.), стулья (23 шт.), стенды (3 шт.), тренажерно-диагностичекий комплекс «Кондиционер», тренажерно-диагностичекий комплекс «Холодильник», тестораскаточная машина Imperia, фильтр комбинированный, Тестомес Fimar 7/S
Лаб
 
1-511
Учебная аудитория
Установка охладительная ВО-У 2,5, установка прессования и охлаждения творога, шкаф жарочный ШЖЭ-1, эл. котел варочный (Варочное устройство), печь 2Ш2К,  столы (11 шт.), стулья (22 шт.), стенды (14 шт.), стеллажи с оборудованием
Лаб
 
1-501
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (персональные компьютеры) (3 шт.). Стол ученический 2-х местный (5 шт.), стул ученический (7 шт.)
СР
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и лабораторными занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, осуществление текущего и  промежуточного форм контроля.

Система знаний по дисциплине  формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, бакалавр готовится к занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, методов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. Посещать лабораторные занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к лабораторному занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи и тесты для самостоятельной работы, литературу. Лабораторные занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На лабораторных занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Лабораторное занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение материалов учебников и статей из научной литературы, решение задач. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины, для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 (МУ к ФОС).docx
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________