2023-2024_19_03_02_23-1_Продукты питания из раст_ сырья_plx_Безопасность и контроль качества сырья и продуктов из растительного сырья
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Биотехнологий и переработки сельскохозяйственной продукции
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
14.06.2023 г.
 
Б1.В.12
Безопасность и контроль качества сырья и продуктов из растительного сырья
Направление подготовки 19.03.02 Продукты питания из растительного сырья

Направленность (профиль) Технология продуктов питания из растительного сырья

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
48
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
Итого
Недель
17 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Лабораторные
32
32
32
32
В том числе инт.
12
12
12
12
Итого ауд.
48
48
48
48
Кoнтактная рабoта
48
48
48
48
Сам. работа
60
60
60
60
Итого
108
108
108
108
 
 
 
Программу составил(и):
канд. биол. наук, доц., Щипцова Надежда Варсонофьевна
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 19.03.02 Продукты питания из растительного сырья (приказ Минобрнауки России от 17.08.2020 г. № 1041).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Безопасность и контроль качества сырья и продуктов из растительного сырья" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 19.03.02 Продукты питания из растительного сырья

Направленность (профиль) Технология продуктов питания из растительного сырья, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 14.06.2023 г., протокол № 17.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Мардарьева Н.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Мардарьева Н.В. 
Председатель методической комиссии факультета  Елисеев И.П.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование знаний и практических навыков в области безопасности и качества сырья растительного происхождения и продуктов его переработки на основе систематической идентификации, оценки опасных факторов, оказывающих влияние на безопасность продукции. 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Научные основы кондитерского и макаронного производства
2.1.2
Общая технология переработки зерна
2.1.3
Производственная практика, организационно-управленческая практика
2.1.4
Производственная практика, технологическая практика
2.1.5
Технология производства макаронных изд
2.1.6
Биотехнологические основы хлебопекарного производства
2.1.7
Научные основы хлебопекарного производства
2.1.8
Учебная практика, технологическая практика
2.1.9
Учебная практика, ознакомительная практика
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Организация производства продуктов из растительного сырья
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПК-3. Способен разрабатывать системы мероприятий по повышению эффективности технологических процессов производства высококачественных безопасных продуктов питания из растительного сырья
 
ПК-3.1 Готовит предложения по повышению эффективности производства и конкурентоспособности продукции, направленных на рациональное использование и сокращение расходов сырья, материалов, снижение трудоемкости производства продукции, повышение производительности труда, экономное расходование энергоресурсов в организации, внедрение безотходных и малоотходных технологий переработки растительного сырья
 
 
 
ПК-3.2 Проводит математическое моделирование технологических процессов производства продуктов питания из растительного сырья на базе стандартных пакетов прикладных программ и расчет производственных и непроизводственных затрат действующих и модернизируемых производств пищевой продукции на автоматизированных технологических линиях для оценки эффективности производства и технико-экономического обоснования строительства новых производств, реконструкции и модернизации технологических линий и участков в целях оптимизации производства, разработки новых технологий и технологических схем производства продуктов питания из растительного сырья
 
 
 
ПК-3.3 Организует работы по применению передовых технологий для повышения эффективности технологических процессов производства продуктов питания из растительного сырья
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- нормативные документы по вопросам пищевой промышленности;
3.1.2
- современные методы лабораторного анализа;
3.1.3
- нормы и регламенты проведения работ в области растениеводства;
3.1.4
- перечень документов для осуществления производства, переработки и хранения продукции растениеводства.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- оценивать качество продукции из сырья растительного происхождения;
3.2.2
- работать с нормативными документами по вопросам пищевой промышленности; 
3.2.3
- оформлять специальные документы для осуществления производства, переработки и хранения продукции растениеводства.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
- выбора методов контроля и оценки качества продукции растениеводства;
3.3.2
- оформления специальных документов для осуществления производства, переработки и хранения продукции растениеводства. 
 
 
Оснащенность
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Безопасность и контроль качества сырья и продуктов

 
Теоретические и практические основы науки о питании /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

2
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
7
0
0
 
Концепция государственной политики в области здорового питания /Лаб/
Л1.1

Э1 Э2

2
ПК-3.1
7
0
0
 
Нормативно-правовая база регулирования продовольственной безопасности /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

4
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
7
0
0
 
Нормативно-правовая база регулирования продовольственной безопасности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

16
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
7
0
Устный ответ на вопрос
0
 
Методология оценки безопасности пищевых продуктов и принципы гигиенического нормирования. Загрязнения токсичными элементами /Лаб/
Л1.1

Э1 Э2

2
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
7
0
0
 
Макроэлементы  и микроэлементы, их роль в организме человека /Лаб/
Л1.1

Э1 Э2

4
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
7
0
0
 
Контроль органолептических и физико-химических показателей качества плодов и овощей. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

2
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
7
2
Лекция с заранее запланированными ошибками
0
 
Контроль органолептических и физико-химическиж показатели качества зерна и продуктов его переработки. /Лек/
Л1.1 Л1.2

Э1 Э2

2
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
7
0
0
 
Природные компоненты пищевой продукции как факторы загрязнения /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

4
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
7
2
Учебная дискуссия
0
 
Природные компоненты пищевой продукции как факторы загрязнения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

12
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
7
0
Сообщение
0
 
Загрязнение пищевых продуктов ксенобиотиками биологического происхождения /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

2
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
7
0
0
 
Биологические ксенобиотики /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

4
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
7
0
0
 
Биологические ксенобиотики /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

10
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
7
0
Доклад
0
 
Загрязнение пищевых продуктов ксенобиотиками химического происхождения /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

2
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
7
2
Проблемная лекция
0
 
Химические ксенобиотики /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

6
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
7
2
Круглый стол
0
 
Оснащенность
 
Химические ксенобиотики /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

12
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
7
0
Сообщение
0
 
Основные принципы радиозащитного питания /Лек/
Л1.1

Э1 Э2

2
ПК-3.1
7
0
0
 
Генетически модифицированные продукты /Лек/
Л1.1

Э1 Э2

2
ПК-3.1
7
2
Проблемная лекция
0
 
Оценка безопасности генетически модифицированных продуктов /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

2
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
7
2
Учебная дискуссия
0
 
Полимерные материалы в пищевой промышленности /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

2
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
7
0
0
 
Упаковочные материалы /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

4
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
7
0
0
 
Полимерные материалы в пищевой промышленности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

10
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
7
0
Устный ответ
0
 
 
Раздел 2. Контроль

 
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

0
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
7
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Безопасность продовольственного сырья и пищевых продуктов как одна из основных составляющих их качество. 2. Проблема продовольственной безопасности на международном уровне. 3. Пища как возможный источник и носитель потенциально опасных веществ. 4. Природные компоненты пищи и их действие на организм. 5. Основные принципы санитарно-гигиенического нормирования, регистрации, маркировки пищевых продуктов из генетически модифицированных источников. 6. Методы определения показателей безопасности в продуктах питания. 7. Меры токсичности веществ. 8. Ртуть: источник загрязнения продуктов. Токсическая опасность ртути и его соединений. 9. Кадмий, его токсичность и источники загрязнения. 10. Свинец, его токсичность и источники загрязнения. 11. Мышьяк, его токсичность и источники загрязнения. 12. Методы определения токсичных элементов в пищевых продуктах. 13. Загрязнение пищевых продуктов растительного происхождения пестицидами. 14. Технологические способы снижения остаточных количеств пестицидов в  сырье растительного происхождения и продуктах его переработки. 15. Биологическое действие соединений азота на человеческий организм. 16. Технологические способы снижения содержания соединений азота в сырье и пищевых продуктах. 17. Проблемы применения и контроля гормональных препаратов. 18. Проблемы применения и контроля антибиотиков. 19. Показатели качества пищевой продукции и факторы, влияющие на них. 20. Методы и средства контроля качества пищевой продукции. 21. Механизм реализации Государственной политики в области здорового питания. Основные направления. 22. Ожидаемые результаты реализации Государственной политики в области здорового питания. 23. Генетически модифицированные продукты питания. 24. Загрязнение продовольственного сырья препаратами, применяемыми в растениеводстве.
 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено учебным планом.
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом.
 
Оснащенность
 
Тематика рефератов

1. Развитие международных программ по гигиене  продуктов растительного происхождения.

2. Европейские системы контроля безопасности продуктов питания.

5. Показатели качества продукции растительного происхождения и факторы, влияющие на них.

6. Методы и средства контроля качества  продукции растительного происхождения.

8. Система мониторинга.

9. Приоритетные загрязнители агросферы.

10. Пищевые добавки.

11. Генетически модифицированные продукты питания.

12. Потенциально опасные вещества пиши и основные пути ее загрязнения.

13. Радиационная безопасность продовольственного сырья и пищевых продуктов.

14. Полимерные и другие материалы как возможный источник загрязнения продукции  растительного происхождения

15. Биологически активные добавки.

16. Гигиеническая экспертиза пищевых продуктов.

17. Вещества, применяемые в растениеводстве.

18. Обеспечение качества продовольственного сырья и продуктов питания.

19. Гигиенические требования, предъявляемые к пищевым продуктам.

20. Биологические ксенобиотики.

21. Химические ксенобиотики.

Тесты

1. К токсинам химического происхождения относятся:

а) микотоксины;

б) пестициды;

в) бактериальные токсины.

2. Определение содержания тяжелых металлов в сырье и продуктах растительного происхождения проводят методом……

а) газожидкостной хроматографии;

б) атомно-абсорбционной спектрометрии;

в) органолептическим.

3. Степень безвредности продукта для организма человека – это….

а) технологическое качество;

б) экологическое качество;

в) органолептическое качество.

4. Микотоксины продуцируются…

а) токсикогенными грибами;

б) растениями;

в) клещами.

5. При миграции ТМ  учитывают их ……

а) валовое содержание;

б) подвижные формы;

в) ориентировочно допустимую концентрацию.

6. К токсинам биологического происхождения относятся:

а) микотоксины;

б) металлы;

в) пестициды.

7. К пестицидам относятся:

а) мышьяк;

б) микотоксины;

в) хлорорганические соединения.

8. Для снижения содержания ТМ в почве следует проводить мероприятия направленные на …. .

а) повышение содержание минеральных веществ;

б) детоксикацию;

в) снижение кислотности.

9. Применение пищевых добавок возможно, если они:

а) не угрожают здоровью населения;

б) необходимы в процессе производства;

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
в) повышают конкурентоспособность продукции.

10. Ферментные препараты с протеолитической активностью воздействуют на структурные компоненты:

а) липиды;

б) белки;

в) крахмал.

11. Ферментные препараты с амилолитической активностью воздействуют на структурные компоненты:

а) липиды;

б) белки;

в) крахмал.

12. Пищевая добавка – сорбиновая кислота является:

а) консервантом;

б) красителем;

в) органической кислотой.

13. Нигиляция – это……..

а) токсический эффект  превышает суммирование;

б) токсический эффект меньше, чем при суммировании;

в) эффект такой какой есть.

14. Основными мишенями при воздействии свинца являются:

а) сердце, гипофиз;

б) железо, печень;

в) нервная, кровеносные системы.

15. Металл, не являющийся жизненно необходимым для организма

а) железо;

б) кадмий;

в) медь.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Баранников В. Д., Кириллов Н. К.
Экологическая безопасность сельскохозяйственной продукции: учебное пособие
М.: КолосС, 2005
92
 
Л1.2
Черников В. А., Соколов О. А.
Экологически безопасная продукция: учебное пособие
М.: КолосС, 2009
25
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Елисеева Л. Г., Иванова Т. Н., Евдокимова О. В.
Товароведение и экспертиза продуктов переработки плодов и овощей: учебник
М.: Дашков и К, 2016
Электронный ресурс
 
Л2.2
Галун Л. А., Лисовская Д. Л., Рощина Е. В., Лазько Л. Я., Тригубова Л. А.
Товароведение и экспертиза продовольственных товаров растительного происхождения. Кондитерские товары: учебное пособие
Минск: Высш.шк., 2009
Электронный ресурс
 
Л2.3
Позняковский В. М., Резниченко И. Ю., Попов А. М., Позняковский В. М.
Экспертиза пищевых концентратов. Качество и безопасность
Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2010
Электронный ресурс
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И БЕЗОПАСНОСТЬ
 
Э2
Евразийская технологическая платформа "Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК — продукты здорового питания"
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
bCad Витрина
6.3.1.3
MapInfo
 
Оснащенность
 
6.3.1.4
Access 2016
6.3.1.5
Project 2016
6.3.1.6
Visio 2016
6.3.1.7
VisualStudio 2015
6.3.1.8
Office 2007 Suites
6.3.1.9
GIMP
6.3.1.10
MozillaFirefox
6.3.1.11
MozillaThinderbird
6.3.1.12
7-Zip
6.3.1.13
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.14
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.15
OfficeStandard 2010
6.3.1.16
OfficeStandard 2013
6.3.1.17
LibreOffice
6.3.1.18
ОС Windows Vista
6.3.1.19
ОС Windows 7
6.3.1.20
ОС Windows 8
6.3.1.21
ОС Windows 10
6.3.1.22
Ubuntu (Mint)
6.3.1.23
Project Expert 7 Holding
6.3.1.24
OpenOffice 4.1.1
6.3.1.25
ПО для ЛТК 6.4
6.3.1.26
медиапроигрыватель VLC
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.4
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.5
Электронная система «Госфинансы». Полнотекстовая электронная система, постоянно пополняемая. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.gosfinansy.ru/
 
Оснащенность
 
6.3.2.6
6.3.2.7
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.8
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
СР
 
315
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор Acer (1 шт.),  интерактивная доска (1 шт.), моноблок  Acer Aspire С22-865 (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия, столы (28 шт.), стулья ученические (54 шт.), стул для преподавателя (1 шт.), трибуна. 
Лек
 
305
Учебная аудитория
Столы (12 шт.), стулья ученические (24 шт.), демонстрационное оборудование (проектор Acer X128H DLP XGA1024*768 (1 шт.), моноблок Acer Aspire C22-865 21.5” FHD Core (1 шт.),  интерактивная доска (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия 
Лаб
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и лабораторными работами, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего и промежуточного форм контроля.

Система знаний по дисциплине формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к работам, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. Посещать лабораторные работы, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к лабораторной работе выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Лабораторные работы начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На лабораторных работах решаются конкретные задачи по дисциплине, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Лабораторные работы заканчиваются подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины, для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

Изучение наиболее важных тем или разделов учебной дисциплины завершают лабораторные работы, которые обеспечивают: контроль подготовленности студента; закрепление учебного материала; приобретение опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, в том числе аргументации и защиты выдвигаемых положений и тезисов. Лабораторному занятию предшествует самостоятельная работа студента, связанная с освоением материала, полученного на лекциях, и материалов, изложенных в учебниках и учебных пособиях, а также литературе, рекомендованной преподавателем.

 
Оснащенность
 
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 (МУ к ФОС).docx
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________