2023-2024_19_03_03_23-1_Продукты питания жив_ происхождения_plx_Правовые основы профессиональной деятельности
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Общеобразовательных дисциплин
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
14.06.2023 г.
 
Б1.О.07
Правовые основы профессиональной деятельности
Направление подготовки 19.03.03 Продукты питания животного происхождения

Направленность (профиль) Технология продуктов питания животного происхождения

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
48
аудиторные занятия
60
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

6 (3.2)
Итого
Недель
16 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
30
30
30
30
Практические
30
30
30
30
В том числе инт.
12
12
12
12
Итого ауд.
60
60
60
60
Кoнтактная рабoта
60
60
60
60
Сам. работа
48
48
48
48
Итого
108
108
108
108
 
 
 
Программу составил(и):
ст.пр., Петренко Н.Н.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 19.03.03 Продукты питания животного происхождения (приказ Минобрнауки России от 11.08.2020 г. № 936).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Правовые основы профессиональной деятельности" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 19.03.03 Продукты питания животного происхождения

Направленность (профиль) Технология продуктов питания животного происхождения, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 14.06.2023 г., протокол № 17.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Михайлова Р.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Мардарьева Н.В. 
Председатель методической комиссии факультета  Елисеев И.П.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
овладение студентами теоретическими знаниями в области теории государства и права, конституционного, гражданского, семейного, трудового, административного, уголовного и экологического права; формирование навыков применения норм права в профессиональной деятельности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Основы законодательства  и стандартизации пищевых производств
2.1.2
Защита прав потребителей
2.1.3
Предпринимательское право
2.1.4
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Проектирование и реконструкция предприятий переработки продукции животного происхождения
 
2.2.2
Организация производства продуктов животного происхождения
 
2.2.3
Безопасность и контроль качества сырья и продукции животного происхождения
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
 
УК-2.1 Знает: виды ресурсов и ограничений, основные методы оценки разных способов решения профессиональных задач; действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность
 
 
 
УК-2.2 Умеет:  проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, необходимые для ее достижения, анализировать альтернативные варианты, использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности
 
 
 
УК-2.3 Имеет навыки: разработки цели и задач проекта, методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативно-правовой документацией
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
работать с нормативной и правовой базой российского законодательства;
3.2.2
анализировать законодательство и практику его применения;
3.2.3
принимать решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
владения способами и механизмом осуществления общегражданских и профессиональных прав и обязанностей;
3.3.2
применения в профессиональной деятельности правовых норм;
3.3.3
методиками составления и представления нормативно-правовой документации.
3.3.4
работы с правовой базой законодательства РФ в правовых системах «Гарант», «Консультант Плюс», «Кодекс».
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Правовые основы профессиональной деятельности

 
Оснащенность
 
Тема 1. Понятие, признаки и функции государства

Тема 2. Формы государства

Тема 3. Право в системе социального регулирования

Тема 4. Нормы и источники права

Тема 5. Система права

Тема 6. Правоотношения

Тема 7. Правонарушение и юридическая ответственность

Тема 8. Конституция, ее роль и место в правовой системе России

Тема 9. Правовой статус человека и гражданина в РФ

Тема 10. Система органов государственной власти в РФ

Тема 11. Основы административного права

Тема 12. Основы гражданского права

Тема 13. Основы трудового права

Тема 14. Основы земельного  и экологического права

Тема 15. Основы уголовного права /Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

30
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3
6
6
проблемная лекция
0
 
Тема 1. Понятие, признаки и функции государства

Тема 2. Формы государства

Тема 3. Право в системе социального регулирования

Тема 4. Нормы и источники права

Тема 5. Система права

Тема 6. Правоотношения

Тема 7. Правонарушение и юридическая ответственность

Тема 8. Конституция, ее роль и место в правовой системе России

Тема 9. Правовой статус человека и гражданина в РФ

Тема 10. Система органов государственной власти в РФ

Тема 11. Основы административного права

Тема 12. Основы гражданского права

Тема 13. Основы трудового права

Тема 14. Основы земельного  и экологического права

Тема 15. Основы уголовного права /Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

30
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3
6
6
Виды интерактивных занятий:

- круглый стол;

- учебная дискуссия;

- деловая игра.

0
 
Оснащенность
 
Тема 1. Понятие, признаки и функции государства

Тема 2. Формы государства

Тема 3. Право в системе социального регулирования

Тема 4. Нормы и источники права

Тема 5. Система права

Тема 6. Правоотношения

Тема 7. Правонарушение и юридическая ответственность

Тема 8. Конституция, ее роль и место в правовой системе России

Тема 9. Правовой статус человека и гражданина в РФ

Тема 10. Система органов государственной власти в РФ

Тема 11. Основы административного права

Тема 12. Основы гражданского права

Тема 13. Основы трудового права

Тема 14. Основы земельного  и экологического права

Тема 15. Основы уголовного права /Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

48
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3
6
0
Формы контроля:

- устный ответ на вопрос;

- доклад;

- собеседование.

0
 
/Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

0
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3
6
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Понятие и система права.

2. Государство: понятие, сущность, задачи, функции.

3. Конституционное развитие России и современная конституция 1993 г., ее основные черты.

4. Формы правления, государственного устройства, политического режима.

5. Федеративное устройство Российской Федерации.

6. Система  государственных органов в Российской Федерации.

7. Основные источники гражданского права. Субъекты гражданского права.

8. Субъекты публичного права. Государственные органы и должностные лица.

9. Правоспособность и дееспособность гражданина.

10. Ограничение дееспособности.

11. Формы собственности в РФ.

12. Общие положения об обязательствах.

13. Общая характеристика Налогового кодекса РФ.

14. Общие положения о договорах.

15. Отдельные виды обязательств.

16. Административная ответственность, ее виды.

17. Понятие и виды административных взысканий.

18. Понятие преступления. Виды преступлений.

19. Обстоятельства, исключающие преступность деяния.

20. Понятие и цели наказания.

21. Преступления против жизни, здоровья, личной свободы, чести, достоинства личности, ответственность за них.

22. Хозяйственные и должностные преступления, ответственность за них.

23. Трудовой договор.

24. Рабочее время и время отдыха.

25. Охрана труда.

26. Трудовой спор. Комиссия по трудовым спорам.

27. Общая характеристика международного права.

28. Роль ООН и ее специализированных организаций в установлении правопорядка в мире.

29. Роль Совета Европы в установлении правопорядка в Европе.

30. Порядок заключения брака.

31. Законный и договорный режим собственности имущества.

32. Недействительность брака. Расторжение брака.

33. Брачный договор.

34. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

35. Порядок уплаты и взыскания алиментов.

36. Усыновление (удочерение) детей.

37. Земельные правоотношения.

38. Содержание и виды права собственности на землю

 
Оснащенность
 
39. Правовая охрана земель

40. Ответственность за экологические преступления.

41. Возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением.

42. Участники гражданского процесса.

43. Исполнение решения суда общей юрисдикции.

44. Основные виды и формы страхования.

45. Государственная тайна. Служебная и коммерческая тайна.

46. Тайна нотариальных действий.

47. Общая характеристика правового положения потребителя по Закону РФ «О защите прав потребителей».

48. Местное самоуправление в механизме политической власти

49. Правовое государство: понятие, признаки.

50. Понятие и цели наказания. Система и виды уголовных наказаний.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено УП
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено УП
 
Тематика эссе:

1. Формы правления, государственного устройства,  политического  режима. Форма государства России.

2. Правовое государство: понятие  и  признаки. Проблемы и  пути  формирования  правового  государства  в  России.

3. Правовая культура общества.

4. Избирательная система современной России.

5. Конституция Российской Федерации 1993: юридические особенности.

6. Развитие системы конституционного контроля в России (90-е гг.).

7. Конституция Чувашской Республики

8. Права человека: российские реалии.

9. Конституции России и США: сравнительный анализ.

10. Россия как конституционно-правовая федерация. Проблемы российского федерализма.

11. Правовой статус  Ростовской области как субъекта Российской Феде-рации.

12. Гражданство РФ.

13. Права и обязанности иностранного гражданина в России

14. Личные (гражданские) права человека в Российской Федерации.

15. Политические права российских граждан.

16. Социально-экономические и культурные права граждан Российской Федерации.

17. Право на образование в РФ: содержание, проблемы, тенденции развития.

18. Правовой статус студента в Российской Федерации.

19. Беженцы и вынужденные переселенцы в Российской Федерации.

20. Экономические преступления.

21. Гражданский кодекс РФ - экономическая «конституция» России.

22. Имущественная ответственность физических лиц.

23. Управление в коммерческих организациях: юридический аспект.

24. Некоммерческие организации.

25. Права акционеров.

26. Коммерческая тайна.

27. Интеллектуальная собственность.

28. Право собственности.

Тематика рефератов:

1. Формы правления, государственного устройства, политического режима. Форма государства России.

2. Правовое государство: понятие и признаки. Проблемы и пути формирования правового государства в России.

3. Правовая культура общества.

4. Избирательная система современной России.

5. Конституция Российской Федерации 1993: юридические особенности.

6. Развитие системы конституционного контроля в России (90-е гг.).

7. Конституция Чувашской Республики

8. Права человека: российские реалии.

9. Конституции России и США: сравнительный анализ.

10. Россия как конституционно-правовая федерация. Проблемы российского федерализма.

11. Правовой статус  Чувашской Республики как субъекта Российской Федерации.

12. Гражданство РФ.

13. Права и обязанности иностранного гражданина в России

14. Личные (гражданские) права человека в Российской Федерации.

15. Политические права российских граждан.

16. Социально-экономические и культурные права граждан Российской Федерации.

17. Право на образование в РФ: содержание, проблемы, тенденции развития.

18. Правовой статус студента в Российской Федерации.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
19. Беженцы и вынужденные переселенцы в Российской Федерации.

20. Экономические преступления.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Воронцов Г. А.
Правоведение для бакалавриата неюридических специальностей вузов России: учебное пособие
Ростов н/Д: Феникс, 2012
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Марченко М. Н., Дерябина Е. М.
Правоведение: учебник
М.: Проспект, 2009
0
 
Л2.2
Алексеенко В. А., Булаков О. Н., Зыкова И. В., Косаренко Н. Н.
Правоведение: электронный учебник
М.: КНОРУС, 2010
0
 
Л2.3
Кулаков В. В., Каширина Е. И., Караппетян Л. А., Старков О. В.
Правоведение: учебное пособие
Ростов н/Д: Феникс, 2011
0
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Office 2007 Suites
6.3.1.2
MozillaFirefox
6.3.1.3
7-Zip
6.3.1.4
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.5
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.6
OfficeStandard 2010
6.3.1.7
OfficeStandard 2013
6.3.1.8
ОС Windows 7
6.3.1.9
ОС Windows 8
6.3.1.10
ОС Windows 10
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.4
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.5
Электронная система «Госфинансы». Полнотекстовая электронная система, постоянно пополняемая. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.gosfinansy.ru/
6.3.2.6
6.3.2.7
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.8
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
 
Оснащенность
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
СР
 
206
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), столы ученические (26 шт.), стулья (30 шт.), 2-х местные скамейки (10 шт.), трибуна настольная (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран Lumien Eco Picture LEP-100102 (1 шт.), проектор Toshiba х2000 (1 шт.), ноутбук Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
Лек
 
116
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор Acer X128H DLP XGA1024*768, моноблок Acer Aspire C22-865 21.5” FHD Core,  интерактивная доска) и учебно-наглядные пособия, столы ученические (12 шт.), стулья (24 шт.), шкафы со специальным оборудованием (муляжи  плодово-ягодных культур и овощей)
Пр
 
31а
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), столы ученические 3-х местные со скамейкой (10 шт.), стеллажи (2 шт.), стол преподавателя (1 шт.), стул преподавателя (1 шт.), демонстрационное оборудование (полотно рулонное на штативе Classic Libra (1 шт.), проектор BenQ (1 шт.), ноутбук Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного форм контроля.

Система знаний по дисциплине формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1) посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2) посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На занятиях разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3) систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение материалов учебников и статей из литературы, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4) под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5) при возникающих затруднениях при освоении дисциплины для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 (МУ к ФОС).docx
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________