2023-2024_19_03_03_23-1_Продукты питания жив_ происхождения_plx_Русский язык и культура речи
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Общеобразовательных дисциплин
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
14.06.2023 г.
 
Б1.О.09
Русский язык и культура речи
Направление подготовки 19.03.03 Продукты питания животного происхождения

Направленность (профиль) Технология продуктов питания животного происхождения

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
44
аудиторные занятия
64
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
17 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
32
32
32
32
Практические
32
32
32
32
В том числе инт.
12
12
12
12
Итого ауд.
64
64
64
64
Кoнтактная рабoта
64
64
64
64
Сам. работа
44
44
44
44
Итого
108
108
108
108
 
 
 
Программу составил(и):
ст.пр., Черноярова М.Ю.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 19.03.03 Продукты питания животного происхождения (приказ Минобрнауки России от 11.08.2020 г. № 936).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Русский язык и культура речи" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 19.03.03 Продукты питания животного происхождения

Направленность (профиль) Технология продуктов питания животного происхождения, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 14.06.2023 г., протокол № 17.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Михайлова Р.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Мардарьева Н.В. 
Председатель методической комиссии факультета  Елисеев И.П.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
- формирование навыков грамотной речи, совершенствование коммуникативной культуры студентов;
1.2
- создание у студентов представления о системе русского литературного языка, о языковой норме, о функциональных стилях современного русского языка.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Иностранный язык в профессиональной деятельности
 
2.2.2
Психология личности и профессиональное самоопределение
 
2.2.3
Русский язык в профессиональной деятельности
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
 
УК-4.1 Знает: принципы построения устного и письменного высказывания на русском и иностранном языках, правила и закономерности деловой устной и письменной коммуникации
 
 
 
УК-4.2 Умеет: применять на практике деловую коммуникацию в устной и письменной формах, методы и навыки делового общения на русском и иностранном языках
 
 
 
УК-4.3 Имеет навыки: чтения и перевода текстов на иностранном языке в профессиональном общении
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные понятия и законы современного русского литературного языка;
3.1.2
экстралингвистические и лингвистические особенности функциональных стилей современного русского литературного языка;
3.1.3
особенности устной и письменной коммуникации в сфере делового общения;
3.1.4
принципы создания устного публичного выступления информативного и воздействующего характера;
3.1.5
методы и навыки делового общения.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять полученные знания в практической деятельности, анализировать явления современного русского языка, пользуясь системой основных лингвистических понятий и терминов;
3.2.2
использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации на русском языке в учебной и профессиональной  деятельности;
3.2.3
анализировать и обобщать, критически воспринимать текстовую информацию в учебно-профессиональной, научной и официально-деловой сферах общения;
3.2.4
создавать и редактировать тексты профессионального и официально-делового назначения в соответствии с нормами современного русского литературного языка и стандартами оформления деловой документации,
3.2.5
логически верно, аргументировано, ясно и точно строить деловую, научную, публицистическую речь,
3.2.6
пользоваться словарями и справочниками.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
применения норм современного русского литературного языка, навыками литературного редактирования и практического использования системы функциональных стилей речи;
3.3.2
деловой коммуникации, различными способами вербальной и невербальной коммуникации;
3.3.3
техники речи;
3.3.4
создания речевого и неречевого портрета оратора;
3.3.5
создания жанров устного делового общения (беседа, телефонный разговор, деловое совещание, переговоры, презентации);
3.3.6
публичной профессионально-ориентированной дискуссии;
3.3.7
хорошей речи.
 
 
Оснащенность
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Культура речи. Ее предмет и задачи

 
Понятие культуры речи. Современное состояние русского литературного языка. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3
1
0
Опрос на практическом занятии. Выполнение   упражнение. Подготовка докладов
0
 
Понятие культуры речи. Ее предмет и задачи. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3
1
0
Опрос на практическом  занятии. Выполнение упражнений. Подготовка докладов
0
 
Понятие культуры речи. Ее предмет и задачи. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

3
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3
1
0
Опрос на практическом  занятии. Выполнение упражнений. Подготовка докладов
0
 
 
Раздел 2. Аспекты культуры речи

 
Нормативный аспект культуры речи и его основные особенности /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

10
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3
1
0
Опрос на практических занятиях. Выполнение упражнений. Подготовка докладов. Тестирование.
0
 
Нормативный аспект культуры речи и его основные особенности /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

10
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3
1
2
Вид интерактивных занятий - учебная дискуссия
0
 
Нормативный аспект культуры речи и его основные особенности /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

10
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3
1
0
Опрос на практических занятиях. Выполнение упражнений. Подготовка докладов
0
 
Коммуникативный аспект культуры речи и его основные особенности /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3
1
0
Опрос на практическом занятии. Выполнение упражнений. Подготовка докладов.
0
 
Коммуникативный аспект культуры речи и его основные особенности. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

3
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3
1
0
Тестирование. Подготовка эссе.
0
 
Этический аспект культуры речи и его основные особенности. Этические нормы речевой культуры /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3
1
0
Опрос на практическом занятии. Подготовка докладов. Тестирование.
0
 
Оснащенность
 
Этический аспект культуры речи и его основные особенности. Этические нормы речевой культуры  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3
1
0
Опрос на практическом занятии. Подготовка докладов.
0
 
Этический аспект культуры речи и его основные особенности. Этические нормы речевой культуры

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3
1
0
Опрос на практическом занятии. Подготовка докладов. Написание эссе.
0
 
 
Раздел 3. Культура монологической и диалогической речи. Виды речи. Стили языка.

 
Виды речи. Понятие монологической и диалогической речи /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3
1
0
Написание эссе. Подготовка к тестированию.
0
 
Ораторская речь /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3
1
2
Вид интерактивного занятия - проблемная лекция.
0
 
Ораторская речь /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3
1
2
Опрос на практических занятиях  Подготовка докладов. Вид интерактивный занятий - дискуссия.
0
 
Ораторская речь /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3
1
0
Опрос на практических занятиях. Подготовка докладов. Написание эссе. Тестирование.
0
 
Функциональные стили русского языка /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

8
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3
1
0
Опрос на практических занятиях. Подготовка докладов. Тестирование.
0
 
Функциональные стили русского языка. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

8
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3
1
2
Опрос на практических занятиях. Подготовка докладов. Тестирование. Выполнение обязательных индивидуальных заданий. Вид интерактивных занятий - дискуссия.
0
 
Оснащенность
 
Функциональные стили русского языка. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3
1
0
Опрос на практических занятиях Подготовка докладов. Подготовка индивидуальных обязательных заданий. Подготовка к дискуссии, тестированию. Выполнение упражнений.
0
 
 
Раздел 4. Логичность речи

 
Понятие сложного синтаксического целого. Логические ошибки в словоупотреблении /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3
1
2
Вид интерактивного занятия- проблемная лекция.
0
 
Понятие сложного синтаксического целого. Логические ошибки в словоупотреблении /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3
1
0
Опрос на практическом занятии. Выполнение упражнений. Подготовка докладов. 
0
 
Понятие сложного синтаксического целого. Логические ошибки в словоупотреблении /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3
1
0
Опрос на практическом занятии. Выполнение упражнений. Подготовка докладов .
0
 
 
Раздел 5. Понятие дискуссии

 
Понятие спора. Стратегия и тактика спора. Вопросно-тветный комплекс /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3
1
2
Вид интерактивного занятия- проблемная лекция.
0
 
Понятие спора /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3
1
0
Опрос на практических занятиях. Подготовка докладов. Тестирование. 
0
 
Понятие спора /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3
1
0
Опрос на практических занятиях . Подготовка докладов. Подготовка к дискуссии. Тестирование.
0
 
Стратегия и тактика спора Вопросно-ответный комплекс /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3
1
0
Опрос на практических занятиях. 
0
 
Стратегия и тактика спора. Вопросно-ответный комплекс /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3
1
0
Опрос на практических занятиях. Подготовка к дискуссии.
0
 
 
Раздел 6. Зачет

 
Оснащенность
 
Зачет /Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

0
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3
1
0
Устный опрос. Тестирование.
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
Вопросы для оценки знаний теоретического курса 1. Коммуникативный аспект культуры речи и его основные особенности. 2. Компоненты «культуры речи». 3. Нормативный компонент культуры речи. 4. Культура речи как научная дисциплина. 5. Этический компонент культуры речи. 6. Определение понятия «литературный язык». 7. Отличие устной речи от письменной речи. 8. Характерные особенности нормы. 9. Орфоэпические нормы русского языка. 10. Лексические нормы русского языка. 11. Морфологические нормы русского языка. 12. Синтаксические нормы русского языка. 13. Виды ораторской речи. 14. Фигуры речи. 15. Понятие стиля. Стили речи с точки зрения морфологии, лексики, синтаксиса. 16. Научный стиль. 17. Публицистический стиль. 18. Официально-деловой стиль. 19. Разговорный стиль. 20. Коммуникативные качества речи. 21. Основы красноречия. Оратор и его аудитория. 22. Композиция публичного выступления. 23. Аргументация в ораторской речи. 24. Основы полемического мастерства. 25. Понятие литературного языка. 26. Виды служебных документов. Вопросы на оценку понимания/умений студента 1. Дайте определение понятия «культура речи». 2. Из каких компонентов состоит «культура речи»? 3. Что представляет собой нормативный компонент культуры речи? 4. Раскройте содержание коммуникативного компонента культуры речи. 5. Что предполагает этический компонент культуры речи? 6. Дайте определение понятию «литературный язык». Укажите признаки литературного языка. 7. Чем устная речь отличается от письменной речи? 8. Укажите характерные особенности нормы. 9. Какие основные правила на постановку ударений вы знаете? 10. В чем заключается смысл понятий «орфоэпия» и «акцентология»? 11. Как проявляется коммуникативная функция языка? 12. Что означает выражение «точность» речи? 13. В чем заключается смыл понятия "богатство" русского языка? 14. Что такое выразительность речи? От чего она зависит? 15. Чем отличаются фатическая, эмотивная, апеллятивная и эстетическая функции языка? 16. Что такое речевой этикет? 17. Какие факторы определяют формирование речевого этикета и его использование? 18. В чем проявляется национальная специфика речевого этикета? 19. На какие группы делятся формулы речевого этикета? 20. Какова история обращений  людей друг к другу в России? 22. Что представляет собой речевая деятельность? 23. Как вы сможете доказать, что речевая деятельность носит социальный характер? 24. Какие организационные принципы речевой коммуникации выделяют ученые? 25. От чего зависит эффективность речевой коммуникации? 26. Что понимается под невербальными средствами общения? 27. Какие типы жестов бывают и чем они отличаются? 28. Какая форма речи называется диалогом? 29. Что такое диалогическое единство и какова его структура? 30. Какие типы диалогов вы знаете? 31.Что такое монолог? 32. Какие типы монологической речи вы знаете?
 
Оснащенность
 
33. Что такое полилог? 34. Какие требования предъявляют к составу и оформлению реквизитов документов? 35. Чем отличаются различные типы служебных документов? 36. Какие аспекты содержания документов могут быть переданы с помощью стандартных языковых моделей? 37. Как проявляются правила этикета в практике делового письма? 38. Чем отличаются русские и зарубежные школы делового письма? 39. Чем отличаются функционально-смысловые типы речи? 40 Чем отличаются различные стили речи? 41.Какими жанрами представлен научный стиль? 42.Каковы стилеобразующие факторы научного стиля? 43.Каковы лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля? 44.Каковы содержательные, структурные и языковые особенности произведений учебно-научных жанров? 45.В чем специфика жанров собственно научного стиля? 46.Чем отличается научно-популярная литература от других произведений научного стиля? Какие речевые нормы для нее характерны? 47.Что такое унификация и стандартизация документов? 48.На какие группы делятся деловые письма в зависимости от их содержания и объема? 49.Какие виды служебных документов принято выделять? 50.Чем отличаются «язык газет» и «публицистический стиль»? 51.Чем отличаются речевой стандарт и штамп? 52.Чем отличаются друг от друга различные жанры публицистики? 53.Каковы основные черты газетно-публицистического стиля? Какими языковыми средствами они выражаются? 54.Каковы экстралингвистические условия функционирования разговорной речи? 55.Чем отличаются нормы литературного языка и разговорного стиля? 56. Каковы особенности произношения в разговорной речи? 57. В чем заключается специфика морфологических норм разговорного стиля? 58. В чем заключается синтаксическое  своеобразие разговорной речи?
 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрены учебным планом.
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрены учебным планом.
 
К обязательным формам текущего контроля относятся: - выступление на практическом занятии; - тестирование письменное; - индивидуальные домашние задания. - коллоквиум. К дополнительным формам текущего контроля отнесены: - дополнительные индивидуальные домашние задания; - эссе - дополнительное выступление на практическом занятии. Тематика эссе: 1. Современное состояние русского языка 2. Судьба заимствованных слов в современном русском языке. 3. Причины и способы появления литературных норм. Остальные виды форм текущей аттестации представлены в приложении № 1. Тематика докладов: 1. Идеальный лектор, особенности лекторской речи. 2. Словесные (вербальные) и несловесные (невербальные) средства привлечения внимания, установления и поддержания контакта. 3. Проанализируйте русские пословицы о языке, речи, общении. Какие постулаты общения в них сформулированы? 4. Культура и этика общения в профессиональной деятельности работников транспортной сферы. 5. Этикет делового общения. 6. Национальные особенности этикетных форм поведения разных народов. 7. Этикет обращения к собеседнику. 8. Язык рекламы. 9. Огрубление русского языка в средствах массовой информации (газеты, радио, телевидение). 10. Иноязычная лексика в современных информационных жанрах. 11. Публичное выступление: речь политиков. 12. Свойства личности оратора, обеспечивающие эффективность речи. 13. Спорить, но не ссориться - возможно ли это? (искусство спора) 14. Основные полемические приемы и уловки. 15. Ораторское искусство как социальное явление.
5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
16. Виды ораторского искусства. 17. Развитие риторики в России. Вопросы к коллоквиуму: "Способы оформления деловых документов". 1. Какие требования предъявляют к составу и оформлению реквизитов документов? 2. Чем отличаются различные типы служебных документов в транспортной сфере? 3. Какие аспекты содержания документов могут быть переданы с помощью стандартных языковых моделей? 4. Как проявляются правила этикета в практике делового письма? 5. Что такое унификация и стандартизация документов? 6. На какие группы делятся деловые письма в зависимости от их содержания и объема? 7. Какие виды служебных документов в транспортной сфере принято выделять? 8. Каковы требования к составлению жанров личных документов? 9. В чем особенности создания рекламных текстов?
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Федосюк М. Ю.
Русский язык для студентов-нефилологов: учебное пособие
М.: ФЛИНТА, 2017
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Кириллова Е. А., Короткова Н. Н.
Русский язык. Практикум по орфографии и пунктуации: учебно-методическое пособие
Чебоксары: ФГОУ ВПО ЧГСХА, 2010
40
 
Л2.2
Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю.
Русский язык. Культура речи. Деловое общение: учебник
М.: КНОРУС, 2012
7
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех
 
Э2
Библиотека учебной и научной литературы
 
Э3
Словари
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Office 2007 Suites
6.3.1.2
MozillaFirefox
6.3.1.3
MozillaThinderbird
6.3.1.4
7-Zip
6.3.1.5
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.6
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.7
ОС Windows 7
6.3.1.8
ОС Windows 10
6.3.1.9
OpenOffice 4.1.1
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.2
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
6.3.2.3
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.4
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
 
Оснащенность
 
6.3.2.5
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
18а
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), столы ученические 2-х местные со скамейкой (8 шт.), экран с электроприводом DRAPER BARONET HW (1 шт.), стенды (3 шт.), шкафы книжные (2 шт.), тумба (2 шт.), портреты (6 шт.), стул п/м (1 шт.)
Пр
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
СР
 
25б
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), стол ученический (2 шт.), стул ученический (2 шт.), кафедра лектора (1 шт.), стол ученический 4-х местный (40 шт.), скамья 4-х местная (40 шт.), огнетушитель ОУ-«3» (2 шт.), подставка для огнетушителя (2 шт.), демонстрационное оборудование (проектор ToshibaTDP-T45 (1 шт.), ноутбук HP250 G5 (1 шт.), экран на штативе (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
Пр
 
31а
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), столы ученические 3-х местные со скамейкой (10 шт.), стеллажи (2 шт.), стол преподавателя (1 шт.), стул преподавателя (1 шт.), демонстрационное оборудование (полотно рулонное на штативе Classic Libra (1 шт.), проектор BenQ (1 шт.), ноутбук Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
Пр
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного форм контроля.

Система знаний по дисциплине формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из научной литературы, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины, для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

 
Оснащенность
 
При изучении дисциплины «Русский язык и культура речи» следует усвоить:

- основные понятия и категории современного литературного языка;

- основные особенности основных стилей речи;

- культуру речевого высказывания;

- умение успешно коммуницировать в области профессиональной деятельности.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 (МУ к ФОС).docx
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________