2023-2024_19_03_03_23-1_Продукты питания жив_ происхождения_plx_Технохимический контроль производства продуктов питания животного происхождения
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Землеустройства, кадастров и экологии
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
14.06.2023 г.
 
Б1.О.28
Технохимический контроль производства продуктов питания животного происхождения
Направление подготовки 19.03.03 Продукты питания животного происхождения

Направленность (профиль) Технология продуктов питания животного происхождения

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
экзамен    
Виды контроля:
часов на контроль
36
самостоятельная работа
48
аудиторные занятия
96
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
Итого
Недель
17 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
32
32
32
32
Лабораторные
64
64
64
64
В том числе инт.
12
12
12
12
Итого ауд.
96
96
96
96
Кoнтактная рабoта
96
96
96
96
Сам. работа
48
48
48
48
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
180
180
180
180
 
 
 
Программу составил(и):
канд. биол. наук, доц., Нестерова О.П.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 19.03.03 Продукты питания животного происхождения (приказ Минобрнауки России от 11.08.2020 г. № 936).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Технохимический контроль производства продуктов питания животного происхождения" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 19.03.03 Продукты питания животного происхождения

Направленность (профиль) Технология продуктов питания животного происхождения, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 14.06.2023 г., протокол № 17.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Каюкова О.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Мардарьева Н.В. 
Председатель методической комиссии факультета  Елисеев И.П.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
обучение студентов технохимическому контролю качества сырья и пищевых продуктов, ознакомление их с новыми стандартами на методы контроля и нормами качества сырья в пищевой промышленности
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Автоматизированные системы управления технологическими процессами пищевых производств
 
2.2.2
Производственная практика, преддипломная практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОПК-5. Способен организовывать и контролировать производство продукции из сырья животного происхождения
 
ОПК-5.1 Анализирует производственные и непроизводственные затраты на производство продукции животного происхождения
 
 
 
ОПК-5.2 Осуществляет контроль технологического процесса, качества и безопасности сырья и готовой продукции
 
 
 
ОПК-5.3 Использует основные схемы автоматизации типовых технологических объектов пищевых производств
 
 
 
ОПК-5.4 Разрабатывает модели и алгоритмы управления технологическими процессами
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
теоретические основы методов, используемых в технохимическом контроле перерабатывающего производства;
3.1.2
основные показатели и требования к качеству сырья, полупродуктов и готовой продукции;
3.1.3
химический  состав сельскохозяйственной продукции, пищевую ценность, биохимические процессы при хранении и переработке сельскохозяйственной продукции;
3.1.4
основные методы обобщения и статистической обработке результатов экспериментов.
3.1.5
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
пользоваться современными методами технохимического контроля;
3.2.2
выражать процессы с помощью уравнений химических реакций;
3.2.3
оценивать качество и безопасность сельскохозяйственной продукции с учетом биохимических показателей;
3.2.4
применять основные методы исследования и проводить статистическую обработку результатов экспериментов.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
применения основными приемами и техникой выполнения экспериментов по определению основных показателей и качества сельскохозяйственного сырья и продуктов переработки.
3.3.2
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Виды и методы технохимического контроля 

 
Организация контроля на перерабатывающем предприятии /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
5
2
Проблемная лекция
0
 
Организация контроля на перерабатывающем предприятии /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

10
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
5
0
Тестирование, опрос, презентация или СДО
0
 
 
Раздел 2. Методы исследования сырья, полуфабрикатов и готовой продукции

 
Оснащенность
 
Методы исследования сырья, полуфабрикатов и готовой продукции /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

6
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
5
2
Проблемная лекция
0
 
Методы исследования сырья, полуфабрикатов и готовой продукции /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

20
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
5
0
Тестирование или опрос
0
 
 
Раздел 3. Технохимический контроль сельскохозяйственного сырья и продуктов его переработки

 
Технохимический контроль сельскохозяйственного сырья и продуктов переработки мяса /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

10
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
5
0
0
 
Технохимический контроль сельскохозяйственного сырья и продуктов переработки мяса /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

20
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
5
2
Работа в малых группах
0
 
Технохимический контроль сельскохозяйственного сырья и продуктов переработки меда /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

6
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
5
0
0
 
Технохимический контроль сельскохозяйственного сырья и продуктов  переработки меда /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

8
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
5
2
Работа в малых группах
0
 
Технохимический контроль молока и продуктов его переработки /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

6
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
5
2
Проблемная лекция
0
 
Технохимический контроль молока и продуктов его переработки (кисломолочные продукты, масло) /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

36
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
5
2
Работа в малых группах
0
 
Технохимический контроль сельскохозяйственного сырья и продуктов его переработки /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

18
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
5
0
Тестирование или опрос
0
 
 
Раздел 4. Контроль

 
/Экзамен/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

36
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
5
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
Не предусмотрено УП.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Роль и место лаборатории технохимического контроля в общей системе отделов и служб перерабатывающего предприятия

2. Сущность принципов отбора проб для лабораторных испытаний

3. Стандартизированные термины, относящиеся к правилам отбора проб и подготовке их к испытаниям

4. Общие приемы отбора проб для исследования (в зависимости от вида продукции и типа тары

5. Общая характеристика весовых методов анализа и применяемого оборудования

6. Сущность объемных методов анализа.Область их применения

7. Фотометрия и спектрофотометрия. Перечислить показатели качества, которые могут быть определены этими методами

8. Теоретические основы рефрактометрии. Область применения этого метода в контроле производства

9. Что понимается под термином «Сухие вещества»?

10. Стандартные методы определения сухих веществ. Назовите область применения каждого из них.

11. Сущность метода определения влаги дистилляцией

12. Что лежит в основе рефрактометрического метода определения сухих веществ? Область его применения и источники погрешностей

 
Оснащенность
 
13. Охарактеризуйте методы определения сухих веществ по плотности водных растворов (арбитражный и ареометрический)

14. Углеводы и их роль в оценке качества продуктов переработки сельскохозяйственного сырья

15. Отличие простых сахаров от полисахаридов

16. Сущность химических методов определения редуцирующих сахаров

17. «Инверсия сахарозы». Условия ее проведения

18. Иодометрический метод определения глюкозы. Приведите проходящие химические реакции

19. Метод определения фруктозы

20. Основные источники ошибок при определении сахаров химическими методами

21. Метод определения массовой доли сахарозы без её инверсии

22. Общая характеристика методов определения клетчатки и крахмала

23. Роль органических кислот в создании гармоничного вкуса продукта

24. Методы определения титруемой кислотности. В чем их сущность?

25. Что подразумевается под термином «летучие кислоты»? Каковы источники их накопления в пищевых продуктах и как их определяют?

26. Как образуется этиловый спирт в пищевых продуктах?

27. Сущность методов определения этилового спирта. Приведите химические реакции, сопровождающие это определение

28. Формы азотистых веществ присутствующих в растительных и животных пищевых продуктах

29. Чем вызвано изменение состава азотистых веществ в процессах хранения и переработки пищевых продуктов?

30. Опишите метод и приведите химизм определения азота по Кьельдалю

31. Сущность определения белкового азота

32. Роль витаминов в питании человека

33. Общая характеристика методов определения витамина С. Как проводят восстановление дегидроаскорбиновой кислоты?

34. Методы определения каротиноидов и их отдельных представителей

35.Сущность адсорбционной хроматографии. Её использование в обнаружении каротиноидов

 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено УП.
 
1. Стандартизация

2. Сертификация

3. Производственная лаборатория на перерабатывающем предприятии

4. Методы технического контроля с/х продукции и продуктов его переработки

5. Органолептическая оценка качества

6. Методы определения жиров

7. Методы определения клетчатки, крахмала, пектиновых веществ, лигнина

8. Методы определения кислотности

9. Методы определения жиров, массовой доли жира, оценка качества жира

10. Методы определения витаминов

11. Методы определения показателей безопасности, присутствия в пищевых продуктах и исходном сырье соединений тяжелых металлов

12. Методы определения присутствия в пищевых продуктах пестицидов, нитритов, нитратов

13. Методы определения присутствия в пищевых продуктах токсичных и радиоактивных веществ

14. Методы определения золы, макро - микроэлементов, хлоридов

15. Определение полезных веществ, содержащихся в отходах (спирт, пектин, масло, винная кислота.)

16. Требования, предъявление к качеству зерна гос. стандартами

17. Отбор проб зерна, полупродуктов, готовой продукции

18. Контроль приемки и поступления зерна на переработке предприятия

19. Методы определения мукомольных, хлебопекарных и крупяных свойств зерна

20. Требования к качеству крупы, определения общих показателей качества

21. Требование к качеству муки

22. Технический контроль хлебопекарного производства

23. Контроль качества полупродуктов

24. Контроль технологического процесса

25. Контроль качества готовой продукции

26. Контроль производства растительных масел

27. Контроль качества растительного масличного сырья

28. Особенности отбора проб и методов приемки масличного сырья

29. Контроль технологического процесса, анализ промежуточных продуктов переработки масличных семян

30. Технический контроль виноводочного производства

31. Контроль качества молока

32. Контроль качества кисломолочных продуктов

33. Контроль качества сыра и сливочного масла

34. Требования предъявления к качеству масло и сыра

35. Показатель содержания соматических кислот

36. Определения кислотности в молоке

37. Контроль качества кефира, простокваши, сметаны, творога, молочных консервов

38. Основные органолептические и физико-химические показатели молочных продуктов и молока

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
39. Комплекс нормативной документации

40. Способы консервирования плодов и овощей

41. Отбор проб зерна и подготовка к анализу

42. Точечная проба

43. Технические средства для отбора проб

44. Свежесть зерна

45. Морозобойное зерно

46. Методы определения цвета и запаха зерна

47. Метод определения зараженности зерна

48. Влажность зерна. Методы определения

49. Засоренность зерна

50. Показатели качества муки

51. Содержание металломагнитной примеси

52. Способы консервирования плодов и овощей

53. Органолептические и физико-химические показатели солено-квашенных овощей. Запах, консистенция, цвет, вкус

54. Требования, предъявляемые к корнеплодам сахарной свеклы

55. Показатели качества сахарной свеклы

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Миколайчик И. Н., Морозова Л. А., Субботина Н. А.
Технохимический контроль сельскохозяйственного сырья и продуктов переработки
СПб.: Лань, 2019
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Журавская Н. К., Гутник Б. Е., Журавская Н. А.
Технохимический контроль производства мяса и мясопродуктов: учебник
М.: Колос, 2001
20
 
Л2.2
Рудаков О. Б., Королькова Н. В., Полянский К. К., Котик О. А., Рудаков О. Б.
Технохимический контроль жиров и жирозаменителей: учебное пособие
СПб.: Лань, 2011
0
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л3.1
Лурье И. С., Шаров А. И.
Технохимический контроль сырья в кондитерском производстве: справочник
М.: Колос, 2001
0
 
Л3.2
Белова В. Ф., Ершов М. А.
Особенности преподавания дисциплины "Технохимический контроль сельскохозяйственного сырья и продуктов переработки": научное издание
0
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
ОС Windows 7
6.3.1.3
ОС Windows 8
6.3.1.4
OpenOffice 4.1.1
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
6.3.2.2
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.3
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.4
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
 
Оснащенность
 
6.3.2.5
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.6
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
433
Учебная аудитория
Шкаф со специализированным инвентарем (пробирки, колбы, пипетки, штативы, мерные стаканы, химические реактивы), шкаф вытяжной (1 шт.), таблица «Растворимость кислот и оснований» (1 шт.), таблица «Периодическая система Менделеева" (1 шт.), доска классная (1 шт.), столы лабораторные (6 шт.), табуретки (14 шт.), стулья ученические (5 шт.), раковина (1 шт.), стул п/м (1 шт.)
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
 
322
Учебная аудитория
Столы, стулья ученические, демонстрационное оборудование (проектор ACER (1 шт.), цифровая интерактивная доска (1 шт.), персональный компьютер ACER (1 шт.) и учебно-наглядные пособия
Лек
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и лабораторными занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов, осуществление текущего, промежуточного форм контроля.

Система знаний по дисциплине формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, обучающийся готовится к лабораторным занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, терминов, которые должны знать студенты.

Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Каждая лекция должна быть логически и внутренне завершенным этапом изложения материала курса. Порядок изложения и объем излагаемого на каждой лекции материала определяется учебной программой по дисциплине и предусмотренным в ней распределением количества часов на каждую тему. Каждая лекция строится по принципу триады: от общего — к частному, а на ее завершающем этапе — возвращение к общему на уровне вновь изложенного материала. Это требует подчинение ее определенному, строго выдерживаемому алгоритму или плану. В процессе лекции необходимо акцентировать внимание студентов на химические закономерности, проводить связь с предыдущим и последующим материалом. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. посещать лабораторные занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Лабораторные занятия необходимо планировать так, чтобы тема лекции предшествовала данной теме лабораторного занятия. На первом лабораторном занятии студенты, кроме инструктажа по технике безопасности, должны быть предупреждены о рабочем распорядке занятия, в частности о том, что их рабочие места должны быть подготовлены до звонка (должны лежать тетради для записи, выставлено на столы необходимые материалы, реактивы, оборудование). Лабораторное занятие необходимо начинать с опроса, который для группы в 15 человек не должен  занимать больше 15-20 мин. Во время его должны быть опрошены все студенты группы, поэтому вопросы, предлагаемые студентам, должны быть настолько конкретны, чтобы требовали короткого, конкретного ответа. Затем преподаватель должен ознакомить студентов с содержанием занятия, обсудить вопросы хода проведения опытов. На это также не должно быть потрачено более 15-20 мин. Остальное время занятия отводится на выполнение и оформление работы. На каждом занятии, параллельно с этой работой, рекомендуется выделять для студентов время (во второй половине занятия) на защиту лабораторных работ. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Лабораторное занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение дополнительной информации, 

 
Оснащенность
 
материалов учебников, написание докладов, рефератов для получения глубоких дополнительных знаний. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины, для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 (МУ к ФОС).docx
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________