2023-2024_21_03_02_23-1 ЗиК_plx_Экология
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Землеустройства, кадастров и экологии
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
14.06.2023 г.
 
Б1.О.09
Экология
Направление подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры

Направленность (профиль) Землеустройство

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
  зачет с оценкой   
Виды контроля:
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
48
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
17 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
32
32
32
32
В том числе инт.
8
8
8
8
Итого ауд.
48
48
48
48
Кoнтактная рабoта
48
48
48
48
Сам. работа
60
60
60
60
Итого
108
108
108
108
 
 
 
Программу составил(и):
канд. с.-х. наук, доц., Чернов А.В.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 978).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Экология" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры

Направленность (профиль) Землеустройство, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 14.06.2023 г., протокол № 17.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Каюкова О.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Каюкова О.В. 
Председатель методической комиссии факультета  Елисеев И.П.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование экологического мировоззрения, знаний и навыков, позволяющих квалифицированно оценить реальные экологические ситуации, складывающие во всех подсистемах современного агропромышленного комплекса и принимать необходимые природоохранные решения.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Почвоведение и инженерная геология
 
2.2.2
Учебная практика, ознакомительная практика
 
2.2.3
Физика
 
2.2.4
Автоматизированные системы проектирования в землеустройстве
 
2.2.5
Материаловедение
 
2.2.6
Основы природопользования
 
2.2.7
Экономика
 
2.2.8
Инженерное обустройство территории
 
2.2.9
Ландшафтоведение
 
2.2.10
Основы кадастра недвижимости
 
2.2.11
Производственная практика, научно-исследовательская работа
 
2.2.12
Учебная практика, технологическая практика
 
2.2.13
Экология землепользования
 
2.2.14
Землеустроительное проектирование
 
2.2.15
Картография
 
2.2.16
Основы градостроительства и планировка населенных мест
 
2.2.17
Производственная практика, технологическая практика
 
2.2.18
Фотограмметрия и дистанционное зондирование
 
2.2.19
Экономико-математические методы и моделирование
 
2.2.20
Правовое обеспечение землеустройства и кадастров
 
2.2.21
Производственная практика, проектная практика
 
2.2.22
Психология и педагогика
 
2.2.23
Автоматизированные системы кадастра недвижимости
 
2.2.24
Региональное землеустройство
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОПК-1. Способен решать задачи профессиональной деятельности применяя методы моделирования, математического анализа, естественнонаучные и общеинженерные знания
 
ОПК-1.1 Знает: методы моделирования, математического анализа, естественнонаучные и общеинженерные знания
 
 
 
ОПК-1.2 Умеет: использовать методы моделирования, математического анализа, естественнонаучные и общеинженерные знания для решения задач профессиональной деятельности
 
 
 
ОПК-1.3 Имеет практический опыт: применения методов моделирования, математического анализа, естественнонаучных и общеинженерных знания при решения задач профессиональной деятельности
 
 
 
ОПК-2. Способен выполнять проектные работы в области землеустройства и кадастров с учетом экономических, экологических, социальных и других ограничений
 
ОПК-2.1 Знает: нормативную базу и методику разработки проектных решений в области землеустройстве и кадастрах
 
 
 
ОПК-2.2 Умеет: использовать нормативную базу и методику разработки проектных решений при выполнении проектных работ в области землеустройства и кадастров с учетом экономиче-ских, экологических, социальных и других ограничений
 
 
 
ОПК-2.3 Имеет практический опыт: выполнения основных видов проектных, изыскательских и исследовательских работ в землеустройстве и кадастрах с учетом экономических, экологических, социальных и других ограничений
 
 
 
ПК-2. Способен проводить природно-сельскохозяйственное районирование земель и зонирование территорий объектов землеустройства
 
ПК-2.1 Знает: нормативные правовые акты, производственно-отраслевые нормативные документы, нормативно-технические документации в области выполнения специальных районирований и зонирования территорий
 
 
 
Оснащенность
 
ПК-2.2 Умеет: осуществлять поиск, систематизацию, анализ, обработку и хранение информации из различных источников и баз данных; представлять информацию в требуемом формате с использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий
 
 
 
ПК-2.3 Имеет практический опыт: использования материалов специальных районирований и зонирований территорий, основанных на учете природных, географических, экологических, экономических, социальных, агрохозяйственных, административно-территориальных, градостроительных и особых (режимных) условий и факторов; составления зонирование территорий объектов землеустройства
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- методы, цель, задачи и место данной дисциплины среди других биологических наук;
3.1.2
- среды жизни: наземно-воздушная, водная, почвенная, организменная;
3.1.3
- место популяций в биоте Земли, взаимоотношения между популяциями;
3.1.4
- видовую структуру биоценоза, концепцию экосистем, природные биомы (экосистемы);
3.1.5
- состав границы биосферы, основные биогеохимические циклы;
3.1.6
- основные виды и источники загрязнения;
3.1.7
- классификацию основных экологических нормативов (санитарно-гигиенических, производственно-хозяйственных, комплексных);
3.1.8
- влияние социально-экологических факторов на здоровье человека, основные источники экологического права, государственные органы охраны окружающей среды;
3.1.9
- механизмы природоохранных программ;
3.1.10
- международные объекты охраны окружающей среды.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- делать выводы об экологическом состоянии;
3.2.2
- составлять тесты по пройденному материалу.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
– нормативно-методической, организационно-управленческой, учетно-аналитической работы в области экологии.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Введение в экологию.

 
Методы, цель, задачи, структура и место данной дисциплины среди других биологических наук. Основные законы экологии. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
1
0
0
 
Этапы развития экологии как науки. Экологическое воспитание. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
1
0
0
 
Этапы развития экологии как науки /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1

6
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
1
0
устный ответ на вопрос
0
 
 
Раздел 2. Аутоэколгия.

 
Оснащенность
 
Организм и среда. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
1
0
0
 
Организм и среда /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1

6
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
1
2
учебная дискуссия
0
 
Организм и среда. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1

6
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
1
0
устный ответ на вопрос
0
 
 
Раздел 3. Демэкология.

 
Экология популяции /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
1
0
0
 
Экология популяции /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
1
0
0
 
Экология популяции /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1

6
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
1
0
устный ответ на вопрос
0
 
 
Раздел 4. Синэкология.

 
Экология сообществ и экосистем /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
1
0
0
 
Экология сообществ и экосистем /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
1
0
0
 
Оснащенность
 
Экология сообществ и экосистем. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1

6
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
1
0
устный ответ на вопрос
0
 
 
Раздел 5. Глобальная экология.

 
Учение о биосфере /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
1
2
проблемная лекция
0
 
Учение о биосфере /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
1
0
0
 
Учение о биосфере /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1

6
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
1
0
устный ответ на вопрос
0
 
 
Раздел 6. Антропогенные воздействия на биосферу и ее защита.

 
Антропогенные воздействия на биосферу и ее защита. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
1
2
проблемная лекция
0
 
Антропогенные воздействия на биосферу и ее защита. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
1
0
0
 
Экобиозащитная техника и технологии. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
1
0
0
 
Оснащенность
 
Антропогенные воздействия на биосферу и ее защита. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1

6
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
1
0
устный ответ на вопрос
0
 
 
Раздел 7. Нормирование качества окружающей среды.

 
Нормирование качества окружающей среды. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
1
0
0
 
Нормирование качества окружающей среды. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
1
2
учебная дискуссия
0
 
Нормирование качества окружающей среды /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1

6
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
1
0
устный ответ на вопрос
0
 
 
Раздел 8. Административно-правовые основы охраны окружающей среды.

 
Административно-правовые основы охраны окружающей среды. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
1
0
0
 
Административно-правовые основы охраны окружающей среды. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1

9
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
1
0
0
 
Международное сотрудничество. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1

9
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
1
0
устный ответ на вопрос
0
 
 
Раздел 9. Контроль

 
Оснащенность
 
Зачет с оценкой /ЗачётСОц/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

0
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
1
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Предмет экологии. Цели и задачи в современный период. Этапы становления. Структура и основные методы экологии.

2. Представление о физико-химической среде обитания организмов; особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред.

3. Понятие об экологических факторах, их классификации. Лимитирующее действие факторов окружающей среды. Правило Либиха.

4. Общие закономерности приспособления организмов к условиям жизни.

5. Закон толерантности Шелфорда. Экологическая пластичность вида. Эврибионтные и стенобионтные виды.

6. Особенности комбинированного действия факторов среды обитания на организм.

7. Популяции, их структура. Основные характеристики. Типы популяционной динамики. Популяционные циклы.

8. Экология сообществ. Структура и состав биоценозов. Пищевые цепи и трофические уровни. Динамика сообществ.

9. Основные типы биотических отношений между организмами.

10. Экологическая ниша вида в экосистеме. Понятие об экосистемах. Основные элементы экосистем. Трофическая структура экосистемы.

12. Распределение потока энергии в экосистеме. Экологические пирамиды. Круговорот веществ в экосистеме.

13. Природные и антропогенные экосистемы, их особенности и различия.

14. Равновесие в экосистеме. Экологические сукцессии.

15. Понятие биосферы. Основные положения учения В.И. Вернадского о биосфере.

16. Роль живых организмов в формировании и сохранении биосферы. Границы биосферы. Пределы устойчивости биосферы.

17. Основные биогеохимические циклы биосферы. Круговорот газообразных веществ и осадочный цикл.

18. Человечество и биосфера. Эволюция представлений об охране окружающей среды и ее современное понимание. История взаимоотношения природы и общества.

19. Влияние хозяйственной деятельности человека на биосферу. Факторы, определяющие степень антропогенной нагрузки на биосферу.

20.Функции природы в эколого-экономических системах.

21. Экологические кризисы в развитии цивилизаций, их причины.

22. Глобальные экологические проблемы современности, их масштабы, причины и следствия.

23. Понятие о природных ресурсах и природопользовании. Виды природопользования. Классификации природных ресурсов.

24.Основные направления рационального природопользования.

25. Последствия нерационального природопользования. Социально- экономические последствия загрязнения окружающей среды и ухудшения качества природных ресурсов Виды и основные источники загрязнения воздуха, водоемов и почв. Первичное и вторичное загрязнение окружающей среды.

27.Загрязнение и здоровье населения. Классификация вредных веществ по характеру воздействия на организм человека.

28. Отходы производства и потребления, их виды. Основные методы утилизации и переработки твердых отходов. Устройство полигонов.

29. Опасные отходы, свойства опасных отходов. Источники образования опасных отходов.

30. Экологическая стратегия и политика развития производства. Малоотходные и ресурсосберегающие технологии.

31. Охрана биологического разнообразия. Особо охраняемые природные территории.

32.Экологическое состояние регионов России.

33. Экологизация экономики и ее роль в переходе к устойчивому развитию Российской Федерации.

34. Система управления природопользованием в Российской Федерации. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.

35.Экологическое законодательство в современной России: анализ основополагающих источников.

36.Административные механизмы управления природопользованием в России: экологическое нормирование, лицензирование деятельности, экологическая экспертиза, экологическая сертификация, экологический контроль.

37.Информационное обеспечение природоохранной деятельности в России.

38. Задачи, объекты и методы экологического мониторинга.

39.Единая государственная система экологического мониторинга в РФ.

40.Экобиозащитная техника и технологии.

41.Платежи за загрязнение окружающей среды: порядок определения и исчисления.

42. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

43.Природоохранные конвенции и межгосударственные соглашения в области охраны природы и природопользования.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
 
Оснащенность
 
учебным планом не предусмотрено
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
учебным планом не предусмотрено
 
Темы докладов

1. Проблемы взаимодействия общества и природы в современных условиях.

2. Природа как совершенное, экономичное, безотходное и экологически чистое и безвредное производство.

3. Экологические катастрофы и их последствия для окружающего мира.

4. Загрязнение окружающей среды - реальный и угрожающий фактор современной цивилизации.

5. Окружающая среда и научные основы ее охраны.

6. Природоохранные движения в обществе.

7. Общие черты современного экологического кризиса.

8. Озоновый слой атмосферы и последствия его разрушения.

9. Парниковый эффект и тепловая болезнь Планеты.

10. Заповедники - основа экологического равновесия.

11. Красная книга - международный кадастр глобального масштаба.

12. Учение о биосфере - одно и крупнейших обобщений естествознания XX века.

13. Биосфера и научно-технический прогресс.

14. Разнообразие проблем современной экологии.

15. Успехи решения экологических проблем своего региона.

16. Проблемы стабилизации антропогенных ландшафтов.

17. Адаптация живых организмов к среде обитания:

18. Экологическое лицензирование.

19. Минеральные удобрения и загрязнение окружающей среды.

20. Биологические методы борьбы с вредителями с/х растений.

21. Действие антропогенных изменений окружающей среды на здоровье человека.

22. Социально-экологические законы Б. Коммонера и их роль в оптимизации развития социоэкосистем.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Коробкин В. И., Передельский Л. В.
Экология: учебник
Ростов н/Д: Феникс, 2011
7
 
Л1.2
Валова В. Д.
Экология: учебник
М.: Дашков и К, 2017
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Хрусталёв Б. М.
Инженерная экология и очистка выбросов промышленных предприятий: учебник
М.: Издательство АСВ, 2016
Электронный ресурс
 
Л2.2
Зайцев В. А.
Промышленная экология: учебное пособие
М.: Лаборатория знаний, 2015
Электронный ресурс
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л3.1
Ефремова Г. М., Кузнецова Т. В., Нестерова О. П., Мардарьева Н. В., Воронов Л. Н., Ларионов Г. А.
Экология: учебное пособие для подготовки к интернет экзамену для студентов всех специальностей
Чебоксары: ФГБОУ ВПО ЧГСХА, 2014
0
 
Л3.2
Кузнецова Т. В., Ефремова Г. М., Нестерова О. П., Мардарьева Н. В., Ларионов Г. А.
Сельскохозяйственная экология: лабораторный практикум для студентов по направлению подготовки 35.03.04 "Агрономия"
Чебоксары: ФГБОУ ВПО ЧГСХА, 2014
0
 
Оснащенность
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л3.3
Экологические проблемы городов и территорий (Чебоксары), информационно-аналитический сборник
Экология жилища: к изучению дисциплины
Чебоксары, 2007
15
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Портал «Вся биология» -  уникальный ресурс, в котором собраны статьи, научно-популярные материалы, тематические обзоры, лекция экспертов и последние новости из области биологических наук.
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
ПО «Виртуальный практикум по физике для вузов в 2-х частях»
6.3.1.4
Нева-2006
6.3.1.5
KOMPAS-3D
6.3.1.6
Комплект программ AutoCAD
6.3.1.7
MapInfo
6.3.1.8
Access 2016
6.3.1.9
Project 2016
6.3.1.10
Visio 2016
6.3.1.11
Office 2007 Suites
6.3.1.12
GIMP
6.3.1.13
MozillaFirefox
6.3.1.14
MozillaThinderbird
6.3.1.15
7-Zip
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.4
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.5
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.6
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
Оснащенность
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
СР
 
322
Учебная аудитория
Столы, стулья ученические, демонстрационное оборудование (проектор ACER (1 шт.), цифровая интерактивная доска (1 шт.), персональный компьютер ACER (1 шт.) и учебно-наглядные пособия
Лек
 
333
Учебная аудитория
Шкаф со специализированным инвентарем (пробирки, колбы, пипетки, штативы, мерные стаканы, химические реактивы), шкаф вытяжной, весы МТ 0,6В1ДА-0/Ю, таблица «Растворимость кислот и оснований», таблица «Периодическая система Менделеева», доска классная, столы лабораторные (7 шт.), стулья ученические (17 шт.), раковина
Пр
 
101/5
Учебная аудитория
Доска поворотная ДП125 1015*1512 (1 шт.), доска классная (1 шт.), столы (10 шт.), стулья (18 шт.), шкафы
Пр
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного  форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Экология» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, обучающийся готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из научной литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

При изучении дисциплины «Экология» следует усвоить:

- ключевые понятия, категории, методы, процессы организации и проведения экологического мониторинга;

- научно-техническую информацию в сфере экологии и охраны окружающей среды;

- порядок формирования аналитических таблиц экологического содержания;

- содержание основных законодательных и нормативных актов в сфере охраны среды, прямо или косвенно касающихся деятельности хозяйствующих субъектов, рационального использования земель и природных ресурсов.

Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:

1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.

2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.

3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.

4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов. 

 
Оснащенность
 
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 (МУ к ФОС).docx
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________