2023-2024_21_03_02_23-1 ЗиК_plx_Экономика землеустройства
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Землеустройства, кадастров и экологии
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
14.06.2023 г.
 
Б1.В.14
Экономика землеустройства
Направление подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры

Направленность (профиль) Землеустройство

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
экзамен    
Виды контроля:
часов на контроль
36
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
48
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

8 (4.2)
Итого
Недель
12 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
24
24
24
24
Практические
24
24
24
24
В том числе инт.
10
10
10
10
Итого ауд.
48
48
48
48
Кoнтактная рабoта
48
48
48
48
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
144
144
144
144
 
 
 
Программу составил(и):
канд. с.-х. наук, доц., А.В. Чернов
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 978).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Экономика землеустройства" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры

Направленность (профиль) Землеустройство, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 14.06.2023 г., протокол № 17.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Каюкова О.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Каюкова О.В. 
Председатель методической комиссии факультета  Елисеев И.П.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование представлений о теоретических основах экономического регулирования земельных отношений, их влияние на эффективность использования земель, повышение эффективности землеустройства.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Землеустроительное проектирование
2.1.2
Основы градостроительства и планировка населенных мест
2.1.3
Планирование использования земель
2.1.4
Право (земельное)
2.1.5
Производственная практика, проектная практика
2.1.6
Психология и педагогика
2.1.7
Основы экономической культуры граждан
2.1.8
Экономико-математические методы и моделирование
2.1.9
Инженерное обустройство территории
2.1.10
Картография
2.1.11
Прикладная геодезия
2.1.12
Управление проектами в землеустройстве
2.1.13
Экологический мониторинг
2.1.14
Экономика и организация сельскохозяйственного производства
2.1.15
Иностранный язык (профильный)
2.1.16
Ландшафтоведение
2.1.17
Основы землеустройства
2.1.18
Основы научных исследований в землеустройстве
2.1.19
Основы технологии сельскохозяйственного производства
2.1.20
Прикладная математика
2.1.21
Садоводство и лесоводство
2.1.22
Экология землепользования
2.1.23
Автоматизированные системы проектирования в землеустройстве
2.1.24
Безопасность жизнедеятельности
2.1.25
Делопроизводство
2.1.26
Информационные технологии в землеустройстве
2.1.27
Материаловедение
2.1.28
Основы природопользования
2.1.29
Экономика
2.1.30
Компьютерная графика
2.1.31
Почвоведение и инженерная геология
2.1.32
Учебная практика, научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.33
История земельно-имущественных отношений
2.1.34
Право
2.1.35
Топографическое черчение
2.1.36
Химия
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-10. Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
 
УК-10.1 Знает: основные документы, регламентирующие экономическую деятельность; источники финансирования профессиональной деятельности; принципы планирования экономической деятельности
 
 
 
УК-10.2 Умеет: обосновывать принятие экономических решений, использовать методы экономического планирования для достижения поставленных целей
 
 
 
Оснащенность
 
УК-10.3 Имеет навыки:применения экономических инструментов
 
 
 
ПК-4. Способен разработать проектную землеустроительную документациию
 
ПК-4.1 Знает: нормативные правовые акты, производственно-отраслевые нормативные документы, нормативно-техническую документацию в области производства землеустроительных работ
 
 
 
ПК-4.2 Умеет: осуществлять поиск, систематизацию, анализ, обработку и хранение информации из различных источников и баз данных; представлять информацию в требуемом формате с использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий
 
 
 
ПК-4.3 Имеет практический опыт: разработки землеустроительной документации и рабочих проектов по использованию и охране земельных угодий; разрешения споров при проведении землеустройства
 
 
 
ПК-3. Способен разработать предложения по планированию рационального использования земель и их охране
 
ПК-3.1 Знает: нормативные правовые акты, производственно-отраслевые нормативные документы, нормативно-техническую документацию по рациональному использованию земель и их охране
 
 
 
ПК-3.2 Умеет: организовывать рациональное использование земельных ресурсов
 
 
 
ПК-3.3 Имеет практический опыт: разработки мероприятии по планированию и организации рационального использования земель и их охраны
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные документы, регламентирующие экономическую деятельность; источники финансирования профессиональной деятельности; принципы планирования экономической деятельности;
3.1.2
нормативные правовые акты, производственно-отраслевые нормативные документы, нормативно-техническую документацию по рациональному использованию земель и их охране;
3.1.3
нормативные правовые акты, производственно-отраслевые нормативные документы, нормативно-техническую документацию в области производства землеустроительных работ
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать эффективно вопросы экономического анализа проектных решений при разработке проекта внутрихозяйственного и межхозяйственного землеустройства;
3.2.2
применять полученные навыки при решении практических задач;
3.2.3
описывать составные части проекта землеустройства; составлять задания на проектирование рабочих проектов, осуществлять сметно-финансовые расчеты, обоснование проекта;
3.2.4
обосновывать сроки окупаемости капитальных вложений;
3.2.5
описывать составные части проекта землеустройства, составлять задания на проектирование рабочих проектов
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
решения теоретических и практических типовых и системных задач, связанных с профессиональной деятельностью; логического творческого и экономического мышления;
3.3.2
самостоятельной работы с литературой для поиска информации об отдельных определениях, понятиях и терминах, объяснения их применения в практических ситуациях
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Основы теории экономической эффективности землеустройства и роль землеустройства в осуществлении земельных реформ

 
Экономический механизм регулирования земельных отношений и значение землеустройства в экономике страны /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
0
 
Экономический механизм регулирования земельных отношений и значение землеустройства в экономике страны /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
0
 
Оснащенность
 
Экономический механизм регулирования земельных отношений и значение землеустройства в экономике страны /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

6
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
Опрос, тестирование

0
 
Опыт проведения и содержание аграрных и земельных реформ в России и за рубежом. Землеустройство в условиях рыночной экономики. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
0
 
Опыт проведения и содержание аграрных и земельных реформ в России и за рубежом. Землеустройство в условиях рыночной экономики. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
2
круглый стол
0
 
Опыт проведения и содержание аграрных и земельных реформ в России и за рубежом. Землеустройство в условиях рыночной экономики. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

6
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
Опрос, тестирование
0
 
 
Раздел 2. Экономика межхозяйственного (территориального) землеустройства

 
Оптимальные размеры землевладений. Экономическая эффективность производства сельскохозяйственной организации /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

2
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
0
 
Оптимальные размеры землевладений. Экономическая эффективность производства сельскохозяйственной организации /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
0
 
Оптимальные размеры землевладений. Экономическая эффективность производства сельскохозяйственной организации /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
Опрос, тестирование
0
 
Экономическая  эффективность ликвидации недостатков землевладений и землепользований /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
0
 
Экономическая  эффективность ликвидации недостатков землевладений и землепользований /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
0
 
Оснащенность
 
Экономическая  эффективность ликвидации недостатков землевладений и землепользований /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
Опрос, тестирование
0
 
 
Раздел 3. Экономика внутрихозяйственного землеустройства

 
Тема 1. Методологические основы показателей экономической оценки проектов внутрихозяйственного землеустройства /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
2
проблемная лекция
0
 
Тема 1. Методологические основы показателей экономической оценки проектов внутрихозяйственного землеустройства /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
0
 
Тема 1. Методологические основы показателей экономической оценки проектов внутрихозяйственного землеустройства /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

6
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
Опрос, тестирование
0
 
Тема 2. Экономическое обоснование размещения производственных подразделений и хозяйственных центров.  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
0
 
Тема 2. Экономическое обоснование размещения производственных подразделений и хозяйственных центров.  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
0
 
Тема 2. Экономическое обоснование размещения производственных подразделений и хозяйственных центров.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

6
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
Опрос, тестирование
0
 
Тема 3. Экономическое обоснование размещения магистральной дорожной сети и других инженерных объектов общехозяйственного назначения /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
2
проблемная лекция
0
 
Тема 3. Экономическое обоснование размещения магистральной дорожной сети и других инженерных объектов общехозяйственного назначения /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
0
 
Оснащенность
 
Тема 3. Экономическое обоснование размещения магистральной дорожной сети и других инженерных объектов общехозяйственного назначения /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

6
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
Опрос, тестирование
0
 
Тема 4. Экономическая оценка сельскохозяйственного освоения, трансформации и улучшения угодий /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
0
 
Тема 4. Экономическая оценка сельскохозяйственного освоения, трансформации и улучшения угодий /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
2
круглый стол
0
 
Тема 4. Экономическая оценка сельскохозяйственного освоения, трансформации и улучшения угодий /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

6
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
Опрос, тестирование
0
 
Тема 5. Методика эколого-экономического обоснования системы севооборотов  хозяйства /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
0
 
Тема 5. Методика эколого-экономического обоснования системы севооборотов  хозяйства /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

1
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
0
 
Тема 5. Методика эколого-экономического обоснования системы севооборотов  хозяйства /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

5
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
Опрос, тестирование
0
 
Тема 6. Сравнительная оценка вариантов территории севооборотов /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
0
 
Тема 6. Сравнительная оценка вариантов территории севооборотов /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

1
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
0
 
Оснащенность
 
Тема 6. Сравнительная оценка вариантов территории севооборотов /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

5
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
Опрос, тестирование
0
 
 
Раздел 4. Оценка эффективности инвестиционных программ и проектов по улучшению использованию и обустройству земель

 
Тема 1. Разработка и выбор предложений по созданию системы ипотечного кредитования и экономического механизма привлечения инвестиций для повышения эффективности использования земель /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
0
 
Тема 1. Разработка и выбор предложений по созданию системы ипотечного кредитования и экономического механизма привлечения инвестиций для повышения эффективности использования земель /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
2
учебная дискуссия
0
 
Тема 1. Разработка и выбор предложений по созданию системы ипотечного кредитования и экономического механизма привлечения инвестиций для повышения эффективности использования земель /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

3
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
Опрос, тестирование
0
 
 
Раздел 5. Экономическое обоснование землеустроительных решений в рабочих проектах

 
Тема1. Классификация рабочих проектов. Особенности экономического обоснования землеустроительных решений в рабочих проектах по рекультивации земель, землеванию малопродуктивных угодий, строительству дорог, созданию орошаемых культурных пастбищ, коренному улучшению и огораживанию кормовых угодий, освоению противоэрозионных систем земледелия и закладке лесозащитных насаждений. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
0
 
Тема1. Классификация рабочих проектов. Особенности экономического обоснования землеустроительных решений в рабочих проектах по рекультивации земель, землеванию малопродуктивных угодий, строительству дорог, созданию орошаемых культурных пастбищ, коренному улучшению и огораживанию кормовых угодий, освоению противоэрозионных систем земледелия и закладке лесозащитных насаждений. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
0
 
Оснащенность
 
Тема1. Классификация рабочих проектов. Особенности экономического обоснования землеустроительных решений в рабочих проектах по рекультивации земель, землеванию малопродуктивных угодий, строительству дорог, созданию орошаемых культурных пастбищ, коренному улучшению и огораживанию кормовых угодий, освоению противоэрозионных систем земледелия и закладке лесозащитных насаждений. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

3
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
Опрос, тестирование
0
 
 
Раздел 6. Контроль

 
Подготовка, сдача экзамена /Экзамен/
Л1.1Л2.1 Л2.2

36
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
тестирование
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
Не предусмотрено учебным планом.
 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Дайте обоснование места и роли экономики землеустройства в системе специальных научных дисциплин, изучающих землеустройство.

2. Объясните связь землеустроительной деятельности с экономическим механизмом хозяйствования. Перечислите землеустроительные действия, связанные с различными функциями управления земельными ресурсами.

3. Раскройте значение транспортного фактора в землеустройстве.

4. Методы оценки величины транспортных затрат.

5. Производительные и территориальные свойства земельных участков.

6. Влияние производительных и территориальных свойств земельных участков на себестоимость продукции.

7. Формирование транспортных затрат в себестоимости продукции растениеводства.

8. Система показателей экономической оценки проектов внутрихозяйственного землеустройства.

9. Показатели, используемые при экономическом обосновании размещения производственных подразделений и хозяйственных центров сельскохозяйственного предприятия.

10. Оценка эффективности капиталовложений в расширение, реконструкцию и техническое перевооружение производства.

11. Размещение магистральной дорожной сети.

12. Экономическая оценка сельскохозяйственного освоения, трансформации и улучшения угодий.

13. Критерий и показатели оценки системы севооборотов.

14. Моделирование себестоимости продукции с учетом пространственных свойств земли.

15. Сравнительная оценка вариантов устройства территории севооборотов.

16. Экономическая эффективность агротехнических мероприятий.

17. Размещение полезащитных лесных полос.

18. Размещение полевых станов и источников полевого водоснабжения.

19. Оценка устройства территории многолетних насаждений и кормовых угодий.

20. Общая оценка эффективности проекта внутрихозяйственного землеустройства.

21. Оценка эффективности противоэрозионной организации территории.

22. Обоснование проектов землеустройства в районах осушительных и оросительных мелиораций.

23. Типовые решения по организации севооборотов.

24. Обоснование землеустроительных решений в рабочих проектах.

25. Использование энергетического подхода при оценке землеустроительных решений.

26. Содержание и социально-экономический характер межхозяйственного землеустройства.

27. Оптимальные размеры землевладений (землепользовании) сельскохозяйственных предприятий.

28. Оценка экономической эффективности и конкурентоспособности вновь организуемого предприятия.

29. Оценка последствий изъятия земель при реорганизации сельскохозяйственных предприятий.

30. Экономическая эффективность ликвидации недостатков землевладений (землепользований).

31. Экономическое обоснование предоставления земель для несельскохозяйственных целей.

32. Обоснование размера платы за сервитуты сельскохозяйственным предприятиям от пользователей инженерных сетей и коммуникаций.

33. Землеустройство при выделении земельных долей их собственникам

34. Обоснование бизнес-плана развития сельскохозяйственного предприятия при землеустройстве.

35. Оценка эффективности проекта образования землепользования крестьянского хозяйства.

36. Оценка эффективности проектов землеустройства, имеющих инвестиционный характер.

 
Оснащенность
 
37. Сущность земельных отношений и их влияние на эффективность использования земли.

38. Понятие организации рационального использования земли как основы повышения эффективности производства

39. Предмет, методы и задачи экономики землеустройства.

40. Место земельных отношений в системе общественных отношений.

41. Экономическая сущность землеустройства как механизма регулирования земельных отношений.

42. Экономические законы общества и их влияние на землеустройство.

43. Закономерности развития землеустройства

44. Сущность, виды и принципы оценки эффективности землеустройства.

45. Методы определения эффективности землеустройства.

46. Критерии и показатели оценки эффективности землеустройства.

47. Процедура определения эффективности землеустройства.

48. Методологические основы экономического обоснования землеустроительных решений в схемах и проектах землеустройства.

49. Содержание и социально-экономический характер межхозяйственного землеустройства.

50. Межхозяйственное землеустройство как совокупность правовых, экономических, социальных и технических мероприятий.

51. Экономическая сущность межхозяйственного землеустройства.

52. Основные причины, вызывающие необходимость проведения межхозяйственного землеустройства.

 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом.
 
Примерные варианты тестовых заданий

1. Предмет изучения дисциплины «Экономика землеустройства» представляет:

а) теорию, методы и методику разработки проектов внутрихозяйственного и межхозяйственного (территориального) землеустройства;

б) экономические законы развития природы и общества;

в) экономические закономерности планирования и организации землеустроительных работ;

г) экономические законы, закономерности и формы их проявления при организации рационального использования и охраны земли, оценки и обосновании землеустроительных решений.

Правильный ответ: г

2. Сервитут – это право ограниченного:

а) владения чужим объектом недвижимого имущества (земельным участком);

б) пользования чужим объектом недвижимого имущества (земельным участком);

в) распоряжения чужим объектом недвижимого имущества (земельным участком);

г) проектирования границ на чужом соседнем земельном участке.

Правильный ответ: б

3.Состав сельскохозяйственных угодий:

а) пашня, сенокос, залежь;

б) болото;

в) лесной массив;

г) низменность.

Правильный ответ: а

4. Простой срок окупаемости инвестиций в сельскохозяйственное освоение, трансформацию и улучшение угодий определяется по формуле:

а) Т=∆r/K+0,5(n+1);

б) Т=K/∆r+0,5(n-1);

в) Т=K/∆r+0,5(n+1);

г) Т=K+∆r∙0,5(n+1);

где: K –инвестиции;

∆r - прирост чистого дохода.

Правильный ответ: в

5. При оценке вариантов организации системы севооборотов хозяйства в качестве обобщающего показателя принимается:

а) уменьшение ежегодных затрат;

б) прирост стоимости товарной продукции;

в) уменьшение объема инвестиций;

г) суммарный прирост чистого дохода

Правильный ответ: г

6. Оптимальным размером землевладения (землепользования) считается такой, при котором:

а) с.-х. организация не имеет убытков;

б) с.-х. организация является рентабельной и занимает ведущее место в муниципальном образовании;

в) при данной специализации хозяйства обеспечивается максимальная экономическая эффективность производства, 

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
рациональное использование и охрана земель;

г) с.-х. организация является конкурентоспособным, а производство — ресурсосберегающим

Правильный ответ: в

7. Индекс доходности определяется как:

а) произведение объема товарной продукции в натуральном выражении на цену реализации;

б) отношение суммы дисконтированных доходов к сумме дисконтированных на ту же дату инвестиционных расходов.

в) отношение коэффициента дисконтирования к внутренней норме доходности;

г) разница между чистым дисконтированным доходом и дисконтированной стоимостью инвестиций.

Правильный ответ: б

8. Понятия «межевание» и «землеустройство» различаются:

а) техническими средствами их выполнения;

б) ведомствами-исполнителями;

в) составом землеустроительных действий;

г) законодательством, регулирующим земельные отношения и землеустройство

Правильный ответ: в

9. Горизонт расчета (расчетный период) проекта землеустройства, имеющего инвестиционный характер, принимают с учетом:

а) инфляции;

б) мировых и внутренних цен на энергоносители;

в) средневзвешенного нормативного срока службы основного технологического оборудования;

г)  качества и площади земель объекта проектирования

Правильный ответ: в

10.Современный вид собственности на землю

представлен как:

а) общественная;

б) корпоративная;

в) субъекта Федерации;

г) коллективно-совместная

Правильный ответ: в

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Волков С. Н.
Землеустройство: учебное пособие
М., 2013
9
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
С. Н. Волков
Экономика землеустройства: учебник для вузов
М.: Колос, 2001
0
 
Л2.2
С. Н. Волков, И. И. Широкорад
Землеустройство в условиях рыночной экономики
М., 2014
0
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
РОСРЕЕСТР Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
«Панорама ЗЕМЛЕДЕЛИЕ»
6.3.1.2
Комплект программ AutoCAD
6.3.1.3
MapInfo
6.3.1.4
VisualStudio 2015
6.3.1.5
GIMP
6.3.1.6
MozillaFirefox
6.3.1.7
7-Zip
6.3.1.8
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.9
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.10
ОС Windows 10
6.3.1.11
SuperNovaReaderMagnifier
 
Оснащенность
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.3
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.4
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
 
322
Учебная аудитория
Столы, стулья ученические, демонстрационное оборудование (проектор ACER (1 шт.), цифровая интерактивная доска (1 шт.), персональный компьютер ACER (1 шт.) и учебно-наглядные пособия
 
119
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор Toschibaх200, экран с электроприводом СЕНА EcMaster Electric 180*180, ноутбук Acer Aspire А315-21-434) и учебно-наглядные пособия, доска классная (1 шт.), столы (31 шт.), стулья ученические (61 шт.)
 
25б
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), стол ученический (2 шт.), стул ученический (2 шт.), кафедра лектора (1 шт.), стол ученический 4-х местный (40 шт.), скамья 4-х местная (40 шт.), огнетушитель ОУ-«3» (2 шт.), подставка для огнетушителя (2 шт.), демонстрационное оборудование (проектор ToshibaTDP-T45 (1 шт.), ноутбук HP250 G5 (1 шт.), экран на штативе (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
101/5
Учебная аудитория
Доска поворотная ДП125 1015*1512 (1 шт.), доска классная (1 шт.), столы (10 шт.), стулья (18 шт.), шкафы
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель каждой лекции – раскрыть основное содержание темы, выделить наиболее существенные ее элементы, обратить внимание студентов на направления во внеаудиторной работе по данной теме.

Умение слушать лекцию состоит в умении организовать себя на деятельность, где процесс получения, переработки, закрепления необходимой информации выступает как совместный акт творческой работы преподавателя и студента. Это означает, что к лекции должны готовиться не только преподаватели, но и студенты.

Чтобы подготовиться к активному восприятию лекции, надо обратиться к соответствующему разделу программы, к рекомендованной литературе, просмотреть записи предыдущей лекции. У некоторых студентов существует мнение, что при наличии хороших учебных пособий лекцию записывать необязательно. Однако больше аргументов можно привести в пользу конспектирования лекций:

1. Лектор, как правило, не излагает учебное пособие, а освещает наиболее важные узловые проблемы в свете новейшей научной информации.

2. Не пишущий, а только слушающий студент быстрее устает, часто отвлекается.

3. При конспектировании лекции материал запоминается не только слуховой, но и моторно-двигательной памятью.

4. Конспектирование лекции учит студента совмещать в едином процессе различные виды деятельности, что служит основой формирования культуры научного мышления.

Запись лекции не означает дословной ее фиксации. «Погоня» за словами лектора отвлекает от его мысли, приводит к тому, что в конспекте появляются обрывки фраз, искажения. Даже если студент успевает записать все, что говорит лектор, это отвлекает его от анализа и осмысления материала. В процессе прослушивания и конспектирования лекции рекомендуется обращать внимание на интонацию лектора, на те моменты, к которым он стремится привлечь особое внимание аудитории. Если в силу каких-то причин то или иное положение осталось незафиксированным или 

 
Оснащенность
 
непонятным, следует сделать об этом соответствующую отметку на полях конспекта и выяснить в конце лекции, на консультации или на практическом занятии.

В процессе конспектирования лекции важно уметь отделить существенное от второстепенного, главную мысль от доказательства, а в доказательствах – разграничить аргументацию и иллюстрацию. Главную мысль надо точно и прочно запомнить, аргументацию осмыслить, а с иллюстрацией лишь ознакомиться.

Для записи лекций нужно завести отдельную тетрадь. На каждой странице оставляются поля (шириной 3-4 см) для заметок, вопросов, собственных суждений. Наиболее важные идеи можно выделять путем подчеркивания и использования различных знаков.

Чтобы предупредить процесс быстрого забывания материала лекции, необходимо вновь вернуться к конспекту лекции, когда все еще свежо в памяти.

Подготовку к практическому занятию следует начинать с изучения плана практического занятия, т.е. того круга вопросов, которые выносятся на обсуждение. Затем надо разобраться в списке рекомендованной литературы, чтобы представить себе в полном объеме распределение материала по отдельным частям темы. После ознакомления с планом и списком литературы следует внимательно прочитать конспект лекции и учебную литературу (учебник, учебное пособие). Это поможет установить место темы в системе курса, последовательность расположения материала, различные точки зрения по тому или иному вопросу.

Для того чтобы подготовиться к активному и свободному обсуждению вопросов, вынесенных на практическое занятие, мало прочитать и добросовестно законспектировать или сделать выписки из прочитанного. Только в итоге самостоятельного размышления к вам придут собственные выводы, обозначится своя точка зрения, возникнет личное убеждение, основанное на глубоком знании предмета, а не на механическом запоминании материала.

Хорошее впечатление производят выступления, которые отличаются четкостью структуры, глубиной, аргументированностью и убедительностью, ясным и грамотным изложением.

Поскольку выступления по своему назначению бывают разные (доклады, дополнение, поправка и т.д.), их построение должно быть различным.

Обсуждение вопросов, предусмотренных планом, на практическом занятии происходит на добровольных началах, либо по списку. Как правило, студент выступает не более 7-10 минут, поэтому он должен стремиться последовательно осветить главные пункты вопроса, сделать необходимые выводы. Остальные студенты должны слушать своего товарища, с тем, чтобы затем дополнить и исправить его, дать оценку его выступлению. В ходе выступления на основе изученной литературы студент должен раскрыть сущность основных положений вопроса, подтвердить их фактическим материалом, дать там, где это нужно, критику взглядов по обсуждаемому вопросу.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 (МУ к ФОС).docx
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________