2023-2024_21_03_02_23-1 ЗиК_plx_Участковое землеустройство
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Землеустройства, кадастров и экологии
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
14.06.2023 г.
 
Б1.В.22
Участковое землеустройство
Направление подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры

Направленность (профиль) Землеустройство

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
  зачет с оценкой   
Виды контроля:
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
48
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

8 (4.2)
Итого
Недель
12 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
24
24
24
24
Лабораторные
24
24
24
24
В том числе инт.
12
12
12
12
Итого ауд.
48
48
48
48
Кoнтактная рабoта
48
48
48
48
Сам. работа
60
60
60
60
Итого
108
108
108
108
 
 
 
Программу составил(и):
канд. с.-х. наук, доц., Ильина Т.А.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 978).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Участковое землеустройство" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры

Направленность (профиль) Землеустройство, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 14.06.2023 г., протокол № 17.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Каюкова О.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Каюкова О.В. 
Председатель методической комиссии факультета  Елисеев И.П.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование представлений о теоретических основах регулирование водного и, связанного с ним воздушного, пищевого, теплового и солевого режимов почв в сочетании с соответствующей агротехникой для обеспечения оптимальных условий роста и развития сельскохозяйственных культур; о методах создания и поддержания оптимальных условий в системе почва -  растение – атмосфера для успешного возделывания сельскохозяйственных культур без снижения экологической устойчивости агромелиоративных ландшафтов.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Землеустроительное проектирование
2.1.2
Кадастр недвижимости и мониторинг земель
2.1.3
Основы градостроительства и планировка населенных мест
2.1.4
Право (земельное)
2.1.5
Производственная практика, проектная практика
2.1.6
Производственная практика, технологическая практика
2.1.7
Типология объектов недвижимости
2.1.8
Фотограмметрия и дистанционное зондирование
2.1.9
Экономико-математические методы и моделирование
2.1.10
Инженерное обустройство территории
2.1.11
Картография
2.1.12
Правила дорожного движения
2.1.13
Прикладная геодезия
2.1.14
Управление проектами в землеустройстве
2.1.15
Экологический мониторинг
2.1.16
Экономика и организация сельскохозяйственного производства
2.1.17
Ландшафтоведение
2.1.18
Основы землеустройства
2.1.19
Основы кадастра недвижимости
2.1.20
Основы научных исследований в землеустройстве
2.1.21
Основы технологии сельскохозяйственного производства
2.1.22
Прикладная математика
2.1.23
Прикладные программы в землеустройстве и кадастре недвижимости
2.1.24
Производственная практика, научно-исследовательская работа
2.1.25
Садоводство и лесоводство
2.1.26
Учебная практика, технологическая практика
2.1.27
Экология землепользования
2.1.28
Автоматизированные системы проектирования в землеустройстве
2.1.29
Безопасность жизнедеятельности
2.1.30
Делопроизводство
2.1.31
Информационные технологии в землеустройстве
2.1.32
Математика
2.1.33
Материаловедение
2.1.34
Основы природопользования
2.1.35
Физика
2.1.36
Экономика
2.1.37
Геодезия
2.1.38
Информатика
2.1.39
Компьютерная графика
2.1.40
Основы проектной деятельности
2.1.41
Почвоведение и инженерная геология
2.1.42
Учебная практика, научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.43
Учебная практика, ознакомительная практика
 
Оснащенность
 
2.1.44
История земельно-имущественных отношений
2.1.45
Право
2.1.46
Студенты в среде электронного обучения
2.1.47
Топографическое черчение
2.1.48
Философия
2.1.49
Химия
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.1 Знает: методики поиска, сбора и обработки информации, метод системного анализа
 
 
 
УК-1.2 Умеет: применять методики поиска, сбора, обработки информации, системный подход для решения поставленных задач и  осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из актуальных российских и зарубежных источников
 
 
 
УК-1.3 Имеет навыки: поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации, для решения поставленных задач
 
 
 
ПК-4. Способен разработать проектную землеустроительную документациию
 
ПК-4.1 Знает: нормативные правовые акты, производственно-отраслевые нормативные документы, нормативно-техническую документацию в области производства землеустроительных работ
 
 
 
ПК-4.2 Умеет: осуществлять поиск, систематизацию, анализ, обработку и хранение информации из различных источников и баз данных; представлять информацию в требуемом формате с использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий
 
 
 
ПК-4.3 Имеет практический опыт: разработки землеустроительной документации и рабочих проектов по использованию и охране земельных угодий; разрешения споров при проведении землеустройства
 
 
 
ПК-5. Способен осуществлять обработку документов, содержащих сведения об объектах реестра границ
 
ПК-5.1 Знает: законодательство Российской Федерации в сфере ведения ЕГРН, правила ведения документооборота
 
 
 
ПК-5.2 Умеет: осуществлять межведомственное информационное взаимодействие с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия
 
 
 
ПК-5.3 Имеет практический опыт: приема и регистрации документов, содержащих сведения об объектах реестра границ
 
 
 
ПК-7. Способен вносить в ЕГРН сведения об объектах реестра границ
 
ПК-7.1 Знает: нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере кадастрового учета, землеустройства, кадастровых отношений; порядок ведения ЕГРН и порядок кадастрового деления территории Российской Федерации
 
 
 
ПК-7.2 Умеет: анализировать документы, содержащие сведения об объектах реестра границ; использовать информационную систему, предназначенную для ведения ЕГРН
 
 
 
ПК-7.3 Имеет практический опыт: внесения в реестр границ ЕГРН сведений об объектах реестра границ и присвоение реестрового номера объекту реестра границ; формирования реестровых дел объектов реестра границ
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основы экономических знаний в различных сферах деятельности;
3.1.2
современные технологии проектных, кадастровых и других работ, связанных с землеустройством и кадастрами;
3.1.3
законы страны для правового регулирования земельно-имущественных отношений, контроль за использованием земель и недвижимости;
3.1.4
управление земельными ресурсами, недвижимостью, организации и проведения кадастровых и землеустроительных работ;
3.1.5
нормативную базы и методик разработки проектных решений в землеустройстве и кадастрах;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности;
3.2.2
использовать знания современных технологий проектных, кадастровых и других работ, связанных с землеустройством и кадастрами;
3.2.3
применять знание законов страны для правового регулирования земельно-имущественных отношений, контроль за использованием земель и недвижимости;
3.2.4
использовать знания для управления земельными ресурсами, недвижимостью, и проведения кадастровых и землеустроительных работ;
 
Оснащенность
 
3.2.5
использовать нормативную базу и методики разработки проектных решений в землеустройстве и кадастрах;
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
применения экономических знаний в различных сферах деятельности;
3.3.2
применения современных технологий кадастровых и других работ;
3.3.3
правового регулирования земельно-имущественных отношений, проведения контроля за использованием земель и недвижимости;
3.3.4
в управлении земельными ресурсами, недвижимостью, организации и проведения кадастровых и землеустроительных работ;
3.3.5
применения нормативной базы и методики разработки проектных решений в землеустройстве и кадастрах.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. 

 
1. Роль и задачи участкового землеустройства. Понятие об участковом землеустройстве. Место участкового землеустройства в общей системе проектно-изыскательских работ

2. Классификация рабочих проектов

3. Общий порядок разработки, согласования, экспертизы и утверждения рабочих проектов

4. Сметное дело в землеустройстве

5. Состав, содержание и порядок разработки рабочих проектов создания и устройства территории садов

6. Состав, содержание и порядок разработки рабочих проектов улучшения кормовых угодий

7. Состав, содержание и порядок разработки рабочих проектов землевания малопродуктивных угодий

8. Состав, содержание и порядок разработки рабочих проектов защиты земель от эрозии

9. Обоснование и оценка эффективности рабочих проектов

10. Осуществление рабочих проектов и авторский надзор

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

24
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
8
6
Проблемная лекция
0
 
Оснащенность
 
1. Роль и задачи участкового землеустройства. Понятие об участковом землеустройстве. Место участкового землеустройства в общей системе проектно-изыскательских работ

2. Классификация рабочих проектов

3. Общий порядок разработки, согласования, экспертизы и утверждения рабочих проектов

4. Сметное дело в землеустройстве

5. Состав, содержание и порядок разработки рабочих проектов создания и устройства территории садов

6. Состав, содержание и порядок разработки рабочих проектов улучшения кормовых угодий

7. Состав, содержание и порядок разработки рабочих проектов землевания малопродуктивных угодий

8. Состав, содержание и порядок разработки рабочих проектов защиты земель от эрозии

9. Обоснование и оценка эффективности рабочих проектов

10. Осуществление рабочих проектов и авторский надзор /Лаб/

Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

24
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
8
6
Учебная дискуссия
0
 
1. Роль и задачи участкового землеустройства. Понятие об участковом землеустройстве. Место участкового землеустройства в общей системе проектно-изыскательских работ

2. Классификация рабочих проектов

3. Общий порядок разработки, согласования, экспертизы и утверждения рабочих проектов

4. Сметное дело в землеустройстве

5. Состав, содержание и порядок разработки рабочих проектов создания и устройства территории садов

6. Состав, содержание и порядок разработки рабочих проектов улучшения кормовых угодий

7. Состав, содержание и порядок разработки рабочих проектов землевания малопродуктивных угодий

8. Состав, содержание и порядок разработки рабочих проектов защиты земель от эрозии

9. Обоснование и оценка эффективности рабочих проектов

10. Осуществление рабочих проектов и авторский надзор /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

60
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
8
0
Устный опрос
0
 
 
Раздел 2. Контроль

 
/ЗачётСОц/
Л1.1 Л1.2Л2.1

0
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
8
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Значение леса. Строение лесных насаждений.

 
Оснащенность
 
2. Взаимоотношения леса и среды.

3. Древесные и кустарниковые породы.

4. Основы ведения и организация лесного хозяйства.

5. Степное и защитное лесоразведение.

6. Гидролесомелиоративные насаждения.

7. Ветровая и водная эрозия и борьба с ними.

8. Озеленение сельских населенных пунктов.

9. Изучение планово-картографических и обследовательских материалов.

10. Изучение природных и экономических условий хозяйства, перспектив его развития.

11. Обоснование проектирования системы лесных полос.

12. Размещение спроектированных лесных полос.

13. Разработка задания на проектирование.

14. Содержание проектно-технологических работ.

15. Порядок выполнения проектно-технологических работ.

16. Выбор схем создания лесных полос.

17. Расчет потребности в посадочном материале.

18.  Порядок и методика выполнения сметно-финансовых расчетов защитных лесных насаждений.

19. Составление локальных смет на создание полезащитных, стокорегулирующих, прибалочных и приовражных лесных полос.

20. Составление сметы на проектно-изыскательские работы.

21. Составление сметы на перенесение в натуру местоположения посадки лесных полос.

22. Составление сводной сметы.

23. Содержание определения экономической эффективности агролесомелиоративных мероприятий.

24. Распределение затрат на создание лесных полос во времени.

25. Определение экономической эффективности агролесомелиоративных мероприятий.

26. Формы лесонасаждений. Задачи создания защитных лесонасаждений. Основные характеристики лесонасаждений.

27. Лесоводственно-биологические свойства древесных пород.

28. Биология древесных растений. Отношение к воздуху, к свету, к теплу, к влаге,  к почве.

29. Характеристика деревьев и кустарников, используемых для лесомелиорации и озеленения. Лесные семена и плоды.

30. Выращивание сеянцев. Выращивание саженцев.

31. Маточные плантации. Организация лесного питомника.

32. Подбор видового состава и типов смешения лесного насаждения соответственно условиям среды.

33. Выбор биологически устойчивых и высокопродуктивных сочетаний древесных растений.

34. Необходимость защиты почвы и растений от вредного действия ветра.

35. Ветрозащитная способность лесополос.Улучшение микроклимата на равнине.

36. Понятие о водной эрозии. Лесомелиорация территории, подверженной водной эрозии. Комплекс мер по защите почв от водной эрозии.

37. Агроэкономическая эффективность лесомелиорации. Земля и вода –главные средства производства в условиях орошаемого земледелия.

38. Линейные элементы инфраструктуры орошаемого земледелия. Защитные лесонасаждения на орошаемых землях.

39. Размещение полезащитных лесополос при устройстве территории орошаемых севооборотов.

40. Размещение защитных лесных насаждений при устройстве территории орошаемых долголетних культурных пастбищ.

41. Размещение защитных лесных насаждений при  устройстве территории орошаемых садов, виноградников, хмельников.

42. Распространение и причины образования подвижных песков. Закрепление и хозяйственное использование песков и облесение песков.

43. Защитное лесонасаждения для животноводства. План размещения защитных насаждений на пастбище. Схемы защитных насаждений для животных от пыльных бурь и снежных буранов. Способы создания лесокультур на песках. Агротехника запроектированных лесонасаждений на песках.

44. Понятие засоленные почвы: солончаки, солончаковатые почвы, солонцы и защитное лесоразведение на соленных почвах.

45. Окультуривание малопродуктивных угодий после нанесения плодородного слоя почвы.

46. Технический этап землевания (перенос и разравнивание плодородного слоя почвы). Комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий по повышению плодородия почв.

47. Создание почвенного и растительного покрова, восстановление фауны.

48. Подготовка территорий для сельскохозяйственного, лесохозяйственного, традиционного использования народами Севера, рекреационных, селитебных и других целей.

49. Направление и методы биологического этапа землевания в зависимости от географического положения района, его климатических, геологических, почвенных, хозяйственно-экономических и других особенностей.

50. Биологический этап землевания на землях сельскохозяйственного назначения (подбор основных сельскохозяйственных культур для выращивания их на землях, подлежащих землеванию, определении доз органических, минеральных удобрений, извести, потребности в семенах).

51. Изучение материалов, обосновывающих необходимость землевания малопродуктивных угодий, внутрихозяйственного и межхозяйственного землеустройства, почвенных обследований, схем землеустройства и других землеустроительных, строительных и градостроительных материалов.

52. Составление чертежа обследования, где отражаются границы и площади: объекта строительства, нарушаемых сельскохозяйственных угодий, указывается характеристика почв и угодий, размещение земельных участков хранения и нанесения плодородного слоя почвы (ПСП).

53. Технические условия  на снятие, использование (хранение, нанесение) плодородного слоя почвы.

 
Оснащенность
 
54. Виды землевания. Организация работ по землеванию. Определение экономической эффективности землевания.

55. Окультуривание малопродуктивных угодий.

56. Понятие о локальной смете.

57. Организация работ по землеванию с учетом охраны природы

58. Определение потребности в рабочей силе, машинах и механизмах для землевания.

59. Организация работ по землеванию в соответствии с действующими строительными нормами и правилами.

60. Виды землеустроительных работ в проведении землевания.

61. Понятие землевания, разграничение и последовательность проведения работ.

62. Организация строительства и производство работ по землеванию.

63. Изъятие земель из сельскохозяйственного оборота в соответствии с правилами установленными Правительством РФ. Общие положения при определении размера убытков.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено учебным планом.
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом.
 
Темы рефератов

1. Рабочий проект по защите почв от эрозии.

2. Рабочий проект агролесомелиоративных мероприятий

3. Рабочий проект строительства противоэрозионных гидротехнических сооружений.

4. Рабочий проект засыпки и выполаживания оврагов.

5. Рабочий проект строительства противооползневых сооружений.

6. Рабочий проект улучшения кормовых угодий.

7. Рабочий проект создания и устройства территории орошаемых культурных пастбищ.

8. Рабочий проект освоения солонцовых земель.

9. Рабочий проект создания и устройства территории многолетних насаждений.

10. Рабочий проект по рекультивации нарушенных земель.

11. Рабочий проект землевания малопродуктивных угодий.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Волков С. Н.
Землеустройство: учебное пособие
М., 2013
9
 
Л1.2
Осоргина О. Н.
Участковое землеустройство: учебное пособие
Самара: СамГАУ, 2018
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Волков С. Н.
Теоретические основы землеустройства: учебник для вузов
М.: Колос, 2001
0
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Государственные элементные сметные нормы на строительные работы ГЭСН-2001-47 Озеленение. Защитные лесонасаждения. 
 
Э2
ГОСТ 26462-85. Агролесомелиорация. Термины и определения. 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Комплект программ AutoCAD
6.3.1.2
MapInfo
6.3.1.3
MozillaFirefox
6.3.1.4
7-Zip
6.3.1.5
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.6
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.7
«Панорама ЗЕМЛЕДЕЛИЕ»
6.3.1.8
SuperNovaReaderMagnifier
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
 
Оснащенность
 
6.3.2.2
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.4
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
 
101/4
Учебная аудитория
Комплект персонального компьютера Квадро-ПК G4560/P-19,5/клавиатура/мышь (12 шт.), стол компьютерный (12 шт.), экран Lumien Eco Picture LEP-100103 (1 шт.), доска классная (1 шт.), стулья (25 шт.) и учебно-наглядные пособия
 
119
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор Toschibaх200, экран с электроприводом СЕНА EcMaster Electric 180*180, ноутбук Acer Aspire А315-21-434) и учебно-наглядные пособия, доска классная (1 шт.), столы (31 шт.), стулья ученические (61 шт.)
 
25б
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), стол ученический (2 шт.), стул ученический (2 шт.), кафедра лектора (1 шт.), стол ученический 4-х местный (40 шт.), скамья 4-х местная (40 шт.), огнетушитель ОУ-«3» (2 шт.), подставка для огнетушителя (2 шт.), демонстрационное оборудование (проектор ToshibaTDP-T45 (1 шт.), ноутбук HP250 G5 (1 шт.), экран на штативе (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
101/1
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), столы 10 шт.), стулья (20 шт.), тахеометр 4 Та5Н (1 шт.), штатив для нивелира (1 шт.), штатив (4 шт.), нивелир (4 шт.), копировальный стол (4 шт.), визирные цели (15 шт.), теодолиты (6 шт.), светодальномер (1 шт.), базис (1 шт.), чертежи (6 шт.), рейки нивелирные (2 шт.), рейки нивелирные складные (5 шт.), кипрегель (1 шт.) 
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и лабораторными занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Участковое землеустройство» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к лабораторным занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. Посещать лабораторные занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к лабораторному занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Лабораторные занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором 

 
Оснащенность
 
называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На лабораторных занятиях решаются конкретные задачи по применению ГИС технологий в кадастре недвижимости или в землеустройстве, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Лабораторное занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение материалов учебников и статей из специальной литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:

1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.

2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.

3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.

4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.

По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и зачета с оценкой. Тестирование организовывается, как правило, в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и лабораторных занятиях. Подготовка к зачету с оценкой предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов лабораторных занятий.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 (МУ к ФОС).docx
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________