МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Чувашский государственный аграрный университет"
(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
Земледелия, растениеводства, селекции и семеноводства
Проректор по учебной
и научной работе
Производственная практика, научно-исследовательская работа
Направление подготовки 35.03.04 Агрономия
Направленность (профиль) Технологии производства продукции растениеводства
рабочая программа практики
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
В том числе в форме практ.подготовки
канд. с.-х. наук, доц., Яковлева Марина Ивановна
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.04 Агрономия (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 699).
При разработке рабочей программы практики "Производственная практика, научно-исследовательская работа" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 35.03.04 Агрономия
Направленность (профиль) Технологии производства продукции растениеводства, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 14.06.2023 г., протокол № 17.
Рабочая программа практики проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
Заведующий кафедрой Елисеева Л.В.
Заведующий выпускающей кафедрой Елисеева Л.В.
Председатель методической комиссии факультета Елисеев И.П.
Директор научно-технической библиотеки Викторова В.А.
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ПРАКТИКИ
овладение обучающимися основными приёмами ведения научно-исследовательской работы и получение навыков решения конкретных научно-практических задач, необходимых для сбора материалов по теме выпускной квалификационной работы в соответствии со сформированными компетенциями, с последующим использованием полученных данных в практике агронома.
2. МЕСТО ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Математика и математическая статистика
Иностранный язык в сфере растениеводства
Культура речи и делового общения
Дисциплины и практики, для которых освоение данной практики необходимо как предшествующее:
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ПРАКТИКИ
ОПК-5. Способен к участию в проведении экспериментальных исследований в профессиональной деятельности;
ОПК-5.1 Демонстрирует знание современных экспериментальных методов исследований в области агрономии
ОПК-5.2 Проводит экспериментальные исследования в области агрономии
ПК-10. Готов проводить научные исследования по общепринятым методикам, осуществлять обобщение и статистическую обработку результатов опытов, формулировать выводы
ПК-10.1 Проводит научные исследования по общепринятым методикам, осуществляет обобщение результатов опытов, формулирует выводы
ПК-10.2 Проводит статистическую обработку результатов опытов
В результате освоения практики обучающийся должен
научные исследования по общепринятым методам , обобщить статистическую обработку результатов опытов, формулировать выводы;
методы проведения экспериментальных исследований в профессиональной деятельности.
разработать и реализовывать научные исследования по общепринятым методам, осуществлять обобщение и статистическую обработку результатов опыта, формулировать выводы;
проводить экспериментальные исследования в профессиональной деятельности.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
использовать научные методы исследования по общепринятым методикам, обобщать статистическую обработку опытов, формулировать выводы;
осуществление проведении экспериментальных исследований в профессиональной деятельности.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Раздел 1. Организационный этап
Организация практики. Инструктаж по технике безопасности /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-10.1 ПК-10.2
журнал по технике безопасности – зачет по ТБ
Организация практики. Инструктаж по технике безопасности. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-10.1 ПК-10.2
журнал по технике безопасности – зачет по ТБ
Раздел 2. Научно-исследовательский этап
Работа по направлению исследований /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-10.1 ПК-10.2
Отражение в дневнике и отчёте по практике
Работа по направлению исследований /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-10.1 ПК-10.2
Отражение в дневнике и отчёте по практике.
Обработка и анализ полученной информации /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-10.1 ПК-10.2
Отражение в дневнике и отчёте по практике.
Обработка и анализ полученной информации /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-10.1 ПК-10.2
Отражение в дневнике и отчёте по практике
Подготовка отчета по практике /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-10.1 ПК-10.2
Отражение в дневнике и отчёте по практике.
Подготовка отчёта по практике /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-10.1 ПК-10.2
Отражение в дневнике и отчёте по практике
Подготовка научной статьи /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-10.1 ПК-10.2
Отражение в дневнике и отчёте по практике.
Доклад и обсуждение рекомендаций на заседании кафедры
Подготовка научной статьи /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-10.1 ПК-10.2
Отражение в дневнике и отчёте по практике. Доклад и обсуждение рекомендаций на заседании кафедры
Раздел 3. Зачёт c оценкой
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-10.1 ПК-10.2
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. В чем состоит актуальность темы вашего исследования?
2. Точки зрения каких авторов по вашей проблеме являются для вас наиболее близкими?
3. Какие перспективы в развитии вашего исследования вы видите?
4. Какие источники информации с вашей точки зрения являются наиболее приемлемыми для проведения научного исследования?
5. Какие источники информации с вашей точки зрения неприемлемы для проведения вашего научного исследования?
6. Назовите информационные ресурсы, используемые Вами в процессе выполнения отчета
7.Фитосанитарная роль агрофитоценозов.
8. Защита агроценозов от вредителей.
9. Меры борьбы с болезнями в агроценозах.
10. Защита агроценозов от сорной растительности.
11. Интегрированная защита агроценозов от вредных организмов.
12. Необходимость учета показателей устойчивости растений к экстремальным факто-рам погоды
13. Использование энергосберегающей техники - инновационной путь в растениеводстве.
14. Инновационные энергосберегающие технологии производства продукции растени-еводства.
15. Значение поверхностной обработки почвы под посев с.-х. культур.
16. «Нулевая» обработка почвы под посев озимых культур – инновация в растениеводстве.
17. Использование в процессе обработки почвы комбинированных агрегатов.
18. Роль биотехнологии в создании новых сортов и гибридов с.-х. культур.
19. Использование биотехнологии в семеноводстве вегетативно размножающихся с.-х. растений.
20. Использование трансгенных форм растений в борьбе с вредными организмами.
21. Биологизация земледелия как фактор инновационной деятельности повышения плодородия почв.
22. Сидерация – фактор биологизации земледелия
23. Средообразующая роль многолетних и однолетних бобовых трав.
24. Применение ростостимулирующих препаратов.
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Оценочные средства представляют собой задания, обязательные для выполнения обучающимся на практике, позволяющие ему приобрести теоретические знания, практические умения (навыки) и опыт, а также решать задачи, связанные с будущей профессиональной деятельностью в рамках практической подготовки при проведении практики. В качестве оценочного средства, позволяющего оценить ход прохождения практики обучающимся, используется дневник практики. В дневнике отражаются результаты текущей работы, выполненные задания. Дневник практики заполняется лично обучающимся.
Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля приведен в приложении.
5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Кирюшин Б. Д., Усманов Р. Р., Васильев И. П.
Основы научных исследований в агрономии: учебник
Баздырев Г. И., Сафонов А. Ф.
Земледелие с основами почвоведения и агрохимии: учебник
Растениеводство: курс лекций для агрономов
Чебоксары: ФГБОУ ВО Чувашская ГСХА, 2017
Основы научных исследований: учебное пособие
Основы научных исследований: учебное пособие
6.1.2. Дополнительная литература
Яковлева М. И., Димитриев В. Л., Ермолаев С. В.
Земледелие с основами почвоведения и агрохимии: учебно-методическое пособие
Чебоксары: ФГБОУ ВО ЧГСХА, 2017
Основы научных исследований и изобретательства: учеб. пособие
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Официальный сайт Росстата
Журнал «Картофель и овощи»
Журнал «Новое сельское хозяйство»
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ
Мультимедийная техника (экран Lumien Eco Picture LEP-100103, проектор WiewSonig), шкафы специализированные с инвентарем (доски разборные, набор сит лабораторных, шпатели, скальпели остроконечные, пинцеты, чашечки лабораторные для определения засоренности зерна, мельница зерновая лабораторная ЛЗМ-1, весы ВЛК-300, рН-метр влагомер полевой, влагомер зерна «Фауна-М», влагомер зерновой Wille-12Ki с проверкой, весы ПВ-15, сноповой материал, раздаточный материал), термостат электрический с охлаждением 80 л (1 шт.), шкаф сушильный ШС-80-01 (1 шт.), муляж «Зерновка ржи», муляж «Зерновка кукурузы», муляж «Зерновка пшеницы», доска классная (1 шт.), столы ученические (10 шт.), стулья (20 шт.)
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
Демонстрационное оборудование (проектор Acer X128H DLP XGA1024*768, моноблок Acer Aspire C22-865 21.5” FHD Core, интерактивная доска) и учебно-наглядные пособия, столы ученические (12 шт.), стулья (24 шт.), шкафы со специальным оборудованием (муляжи плодово-ягодных культур и овощей)
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ПРАКТИКИ
Данный вид практики обучающегося относится к производственной практике и по типу является научно-исследовательская работа.
Способы проведения производственной практики, научно-исследовательская работа:
– выездная;
– стационарная.
Местом проведения производственной, научно-исследовательской работой служат сельскохозяйственные организации,
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________