(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Технологии производства продукции растениеводства
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Технологии производства продукции растениеводства, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 14.06.2023 г., протокол № 17.
ции
ракт.
подг.
Э1 Э2
Блок вопросов к экзамену формируется из числа вопросов, изученных в первом учебном семестре, а также из материалов, пройденных во втором семестре.
Вопросы к экзамену разделены на 2 части:
- вопросы для оценки знаний теоретического курса
- вопросы для оценки понимания/умения.
Вопросы для оценки знаний теоретического курса
1.История развития науки почвоведения и ее современное состояние.
2. Происхождение и строение Земли. Форма, строение, физические и химические свойства Земли.
3. Строение и химический состав земной коры.
4. Горные породы и минералы, их происхождение, свойства.
5.Формы нахождения минералов в природе. Процессы минералообразования.
7. Кристаллографические и физические свойства минералов.
8. Горные породы, их происхождение и свойства: структура, текстура, плотность и др.
9. Классификация горных пород.
10. Понятие об агрорудах, их типы, происхождение.
11. Магматические горные породы. Их классификация, химические, физические свойства, почвообразующее значение.
12. Осадочные горные породы, их происхождение, классификация, свойства.
13. Метаморфические горные породы, их классификация, свойства.
14. Глинистые минералы группы каолинита, монтмориллонита, гидрослюд, группы полуторных оксидов. Их химические свойства, агрономическое значение.
15. Основные этапы геологической истории Земли. Методы исследования истории Земли. Геохронологическая шкала.
16. Развитие растительного и животного мира в послеледниковый период.
17. Ледниковый период, его влияние на почвообразовательные процессы.
18. Физическое, химическое, биологическое выветривание горных пород и минералов.
19. Современный рельеф Земли как результат взаимодействия эндогенных и экзогенных процессов.
20. Кора выветривания, ее типы.
21. Геолого-геоморфологическая деятельность ветра. Эоловые отложения и формы рельефа.
22. Геолого-геоморфологическая деятельность русловых водных потоков. Речные долины, их типы, строение.
23. Речные террасы, их типы. Строение поймы и речных террас. Аллювиальные отложения.
24. Склоновые процессы и отложения, их основные типы.
25. Подземные воды, их основные типы, происхождение и распространение.
26. Классификация подземных вод по составу, условиям залегания и происхождению.
27. Использование подземных вод в с/х, их роль в заболачивании и засолении почв.
28. Ледниковые и вводно-ледниковые формы и отложения.
29. Древние покровные отложения и их роль в формировании рельефа.
30. Влияние мерзлотных пород и глубины их сезонного оттаивания на почвообразование и земледелие.
31. Торфонакопление. Полезные ископаемые, связанные с процессами озерного и болотного породообразования.
32. Типы и формы рельефа. Влияние абсолютных высот над уровнем моря на климат и почвы.
33. Оценка заовражности территории. Характеристика склонов по условиям стока и эрозии, форма, крутизна, длина, экспозиция.
34. Строение гидрографической сети. Показатели вертикальной и горизонтальной расчлененности территории.
35. Ландшафтная оболочка земли. Миграция и аккумуляция веществ в ландшафтах.
36. Классификация элементарных геохимических ландшафтов. Геохимические барьеры. Влияние агротехногенеза на геохимию ландшафта.
37. Виды и масштабы карт. Принципы составления.
38. Геоморфологические карты. Карты четвертичных отложений.
39. Ландшафтное картографирование.
40. Предмет и содержание почвоведения. Понятие о почве и плодородии.
41. Почва как компонент биогеоценоза.
42. Почвоведение как научная основа для агрохимии, земледелия, растениеводства и других с/х наук. История развития почвоведения как науки.
43. Почвообразующие породы как основа минеральной части почв. Обзор почвообразующих пород на территории России.
44. Главнейшие минералы в породах и почвах. Вторичные минералы, их происхождение, состав, свойства и значение.
45. Влияние вторичных минералов на агрономические свойства почв.
46. Содержание химических элементов в породах и в почвах. Формы соединений главнейших химических элементов в почве.
47. Микроэлементы в почвах. Валовые подвижные и усвояемые формы элементов питания.
48. Влияние химического состава почв на проявление функциональных заболеваний культур. Требования отдельных культур к химическому составу почв.
49. Радиоактивные свойства почв. Естественная и искусственная радиоактивность. Мероприятия по борьбе с повышенной радиоактивностью.
50. Гранулометрический состав почв. Классификация почв по гранулометрическому составу. Влияние гранулометрического и минералогического состава почв и их плодородие.
51. Агроэкологическая оценка гранулометрического состава почв. Полевой и лабораторный методы определения гранулометрического состава.
52. Зеленые растения и их роль в почвообразовании. Основные растительные группировки.
53. Микроорганизмы и их роль в почвообразовании.
54. Животные, обитающие в почве (позвоночные, насекомые, черви, простейшие), и их роль в почвообразовании.
55. Химический состав растительных остатков. Растительные остатки как основная энергетическая база почвообразовательного процесса.
56. Представление о процессе гумусообразования. Роль биологических и абиотических факторов, на гумусообразование и формирование уровней гумусированности.
57. Гумус как динамическая система органических веществ в почве. Основные компоненты системы – гуминовые кислоты и фульвокислоты и их свойства.
58. Агрономическая оценка гумусового состояния почв. Причины снижения содержания гумуса в почвах. Пути регулирования состояния органического вещества почв.
59. Почвенные коллоиды, их происхождение, состав, свойства. Значение коллоидов в почвообразовании, формировании агрономических свойств и плодородия почвы.
Вопросы на оценку понимания/умений
1. Физико-химические свойства почв. Почвенный поглощающий комплекс (ППК). Закономерности поглощения катионов и анионов.
2. Почвенная кислотность и щелочность, их формы, происхождение и агрономическое значение. Буферность почвы.
3. Мероприятия по регулированию состава обменных катионов, реакций почвы. Решение проблемных ситуаций при интенсивной химизации почв, загрязнения почв ядохимикатами и тяжелыми металлами.
4. Понятие о структурности и структуре почвы. Виды структуры почвы.
5. Агрономическое значение структуры почвы. Мероприятия по созданию и поддержанию агрономически ценной структуры почвы.
6. Общие физические свойства почв – плотность, плотность твердой фазы, порозность и ее виды.
7. Влияние гранулометрического состава, структуры, гумусового состояния и состава обменных катионов на изменение физических и физико-механических свойств почв, на рост и развитие растений и урожайность.
8. Водные свойства и водный режим почв.
Категории (формы) и виды воды в почвах.
9. Виды влагоемкости. Почвенно-гидрологические константы. Влияние гранулометрического и агрегатного состава на водные свойства почв.
10. Влажность почв. Методы определения. Общий и полезный запас воды в почве. Доступность почвенной влаги растениями. Баланс воды в почве и его регулирование.
11. Типы водного режима. Регулирование водного режима.
12. Система мероприятий по регулировании теплового режима в разных почвенно-климатических зонах.
13. Плодородие почвы. Виды плодородия.
14. Окультуривание почв. Агрофизические, агрохимические, мелиоративные и фитомелиоративные приемы окультуривания почв.
15. Учение о генезисе и эволюции почв. Принципы классификации почв. Почвенно-географическое и природно-сельскохозяйственное районирование.
16. Факторы почвообразования и их взаимодействие. Законы географии почв.
17. Основные принципы почвенных классификаций.. Географические подразделения почвенного покрова (зона, подзона, область, фация, провинция, округ, район).
18. Причины образования кислотности почв.
19. Подзолистые почвы. Распространение и условия образования. . Мероприятия по повышению их плодородия.
20. Дерново-подзолистые почвы Распространение и условия образования. Мероприятия по повышению их плодородия.
21. Бурые лесные почвы широколиственных лесов, их свойства и условия образования. Мероприятия по повышению их плодородия.
22. Серые лесные почвы и черноземы лесостепной зоны, их свойства и условия образования. Мероприятия по повышению их плодородия.
23. Черноземы степной зоны, их свойства и условия образования. Мероприятия по повышению их плодородия.
24. Болотные почвы, их свойства и условия образования. Мероприятия по повышению их плодородия.
25. Пестроцветные почвы. Их свойства и условия образования. Мероприятия по повышению их плодородия.
26. Солончаки, солонцы и солоди. Их свойства и условия образования. Мероприятия по повышению их плодородия.
27. Аллювиальные почвы. Почвенный покров прирусловой, центральной и притеррасной областей поймы основных природных зон (таежной, лесостепной, степной).
28. Лугово-черноземные почвы. Их свойства и условия образования. Мероприятия по повышению их плодородия.
29. Почвенный покров Чувашской Республики, агрономическая оценка основных типов почв. Агропроизводственное районирование территории.
30. Эрозия почв и ее виды. Свойства, классификация и диагностика эродированных почв. Мероприятия по защите почв от эрозии.
31. Почвы умеренной зоны. Условия почвообразования, состав, свойства и особенности сельскохозяйственного использования.
32. Серые лесные почвы, их свойства и условия образования. Мероприятия по повышению плодородия.
33. Черноземные почвы, их свойства и условия почвообразования.
34. Агропроизводственная группировка почв. Бонитировка почв.
35. Использование материалов почвенных исследований при землеустройстве, осушении и орошении.
36. Теоретические основы картографии почв. Методика крупномасштабного и детального картографирования почв.
1. Химический состав растительных остатков.
2. Растительные остатки как основная энергетическая база почвообразовательного процесса.
3. Представление о процессе гумусообразования.
4. Роль биологических и абиотических факторов на гумусообразование.
5. Гумус как динамическая система органических веществ в почве.
6. Основные компоненты гумуса – гуминовые кислоты и фульвокислоты и их свойства.
8. Пути регулирования состояния органического вещества почв.
9. Почвенные коллоиды, их происхождение, состав, свойства.
10. Значение коллоидов в почвообразовании, формировании агрономических свойств и плодородия почвы.
11. Мероприятия по регулированию состава почвенных коллоидов.
12. Виды поглотительной способности почв.
13. Физико-химические свойства почв.
14. Почвенный поглощающий комплекс (ППК).
15. Закономерности поглощения катионов и анионов.
16. Почвенная кислотность и щелочность, их формы, происхождение и агрономическое значение.
17. Буферность почвы.
18. Мероприятия по регулированию состава обменных катионов, реакций почвы.
19. Решение проблемных ситуаций при интенсивной химизации почв, загрязнения почв ядохимикатами и тяжелыми металлами.
20. Понятие о структурности и структуре почвы.
21. Агрономическое значение структуры почвы.
22. Общие физические свойства почв – плотность, плотность твердой фазы, порозность и ее виды.
23. Влияние гранулометрического состава, структуры, гумусового состояния и состава обменных катионов на изменение физических и физико-механических свойств почв, на рост и развитие растений и урожайность.
24. Водные свойства и водный режим почв. Категории (формы) и виды воды в почвах.
25. Виды влагоемкости.
26. Почвенно-гидрологические константы.
27. Влияние гранулометрического и агрегатного состава на водные свойства почв.
28. Баланс воды в почве и его регулирование.
29. Типы водного режима и его регулирование.
30. Система мероприятий по регулировании теплового режима в разных почвенно-климатических зонах.
31. Плодородие почвы.
32. Окультуривание почв.
33. Агрофизические, агрохимические, мелиоративные и фитомелиоративные приемы окультуривания почв.
34. Учение о генезисе и эволюции почв.
35. Принципы классификации почв.
36. Почвенно-географическое и природно-сельскохозяйственное районирование.
37. Факторы почвообразования и их взаимодействие.
38. Законы географии почв.
Темы докладов
1. Главнейшие минералы в породах и почвах. Вторичные минералы, их происхождение, состав, свойства и значение.
2. Влияние вторичных минералов на агрономические свойства почв.
3. Содержание химических элементов в породах и в почвах. Формы соединений главнейших химических элементов в почве.
4. Микроэлементы в почвах. Валовые подвижные и усвояемые формы элементов питания.
5. Влияние химического состава почв на проявление функциональных заболеваний культур. Требования отдельных культур к химическому составу почв.
6. Радиоактивные свойства почв. Естественная и искусственная радиоактивность. Мероприятия по борьбе с повышенной радиоактивностью.
7. Гранулометрический состав почв. Классификация почв по гранулометрическому составу. Влияние гранулометрического и минералогического состава почв и их плодородие.
8. Агроэкологическая оценка гранулометрического состава почв. Полевой и лабораторный методы определения гранулометрического состава.
9. Зеленые растения и их роль в почвообразовании. Основные растительные группировки.
10. Микроорганизмы и их роль в почвообразовании.
11. Животные, обитающие в почве (позвоночные, насекомые, черви, простейшие), и их роль в почвообразовании.
12. Химический состав растительных остатков. Растительные остатки как основная энергетическая база почвообразовательного процесса.
13. Представление о процессе гумусообразования. Роль биологических и абиотических факторов, на гумусообразование и формирование уровней гумусированности.
14. Гумус как динамическая система органических веществ в почве. Основные компоненты системы – гуминовые кислоты и фульвокислоты и их свойства.
15. Агрономическая оценка гумусового состояния почв. Причины снижения содержания гумуса в почвах. Пути регулирования состояния органического вещества почв.
16. Почвенные коллоиды, их происхождение, состав, свойства. Значение коллоидов в почвообразовании, формировании агрономических свойств и плодородия почвы.
17. Мероприятия по регулированию состава почвенных коллоидов. Понятие о поглотительной способности почвы.
18. Виды поглотительной способности почв.
19. Физико-химические свойства почв. Почвенный поглощающий комплекс (ППК). Закономерности поглощения катионов и анионов.
20. Почвенная кислотность и щелочность, их формы, происхождение и агрономическое значение. Буферность почвы.
22. Понятие о структурности и структуре почвы. Виды структуры почвы.
23. Агрономическое значение структуры почвы. Мероприятия по созданию и поддержанию агрономически ценной структуры почвы.
24. Общие физические свойства почв – плотность, плотность твердой фазы, порозность и ее виды.
25. Влияние гранулометрического состава, структуры, гумусового состояния и состава обменных катионов на изменение физических и физико-механических свойств почв, на рост и развитие растений и урожайность.
26. Водные свойства и водный режим почв.
27. Категории (формы) и виды воды в почвах.
28. Виды влагоемкости. Почвенно-гидрологические константы. Влияние гранулометрического и агрегатного состава на водные свойства почв.
Система знаний по дисциплине формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать лабораторные и практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к лабораторному и практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Лабораторные и практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На лабораторных и практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, ставятся практические опыты. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Лабораторное и практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из научной литературы, решение задач, написание докладов, рефератов. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины, для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины «Почвоведение с основами географии почв» следует усвоить:
- сущность процессов почвообразования;
- понятие об образовании гумусовых веществ почвы;
- морфологические признаки почв;
- содержание бонитировки почв;
- принципы почвенного картирования;
- диагностику и номенклатуру почв;
- принципы классификации почв;
- роль почвоведения в землеустройстве.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году