(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Технологии производства продукции растениеводства
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Технологии производства продукции растениеводства, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 14.06.2023 г., протокол № 17.
ции
ракт.
подг.
3. Состав атмосферы, биологическая роль ее отдельных компонентов. Состав почвенного воздуха. Факторы газообмена почвы и воздуха.
4. Солнечная радиация, ее спектральный состав на «границе» атмосферы и у земной поверхности, фотосинтетическая радиация /ФАР/.
5. Закон рассеяния и поглощения солнечной энергии и атмосфере. /Закон Релея и формула Буге/.
6. Составляющие солнечной радиации, земное излучение. Баланс лучевой энергии. Годовой и суточный ход радиационного баланса и его компонентов.
7. Тепловые характеристики почвы. Влияние растительного и снежного покрова на тепловой режим почвы /температурный/, замерзание и оттаивание почвы, вечная мерзлота.
8. Годовой и суточный ход температуры почвы на поверхности и на глубине.
9. Тепловой баланс поверхности почвы /деятельной поверхности/. Теплооборот в почве и водных бассейнах /по Дубинскому/.
10. Нагревание и охлаждение воздуха. Влияние подстилаемой поверхности на температуру воздуха. Изменение температуры воздуха с высотой.
11. Понятие о вертикальной устойчивости атмосферы. Годовой и суточный ход температуры воздуха.
12. Источник влаги в атмосфере. Основные характеристики влажности воздуха. Соотношение между ними. Годовой и суточный ход абсолютной и относительной влажности воздуха.
13. Основные методы определения влажности воздуха. Психометрическая формула и вычисление характеристик влажности воздуха.
14. Конденсация и сублимация водяного пара. Рост облачных элементов, причины его вызывающие.
15. Испарение и испаряемость. Методы определения испарения.
16. Осадки, условия их образования. Виды осадков, выпадающих из облаков и осадки, образующиеся на поверхности земли и земных предметов. Годовой и суточный ход осадков.
17. Вес воздуха, его плотность. Давление воздуха, единицы измерения. Горизонтальный барический градиент. Изобары. Годовой и суточный ход атмосферного давления.
18. Барометрическая формула. Барическая ступень и вертикальный градиент.
19. Местные ветры бризы, муссоны, фен, бора, горнодолинные ветры. Использование энергии ветра.
20. Ветер его положительная и отрицательная роль в сельском хозяйстве. Причины возникновения ветра. Планетарная циркуляция атмосферы. Годовой и суточный ход ветра.
21. Погода, определение. Периодические и непериодические изменения погоды, воздушные массы, их свойства, трансформация, географическая классификация.
22. Атмосферные фронты: теплый и холодный, погода при прохождении атмосферных фронтов.
23. Циклоны, их возникновение и развитие. Погода в циклонах.
24. Антициклоны и погода в них в различное время года.
25. Заморозки, их классификация, интенсивность. Чувствительность различных сельскохозяйственных растений к заморозкам. Меры борьбы с заморозками.
26. Засухи и суховеи, гипотезы о их происхождении. Классификация, повторяемость, меры борьбы с ними.
27. Опасные агрометеорологические условия, возникающие при перезимовке сельскохозяйственных культур.
28. Град, меры борьбы с градом. Проблема искусственных осадков.
29. Климат, определение. Климатообразующие факторы.
30. Климаты РФ. Основные климатические характеристики Чувашии.
31. Понятие о климате почвы, микроклимате, фитоклимате, использование результатов оценки микроклимата при размещении сельскохозяйственных культур.
32. Основы с/х оценки климатов.
33. Агроклиматическое районирование /общее и частное/. Резервы использования климатических ресурсов.
34. Методы регулирования климата почв. Мелиорация микроклимата сельскохозяйственных угодий.
1. Согласно данному закону происходит чередование культур в пространстве и во времени:
A. Закон неравноценности факторов среды
B. Закон оптимума
C. Закон плодосмена
D. Закон минимума
E. Закон равнозначности основных факторов среды
2. Согласно данному закону ни один из факторов среды (свет, воздух, влага и питательные вещества) не может быть исключен или заменен другим:
A. Закон незаменимости
B. Закон минимума
C. Закон критических периодов
E. Закон оптимума
3. Основные процессы, протекаюшие в организме растений:
A. Фотосинтез
B. Термопериодизм
C. Диссимиляция
D. Транспирация
4. Атмосферой называют:
A) газообразную оболочку Земли
B) воздух
C) смесь газов
D) оболочку земной поверхности
5. Основной компонент атмосферного воздуха:
A) Азот
B) Кислород
C) Водород
D) Углерод
E) Ксенон
6. Из перечисленных методов исследования, применяемых на практике в метеорологии и агрометеороло¬гии, укажите неверный метод:
A. Метод параллельных, или сопряженных, полевых наблюдений.
B. Метод учащенных сроков посевов.
C. Метод органолептический.
D. Метод географических посевов.
E. Метод экспериментально-полевой.
F. Метод фитотронов.
G. Метод математической статистики.
7. Многолетний режим погоды в данной местности, обусловленный ее географическим положением называют ...
A. Климатом
B. Погодой.
C. Почвенно-климатической зоной.
D. Континентом.
8 .Состояние атмосферы в данной местности в определенный момент, характеризуемое совокупностью значений метеорологических величин называют ...
A. Климатом
B. Погодой.
C. Почвенно-климатической зоной.
D. Континентом.
9. Атмосфера является средой обитания всех земных организмов за исключением ...
1. Аэробных бактерий.
2. Анаэробных бактерий.
3. Растений.
4. Насекомых.
10. Что делят на пять основных слоев: тропосферу, стратосферу, мезосферу, термосферу и экзосферу?
1. Атмосферу.
2. Гидросферу.
3. Литосферу.
11. Самый нижний слой воздушной оболочки земли (высотой от земной поверхности до 10 – 11 км в умеренных широтах и до 15-17 км в тропиках, температура воздуха у верхней границы тропосферы около – 70 оС, в нём содержится до 80% всей массы воздуха и почти весь водяной пар) называется:
1. Стратосфера,
2. Тропосфера
3. Мезосфера,
4. Термосфера,
5. Экзосфера.
12. Что называют «утеплителем атмосферы?
1. Азот.
3. Углекислый газ.
4. Озон
13. Из всех газов атмосферы наибольшее значение для сельского хозяйства имеют: (выберете правильный вариант)
1. Азот, криптон, озон.
2. Азот, кислород, и углекислый газ.
3. Азот, кислород, и угарный газ.
4. Азот, водород, и углекислый газ.
14. Какой газ атмосферы поглощает ультафиолетовые лучи?
1. Азот.
2. Кислород.
3. Углекислый газ.
4. Озон
15. Какой газ атмосферы входит в состав белков и участвует в питании растений?
1. Азот.
2. Кислород.
3. Углекислый газ.
4. Озон
16. Какой газ атмосферы используется для дыхания живых организмов и растений, для горения, для окисления?
1. Азот.
2. Кислород.
3. Углекислый газ.
4. Озон.
Тесты по «Радиационный режим и продуктивность растений»
Вопрос 1. Основным условием существования биосферы и одним из главных климатообразующих факторов является ...
1. Солнечная энергия.
2. Давление.
3. Температура.
4. Осадки.
5. Воздух.
Вопрос 2. Каков спектральный состав солнечного излучения?
а) ультрафиолетовая область; видимая область; инфракрасная область.
б) видимая область; инфракрасная область.
в) ультрафиолетовая область; инфракрасная область.
Вопрос 3. Формула для вычисления радиационного баланса деятельной поверхности
а) В = Q – Rк – Е эф.
б) В = Q + Rк + Е эф.
Вопрос 4. Укажите лучи, которые листья наиболее интенсивно поглощают.
а) сине-фиолетовые (λ = 0,48...0,40 мкм)
б) оранжево-красные (λ = 0,65...0,68 мкм)
в) желто-зеленые (λ = 0,58...0,50 мкм) и красные (λ > 0,69 мкм)
Вопрос 5. Определите вариант с правильными ответами по альбедо (%) для различных естественных поверхностей:
а) свежий сухой снег - 80-95
загрязненный снег – 40 – 50
темные почвы – 5 – 15
сухие глинистые почвы -20 –35
сухие песчаные почвы – 25 – 45
б) свежий сухой снег - 25 – 45
загрязненный снег – 20 – 35
темные почвы – 30 – 40
сухие глинистые почвы - 5 – 15
сухие песчаные почвы – 80 – 95
в) свежий сухой снег – 5 – 15
загрязненный снег - 30 – 40
темные почвы - 80 – 95
сухие песчаные почвы - 40 – 50
Вопрос 6. Определите суммарная радиацию
а) Q = S + D,
б) Q = S - D,
в) Q = S * D
Вопрос 7. Установите правильную последовательность. Наибольшее количество тепла приходится на склоны (в порядке возрастания).
a) Северный № 1,2,3,4
b) Южный № 1,2,3,4
c) Западный № 1,2,3,4
d) Восточный № 1,2,3,4
Вопрос 8. В действительности коэффициент ФАР используемый растениями составляет в НЧЗ в среднем...
a) 0,5 - 1,5%
b) 2,5 - 3,5%
c) 4,5 - 5,5%
Вопрос 9. Основными агроклиматическими факторами являются воздух, тепло, влага и ...
a) свет
b) азот
c) фосфор и калий
Вопрос 10. Прибор, измеряющий прямую солнечную радиацию, называется ...
a) альбедометр
b) актинометр
c) пиранометр
d) балансомер
Вопрос 11. Прибор, измеряющий рассеянную солнечную радиацию, называется ...
a) альбедометр
b) актинометр
c) пиранометр
d) балансомер
Вопрос 12. Прибор, измеряющий отражённую солнечную радиацию, называется ...
a) актинометр
b) альбедометр
c) пиранометр
d) балансомер
Вопрос 13. Прибор, измеряющий баланс солнечной радиации, называется ...
a) актинометр
b) альбедометр
c) пиранометр
d) балансомер
Вопрос 14. В процессе фотосинте¬за используется часть спектра солнечной радиации - фотосинтетически активная радиация (ФАР), находящаяся в интервале длин волн ...
a) 0,48...0,40 мкм,
b) 0,38...0,71 мкм,
c) 0,65...0,68 мкм,
d) 0,58...0,69 мкм.
Вопрос 15. По фотопериодической реакции культурные растения можно клас-сифицировать по группам по отношению к длине светового дня:
a) Малого дня, среднего и длинного дня.
b) Короткого дня, длинного дня и нейтральные.
c) Большого дня, малого и среднего дня.
Тесты по теме «Температурный режим воздуха»
Вопрос 1. Какие термометры устанавливаются на метеостанции для измерения температу¬ры воздуха?
- психрометрический, максимальный и минимальный
- вытяжные
Вопрос 2. Какие термометры устанавливаются для измерения температу¬ры поверхности почвы?
- минимальный, максимальный, срочный
- коленчатые
- вытяжные
Вопрос 3. Жидкостные термометры основаны на принципе изменения объема жидкости с изменением температуры. В качестве жид¬кости в таких термометрах чаще всего используют
- ртуть
- спирт
- воду
- растворитель
Вопрос 4. Раздел сельскохозяйственной ме¬теорологии, изучающий метеороло¬гические условия в их взаимодейст¬вии с процессами роста, развития, формирования урожая сельскохозяй¬ственных культур и агротехнически¬ми мероприятиями называется
- агрометеорология
- агроклиматология
- агрогидрология
Вопрос 5. Каков принцип действия минимального жидкостного термометра при определении минимальной температуры почвы и воздуха?
- с помощью штифтика, мениска, спирт в капилляре
- с помощью штифтика, мениска, ртути в капилляре
- с помощью штифтика, мениска, воды в капилляре
Вопрос 6. Каков принцип установки в рабочее положение максимального термометра?
- встряхнуть резервуар взмахом руки вниз
- наклонить термометр резервуаром вверх
- просто положить
Вопрос 7. Каков принцип установки в рабочее положение минимального термометра?
- встряхнуть резервуар взмахом руки вниз
- наклонить термометр резервуаром вверх
- просто положить
Вопрос 8. Каков принцип установки в рабочее положение срочного термометра?
- встряхнуть резервуар взмахом руки вниз
- наклонить термометр резервуаром вверх
- положить без предварительной подготовки
Вопрос 9. На каких глубинах применяются вытяжные термометры?
- предназначены для измерений температуры почвы на глубинах 20, 40, 60, 80, 120, 160, 240 и 320 см. Они могут использоваться в хозяйствах для измерения температуры в силосных ямах и буртах.
- предназначены для измерений температуры почвы на глубинах 10 - 150 мм. Они используются в хозяйствах для измерения температуры почвы.
- предназначены для измерений температуры почвы на глубинах 10 - 150 см. Они используются в хозяйствах для измерения температуры почвы.
Вопрос 10. В какие сезоны года применяются вытяжные термометры?
- применяют летом
- применяют зимой
- применяют круглый год
Вопрос 11. До какой глубины прослеживается годовой ход температуры в почвах Чувашии?
- до 150 см
- до 250 см
- до 300 см
Вопрос 12. Термометры основаны на принципе изменения объема жидкости с изменением температуры называются
- жидкостные
- деформационные
- электротермометры сопротивления
- термоэлектрическими
Вопрос 13. Термометры основаны на прин¬ципе изменения линейных размеров твердых тел с изменением температуры
- жидкостные
- деформационные
- электротермометры сопротивления
- термоэлектрическими
Вопрос 14. Эти термометры основаны на принципе изменения электрического сопротивле¬ния материалов и называются
- жидкостные
- деформационные
- электротермометры сопротивления
- термоэлектрическими
Тематика рефератов:
1. Современное представление о строении и составе атмосферы
2. Агрометеорологическая служба России и в Чувашской Республике
3. Солнечная радиация – основной источник энергии
4. Приемы улучшения использования солнечной энергии растениями
5. Фотосинтетически активная радиация
6. Значение температуры почвы и воздуха для растений
7. Приемы регулирования температуры почвы
8. Влияние влагообеспеченности на продуктивность растений
9. Методы измерения влажности воздуха и почвы
10. Снежный покров и приемы снежной мелиорации
11. Влияние растительности на залегание снежного покрова и запасы воды в почве
12. Местные ветры и использование силы ветра в народном хозяйстве
13. Прогноз погоды по местным признакам
14. Опасные для сельского хозяйства метеорологические условия и меры борьбы с ними.
15. Климатические ресурсы Чувашии и приемы их эффективного использования
Рекомендации по подготовке к лекциям.
При подготовке к очередному лекционному занятию необходимо:
1. Максимально подробно разработать материал, излагавшийся на предыдущем лекционном занятии, при этом выделить наиболее важную часть изложенного материала (основные определения и формулы).
2. Запомнить основные технологические операции современных технологий возделывания основных сельскохозяйственных культур.
3. Постараться максимально четко сформулировать (подготовить) вопросы, возникшие при разборе материала предыдущей лекции.
4. Сравнить лекционный материал с аналогичным материалом, изложенным в литературе, попытаться самостоятельно найти ответ на возникшие при подготовке вопросы.
Желательно:
1. Изучая литературу, ознакомится с материалом, изложение которого планируется на предстоящей лекции.
2. Определить наиболее трудную для вашего понимания часть материала и попытаться сформулировать основные вопросы по этой части.
Изучение наиболее важных тем (разделов) учебной дисциплины завершают Лабораторные занятия, которые обеспечивают: контроль подготовленности студента; закрепление учебного материала; приобретение опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, в том числе аргументации и защиты выдвигаемых положений и тезисов. Лабораторному занятию предшествует самостоятельная работа студента, связанная с освоением материала, полученного на лекциях, и материалов, изложенных в учебниках и учебных пособиях, а также литературе, рекомендованной преподавателем.
Рекомендации по подготовке к лабораторным занятиям.
При подготовке к лабораторным занятиям необходимо:
1. Выучить основные определения, содержащиеся в лекционном материале.
3. Приложить максимум усилий для самостоятельного выполнения индивидуального задания.
4. Максимально четко сформировать проблемы (вопросы), возникшие при выполнении домашнего задания.
Желательно:
1. Придумать интересные на наш взгляд примеры ландшафтного проектирования для рассмотрения их на предстоящем лабораторном занятии.
2. Попытаться выполнить домашнее задание, используя методы, отличные от тех, которые изложены преподавателем на лекциях (лабораторных занятиях). Сравнить полученные результаты.
Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий.
При выполнении контрольных заданий следует:
1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.
2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.
3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.
4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году