2023-2024_35_03_04_23-1 Агрономия_АТ_plx_Агрометеорология
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Земледелия, растениеводства, селекции и семеноводства
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
14.06.2023 г.
 
Б1.О.25
Агрометеорология
Направление подготовки 35.03.04 Агрономия

Направленность (профиль) Технологии производства продукции растениеводства

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
54
аудиторные занятия
54
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
18 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Лабораторные
36
36
36
36
В том числе инт.
4
4
4
4
Итого ауд.
54
54
54
54
Кoнтактная рабoта
54
54
54
54
Сам. работа
54
54
54
54
Итого
108
108
108
108
 
 
 
Программу составил(и):
канд. с.-х. наук, доц., Елисеев Иван Петрович
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.04 Агрономия (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 699).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Агрометеорология" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 35.03.04 Агрономия

Направленность (профиль) Технологии производства продукции растениеводства, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 14.06.2023 г., протокол № 17.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Елисеева Л.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Елисеева Л.В. 
Председатель методической комиссии факультета  Елисеев И.П.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование представлений, знаний и навыков об агрометеорологических факторах и их сочетаний, оказывающих влияние на рост, развитие и продуктивность сельскохозяйственных культур. 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Механизация растениеводства
 
2.2.2
Овощеводство
 
2.2.3
Растениеводство
 
2.2.4
Учебная практика, технологическая практика
 
2.2.5
Хранение и переработка продукции растениеводства
 
2.2.6
Интегрированная защита растений
 
2.2.7
Основы биотехнологии
 
2.2.8
Семеноведение полевых культур
 
2.2.9
Технология возделывания сельскохозяйственных культур
 
2.2.10
Технология возделывания ягодных культур
 
2.2.11
Фитопатология и энтомология
 
2.2.12
Частная селекция и семеноводство
 
2.2.13
Кормопроизводство и луговодство 
 
2.2.14
Общее земледелие
 
2.2.15
Производственная практика, технологическая практика
 
2.2.16
Современные способы производства посевного и посадочного материала
 
2.2.17
Технология возделывания конопли
 
2.2.18
Технология возделывания овощей в защищенном грунте
 
2.2.19
Технология возделывания полевых кормовых культур
 
2.2.20
Технология возделывания технических и крупяных культур
 
2.2.21
Технология возделывания хмеля
 
2.2.22
Цифровые технологии в АПК
 
2.2.23
Технология возделывания картофеля
 
2.2.24
Эрозиоведение
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОПК-4. Способен реализовывать современные технологии и обосновывать их применение в профессиональной деятельности;
 
ОПК-4.1 Обосновывает современные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
 
 
 
ОПК-4.2 Реализует современные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
 
 
 
ПК-18. Способен организовать  подготовку семян, посев сельскохозяйственных культур и уход за ними; уточнение системы защиты растений от вредных организмов и неблагоприятных погодных явлений
 
ПК-18.1 Осуществляет организацию подготовки семян, посева сельскохозяйственных культур и ухода за ними 
 
 
 
ПК-18.2 Уточняет системы защиты растений от вредных организмов и неблагоприятных погодных явлений
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
о основных разделах физики, физических показателях и приборах для их определения; по различным процессам жизнедеятельности растений: фотосинтеза, дыхания, водообмена и корневого питания, а также знания основных законов физики атмосферы, о морфологии растений, фотосинтезе, дыхании и транспирации, водо- и воздухообмене и корневом питании; основные компоненты погоды, состав, методы измерения и пути эффективного использования в растениеводстве солнечной радиации, температурного, водного режима почвы и воздуха; о опасных для сельского хозяйства метеорологические явления и меры борьбы с ними; правила и методику применения агрометеорологической и климатической информации в агрономии
 
 
3.2
Уметь:
 
Оснащенность
 
3.2.1
использовать метеорологические приборы для определения агрометеорологических показателей; определять влияние погодных условий на с.-х. культуры, их состояние, прогнозировать наступление фазы роста и развития основных сельскохозяйственных культур; прогнозировать опасные для сельского хозяйства метеорологические явления и меры борьбы с ними; использовать методику применения агрометеорологической и климатической информации в агрономии. использовать метеорологические приборы для определения показателей погоды, их физиологического состояния; вести наблюдения за солнечной радиацией, температурой, влажностью воздуха и почвы, осадками и другими метеорологическими факторами; составлять агрометеорологические прогнозы; анализировать агрометеорологические условия конкретного периода; оценивать агроклиматические ресурсы территории; планировать и проводить полевые работы с учетом особенностей термического и влажностного режима агроландшафтов
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
работы с приборами посредством наблюдений; распознавание состояния растений по процессам их жизнедеятельности; использования метеорологических приборов для определения показателей погоды, физиологического состояния растений. Навыки наблюдения за солнечной радиацией, температурой, влажностью воздуха и почвы, осадками и другими метеорологическими факторами. Навыки составления агрометеорологических прогнозов, а так же разрабатывать мероприятия по снижению отрицательного их воздействия неблагоприятных погодных явлений; анализа агрометеорологических условий конкретного периода; оценки агроклиматических ресурсов территории хозяйства и влияние на урожайность сельскохозяйственных культур, предприятия; планирования и проведения полевых работ с учетом особенностей термического и влажностного режима агроландшафтов; составления прогнозов урожайности сельскохозяйственных культур по наблюдениям агрометеорологических показателей
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Введение

 
Предмет и задачи метеорологии и агрометеорологии /Лек/
Л1.1Л2.1

1
ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
2
0
0
 
Цель и задачи дисциплины агрономия /Ср/
Л1.1Л2.1

1
ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
2
0
Работа с учебной литературой, реферат, СДО
0
 
 
Раздел 2. Земная атмосфера как среда сельскохозяйственного производства. Тепловые процессы

 
Земная атмосфера как среда сельскохозяйственного производства /Лек/
Л1.1Л2.1

1
ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
2
0
0
 
Земная атмосфера как среда сельскохозяйственного производства /Ср/
Л1.1Л2.1

3
ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
2
0
Работа с учебной литературой, СДО
0
 
Радиационный режим и продуктивность растений /Лек/
Л1.1Л2.1

2
ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
2
0
0
 
Радиационный режим и продуктивность растений /Ср/
Л1.1Л2.1

6
ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
2
0
Работа с учебной литературой, тесты, решение задач, СДО
0
 
Температурный режим почвы /Лек/
Л1.1Л2.1

1
ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
2
0
0
 
Температурный режим воздуха /Лек/
Л1.1Л2.1

1
ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
2
0
0
 
Оснащенность
 
Температурный режим почвы и воздуха /Ср/
Л1.1Л2.1

6
ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
2
0
Работа с учебной литературой, тесты, СДО
0
 
Метеорологические и агрометеорологические станции и посты /Лаб/
Л1.1Л2.1

2
ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
2
0
0
 
Приборы для измерения интенсивности солнечной радиации /Лаб/
Л1.1Л2.1

2
ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
2
0
0
 
Определение отражательной способности поверхности /Лаб/
Л1.1Л2.1

2
ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
2
0
0
 
Приборы для измерения температуры почвы /Лаб/
Л1.1Л2.1

2
ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
2
0
0
 
Приборы для наблюдения за температурой воздуха /Лаб/
Л1.1Л2.1

2
ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
2
0
0
 
 
Раздел 3. Атмосфера. Вода в атмосфере и почве

 
Вода в атмосфере и почве. Испарение и испаряемость. Почвенная влага и влияние ее на состояние с.-х. культур /Лек/
Л1.1Л2.1

2
ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
2
2
Проблемная лекция
0
 
Приборы для измерения влажности воздуха /Лаб/
Л1.1Л2.1

2
ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
2
0
0
 
Приборы для измерения атмосферных осадков и испарения /Лаб/
Л1.1Л2.1

2
ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
2
0
0
 
Снегомерная съемка и определение запасов воды в снеге /Лаб/
Л1.1Л2.1

2
ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
2
0
0
 
Вода в атмосфере и почве /Ср/
Л1.1Л2.1

8
ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
2
0
Работа с учебной литературой, тесты, решение задач, СДО
0
 
 
Раздел 4. Основы климатологии. Агрометеорологическое обеспечение сельскохозяйственного производства

 
Давление и ветер /Лек/
Л1.1Л2.1

2
ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
2
0
0
 
Давление и ветер /Ср/
Л1.1Л2.1

6
ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
2
0
Работа с учебной литературой, тесты, решение задач, СДО
0
 
Погода и ее прогноз /Лек/
Л1.1Л2.1

2
ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
2
2
Проблемная лекция
0
 
Оснащенность
 
Агрометеорологические прогнозы /Лек/
Л1.1Л2.1

2
ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
2
0
0
 
Неблагоприятные для сельского хозяйства метеорологические условия и меры борьбы с ними /Лек/
Л1.1Л2.1

2
ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
2
0
0
 
Климат и его оценка для сельскохозяйственных целей /Лек/
Л1.1Л2.1

2
ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
2
0
0
 
Приборы для измерения атмосферного давления /Лаб/
Л1.1Л2.1

2
ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
2
0
0
 
Приборы для наблюдения за характеристиками ветра и составление розы ветров /Лаб/
Л1.1Л2.1

2
ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
2
0
0
 
Прогноз заморозков /Лаб/
Л1.1Л2.1

2
ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
2
0
0
 
Расчет запасов продуктивной влаги в почве к началу весенне-полевых работ /Лаб/
Л1.1Л2.1

2
ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
2
0
0
 
Расчет дат наступления фаз развития растений /Лаб/
Л1.1Л2.1

2
ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
2
0
0
 
Прогноз урожайности сельскохозяйственных культур /Лаб/
Л1.1Л2.1

2
ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
2
0
0
 
Методика сельскохозяйственной оценки климата /Лаб/
Л1.1Л2.1

4
ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
2
0
0
 
Составление агроклиматической и агрометеорологической характеристики территории хозяйства /Лаб/
Л1.1Л2.1

4
ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
2
0
0
 
Погода и ее прогноз,агрометеорологические прогнозы /Ср/
Л1.1Л2.1

14
ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
2
0
Работа с учебной литературой, тесты, решение задач, СДО
0
 
Методика сельскохозяйственной оценки климата, характеристика территории хозяйства /Ср/
Л1.1Л2.1

10
ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
2
0
Работа с учебной литературой, тесты, решение задач, СДО
0
 
/Зачёт/
Л1.1Л2.1

0
ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
2
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Предмет агрометеорологии, краткая история развития.

 
Оснащенность
 
2. Современное представление о строении атмосферы и методах ее исследования.

3. Состав атмосферы, биологическая роль ее отдельных компонентов. Состав почвенного воздуха. Факторы газообмена почвы и воздуха.

4. Солнечная радиация, ее спектральный состав на «границе» атмосферы и у земной поверхности, фотосинтетическая радиация /ФАР/.

5. Закон рассеяния и поглощения солнечной энергии и атмосфере. /Закон Релея и формула Буге/.

6. Составляющие солнечной радиации, земное излучение. Баланс лучевой энергии. Годовой и суточный ход радиационного баланса и его компонентов.

7. Тепловые характеристики почвы. Влияние растительного и снежного покрова на тепловой режим почвы /температурный/, замерзание и оттаивание почвы, вечная мерзлота.

8. Годовой и суточный ход температуры почвы на поверхности и на глубине.

9. Тепловой баланс поверхности почвы /деятельной поверхности/. Теплооборот в почве и водных бассейнах /по Дубинскому/.

10. Нагревание и охлаждение воздуха. Влияние подстилаемой поверхности на температуру воздуха. Изменение температуры воздуха с высотой.

11. Понятие о вертикальной устойчивости атмосферы. Годовой и суточный ход температуры воздуха.

12. Источник влаги в атмосфере. Основные характеристики влажности воздуха. Соотношение между ними. Годовой и суточный ход абсолютной и относительной влажности воздуха.

13. Основные методы определения влажности воздуха. Психометрическая формула и вычисление характеристик влажности воздуха.

14. Конденсация и сублимация водяного пара. Рост облачных элементов, причины его вызывающие.

15. Испарение и испаряемость. Методы определения испарения.

16. Осадки, условия их образования. Виды осадков, выпадающих из облаков и осадки, образующиеся на поверхности земли и земных предметов. Годовой и суточный ход осадков.

17. Вес воздуха, его плотность. Давление воздуха, единицы измерения. Горизонтальный барический градиент. Изобары. Годовой и суточный ход атмосферного давления.

18. Барометрическая формула. Барическая ступень и вертикальный градиент.

19. Местные ветры бризы, муссоны, фен, бора, горнодолинные ветры. Использование энергии ветра.

20. Ветер его положительная и отрицательная роль в сельском хозяйстве. Причины возникновения ветра. Планетарная циркуляция атмосферы. Годовой и суточный ход ветра.

21. Погода, определение. Периодические и непериодические изменения погоды, воздушные массы, их свойства, трансформация, географическая классификация.

22. Атмосферные фронты: теплый и холодный, погода при прохождении атмосферных фронтов.

23. Циклоны, их возникновение и развитие. Погода в циклонах.

24. Антициклоны и погода в них в различное время года.

25. Заморозки, их классификация, интенсивность. Чувствительность различных сельскохозяйственных растений к заморозкам. Меры борьбы с заморозками.

26. Засухи и суховеи, гипотезы о их происхождении. Классификация, повторяемость, меры борьбы с ними.

27. Опасные агрометеорологические условия, возникающие при перезимовке сельскохозяйственных культур.

28. Град, меры борьбы с градом. Проблема искусственных осадков.

29. Климат, определение. Климатообразующие факторы.

30. Климаты РФ. Основные климатические характеристики Чувашии.

31. Понятие о климате почвы, микроклимате, фитоклимате, использование результатов оценки микроклимата при размещении сельскохозяйственных культур.

32. Основы с/х оценки климатов.

33. Агроклиматическое районирование /общее и частное/. Резервы использования климатических ресурсов.

34. Методы регулирования климата почв. Мелиорация микроклимата сельскохозяйственных угодий.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
не предусмотрен

 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
не предусмотрена
 
Тесты

1. Согласно данному закону происходит чередование культур в пространстве и во времени:

A. Закон неравноценности факторов среды

B. Закон оптимума

C. Закон плодосмена

D. Закон минимума

E. Закон равнозначности основных факторов среды

  

  2. Согласно данному закону ни один из факторов среды (свет, воздух, влага и питательные вещества) не может быть исключен или заменен другим:

A. Закон незаменимости

B. Закон минимума

C. Закон критических периодов

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
D. Закон неравноценности факторов среды

E. Закон оптимума

  

3. Основные процессы, протекаюшие в организме растений:

A. Фотосинтез

B. Термопериодизм

C. Диссимиляция

D. Транспирация

  

4. Атмосферой называют:

A) газообразную оболочку Земли

B) воздух

C) смесь газов

D) оболочку земной поверхности

  

5. Основной компонент атмосферного воздуха:

A) Азот

B) Кислород

C) Водород

D) Углерод

E) Ксенон

6. Из перечисленных методов исследования, применяемых на практике в метеорологии и агрометеороло¬гии, укажите неверный метод:

A. Метод параллельных, или сопряженных, полевых наблюдений.

B. Метод учащенных сроков посевов.

C. Метод органолептический.

D. Метод географических посевов.

E. Метод экспериментально-полевой.

F. Метод фитотронов.

G. Метод математической статистики.

7. Многолетний режим погоды в данной местности, обусловленный ее географическим положением называют ...

A. Климатом

B. Погодой.

C. Почвенно-климатической зоной.

D. Континентом.

8 .Состояние атмосферы в данной местности в определенный момент, характеризуемое совокупностью значений метеорологических величин называют ...

A. Климатом

B. Погодой.

C. Почвенно-климатической зоной.

D. Континентом.

9. Атмосфера является средой обитания всех земных организмов за исключением ...

1. Аэробных бактерий.

2. Анаэробных бактерий.

3. Растений.

4. Насекомых.

10.  Что делят на пять основных  слоев: тропосферу, стратосферу, мезосферу, термосферу и экзосферу?

1. Атмосферу.

2. Гидросферу.

3. Литосферу.

11.  Самый нижний слой воздушной оболочки земли (высотой от земной  поверхности до 10 – 11 км в умеренных широтах и до 15-17 км в тропиках, температура воздуха у верхней  границы тропосферы около – 70 оС, в нём содержится до 80% всей массы воздуха и почти весь водяной пар) называется:

1. Стратосфера,

2. Тропосфера

3. Мезосфера,

4. Термосфера,

5. Экзосфера.

12. Что называют «утеплителем атмосферы?

1. Азот.

 
Оснащенность
 
2. Кислород.

3. Углекислый газ.

4. Озон

13. Из всех  газов атмосферы наибольшее значение для сельского хозяйства имеют: (выберете правильный вариант)

1. Азот, криптон, озон.

2. Азот, кислород, и углекислый газ.

3. Азот, кислород, и угарный газ.

4. Азот, водород, и углекислый газ.

14.  Какой газ атмосферы поглощает ультафиолетовые лучи?

1. Азот.

2. Кислород.

3. Углекислый газ.

4. Озон

15.  Какой газ атмосферы входит в состав белков  и участвует в питании растений?

1. Азот.

2. Кислород.

3. Углекислый газ.

4. Озон

16.  Какой газ атмосферы используется для дыхания живых организмов и растений, для горения, для окисления?

1. Азот.

2. Кислород.

3. Углекислый газ.

4. Озон.

Тесты по «Радиационный режим и продуктивность растений»

Вопрос 1. Основным условием существования биосферы и одним из главных климатообразующих факторов  является ...

1. Солнечная энергия.

2. Давление.

3. Температура.

4. Осадки.

5. Воздух.

Вопрос 2.   Каков спектральный состав солнечного излучения?

а) ультрафиолетовая область; видимая область; инфракрасная область.

б) видимая область; инфракрасная область.

в) ультрафиолетовая область; инфракрасная область.

Вопрос 3.      Формула для вычисления радиационного баланса деятельной поверхности

а)  В = Q – Rк – Е эф.

б)  В = Q + Rк + Е эф.

Вопрос 4. Укажите лучи, которые листья наиболее интенсивно поглощают.

а) сине-фиолетовые (λ = 0,48...0,40 мкм)

б) оранжево-красные (λ = 0,65...0,68 мкм)

в) желто-зеленые (λ = 0,58...0,50 мкм) и красные (λ > 0,69 мкм)

Вопрос 5.   Определите вариант с правильными ответами по альбедо (%) для различных естественных поверхностей:

а)   свежий сухой снег  -  80-95

загрязненный снег – 40 – 50

темные почвы – 5 – 15

сухие глинистые почвы  -20 –35

сухие песчаные почвы – 25 – 45

б)  свежий сухой снег  - 25 – 45

загрязненный снег – 20 – 35

темные почвы – 30 – 40

сухие глинистые почвы  - 5 – 15

сухие песчаные почвы – 80 – 95

в)   свежий сухой снег – 5 – 15

загрязненный снег - 30 – 40

темные почвы  - 80 – 95

 
Оснащенность
 
сухие глинистые почвы  - 25 – 45

сухие песчаные почвы  - 40 – 50

Вопрос 6.   Определите суммарная радиацию

а)  Q = S + D,

б) Q = S - D,

в) Q = S * D

Вопрос 7. Установите правильную последовательность. Наибольшее количество тепла приходится на склоны (в порядке возрастания).

a) Северный   № 1,2,3,4

b) Южный   № 1,2,3,4

c) Западный   № 1,2,3,4

d) Восточный   № 1,2,3,4

Вопрос 8.  В действительности коэффициент ФАР используемый растениями составляет в НЧЗ в среднем...

a) 0,5 - 1,5%

b) 2,5 - 3,5%

c) 4,5 - 5,5%

Вопрос 9.   Основными агроклиматическими факторами являются воздух, тепло, влага и ...

a) свет

b) азот

c) фосфор и калий

Вопрос 10. Прибор, измеряющий прямую солнечную радиацию, называется ...

a) альбедометр

b) актинометр

c) пиранометр

d) балансомер

Вопрос 11. Прибор, измеряющий рассеянную солнечную радиацию, называется ...

a) альбедометр

b) актинометр

c) пиранометр

d) балансомер

Вопрос 12. Прибор, измеряющий отражённую солнечную радиацию, называется ...

a) актинометр

b) альбедометр

c) пиранометр

d) балансомер

Вопрос 13. Прибор, измеряющий баланс солнечной радиации, называется ...

a) актинометр

b) альбедометр

c) пиранометр

d) балансомер

Вопрос 14. В процессе фотосинте¬за используется часть спектра солнечной радиации - фотосинтетически активная радиация (ФАР), находящаяся в интервале длин волн ...

a) 0,48...0,40 мкм,

b) 0,38...0,71 мкм,

c) 0,65...0,68 мкм,

d) 0,58...0,69 мкм.

Вопрос 15. По фотопериодической реакции культурные растения можно клас-сифицировать по группам по отношению к длине светового дня:

a) Малого дня, среднего и длинного дня.

b) Короткого дня, длинного дня и нейтральные.

c) Большого дня, малого и среднего дня.

Тесты по теме «Температурный режим воздуха»

Вопрос  1. Какие термометры устанавливаются на метеостанции для измерения температу¬ры воздуха?

- психрометрический, максимальный и минимальный

 
Оснащенность
 
- коленчатые

- вытяжные

Вопрос 2. Какие термометры устанавливаются для измерения температу¬ры  поверхности почвы?

- минимальный, максимальный, срочный

- коленчатые

- вытяжные

Вопрос 3. Жидкостные термометры основаны на принципе изменения объема жидкости с изменением температуры. В качестве жид¬кости в таких термометрах чаще всего используют

- ртуть

- спирт

- воду

- растворитель

Вопрос 4. Раздел сельскохозяйственной ме¬теорологии, изучающий метеороло¬гические условия в их взаимодейст¬вии с процессами роста, развития, формирования урожая сельскохозяй¬ственных культур и агротехнически¬ми мероприятиями называется

- агрометеорология

- агроклиматология

- агрогидрология

Вопрос 5. Каков принцип действия минимального жидкостного термометра при определении минимальной температуры почвы и воздуха?

- с помощью штифтика,  мениска, спирт в капилляре

- с помощью штифтика,  мениска, ртути в капилляре

- с помощью штифтика,  мениска,  воды в капилляре

Вопрос 6. Каков принцип установки в рабочее положение максимального термометра?

- встряхнуть резервуар взмахом руки вниз

- наклонить термометр резервуаром вверх

- просто положить

Вопрос 7. Каков принцип установки в рабочее положение минимального термометра?

- встряхнуть резервуар взмахом руки вниз

- наклонить термометр резервуаром вверх

- просто положить

Вопрос 8. Каков принцип установки в рабочее положение срочного термометра?

- встряхнуть резервуар взмахом руки вниз

- наклонить термометр резервуаром вверх

- положить без предварительной подготовки

Вопрос 9.  На каких глубинах применяются вытяжные термометры?

- предназначены для измерений температуры почвы на глубинах 20, 40, 60, 80, 120, 160, 240 и 320 см. Они могут использоваться в хозяйствах для измерения температуры в силосных ямах и буртах.

- предназначены для измерений температуры почвы на глубинах 10 - 150 мм. Они используются в хозяйствах для измерения температуры почвы.

- предназначены для измерений температуры почвы на глубинах 10 - 150 см. Они используются в хозяйствах для измерения температуры почвы.

Вопрос 10. В какие сезоны года применяются вытяжные термометры?

- применяют летом

- применяют зимой

- применяют круглый год

Вопрос 11. До какой глубины прослеживается годовой ход температуры в почвах Чувашии?

- до 150 см

- до 250 см

- до 300 см

Вопрос 12. Термометры основаны на принципе изменения объема жидкости с изменением температуры называются

- жидкостные

- деформационные

- электротермометры сопротивления

- термоэлектрическими

Вопрос 13. Термометры основаны на прин¬ципе изменения линейных размеров твердых тел с изменением температуры 

 
Оснащенность
 
называются

- жидкостные

- деформационные

- электротермометры сопротивления

- термоэлектрическими

Вопрос 14. Эти термометры основаны на принципе изменения электрического сопротивле¬ния материалов и называются

- жидкостные

- деформационные

- электротермометры сопротивления

- термоэлектрическими

Тематика рефератов:

1. Современное представление о строении и составе атмосферы

2. Агрометеорологическая служба России и в Чувашской Республике

3. Солнечная радиация – основной источник энергии

4. Приемы улучшения использования солнечной энергии растениями

5. Фотосинтетически активная радиация

6. Значение температуры почвы и воздуха для растений

7. Приемы регулирования температуры почвы

8. Влияние влагообеспеченности на продуктивность растений

9. Методы измерения влажности воздуха и почвы

10. Снежный покров и приемы снежной мелиорации

11. Влияние растительности на залегание снежного покрова и запасы воды в почве

12. Местные ветры и использование силы ветра в народном хозяйстве

13.  Прогноз погоды по местным признакам

14. Опасные для сельского хозяйства метеорологические условия и меры борьбы  с ними.

15. Климатические ресурсы Чувашии и приемы их эффективного использования

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Глухих М. А.
Агрометеорология: учебное пособие
СПб.: Лань, 2018
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Журина Л. Л., Лосев А. П.
Агрометеорология: учебник
СПб.: КВАДРО, 2012
10
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
Office 2007 Suites
6.3.1.3
7-Zip
6.3.1.4
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.5
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.6
ОС Windows 7
6.3.1.7
ОС Windows 8
6.3.1.8
ОС Windows 10
6.3.1.9
OpenOffice 4.1.1
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.2
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Оснащенность
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
118
Лаборатория, оснащенная лабораторным оборудованием
Демонстрационное оборудование (экран Lumien Eco Picture LEP-100103, проектор WiewSonig, ноутбук), доска классная (1 шт.), столы ученические (9 шт.), стулья (18 шт.), шкафы со специальным оборудованием (актинометр, пиранометр, альбедометр, гелиограф, дождемер, снегомер весовой, снегомерная рейка, термометры, аспирационный психрометр), флюгер станционный (1 шт.), плювиограф (1 шт.), психометрическая будка (1 шт.), полевой ветромер (1 шт.), учебно-наглядные пособия)
Лаб
 
119
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор Toschibaх200, экран с электроприводом СЕНА EcMaster Electric 180*180, ноутбук Acer Aspire А315-21-434) и учебно-наглядные пособия, доска классная (1 шт.), столы (31 шт.), стулья ученические (61 шт.)
Лек
 
309
Учебная аудитория
Спец мебель Easy St  (14 шт.), моноблок Lenovo C20-00black19.5HD10 с выходом в Интернет (14 шт.)), интерактивная доска ClassicSolution TochV83 (1 шт.), роутер Интернет-центр ZyxelKeenelicAir (1 шт.), проектор BenQMX528 (1 шт.)
СР
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
СР
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Основными видами аудиторной работы студента при изучении дисциплины являются лекции и лабораторные занятия. Студент не имеет права пропускать занятия без уважительных причин, в противном случае он может быть не допущен к зачету. На лекциях излагаются и разъясняются основные понятия темы, связанные с ней теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы. В ходе лекции студент должен внимательно слушать и конспектировать материал.

Рекомендации по подготовке к лекциям.

При подготовке к очередному лекционному занятию необходимо:

1. Максимально подробно разработать материал, излагавшийся на предыдущем лекционном занятии, при этом выделить наиболее важную часть изложенного материала (основные определения и формулы).

2. Запомнить основные технологические операции современных технологий возделывания основных сельскохозяйственных культур.

3. Постараться максимально четко сформулировать (подготовить) вопросы, возникшие при разборе материала предыдущей лекции.

4. Сравнить лекционный материал с аналогичным материалом, изложенным в литературе, попытаться самостоятельно найти ответ на возникшие при подготовке вопросы.

Желательно:

1. Изучая литературу, ознакомится с материалом, изложение которого планируется на предстоящей лекции.

2. Определить наиболее трудную для вашего понимания часть материала и попытаться сформулировать основные вопросы по этой части.

Изучение наиболее важных тем (разделов) учебной дисциплины завершают Лабораторные занятия, которые обеспечивают: контроль подготовленности студента; закрепление учебного материала; приобретение опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, в том числе аргументации и защиты выдвигаемых положений и тезисов. Лабораторному занятию предшествует самостоятельная работа студента, связанная с освоением материала, полученного на лекциях, и материалов, изложенных в учебниках и учебных пособиях, а также литературе, рекомендованной преподавателем.

Рекомендации по подготовке к лабораторным занятиям.

При подготовке к лабораторным занятиям необходимо:

1. Выучить основные определения, содержащиеся в лекционном материале.

3. Приложить максимум усилий для самостоятельного выполнения индивидуального задания.

4. Максимально четко сформировать проблемы (вопросы), возникшие при выполнении домашнего задания.

Желательно:

1. Придумать интересные на наш взгляд примеры ландшафтного проектирования для рассмотрения их на предстоящем лабораторном занятии.

2. Попытаться выполнить домашнее задание, используя методы, отличные от тех, которые изложены преподавателем на лекциях (лабораторных занятиях). Сравнить полученные результаты.

Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий.

При выполнении контрольных заданий следует:

1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.

2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.

3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.

4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.

 
Оснащенность
 
По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и зачета. Тестирование организовывается в компьютерных классах или в Интернете. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и лабораторных занятиях. Подготовка к зачету предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов лабораторных занятий.
 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________