(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Технологии производства продукции растениеводства
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Технологии производства продукции растениеводства, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 14.06.2023 г., протокол № 17.
ции
ракт.
подг.
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Тематика рефератов:
1.Генетика кукурузы.
2.Генетика сои.
3.Генетика рапса.
4.Генетика хлопчатника.
5.Генетика картофеля.
6.Генетика кормовых трав.
7.Генетика пшеницы.
8.Генетика овощных культур.
9.Генетика древесных культур.
10. Генетика цветочных культур.
11. Генетика декоративных культур.
12. Генетика лекарственных культур.
13. Генетика гороха.
14. Генетика ячменя.
15. Генетика овса.
16. Генетика подсолнечника.
18. Генетика льна.
19. Генетика озимой ржи.
20. Генетика корнеплодов.
Перечень вопросов, выносимых на опрос:
Тема: Строение клетки, хромосом и кариотипы
1.Что лежит в основе классификации хромосом по Левитскому?
2.Какую роль играют хромосомы?
3.Какие растения имеют самые крупные хромосомы?
4.Когда и кем обнаружены хромосомы у растений и у животных?
5.Чем отличается кариограмма от идиограммы?
Тема: Митоз. Определение митотической активности тканей
1.Перечислить фазы митоза.
2.Почему в митозе дочерние клетки получают одинаковую генетическую информацию?
3. Что происходит в интерфазе?
4.По какой формуле вычисляется митотический индекс?
5.Методика определения митотической активности тканей.
Тема: Мейоз. Кроссинговер.
1.В чем разница между понятиями мейоз и митоз?
2.В чем заключается биологическое значение мейоза?
3.Когда и кем впервые обнаружен мейоз у растений и животных?
4.Почему дочерние клетки, образовавшиеся после мейоза, не содержат одну и ту же наследственную информацию?
5.За счет чего происходит движение хромосом в анафазе?
Тема: Моделирование синтеза белка в клетке
1.В каком направлении происходит перенос генетической информации между макромолекулами?
2.Сколько разных кодонов существует?
3.За какую аминокислоту отвечает кодон состава УГА?
4.У всех ли организмов генетический код одинаков?
5.Почему генетический код является вырожденным?
Тема: Моногибридные скрещивания.
1.В чем сущность гибридологического метода?
2.Всегда ли в первом поколении гибриды имеют признак одного из родителей?
3.Какое расщепление по фенотипу может быть во втором поколении при моногибридном скрещивании?
4.В чем сущность закона чистоты гамет?
5.Когда расщепление по генотипу совпадает с расщеплением по фенотипу?
Тема: Дигибридные скрещивания.
1.Приведите пример дигибридного скрещивания.
2.Какие гаметы образует дигетерозигота АаВв?
3.Какие скрещивания называются возвратными?
4.Приведите пример анализирующего скрещивания?
5.Какие расщепления могут быть в дигибридных скрещиваниях?
Тема: Полигибридные скрещивания.
1.По каким формулам можно вычислить число фенотипических и генотипических классов во втором поколении в полигибридных скрещиваниях?
2.Чем отличается тригибридное скрещивание от дигибридного?
3.От чего зависит число генотипов, имеющих один фенотипический радикал?
4.В чем суть метода выписывания гамет в полигибридных скрещиваниях?
5.Методтка определения состава гамет у полигибридов.
Тема: Взаимодействие генов.
1.В каких случаях гибриды первого поколения отличаются по фенотипу от обеих гомози¬готных родительских форм?
2.В каких случаях в моногибридных скрещиваниях во втором поколение расщепление по фенотипу будет совпадать с расщеплением по генотипу?
3.Ген может существовать в виде 10 аллелей. Сколько разных гетерозигот может быть по этому гену?
4.В чем отличие эпистаз от полимерии?
5.Чем отличаются комплементарность и эпистаз
Тема: Наследование сцепленных признаков.
1.Чем отличается цис-положение генов от транс-положения?
2.Каков механизм кроссинговера?
3.От чего зависит частота кроссинговера?
4.От чего зависит расщепление во втором поколении при неполном сцеплении?
5.Сколько типов гамет образует дигетерозигота при неполном сцеплении?
Тема: Наследование сцепленных с полом признаков.
1.Как наследуются признаки, сцепленные с полом?
2.Зависит ли характер расщепления признаков от направления скрещивания при сцеплении с полом?
3.Сколько разных генотипов могут иметь особи мужского пола при моногенном наследовании у гусей?
4.Какие половые хромосомы являются наследственно инертными?
5.Какое расщепление по фенотипу можно ожидать во втором поколении при моногенном наследовании в случае сцепления с полом?
1.Как можно охарактеризовать разнообразие популяции по генетической и фенотипической структуре?
2. Какие популяции называются панмиктическими?
3. При каких условиях действует закон Харди-Вайнберга?
4. Как определяют генетическую структуру популяций?
5. В каком поколении в популяции устанавливается равновесие?
Система знаний по дисциплине формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать лабораторные и практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к лабораторному и практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Лабораторные и практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На лабораторных и практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, ставятся практические опыты. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Лабораторное и практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из научной литературы, решение задач, написание докладов, рефератов. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины, для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины «Общая генетика» следует усвоить:
- особенности решения генетических задач;
- закономерности наследственности и изменчивости.
Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:
1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.
2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.
3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.
4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.
По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и экзамена. Тестирование организовывается, как правило, в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на занятиях. Подготовка к экзамену предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов занятий.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году