МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Чувашский государственный аграрный университет"
(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
Общеобразовательных дисциплин
Проректор по учебной
и научной работе
Русский язык в сфере растениеводства
Направление подготовки 35.03.04 Агрономия
Направленность (профиль) Технологии производства продукции растениеводства
рабочая программа дисциплины (модуля)
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.04 Агрономия (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 699).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Русский язык в сфере растениеводства" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 35.03.04 Агрономия
Направленность (профиль) Технологии производства продукции растениеводства, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 14.06.2023 г., протокол № 17.
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
Заведующий кафедрой Михайлова Р.В.
Заведующий выпускающей кафедрой Елисеева Л.В.
Председатель методической комиссии факультета Елисеев И.П.
Директор научно-технической библиотеки Викторова В.А.
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
- формирование навыков грамотной речи;
- корректировка и актуализация знаний по орфографии и пунктуации, коммуникативной грамматике и орфоэпии;
- повышение уровня речевой культуры, овладение нормативно-стилистическими аспектами русского языка;
- формирование коммуникативной компетенции;
- изучение системы норм современного русского языка на всех уровнях языковой структуры;
- формирование ценностного отношения к русскому языку как феномену культуры и национальному достоянию.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Культура речи и делового общения
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Предпринимательское право
Психология управления в сфере производства продукции растениеводства
Психосаморегуляция обучающегося с ограниченными возможностями здоровья
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Понимает эффективность использования стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели, определяет свою роль в команде
УК-3.2 Понимает особенности поведения выделенных групп людей, с которыми работает/взаимодействует, учитывает их в своей деятельности (выбор категорий групп людей осуществляется образовательной организацией в зависимости от целей подготовки – по возрастным особенностям, по этническому или религиозному признаку, социально незащищенные слои населения и т.п.)
УК-3.3 Предвидит результаты (последствия) личных действий и планирует последовательность ша-гов для достижения заданного результата
УК-3.4 Эффективно взаимодействует с другими членами команды, в т.ч. участвует в обмене информацией, знаниями и опытом, и презентации результатов работы команды
УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
УК-4.1 Выбирает на государственном и иностранном (-ых) языках коммуникативно приемлемые стиль делового общения, вербальные и невер-бальные средства взаимодействия с партнера-ми
УК-4.2 Использует информационно-коммуникационные технологии при поиске необходимой информации в процессе решения стандартных коммуникативных задач на госу-дарственном и иностранном (-ых) языках
УК-4.3 Ведет деловую переписку, учитывая особенности стилистики официальных и неофициальных писем, социокультурные различия в формате корреспонденции на государственном и иностранном (-ых) языках
УК-4.4 Демонстрирует интегративные умения ис-пользовать диалогическое общение для со-трудничества в академической коммуникации общения:
• внимательно слушая и пытаясь понять суть идей других, даже если они противоречат собственным воззрениям;
• уважая высказывания других, как в плане содержания, так и в плане формы;
• критикуя аргументированно и конструк-тивно, не задевая чувств других; адаптируя речь и язык жестов к ситуациям взаимодействия
УК-4.5 Демонстрирует умение выполнять перевод профессиональных текстов с иностранного (-ых) на государственный язык и обратно
ПК-1. Способен осуществить сбор информации, анализ литературных источников по технологиям производства продукции растениеводства и воспроизводства плодородия почв
ПК-1.1 Осуществляет сбор информации, анализ литературных источников по технологиям производства продукции растениеводства
ПК-1.2 Осуществляет сбор информации, анализ литературных источников по технологии воспроизводства плодородия почв
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
- основные понятия, определения, термины, законы современного русского языка;
- основные закономерности речевого взаимодействия человека и общества;
- систему норм современного русского языка на всех уровнях языковой структуры
- применять полученные знания в практической деятельности, анализировать явления современного русского языка, пользуясь системой основных лингвистических понятий и терминов
- использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации на русском языке в учебной и профессиональной деятельности;
- анализировать и обобщать, критически воспринимать текстовую информацию в учебно-профессиональной, научной и официально-деловой сферах общения,
- логически верно, аргументировано, ясно и точно строить деловую, научную, публицистическую речь,
- пользоваться словарями и справочниками;
- использовать языковые формулы, часто применяемые в ситуациях делового общения и позволяющие осуществлять фактическую функцию языка
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
- эффективного использования норм современного русского литературного языка;
- использования письменной и устной коммуникации, различных способов вербальной и невербальной коммуникации
- применения различных языковых средств в ситуациях делового общения
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Лингвистика как наука
Лингвистика как наука. Предмет и методы лингвистики. Язык и мышление /Пр/
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 ПК-1.1 ПК-1.2
Опрос на практических занятиях. Выполнение упражнений. Подготовка докладов . Тестирование.
Лингвистика как наука. Предмет и методы лингвистики. Язык и мышление /Ср/
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 ПК-1.1 ПК-1.2
Опрос на практических занятиях. Выполнение упражнений. Подготовка докладов. Тестирование.
Фонетика как наука. Звуковой состав русского языка. Классификация согласных звуков. Звуковые законы в области согласных звуков /Пр/
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.4 УК-4.5 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 ПК-1.1 ПК-1.2
Опрос на практических занятиях. Подготовка докладов. Тестирование.
Фонетика как наука. Звуковой состав русского языка. Классификация согласных звуков. Звуковые законы в области согласных звуков /Ср/
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.4 УК-4.5 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 ПК-1.1 ПК-1.2
Опрос на практических занятиях. Подготовка докладов. Тестирование.
Гласные звуки и их классификация. Звуковой закон в области гласных звуков. Понятие фонетической транскрипции. /Пр/
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.4 УК-4.5 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 ПК-1.1 ПК-1.2
Опрос на практических занятиях. Подготовка докладов. Тестирование.
Гласные звуки и их классификация. Звуковой закон в области гласных звуков. Понятие фонетической транскрипции. /Ср/
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.4 УК-4.5 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 ПК-1.1 ПК-1.2
Опрос на практических занятиях. Подготовка докладов. Тестирование.
Раздел 3. Орфоэпия. Графика и орфография
Правила произношения гласных и согласных звуков в современном русском языке /Пр/
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.4 УК-4.5 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 ПК-1.1 ПК-1.2
Опрос на практических занятиях. Выполнение упражнений. Подготовка докладов
Правила произношения гласных и согласных звуков в современном русском языке /Ср/
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.4 УК-4.5 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 ПК-1.1 ПК-1.2
Выполнение упражнений. Подготовка докладов
Основные принципы графики и орфографии /Пр/
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 ПК-1.1 ПК-1.2
Опрос на практических занятиях. Выполнение упражнений. Подготовка докладов.
Основные принципы графики и орфографии /Ср/
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 ПК-1.1 ПК-1.2
Выполнение упражнений. Подготовка докладов.
Именные части речи.
Их правописание.
/Пр/
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 ПК-1.1 ПК-1.2
Опрос на практических занятиях. Выполнение упражнений. Подготовка докладов.
Именные части речи. Их правописание. /Ср/
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 ПК-1.1 ПК-1.2
Выполнение упражнений. Подготовка докладов
Глагол, причастие, деепричастие. Их правописание. /Пр/
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 ПК-1.1 ПК-1.2
Опрос на практических занятиях. Выполнение упражнений. Подготовка докладов
Глагол, причастие, деепричастие. Их правописание. /Ср/
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 ПК-1.1 ПК-1.2
Выполнение упражнений. Подготовка докладов
Служебные части речи. Их правописание. /Пр/
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 ПК-1.1 ПК-1.2
Опрос на практических занятиях. Подготовка докладов. Тестирование.
Служебные части речи. Их правописание. /Ср/
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 ПК-1.1 ПК-1.2
Подготовка докладов. Выполнение упражнений.
Словосочетание. Члены предложения и их обособление. /Пр/
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 ПК-1.1 ПК-1.2
Опрос на практических занятиях. Подготовка докладов.
Словосочетание. Члены предложения и их обособление. /Ср/
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 ПК-1.1 ПК-1.2
Простое предложение. Знаки препинания в ПП. /Пр/
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 ПК-1.1 ПК-1.2
Опрос на практических занятиях. Подготовка докладов.
Простое предложение. Знаки препинания в ПП. /Ср/
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 ПК-1.1 ПК-1.2
Подготовка докладов.Подготовка к тестированию.
Сложное предложение. Знаки препинания в СП. /Пр/
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 ПК-1.1 ПК-1.2
Опрос на практических занятиях. Подготовка докладов. Выполнение упражнений. Тестирование.
Сложное предложение. Знаки препинания в СП. /Ср/
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 ПК-1.1 ПК-1.2
Подготовка докладов. Выполнение упражнений. Тестирование.
Раздел 6. Лексика и фразеология
Лексические средства. Фразеология как раздел лексикологии. Профессиональная лексика /Пр/
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.4 УК-4.5 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 ПК-1.1 ПК-1.2
Опрос на практическом занятии. Подготовка докладов. Тестирование.
Лексические средства. Фразеология как раздел лексикологии. Профессиональная лексика /Ср/
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.4 УК-4.5 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 ПК-1.1 ПК-1.2
Подготовка докладов. Тестирование.
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 ПК-1.1 ПК-1.2
Устный опрос. Тестирование.
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Фонетика как раздел науки о языке. Понятие звука и слога. Фонетические средства и фонетические единицы русского языка.
2. Классификация согласных в русском языке.
3. Классификация гласных в русском языке.
4. Фонетические процессы в русском языке: ассимиляция, диссимиляция, редукция.
5. Морфология как раздел лингвистики. Грамматические значения, грамматические категории. Знаменательные и служебные части речи.
6. Имя существительное. Лексико-грамматические разряды и категории имён существительных. Склонение имён сущ. Правописание им. Суд.
7. Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имён прилагательных. Краткие прилагательные. Правописание им. сущ.
8. Степени сравнения качественных прилагательных. Склонение прилагательных. Правописание имен прилагательных.
9. Имя числительное. Разновидности имён числительных. Правописание имен числительных.
10. Местоимение. Классификация местоимений по семантической соотнесённости с другими частями речи. Виды местоимений по значению. Правописание местоимений.
11. Глагол. Две основы глагола. Классы и виды глаголов. Переходные и непереходные глаголы. Спряжение глаголов. Правописание глаголов. Деепричастия. Действительные и страдательные. Настоящего и прошедшего Времени.
12. Наречие и слова категории состояния. Правописание наречий.
13. Служебные части речи. Правописание предлогов и союзов.
14. Синтаксис как раздел лингвистики. Словосочетание. Виды словосочетаний.
15. Простое предложение. Типы двусоставных и односоставных предложений.
16. Простое двусоставное предложение. Виды простых двусоставных предложений.
17. Главные и второстепенные члены предложения.
18. Подлежащее, способы его выражения.
19. Сказуемое, способы его выражения.
20. Дополнение. Способы его обособления.
21. Определение. Способы его обособления.
22. Обстоятельство. Способы его обособления.
23. Приложение. Способы его обособления.
24. Общее понятие об односоставных предложениях. Виды односоставных предложений.
25. Определённо-личные предложения.
26. Неопределённо-личные предложения.
27. Обобщённо-личные предложения.
28. Безличные предложения.
29. Инфинитивные предложения.
30. Номинативные предложения.
31. Сложноподчинённые предложения. Знаки препинания в СПП.
32. Сложносочинённые предложения. Знаки препинания в ССП.
33. Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в БСП.
34. Синонимия и антонимия.
35. Омонимы, омофоны, омографы.
36. Архаизмы, историзмы и неологизмы, эвфемизмы, диалектизмы, жаргонизмы, просторечия, заимствованная лексика, эмоционально-окрашенная лексика.
37. Однородные члены предложение. Способы их обособления.
38. Причастие как часть речи. Его грамматические признаки. Правописание причастий.
39. Особенности профессиональной лексики в аграрной сфере.
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Темы докладов
1. Есть ли язык у животных?
2. Невербальные средства общения.
3. Функции языка.
4. Связь языкознания с другими науками (историей, биологией, математикой, психологией и др.)
5. Язык и общество.
6. Язык и сознание.
7. Язык и культура.
8. Теория божественного происхождения языка.
9. Теория создания языка человеком.
10. Теория естественного происхождения зыка.
11. Теория социального происхождения языка.
12. Возникновение и развитие речи у ребенка.
13. Мировые языки. Языки межнационального общения.1Государственные языки.
14. Искусственные языки.
15. Образование славянских языков.
16. Место русского языка среди языков мира.
17. Формирование национального языка.
18. Особенности профессиональной лексики в профессиональной деятельности работников аграрной сферы.
19. Профессиональная этика и речевое поведение делового человека.
5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Кириллова Е. А., Короткова Н. Н.
Русский язык. Практикум по орфографии и пунктуации: учебно-методическое пособие
Чебоксары: ФГОУ ВПО ЧГСХА, 2010
Русский язык для студентов-нефилологов: учебное пособие
6.1.2. Дополнительная литература
Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю.
Русский язык. Культура речи. Деловое общение: учебник
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех
Словари и энциклопедии на Академике
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Справочная правовая система КонсультантПлюс
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Доска классная (1 шт.), столы ученические 2-х местные со скамейкой (8 шт.), экран с электроприводом DRAPER BARONET HW (1 шт.), стенды (3 шт.), шкафы книжные (2 шт.), тумба (2 шт.), портреты (6 шт.), стул п/м (1 шт.)
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
Доска классная (1 шт.), стол ученический (2 шт.), стул ученический (2 шт.), кафедра лектора (1 шт.), стол ученический 4-х местный (40 шт.), скамья 4-х местная (40 шт.), огнетушитель ОУ-«3» (2 шт.), подставка для огнетушителя (2 шт.), демонстрационное оборудование (проектор ToshibaTDP-T45 (1 шт.), ноутбук HP250 G5 (1 шт.), экран на штативе (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________