2023-2024_35_03_04_23-1 Агрономия_АТ_plx_Земельное право
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Общеобразовательных дисциплин
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
14.06.2023 г.
 
Б1.В.ДВ.02.01
Земельное право
Направление подготовки 35.03.04 Агрономия

Направленность (профиль) Технологии производства продукции растениеводства

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
48
аудиторные занятия
24
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
13 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
12
12
Практические
12
12
12
12
В том числе инт.
4
4
4
4
Итого ауд.
24
24
24
24
Кoнтактная рабoта
24
24
24
24
Сам. работа
48
48
48
48
Итого
72
72
72
72
 
 
 
Программу составил(и):
ст.пр., Петренко Н.Н.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.04 Агрономия (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 699).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Земельное право" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 35.03.04 Агрономия

Направленность (профиль) Технологии производства продукции растениеводства, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 14.06.2023 г., протокол № 17.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Михайлова Р.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Елисеева Л.В. 
Председатель методической комиссии факультета  Елисеев И.П.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование у студентов системы знаний об основных институтах земельного права и об основополагающих принципах земельного законодательства, а также умений и навыков научной и практической деятельности в области правового регулирования земельных отношений. 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.В.ДВ.02
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Иностранный язык в сфере растениеводства
2.1.2
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.1.3
Русский язык в сфере растениеводства
2.1.4
Основы проектной деятельности
2.1.5
Экономическая теория
2.1.6
Введение в профессиональную деятельность
2.1.7
Культура речи и делового общения
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Правоведение
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
 
УК-2.1 Формулирует в рамках поставленной цели проекта совокупность взаимосвязанных задач, обеспечивающих ее достижение. Определяет ожидаемые результаты решения выделенных задач
 
 
 
УК-2.2 Проектирует решение конкретной задачи проекта, выбирая оптимальный способ ее решения, исходя из действующих правовых норм и имеющихся ресурсов и ограничений
 
 
 
УК-2.3 Решает конкретные задач проекта заявленного качества и за установленное время
 
 
 
УК-2.4 Публично представляет результаты решения конкретной задачи проекта
 
 
 
УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
 
УК-3.1 Понимает эффективность использования стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели, определяет свою роль в команде
 
 
 
УК-3.2 Понимает особенности поведения выделенных групп людей, с которыми работает/взаимодействует, учитывает их в своей деятельности (выбор категорий групп людей осуществляется образовательной организацией в зависимости от целей подготовки – по возрастным особенностям, по этническому или религиозному признаку, социально незащищенные слои населения и т.п.)
 
 
 
УК-3.3 Предвидит результаты (последствия) личных действий и планирует последовательность ша-гов для достижения заданного результата
 
 
 
УК-3.4 Эффективно взаимодействует с другими членами команды, в т.ч. участвует в обмене информацией, знаниями и опытом, и презентации результатов работы команды
 
 
 
ПК-11. Способен решать задачи в области развития науки, техники и технологии с учетом нормативного правового регулирования в сфере интеллектуальной собственности
 
ПК-11.1 Решает задачи, связанные с выбором способов использования и распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности
 
 
 
ПК-11.2 Осуществляет распоряжение такими правами, включая введение таких прав в гражданский оборот
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- права и свободы человека и гражданина;
3.1.2
- систему источников земельного права и содержание нормативных правовых актов, регулирующих земельные отношения;
3.1.3
- организацию и деятельность судебных и иных правоприменительных и правоохранительных органов в сфере земельных правоотношений.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- работать с нормативной базой российского законодательства;
3.2.2
- анализировать законодательство и практику его применения;
3.2.3
- работать с нормативно-правовой документацией;
 
Оснащенность
 
3.2.4
- ориентироваться в специальной литературе;
3.2.5
- принимать решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
- владения способами и механизмом осуществления общегражданских и профессиональных прав и обязанностей;
3.3.2
- применения в профессиональной деятельности правовых норм;
3.3.3
- анализа правовых ситуаций, документов правоприменительной практики.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Понятие земельного права

 
Тема 1. Система земельного права /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 ПК-11.1 ПК-11.2
4
0
0
 
Тема 1. Система земельного права /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 ПК-11.1 ПК-11.2
4
0
0
 
Тема 1. Система земельного права /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

8
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 ПК-11.1 ПК-11.2
4
0
Формы контроля:

- устный ответ на вопрос;

- доклад;

- собеседование.

0
 
Тема 2. Вещные права на землю, производные от права собственности /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 ПК-11.1 ПК-11.2
4
0
0
 
Тема 2. Вещные права на землю, производные от права собственности /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 ПК-11.1 ПК-11.2
4
0
0
 
Тема 2. Вещные права на землю, производные от права собственности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

8
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 ПК-11.1 ПК-11.2
4
0
Формы контроля:

- устный ответ на вопрос;

- доклад;

- собеседование.

0
 
Тема 3. Возникновение, прекращение и защита прав на землю. Правовые основы оценки земли и платы за землю /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 ПК-11.1 ПК-11.2
4
2
проблемная лекция
0
 
Оснащенность
 
Тема 3. Возникновение, прекращение и защита прав на землю. Правовые основы оценки земли и платы за землю. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 ПК-11.1 ПК-11.2
4
0
0
 
Тема 3. Возникновение, прекращение и защита прав на землю. Правовые основы оценки земли и платы за землю. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

8
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 ПК-11.1 ПК-11.2
4
0
Формы контроля:

- устный ответ на вопрос;

- доклад;

- собеседование.

0
 
 
Раздел 2. Управление в области использования и охраны земель

 
Тема 4. Государственное управление землепользованием. Правовая охрана земель /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 ПК-11.1 ПК-11.2
4
0
0
 
Тема 4. Государственное управление землепользованием. Правовая охрана земель /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 ПК-11.1 ПК-11.2
4
0
0
 
Тема 4. Государственное управление земле-пользованием. Правовая охрана земель /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

8
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 ПК-11.1 ПК-11.2
4
0
Формы контроля:

- устный ответ на вопрос;

- доклад;

- собеседование.

0
 
Тема 5. Ответственность за земельные правонарушения. Разрешение земельных споров /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 ПК-11.1 ПК-11.2
4
2
проблемная лекция
0
 
Тема 5. Ответственность за земельные правонарушения. Разрешение земельных споров /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 ПК-11.1 ПК-11.2
4
0
0
 
Тема 5. Ответственность за земельные правонарушения. Разрешение земельных споров /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

8
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 ПК-11.1 ПК-11.2
4
0
Формы контроля:

- устный ответ на вопрос;

- доклад;

- собеседование.

0
 
 
Раздел 3. Категории земель и их целевое назначение

 
Оснащенность
 
Тема 6. Правовой режим земель и их целевое назначение /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 ПК-11.1 ПК-11.2
4
0
0
 
Тема 6. Правовой режим земель и их целевое назначение /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 ПК-11.1 ПК-11.2
4
0
0
 
Тема 6. Правовой режим земель и их целевое назначение /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

8
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 ПК-11.1 ПК-11.2
4
0
Формы контроля:

- устный ответ на вопрос;

- доклад;

- собеседование.

0
 
 
Раздел 4. Зачет

 
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1

0
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 ПК-11.1 ПК-11.2
4
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Понятие земельного права.

2. Предмет земельного права.

3. Метод правового регулирования земельных отношений.

4. Принципы земельного права.

5. Место земельного прав в системе российского права.

6. Институты земельного права.

7. Структура системы земельного права.

8. Соотношение земельного и гражданского законодательства.

9. Источники земельного права.

10.Понятие права собственности на землю.

11.Право государственной собственности на землю.

12.Право муниципальной собственности на землю.

13.Основания возникновения права государственной собственности на землю.

14.Основания возникновения права частной собственности на землю.

15.Основания прекращения права частной собственности на землю.

16.Право пожизненного наследуемого владения земельным участком.

17.Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

18.Аренда земельных участков.

19.Сервитут земельного участка.

20.Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

21.Понятие государственного управления землепользованием.

22.Кадастровый учет земельных участков.

23.Межевание земельных участков.

24.Мониторинг земельных участков.

25.Земельный контроль: понятие, виды.

26.Правовая охрана земель.

27.Понятие юридической ответственности за земельные правонарушения и ее виды.

28.Административные правонарушения за нарушение правил пользования земельными участками.

29.Уголовные преступления за нарушение правил пользования земельны-ми участками.

30.Арендная плата за земли.

31.Разрешение земельных споров.

32.Земельный налог.

 
Оснащенность
 
33.Земли сельскохозяйственного назначения.

34.Оборот земель сельскохозяйственного назначения.

35.Понятие и общая характеристика правового режима земель поселений.

36.Зонирование земель поселений.

37.Пригородные зоны.

38.Понятие и общая характеристика земель специального назначения.

39.Понятие и общая характеристика правового режима земель особо охраняемых территорий и объектов.

40.Правовой режим земель государственных природных заповедников.

41.Правовой режим земель национальных парков.

42.Правовой режим земель природных парков.

43.Правовой режим государственных природных заказников.

44.Правовой режим земель лечебно-оздоровительных местностей и курор-тов.

45.Право пользования землями лесного фонда.

46.Право пользования землями водного фонда.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено учебным планом.
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом.
 
Примерные темы эссе

Темы эссе являются примерными, то есть выбор проблемы студентом может осуществляться самостоятельно, либо на основании рекомендаций преподавателя.

1. Административная ответственность за земельное правонарушение.

2. Анализ судебной практики по делам, связанным с защитой права собственности.

3. Аренда земельного участка.

4. Безвозмездное срочное пользование участком земли.

5. Вещно-правовые иски. Виндикационный иск.

6. Вещное право как подотрасль гражданского права.

7. Вещные права лиц, не являющихся собственниками.

8. Виды земельных правоотношений.

9. Виды права собственности и правовой режим имущества.

10.Владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности.

11.Владение и пользование имуществом, находящимся в общей долевой собственности.

12.Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности.

13.Возникновение права собственности.

14.Возникновение права собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество.

15.Государственная собственность на землю: история и современность.

16.Гражданско-правовые способы защиты права собственности.

17.Защита прав граждан на землю.

18.Защита прав юридических лиц на землю.

19.защита права собственности и иных вещных прав.

20.Земельная реформа в Российской Федерации: правовое обеспечение, цели и этапы осуществления.

21.Земельное законодательство Российской Федерации: проблемы и пути совершенствования.

22.Земельный участок как объект оборота.

23.Землеустройство: понятие и способы реализации.

24.Земли для обеспечения космической деятельности.

25.Земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

26.Земли промышленности: описание и виды.

27.Земли связи, радиовещания, телевидения, информатики: описание и виды.

28.Земли транспорта: описание и виды.

29.Земли энергетики: описание и виды.

30.Значение и правовое регулирование приватизации публичного имущества.

31.Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд: правовое регулирование и судебная практика.

32.Ипотека земельного участка.

33.Иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения (виндикационный иск).

34.Иски о защите вещных прав от неправомерных действий публичной власти.

35.История развития земельного права.

36.Источники земельного права.

Темы рефератов

1. Применение норм ГК РФ к регулированию земельных отношений.

2. Система дисциплины земельное право.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
3. Земельное право как отрасль законодательства и отрасль науки

4. Основные направления аграрных реформ России конца XIX-начала XX вв.

5. Становление и развитие земельного законодательства России в периоды 1917 - 1922 гг., 1922 - 1970 гг., 1970 - 1991 гг.

6. История формирования права частной собственности на землю в Рос-сии.

7. Земельное законодательство России в современный период земельной реформы

8. Роль государства в регулировании земельных отношений до земельной реформы и при ее осуществлении.

9. Виды земельно-правовых норм, их составные элементы.

10. Соотношение общих и специальных норм права при регулировании земельных правоотношений.

11. Система источников земельного права.

12. Постановления Правительства РФ, как источники земельного права.

13. Правотворчество субъектов Российской Федерации в сфере земельных отношений.

14. Земля и земельный участок как объект земельных правоотношений

15. Право государственной собственности на землю Российской Федерации и ее субъектов.

16. Субъекты права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

17. Приватизация земельных участков лицами, владеющими ими на праве пожизненного наследуемого владения.

18. Земельный участок как объект сервитута

19. Публичные и частные земельные сервитуты.

20. Значение земельных сервитутов в градостроительной деятельности.

21. Вопросы разграничения компетенции органов управления в области использования и охраны земель: федеральных, субъектов Федерации, муниципальных.

22. Задачи землеустройства в современных условиях земельной реформы

23. Система органов земельного контроля и надзора.

24. Плата за землю и ее виды.

25. Порядок исчисления земельного налога.

26. Административная и уголовная ответственность за земельные право-нарушения

27. Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения

28. Законодательство о возмещении убытков и потерь сельскохозяйственного производства и практика его применения.

29. Порядок разрешения земельных споров.

30. Особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения.

31. Особенности использования сельскохозяйственных угодий

32. Особенности землепользования в условиях современной градостроительной деятельности

33. Особенности правового режима земель транспорта

34. Значение и особенности правового режима земель особо охраняемых территорий и объектов

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Марченко М. Н., Дерябина Е. М.
Правоведение: учебник
М.: Проспект, 2016
Электронный ресурс
 
Л1.2
Аверьянова Н. Н.
Земельное право в вопросах и ответах: учебное пособие
М.: Проспект, 2018
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Боголюбов С. А.
Земельное право: учебник для бакалавров
М.: ЮРАЙТ, 2012
0
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
KOMPAS-3D
6.3.1.4
Комплект программ AutoCAD
6.3.1.5
bCad Витрина
6.3.1.6
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.7
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.8
ОС Windows 10
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
 
Оснащенность
 
6.3.2.2
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.3
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.4
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.5
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.6
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
206
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), столы ученические (26 шт.), стулья (30 шт.), 2-х местные скамейки (10 шт.), трибуна настольная (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран Lumien Eco Picture LEP-100102 (1 шт.), проектор Toshiba х2000 (1 шт.), ноутбук Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
 
15а
Учебная аудитория
Доска ученическая (1 шт.), стол ученический 3-х местный (15 шт.), стулья ученические (38 шт.), стол преподавателя (1 шт.), стул преподавателя (1 шт.), белая лаковая магнитно-маркерная доска (1 шт.)
 
31а
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), столы ученические 3-х местные со скамейкой (10 шт.), стеллажи (2 шт.), стол преподавателя (1 шт.), стул преподавателя (1 шт.), демонстрационное оборудование (полотно рулонное на штативе Classic Libra (1 шт.), проектор BenQ (1 шт.), ноутбук Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего и промежуточного форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Земельное право» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины «Земельное право» студентами необходимо:

1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знания-ми, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На занятиях разбираются тестовые задания и задания, выданные для 

 
Оснащенность
 
самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение материалов учебников и статей из научной литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины, для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________