(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Технологии производства продукции растениеводства
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Технологии производства продукции растениеводства, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 14.06.2023 г., протокол № 17.
ции
ракт.
подг.
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
2. Эрозия и разрушение почвенного плодородия.
3. Эрозия почвы и ее влияние на продуктивность сельскохозяйственных культур.
4. Овражная эрозия почвы.
5. Ветровая эрозия почвы.
6. Водная эрозия почвы.
7. История борьбы с эрозией почв.
8. Основные причины и закономерности проявления эрозии почвы.
9. Эрозия и размеры причиняемого ею ущерба.
10. Виды эрозии почв.
11. Основные направления работы по борьбе с эрозией почв.
12. Природные условия, определяющие опасность проявления эрозии.
13. Влияние свойств и состояния почв на развитие эрозионных процессов.
14. Роль растительного покрова в предотвращении эрозионных процессов.
15. Роль производственной деятельности человека в развитии и прекращении эрозии почв.
16. Свойства и признаки эродированных почв.
17. Организация работ по защите почв от эрозией.
18. Почвенно-эрозионное обследование.
19. Основные принципы противоэрозийной организации территории.
20. Разработка комплекса противоэрозийных мероприятий и планирование работ.
21. Агротехнические противоэрозийные мероприятия.
22. Роль почвозащитных севооборотов в борьбе с эрозией почв.
23. Полосное размещение сельскохозяйственных культур на склонах.
25. Основные принципы защиты почв от эрозии на сельскохозяйственных землях.
26. Контурно-мелиоративная организация территории.
27. Морфологические, диагностические признаки и классификация эродированных почв.
28. Классификация эрозии почв.
29. Противоэрозийная обработка на склонах.
30. Антропогенное воздействие на окружающую среду и его влияние на развитие эрозионных процессов.
31. Основные понятия об эрозии почв. Нормальная и ускоренная эрозия.
32. Овражная эрозия и меры борьбы с ней.
33. Понятие об эрозии почв. Поверхностная и линейная эрозия.
34. Лесомелиоративные мероприятия на склонах.
35. Особенности использования склонов под плодово-ягодные насаждения.
36. Водорегулирующие, привалочные, приовражные лесные полосы и их значение в борьбе с эрозией почв.
37. Окультуривание эродированных почв.
38. Сплошное и куртинное облесение эродированных почв.
39. Опыт передовых хозяйств республики в борьбе с эрозией почв.
40. Пруды и водоемы. Их роль в регулировании стока талых вод и смыва почвы.
41. Гидротехнические мероприятия на склонах и их влияние на развитие эрозионных процессов.
42. Лугомелиоративные мероприятия на склоновых почвах.
43. Роль органического вещества в повышении противоэрозийной устойчивости почв.
44. Методы оценки потенциального стока и смыва почвы.
45. Донная эрозия почвы и меры борьбы с ней.
46. Почвозащитные свойства растительности и агротехники, и методы их определения.
47. Особенности обработки почвы в районах проявления ветровой эрозии.
48. Полезащитные лесонасаждения и их роль в борьбе с эрозией почв.
49. Глубокая обработка почвы и ее влияние на развитие эрозионных процессов.
50. Пути оптимизации свойств почв, подверженных действию водной эрозии.
51. Роль удобрений, агромелиораторов и особенности их применения на склонах.
52. Особенности применения минеральных удобрений на склонах.
53. Роль минеральных удобрений в повышении эффективности эродированных почв.
54. Методы изучения влияния ветровой и водной эрозии почв.
55. Долинные и русловые противоэрозийные сооружения.
56. Особенности применения органических удобрений на склонах
57. Общая схема развития склонов, валок, речных долин под влиянием эрозии.
58. Влияние рельефа на развитие ветровой и водной эрозии.
59. Роль органических удобрений в повышении эффективности склоновых земель.
60. Снежный покров. Способы регулирования снеготаяния на склонах.
61. Влияние почвенного покрова на развитие процессов эрозии.
62. Факторы, определяющие развитие и распространение процессов эрозии.
63. Роль рельефа в развитии процессов эрозии.
64. Влияние крутизны склона на смыв почв и поверхностный сток.
65. Влияние длины склона на формирования поверхностного стока и смыва почвы.
66. Влияние формы, длины и крутизны склона на интенсивность развития эрозионных процессов.
67. Способы борьбы со струйчатой эрозией вдоль грунтовых и шоссейных дорог.
68. Способы закрепления вершин, склонов, и дна оврагов и балок.
69. Освоение склонов под сады и виноградники.
70. Особенности закладки лесонасаждений в валках и оврагах, на коренных берегах и в поймах рек.
71. Специальные агротехнические приемы борьбы с эрозией почв.
72. Противоэрозийное значение леса и виды противоэрозийных лесонасаждений.
73. Методы изучения и учета процессов современной эрозии.
74. Овражная эрозия почв и меры борьбы с ней.
75. Виды защитных лесонасаждений.
76. Промышленная эрозия и вопросы рекультивации почв.
77. Струйчатая эрозия почв и меры борьбы с ней.
78. Поверхностное улучшение эродированных почв.
79. Плоскостная эрозия почвы и меры борьбы с ней.
80. Формы проявления водной эрозии.
81. Регулирование водного режима эродированных почв.
82. Факторы, влияющие на проявление водной эрозии.
83. Степень смытости почв и методы его оценки.
84. Комплексная защита почв от ветровой и водной эрозии.
85. Влияние климатических условий на развитие процессов эрозии.
86. Пути регулирования поверхностного стока и смыва.
87. Картографирование эродированных почв.
88. Изменение плодородия почв, подверженных действию эрозии.
89. Влияние структуры почвы на интенсивность проявления эрозии. Пути оптимизации основных водно-физических свойств почвы.
90. Водно-физические свойства, почвы и их влияние на интенсивность развития эрозионных процессов.
92. Методы исследования смыва почвы.
93. Методы оценки потенциального смыва от стока талых вод.
94. Методы изменения стока и смыва почвы на стоковых площадках.
95. Сельскохозяйственное освоение и использование оврагов, балок и заовраженных земель.
96. Система мероприятий по окультуриванию эродированных почв.
97. Удобрения и научные основы их применения на склонах.
98. Основные пути повышения плодородия эродированных почв.
99. Стадии развития оврагов и меры борьбы с ними.
1. Общее народнохозяйственное значение борьбы с эрозией почв.
2. Эрозия и разрушение почвенного плодородия.
3. Эрозия почвы и ее влияние на продуктивность сельскохозяйственных культур.
4. Овражная эрозия почвы.
5. Ветровая эрозия почвы.
6. Водная эрозия почвы.
7. История борьбы с эрозией почв.
8. Основные причины и закономерности проявления эрозии почвы.
9. Эрозия и размеры причиняемого ею ущерба.
10. Виды эрозии почв.
11. Основные направления работы по борьбе с эрозией почв.
12. Природные условия, определяющие опасность проявления эрозии.
13. Влияние свойств и состояния почв на развитие эрозионных процессов.
14. Роль растительного покрова в предотвращении эрозионных процессов.
15. Роль производственной деятельности человека в развитии и прекращении эрозии почв.
16. Свойства и признаки эродированных почв.
17. Организация работ по защите почв от эрозией.
18. Почвенно-эрозионное обследование.
19. Основные принципы противоэрозийной организации территории.
20. Разработка комплекса противоэрозийных мероприятий и планирование работ.
21. Агротехнические противоэрозийные мероприятия.
22. Роль почвозащитных севооборотов в борьбе с эрозией почв.
23. Полосное размещение сельскохозяйственных культур на склонах.
24. Пути сохранения и повышения плодородия почв, подверженных действию ветровой и водной эрозии.
25. Основные принципы защиты почв от эрозии на сельскохозяйственных землях.
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего и промежуточного форм контроля.
Система знаний по дисциплине «Эрозиоведение» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать лабораторные и практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Лабораторные занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются конкретные задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практические занятия заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Эрозиоведение», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:
1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.
2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.
3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.
4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.
По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и зачета. Тестирование организовывается в компьютерных классах или в Интернете. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и лабораторных занятиях. Подготовка к зачету предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов лабораторных и практических занятий.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году