2023-2024_35_03_04_23-1 Агрономия_АТ_plx_Психология управления в сфере производства продукции растениеводства
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Общеобразовательных дисциплин
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
14.06.2023 г.
 
Б1.В.ДВ.03.01
Психология управления в сфере производства продукции растениеводства
Направление подготовки 35.03.04 Агрономия

Направленность (профиль) Технологии производства продукции растениеводства

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
48
аудиторные занятия
24
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
13 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
12
12
Семинарские занятия
12
12
12
12
В том числе инт.
8
8
8
8
Итого ауд.
24
24
24
24
Кoнтактная рабoта
24
24
24
24
Сам. работа
48
48
48
48
Итого
72
72
72
72
 
 
 
Программу составил(и):
ст.пр., Сергеева Н.А.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.04 Агрономия (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 699).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Психология управления в сфере производства продукции растениеводства" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 35.03.04 Агрономия

Направленность (профиль) Технологии производства продукции растениеводства, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 14.06.2023 г., протокол № 17.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Михайлова Р.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Елисеева Л.В. 
Председатель методической комиссии факультета  Елисеев И.П.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
ознакомление студентов с современными представлениями о роли и многоаспектном содержании психологического компонента управленческой деятельности; повышении психологической культуры будущего специалиста для успешной реализации профессиональной деятельности и самосовершенствования
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.В.ДВ.03
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Иностранный язык в сфере растениеводства
2.1.2
История России
2.1.3
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.1.4
Русский язык в сфере растениеводства
2.1.5
Культура речи и делового общения
2.1.6
Философия
2.1.7
Введение в профессиональную деятельность
2.1.8
Основы российской государственности
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Менеджмент и маркетинг
 
2.2.2
Технология возделывания сельскохозяйственных культур
 
2.2.3
Производственная практика, технологическая практика
 
2.2.4
Технология возделывания конопли
 
2.2.5
Технология возделывания хмеля
 
2.2.6
Экономика и организация предприятий АПК
 
2.2.7
Технология возделывания картофеля
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
 
УК-3.1 Понимает эффективность использования стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели, определяет свою роль в команде
 
 
 
УК-3.2 Понимает особенности поведения выделенных групп людей, с которыми работает/взаимодействует, учитывает их в своей деятельности (выбор категорий групп людей осуществляется образовательной организацией в зависимости от целей подготовки – по возрастным особенностям, по этническому или религиозному признаку, социально незащищенные слои населения и т.п.)
 
 
 
УК-3.3 Предвидит результаты (последствия) личных действий и планирует последовательность ша-гов для достижения заданного результата
 
 
 
УК-3.4 Эффективно взаимодействует с другими членами команды, в т.ч. участвует в обмене информацией, знаниями и опытом, и презентации результатов работы команды
 
 
 
УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
УК-5.1 Находит и использует необходимую для саморазвития и взаимодействия с другими информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных групп
 
 
 
УК-5.2 Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира (в зависимости от среды и задач образования), включая мировые религии, философские и этические учения
 
 
 
УК-5.3 Умеет недискриминационно и конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции
 
 
 
УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
 
УК-6.1 Применяет знание о своих ресурсах и их пределах (личностных, ситуативных, временных и т.д.), для успешного выполнения порученной работы
 
 
 
УК-6.2 Понимает важность планирования перспективных целей собственной деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда
 
 
 
УК-6.3 Реализует намеченные цели деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда
 
 
 
Оснащенность
 
УК-6.4 Критически оценивает эффективность использования времени и других ресурсов при решения поставленных задач, а также относительно полученного результата
 
 
 
УК-6.5 Демонстрирует интерес к учебе и использует предоставляемые возможности для приобретения новых знаний и навыков
 
 
 
ПК-8. Способен осуществлять контроль за соблюдением технологической и трудовой дисциплины
 
ПК-8.1 Осуществляет контроль за соблюдением технологической дисциплины
 
 
 
ПК-8.2 Осуществляет контроль за соблюдением трудовой дисциплины
 
 
 
ПК-21. Способен организовать работу коллектива подразделения сельскохозяйственного предприятия по производству продукции растениеводства 
 
ПК-21.1 Ознакамливается с текущей работой коллектива подразделения сельскохозяйственного предприятия по производству продукции растениеводства
 
 
 
ПК-21.2 Организует работу коллектива подразделения сельскохозяйственного предприятия по производству продукции растениеводства
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
• сущность и психологические особенности управленческих функций;
3.1.2
• социально-психологические основы деятельности руководителя;
3.1.3
• психологические основы организационных отношений;
3.1.4
• мотивацию поведения личности в организации;
3.1.5
• психологическую основу принятия управленческих решений;
3.1.6
• средства коммуникации и особенности их использования в системе управления;
3.1.7
• индивидуально-психологические особенности личности, влияющие на поведение, деятельность и общение;
3.1.8
• стратегию и тактику управления конфликтными ситуациями и методы преодоления профессиональных стрессов
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
• использовать методы психологии для диагностики индивидуально-психологических особенностей личности;
3.2.2
• грамотно анализировать различные управленческие ситуации;
3.2.3
• отличать управленческую деятельность от других видов деятельности;
3.2.4
• грамотно анализировать и управлять групповыми и межличностными процессами;
3.2.5
• анализировать собственное поведение и поведение окружающих;
3.2.6
• выбирать оптимальный стиль руководства с учетом изменений, происходящих во внешней среде;
3.2.7
• выбирать оптимальные способы мотивации с учетом индивидуально-психологических особенностей личности
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
• самостоятельного овладения новыми знаниями;
3.3.2
• профессиональной аргументации при анализе стандартных ситуаций в сфере управленческой деятельности;
3.3.3
• современными методами психодиагностики личностных особенностей руководителей и факторов, влияющих на эффективность управленческой  деятельности
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Введение в психологию управления в сфере агробизнеса

 
Оснащенность
 
Предмет и основные задачи   психологии управления в сфере агробизнеса /Лек/
Л1.1Л2.1

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 ПК-21.1 ПК-21.2 ПК-8.1 ПК-8.2 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5
4
2
проблемная лекция
0
 
Предмет и основные задачи психологии управления  в сфере агробизнеса    /Сем зан/
Л1.1Л2.1

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 ПК-21.1 ПК-21.2 ПК-8.1 ПК-8.2 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5
4
0
0
 
Предмет и основные задачи  психологии управления в сфере агробизнеса /Ср/
Л1.1Л2.1

4
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 ПК-21.1 ПК-21.2 ПК-8.1 ПК-8.2 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5
4
0
устный ответ на вопрос,  сообщение, доклад на семинарских занятиях, творческая работа, тестирование
0
 
 
Раздел 2. Введение в психологию. История психологии 

 
Предмет, задачи, методы и структура современной психологии /Ср/
Л1.1Л2.1

4
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 ПК-21.1 ПК-21.2 ПК-8.1 ПК-8.2 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5
4
0
устный ответ на вопрос, сообщение, доклад на семинарских занятиях, творческая работа, тестирование
0
 
История развития психологии и основные направления развития /Лек/
Л1.1Л2.1

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 ПК-21.1 ПК-21.2 ПК-8.1 ПК-8.2 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5
4
0
0
 
Оснащенность
 
История развития психологии и основные направления развития /Ср/
Л1.1Л2.1

4
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 ПК-21.1 ПК-21.2 ПК-8.1 ПК-8.2 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5
4
0
устный ответ на вопрос, сообщение, доклад на семинарских занятиях, творческая работа, тестирование
0
 
Психика и сознание человека /Лек/
Л1.1Л2.1

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 ПК-21.1 ПК-21.2 ПК-8.1 ПК-8.2 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5
4
0
0
 
Психика и сознание человека /Ср/
Л1.1Л2.1

4
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 ПК-21.1 ПК-21.2 ПК-8.1 ПК-8.2 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5
4
0
устный ответ на вопрос, сообщение, доклад на семинарских занятиях, творческая работа, тестирование
0
 
 
Раздел 3. Психология личности

 
Личность подчиненного.

Психология управления его поведением

/Сем зан/

Л1.1Л2.1

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 ПК-21.1 ПК-21.2 ПК-8.1 ПК-8.2 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5
4
0
0
 
Личность подчиненного.

Психология управления его поведением

/Ср/

Л1.1Л2.1

4
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 ПК-21.1 ПК-21.2 ПК-8.1 ПК-8.2 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5
4
0
устный ответ на вопрос, сообщение, доклад на семинарских занятиях, творческая работа, тестирование
0
 
Оснащенность
 
Психология управления групповыми процессами /Лек/
Л1.1Л2.1

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 ПК-21.1 ПК-21.2 ПК-8.1 ПК-8.2 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5
4
2
проблемная лекция
0
 
Психология управления групповыми процессами /Сем зан/
Л1.1Л2.1

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 ПК-21.1 ПК-21.2 ПК-8.1 ПК-8.2 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5
4
0
0
 
Психология управления групповыми процессами /Ср/
Л1.1Л2.1

6
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 ПК-21.1 ПК-21.2 ПК-8.1 ПК-8.2 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5
4
0
устный ответ на вопрос, сообщение, доклад на семинарских занятиях, творческая работа, тестирование
0
 
Психологические особенности личности руководителя /Лек/
Л1.1Л2.1

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 ПК-21.1 ПК-21.2 ПК-8.1 ПК-8.2 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5
4
0
0
 
Психологические особенности личности руководителя /Сем зан/
Л1.1Л2.1

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 ПК-21.1 ПК-21.2 ПК-8.1 ПК-8.2 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5
4
2
деловая игра
0
 
Психологические особенности личности руководителя /Ср/
Л1.1Л2.1

6
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 ПК-21.1 ПК-21.2 ПК-8.1 ПК-8.2 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5
4
0
устный ответ на вопрос, сообщение, доклад на семинарских занятиях, творческая работа, тестирование
0
 
Оснащенность
 
Психологическое   влияние   в управленческой деятельности /Сем зан/
Л1.1Л2.1

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 ПК-21.1 ПК-21.2 ПК-8.1 ПК-8.2 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5
4
0
0
 
Психологическое   влияние   в управленческой деятельности /Ср/
Л1.1Л2.1

4
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 ПК-21.1 ПК-21.2 ПК-8.1 ПК-8.2 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5
4
0
устный ответ на вопрос, сообщение, доклад на семинарских занятиях, творческая работа, тестирование
0
 
Коммуникативная компетентность руководителя  /Лек/
Л1.1Л2.1

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 ПК-21.1 ПК-21.2 ПК-8.1 ПК-8.2 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5
4
0
0
 
Коммуникативная компетентность руководителя  /Ср/
Л1.1Л2.1

6
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 ПК-21.1 ПК-21.2 ПК-8.1 ПК-8.2 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5
4
0
устный ответ на вопрос, сообщение, доклад на семинарских занятиях, творческая работа, тестирование
0
 
Психология управления конфликтными ситуациями /Сем зан/
Л1.1Л2.1

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 ПК-21.1 ПК-21.2 ПК-8.1 ПК-8.2 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5
4
2
учебная дискуссия
0
 
Психология управления конфликтными ситуациями /Ср/
Л1.1Л2.1

6
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 ПК-21.1 ПК-21.2 ПК-8.1 ПК-8.2 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5
4
0
устный ответ на вопрос, сообщение, доклад на семинарских занятиях, творческая работа, тестирование
0
 
 
Оснащенность
 
Раздел 4. Зачет

 
Подготовка и сдача зачета /Зачёт/
Л1.1Л2.1

0
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 ПК-21.1 ПК-21.2 ПК-8.1 ПК-8.2 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5
4
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
Примерный перечень вопросов к зачету

Вопросы для оценки знаний теоретического курса

1. Психология как наука. Предмет, объект, задачи. Отрасли  и принципы психологии.

2. Классификация методов психологии.

3. Психика и сознание человека.

5. Основные этапы развития психологии как науки.

6. Психология управления как отрасль научного знания: объект, предмет, задачи и методы психологии управления. Связь психологии управления с другими  науками.

7. Становление и развитие психологии управления.

8. Структура личности. Взаимосвязь особенностей личности и эффективности ее профессиональной деятельности.

9. Психологические особенности личности руководителя.

10. Группа как объект управления. Виды групп.

11. Понятие коллектива (команды). Этапы развития коллектива.

12. Понятие социально-психологического климата, его составляющие. Пути оптимизации психологического климата в коллективе.

13. Понятие профессиограммы и психограммы. Особенности профессиограммы и психограммы менеджера.

14. Понятие психологического влияния в управлении. Средства психологического влияния

15. Стресс в управленческой деятельности. Причины появления стрессов.

16. Феномен манипулирования. Сущность и средства манипулирования.

17. Психологическая защита, формы ее проявления.

18. Психологические требования к проведению совещания, групповой дискуссии и публичного выступления.

19. Место PR (Паблик Рилейшинз) в управленческой деятельности.

20. Коммуникативная компетентность руководителя.

21. Понятие общения, его основные функции.

22. Общение как обмен информацией. Структура коммуникативного процесса.   Коммуникативные барьеры, причины их возникновения.

23. Понятие конфликта. Психологическая составляющая конфликта.

24. Управление конфликтом. Правила поведения в конфликте.

Вопросы на оценку понимания/умений студента

1. Дайте обоснование важности психологических знаний в профессиональной подготовке.

2. Каковы задачи современной психологической науки?

3. Укажите различия в житейских и научных психологических знаниях.

4. Дайте определение объекта и предмета психологии. Существует ли однозначный ответ на вопрос о предмете и объекте психологии на современном этапе её развития?

5. Что означает выражение «психика как особая форма жизнедеятельности»?

6. Как соотносятся понятия личности и социальной роли?

7. Почему руководитель и подчиненный считаются социальными ролями?

8. Почему подчиненные по-разному могут выполнять свою роль во взаимодействии с руководителем?

9. Какие типы темперамента Вы знаете, в чем их основное отличие?

10. Назовите основные типы акцентуации характера, в чем их особенности?

11. С каким темпераментом человек чаще будет предрасположен к конфликт- ному поведению?

12. Какова роль установок и стереотипов в поведение человека? Дайте перечень установок и стереотипов в подчиненных, определяющих их отношение к руководителю и к профессиональной деятельности.

13. В какой мере в реальной управленческой практике в нашей стране руководители склоны учитывать психологические особенности своих подчиненных? Обоснуйте свой ответ, приведите примеры.

14. Что такое статусно-ролевая структура группы?

15. Как могут соотноситься официальные и неофициальные отношения в 16. группе?

17. От чего зависит социально- психологический климат коллектива?

18. Что такое ценностно-ориентационное единство группы?

 
Оснащенность
 
19. Что такое групповая динамика?

20. Как называются группы разного уровня развития?

21. Какова роль руководителя в формировании благоприятного социально-психологического климата?

22. Какие личностные качества Вы бы отнесли к лидерским?

23. Что такое «Я - концепция» личности, каково ее влияние на поведение руководителя?

24. Какие психологические типы руководителя Вы могли бы назвать?

25. Каковы психологические предпосылки успешной карьеры управленца?

26. Проявления каких качеств у руководителя требует экстремальная ситуация, ситуация риска?

27. Каковы критерии уровня компетентности в общении?

28. Как соотносятся понятия делового и директивного общения?

29. Какие главные элементы структуры общения выделяют при транзактном  его анализе?

30. Как соотносятся понятия общение и коммуникация?

31. Как взаимосвязаны перцептивная и интерактивная стороны общения?

32. Какие психологические механизмы межличностного восприятия Вы знаете?

33. Назовите типичные причины искажений в межличностном восприятии.

34. Какие основные содержательные элементы взаимодействия определяют его характер?

35. Чем отличается конфликт от других видов взаимодействия между людьми?

36. Почему участники конфликта часто совершают много ошибок в поведении, которые только углубляют конфликт?

37. Перечислите основные содержательные элементы конфликта.

38. Перечислите основные этапы развития конфликта.

39. Какие виды конфликтов различают?

40. Что отличает скрытый и открытый инцидент?

41. С чем связаны искажения в восприятии людьми друг друга в условиях конфликта?

42. Что влияет на выбор стратегии поведения в конфликте?

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено учебным планом.
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом.
 
Примерные темы эссе

Темы эссе являются примерными, то есть выбор проблемы студентом может осуществляться самостоятельно, либо на основании рекомендаций преподавателя.

1.Административные и психологические ресурсы управленческой деятельности.

3. Особенности психологии должности в сфере менеджмента.

4. Психологические механизмы влияния и взаимовлияния в процессе общения руководителя и подчиненного.

5. Психология манипуляции личностью в процессе управления.

6. Социально-психологические аспекты регулирования конфликтов сфере менеджмента.

7.Социально-психологическая адаптация работников сфере менеджмента.

8. Социально-психологические основы лидерства в сфере менеджмента

9. Социально-психологические аспекты управления в экстремальных ситуациях.

10. Особенности психологического управления в сфере менеджмента

11. Мотивация и ответственность руководителя в сфере менеджмента.

                        Тематика рефератов

1. История развития психологии как науки.

2. Особенности сознательного и бессознательного поведения человека.

3. Психологическое содержание управленческой деятельности. Психологическая сторона власти в организации.

4. Личные и социально – психологические потребности во власти и подчинении.

5. Представления руководителя о самом себе и их связь с эффективной управленческой деятельностью.

6. Психологические особенности женщин-руководителей.

7. Особенности поведения личности в организации.

8. Влияние социальных установок личности на ее поведение в организации. Современные подходы к управлению по ценностям.

9. Влияние жизненных кризисов на эффективность профессиональной деятельности руководителя.

10. Психологические аспекты самоменеджмента руководителя.

11. Зависимость эффективности управленческой деятельности от биографических характеристик, способностей и черт личности.

12. Эффекты влияния группы на личность.

13. Особенности делового общения.

14. Коммуникативная компетентность руководителя как условие эффективной управленческой деятельности.

15. Стиль руководства как фактор эффективности деятельности коллектива. Социально-психологические основы принятия управленческих решений. Психологические требования к ведению эффективных бесед и переговоров. Средства психологического влияния.

16. Психологические особенности конфликта как типа взаимодействия. Проблемы формирования эффективного коллектива и команды.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
17. Пути оптимизации социально-психологического климата в коллективе.
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Захарова Л. Н.
Психология управления: учебное пособие
М.: Логос, 2017
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Коноплева Н. А.
Психология делового общения: учебное пособие
М.: ФЛИНТА, 2013
Электронный ресурс
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
Office 2007 Suites
6.3.1.4
MozillaThinderbird
6.3.1.5
MozillaFirefox
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.4
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.5
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
 
31а
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), столы ученические 3-х местные со скамейкой (10 шт.), стеллажи (2 шт.), стол преподавателя (1 шт.), стул преподавателя (1 шт.), демонстрационное оборудование (полотно рулонное на штативе Classic Libra (1 шт.), проектор BenQ (1 шт.), ноутбук Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
119
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор Toschibaх200, экран с электроприводом СЕНА EcMaster Electric 180*180, ноутбук Acer Aspire А315-21-434) и учебно-наглядные пособия, доска классная (1 шт.), столы (31 шт.), стулья ученические (61 шт.)
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и семинарскими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего и промежуточного  форм контроля.

 
Оснащенность
 
Система знаний по дисциплине формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, бакалавр готовится к семинарским занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. посещать семинарские занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Семинарские занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На семинарских занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Семинарское занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из  научной литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины  для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

При изучении дисциплины «Психология управления  в сфере производства продукции растениеводства» следует усвоить:

- знать основные теоретические положения, ключевые понятия психологического управления;

- психологические критерии эффективности управления, уметь ее анализировать.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________