2023-2024_36_03_02_23-1 Зоотехния_Кинология_plx_Рыбоводство
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Общей и частной зоотехнии
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Иванова
14.06.2023 г.
 
Б1.О.27
Рыбоводство
Направление подготовки 36.03.02 Зоотехния

Направленность (профиль) Кинология

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
48
аудиторные занятия
24
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

8 (4.2)
Итого
Недель
13 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
12
12
Практические
12
12
12
12
В том числе инт.
6
6
6
6
Итого ауд.
24
24
24
24
Кoнтактная рабoта
24
24
24
24
Сам. работа
48
48
48
48
Итого
72
72
72
72
 
 
 
Программу составил(и):
канд. с.-х. наук, доц., Данилова Н.В.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 36.03.02 Зоотехния (приказ Минобрнауки России от 22.09.2017 г. № 972).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Рыбоводство" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 36.03.02 Зоотехния

Направленность (профиль) Кинология, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 14.06.2023 г., протокол № 17.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Лаврентьев А.Ю. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Лаврентьев А.Ю. 
Председатель методической комиссии факультета  Ефимова И.О.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
получение студентами основных теоретических, научно-практических знаний и навыков по вопросам, касающимся биологических и хозяйственных особенностях рыб, рациональном использовании его для получения максимума продукции с наименьшими затратами, а также и практическим навыкам по уходу за ними.
1.2
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Коневодство
2.1.2
Породы собак
2.1.3
Производственная практика,технологическая практика
2.1.4
Птицеводство
2.1.5
Технология собаководства
2.1.6
Биотехника воспроизводства с основами акушерства
2.1.7
Кролиководство и пушное звероводство
2.1.8
Практическое собаководство
2.1.9
Свиноводство
2.1.10
Болезни собак
2.1.11
Кормление животных
2.1.12
Кормление собак
2.1.13
Приготовление комбикормов и БМВД
2.1.14
Разведение собак
2.1.15
Скотоводство
2.1.16
Технология кормов
2.1.17
Зоогигиена
2.1.18
Основы ветеринарии 
2.1.19
Основы поведения и дрессировки собак
2.1.20
Психология собак
2.1.21
Разведение животных
2.1.22
Учебная практика, научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.23
Анатомия и физиология собак
2.1.24
Керунг
2.1.25
Молочное дело
2.1.26
Экстерьерная оценка пород собак
2.1.27
Учебная практика, общепрофессиональная практика
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПК-2. Способен выбирать и соблюдать режимы содержания животных, составлять рационы кормления, прогнозировать последствия изменений в кормлении, разведении и содержании животных и на этом основании проводить зоотехническую оценку животных
 
ПК-2.1 Знать: режимы содержания животных, требования к кормам и составлению рационов кормления; требования зоотехнической оценки животных
 
 
 
ПК-2.2 Уметь: выбирать и соблюдать режимы содержания животных, составлять рационы кормления, прогнозировать последствия, изменений в кормлении, разведении и содержании животных; проводить зоотехническую оценку животных
 
 
 
ПК-2.3 Иметь практический опыт: выбора режима содержания животных, методики составления рационов кормления, прогнозирования последствий, изменений в кормлении, разведении и содержании животных; оценки и анализа результатов зоотехнической оценки животных 
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
-режимы содержания животных, требования к кормам и составлению рационов кормления;
 
Оснащенность
 
3.1.2
- требования зоотехнической оценки животных
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
-выбирать и соблюдать режимы содержания животных, составлять рационы кормления, прогнозировать последствия, изменений в кормлении, разведении и содержании животных;
3.2.2
- проводить зоотехническую оценку животных
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
- выбора режима содержания животных, методикой составления рационов кормления, прогнозирования последствий, изменений в кормлении,
3.3.2
- разведении и содержании животных; навыками оценки и анализа результатов зоотехнической оценки животных
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Биологические и гидрохимические основы рыбоводства

 
История развития рыбоводства, ее современное состояние и перспективы/ /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1

1
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
8
0
Опрос.
0
 
Систематика костистых рыб, характеристика основных семейств, их отличительные особенности. Форма, внешнее и внутреннее строение тела /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1

1
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
8
0
Опрос.
0
 
Типы прудовых хозяйств, их характеристика, категории прудов, гидротехнические сооружения /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
8
2
Проблемная лекция.
0
 
Расчет необходимого количества ремонта и производителей в прудовом хозяйстве /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
8
0
Опрос на практических занятиях.
0
 
Получение половых продуктов, осеменение и инкубация икры /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
8
0
Опрос на практических занятиях.
0
 
Систематика костистых рыб, характеристика основных семейств, их отличительные особенности. Форма, внешнее и внутреннее строение тела /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
8
0
Подготовка доклада.
0
 
Типы прудовых хозяйств, их характеристика, категории прудов, гидротехнические сооружения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
8
0
Подготовка доклада.
0
 
Расчет необходимого количества ремонта и производителей в прудовом хозяйстве /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
8
0
Подготовка доклада.
0
 
Получение половых продуктов, осеменение и инкубация икры /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
8
0
Подготовка доклада.
0
 
 
Раздел 2. Технология разведения и выращивания прудовых рыб

 
Естественный метод воспроизводства карпа /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
8
0
0
 
Подращивание молоди, выращивание сеголеток в выростных прудах /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
8
0
0
 
Оснащенность
 
Расчеты рыб при выращивании в поликультуре /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
8
2
Учебная дискуссия
0
 
Расчет рецепта комбикорма для сеголеток и двухлетков карпа /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
8
0
Опрос на практических занятиях.
0
 
Естественный метод воспроизводства карпа /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
8
0
Подготовка доклада.
0
 
Подращивание молоди, выращивание сеголеток в выростных прудах /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
8
0
Подготовка доклада.
0
 
Расчеты посадки рыб в пруды, контроль за их выращиванием /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
8
0
Подготовка доклада.
0
 
Зимовка рыб /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
8
0
Подготовка доклада.
0
 
 
Раздел 3. Методы повышения рыбопродуктивности водоемов

 
Кормление рыб. Потребность рыб в питательных веществах /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
8
0
0
 
Интегрированные хозяйства: карпо-утиное и карпо-гусиное хозяйства. Рисо-рыбное хозяйство /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
8
0
0
 
Определение необходимого количества утят и гусят для посадки в нагульный пруд /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
8
0
Опрос на практических занятиях.
0
 
Расчет необходимого количества и нормы внесения минеральных и органических удобрений в пруды рыбхоза на летний период /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
8
2
Учебная дискуссия
0
 
Кормление рыб. Потребность рыб в питательных веществах /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
8
0
Подготовка доклада.
0
 
Интегрированные хозяйства: карпо-утиное и карпо-гусиное хозяйства. Рисо-рыбное хозяйство /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
8
0
Подготовка доклада.
0
 
Мелиорация и удобрение прудов, поликультура /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
8
0
Подготовка доклада.
0
 
Селекционно-племенная работа в рыбоводстве /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
8
0
Подготовка доклада.
0
 
 
Раздел 4. Контроль

 
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

0
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
8
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
Оснащенность
 
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Какие виды рыб выращиваются в прудовых хозяйствах.

2. Биологические особенности карпа.

3. Влияние температурного режима на жизнедеятельность и продуктивные показатели карпа.

4. Роль кислорода на рост и состояние рыб.

5. Растительноядные рыбы (толстолобик, белый амур), их использование и назначение.

6. Типы и системы рыбоводных хозяйств.

7. Устройство прудового карпового хозяйства.

8. Какие пруды входят в полносистемное карповое хозяйство.

9. Основные гидротехнические сооружения в карповом прудовом хозяйстве.

10. Проведение естественного метода воспроизводства.

11. Проведение зимовки прудовых рыб.

12. Рыбы, различающие по месту откладки икры в период нереста.

13. Хозяйственное значение поликультуры.

14. Холоднолюбивые рыбы, выращиваемые совместно с карпом.

15. Интегрированное карпо-утиное хозяйство.

16. Использование метода удобрения карповых прудов.

17. Продолжительность выращивания товарного карпа, от чего зависит этот показатель.

18. Методы мечения рыб.

19. Естественная рыбопродуктивность прудов.

20. Индустриальные хозяйства (садковые, бассейновые. УЗВ), их назначение,  принцип устройства.

21. Бонитировка производителей (по каким показателям, расчеты индексов телосложения рыб).

22. Методы определения возраста рыб.

23. Гипофизарные инъекции, для каких целей их используют.

24. Рисо-рыбное хозяйство, принцип работы, основное назначение.

25. Перевозка живой рыбы, методы перевозки.

26. Какие методы позволяют увеличить плотность перевозимой живой рыбы.

27. Особенности искусственного метода воспроизводства карпа.

28. Какая естественная пища необходимо молоди карпа на первых этапах жизни.

29. Зимовка карпа в зимовальных комплексах.

30. Новые объекты выращивания в рыбоводстве РФ.

31. Перспективы аквакультуры в России.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
не предусмотрено учебным планом
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
не предусмотрено учебным планом
 
Тематика рефератов

1. Содержание производителей растительноядных рыб

2. Получение зрелых производителей растительноядных рыб

3. Методы счета личинок рыб

4.  Особенности племенной работы в рыбоводстве

5.  Способы раздачи корма в садковых и бассейновых хозяйсвах хозяйствах

6. Проведение гипофизарных инъекций растительноядным рыбам

7. Получение половых продуктов от растительноядных рыб

8. Осеменение икры растительноядных рыб

9. Инкубация икры растительноядных рыб

10.  Выдерживание личинок растительноядных рыб

11. Подращивание молоди растительноядных рыб

12. Выращивание сеголетков растительноядных рыб

13. Зимовка сеголетков растительноядных рыб

14.  Выращивание товарной рыбы растительноядных рыб

15. Содержание производителей карася

16.  Получение потомства у карася

17.  Выращивание карасевых гибридов

18. Отбор и подбор в рыбоводстве

19. Основные направления селекции в рыбоводстве

20.  Биотехника разведение линя

21.  Производители линя и их содержание

22.  Получение потомства у линя

23. Выращивание сеголетков линя

24.  Зимовка линя

25.  Выращивание двухлетков и трехлетков линя  

26.  Организация племенной работы

27.  Специальные генетические методы селекции в рыбоводстве

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
28.  Выращивание производителей щуки и их содержание

29.  Получение потомства у щуки

30.  Заводской способ получения потомства у щуки

31.  Выращивание товарных сеголетков щуки

32. Формирование маточного поголовья судака

33.  Инкубация икры форели

34. Получение потомства у судака

35.  Основные особенности бассейновых хозяйств

36.  Породы карпа, выведенные в России

37.  Основные производственные процессы при разведении форели  

38. Выращивание двухлетков судака

39. Выращивание ремонта и содержание производителей канального

сома

40. Получение потомства у канального сома

41. Выращивание двухлетков канального сома

42. Методы разведения в рыбоводстве

43. Получение зрелых производителей форели

44. Уход за личинками и мальками форели

45. Выращивание сеголетков форели

46. Высокоинтенсивная технология выращивания рыбы

47. Выращивание товарной рыбы форели

48. Производственные процессы в садковом хозяйстве

49.  Основные особенности садковых хозяйств

50. Комбинированные рыбоводные хозяйства

51. Энергобиологические комплексы

52. Рыбный конвейер

53. Непрерывная технология выращивания рыб

54. Высокоинтенсивная технология выращивания рыбы

55. Технология выращивания рыбы в прудах на индустриальной основе

Примерные темы эссе

1. Категории рыбоводных прудов. Гидротехнические сооружения прудов (Описание категорий прудов и гидросооружений. Схема расположения на плане рыбоводного пруда);

2. Заводской способ получение потомства у рыб (необходимость данного способа, устройство инкубационного цеха, технология проведения заводского способа);

3. Технология кормление карпа (подготовка корма, способы раздачи корма, проверка поедаемости корма);

4. Особенности форелевого хозяйства (устройство, технология выращивания);

5. Способы увеличения естественной кормовой базы прудов (вселение новых кормовых организмов, удобрение прудов);

6. Мелиорация рыбоводных прудов (что такое мелиорация, ее виды, аэрация воды, летование прудов, борьба с избытком водной растительности);

7. Особенности селекционно-племенной работы в рыбоводстве (особенности биологии рыб и их значение для племенной работы, породы, способы разведения);

8. Устройство прудовых карповых хозяйств (устройство, технология выращивания);

9. Образование естественной рыбной продукции в прудах;

10. Получение потомства у карпа путем естественного нереста (необходимость данного способа, технология проведения естественного нереста);

11. Удобрение прудов (органические и минеральные удобрения, нормы и способы внесения);

12. Интегральные технологии в рыбоводстве;

13. Использование малых озер прудовым методом;

14. Производственная база рыбоводства;

15. Устройство рыбоводных хозяйств;

16. Методы повышения величины естественной рыбопродуктивности прудов;

17. Живые корма в рыбоводстве;

18. Разведение и выращивание сома обыкновенного;

19. Выращивание судака;

20. Выращивание сиговых рыб.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Комлацкий В. И.
Рыбоводство: учебник
СПб.: Лань, 2018
Электронный ресурс
 
Оснащенность
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.2
Пономарев С. В., Грозеску Ю. Н., Бахарева А. А.
Индустриальное рыбоводство: учебник
СПб.: Лань, 2013
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Власов В. А.
Рыбоводство: учебное пособие
СПб.: Лань, 2010
0
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л3.1
Морузи И. В., Моисеев Н. Н., Пищенко Е. В., Иванова З. А.
Рыбоводство: учебник
М.: КолосС, 2010
0
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Департамент животноводства и племенного дела
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
MozillaFirefox
6.3.1.2
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.3
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.4
ОС Windows Vista
6.3.1.5
ОС Windows 7
6.3.1.6
ОС Windows XP
6.3.1.7
SuperNovaReaderMagnifier
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.3
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.4
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.5
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.6
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
 
414
Учебная аудитория
Столы ученические (16 шт.), стулья ученические (31 шт.), стол для преподавателя (1 шт.), доска классная (1 шт.), плакаты по кинологии (8 шт.)
 
321
Учебная аудитория
Столы ученические (10 шт.), стулья ученические (20 шт.), доска классная (1 шт.)
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекция занимает важнейшее место в изучении курса рыбоводства. Цель каждой лекции – раскрыть основное содержание 
 
Оснащенность
 
темы, выделить наиболее существенные ее элементы, обратить внимание студентов на направления во внеаудиторной работе по данной теме.

Умение слушать лекцию состоит в умении организовать себя на деятельность, где процесс получения, переработки, закрепления необходимой информации выступает как совместный акт творческой работы преподавателя и студента. Это означает, что к лекции должны готовиться не только преподаватели, но и студенты.

Чтобы подготовиться к активному восприятию лекции, надо обратиться к соответствующему разделу программы, к рекомендованной литературе, просмотреть записи предыдущей лекции. У некоторых студентов существует мнение, что при наличии хороших учебных пособий лекцию записывать необязательно. Однако больше аргументов можно привести в пользу конспектирования лекций:

1. Лектор, как правило, не излагает учебное пособие, а освещает наиболее важные узловые проблемы в свете новейшей научной информации.

2. Не пишущий, а только слушающий студент быстрее устает, часто отвлекается.

3. При конспектировании лекции материал запоминается не только слуховой, но и моторно-двигательной памятью.

4. Конспектирование лекции учит студента совмещать в едином процессе различные виды деятельности, что служит основой формирования культуры научного мышления.

Запись лекции не означает дословной ее фиксации. «Погоня» за словами лектора отвлекает от его мысли, приводит к тому, что в конспекте появляются обрывки фраз, искажения. Даже если студент успевает записать все, что говорит лектор, это отвлекает его от анализа и осмысления материала. В процессе прослушивания и конспектирования лекции рекомендуется обращать внимание на интонацию лектора, на те моменты, к которым он стремится привлечь особое внимание аудитории. Если в силу каких-то причин то или иное положение осталось незафиксированным или непонятным, следует сделать об этом соответствующую отметку на полях конспекта и выяснить в конце лекции, на консультации или на практическом занятии.

В процессе конспектирования лекции важно уметь отделить существенное от второстепенного, главную мысль от доказательства, а в доказательствах – разграничить аргументацию и иллюстрацию. Главную мысль надо точно и прочно запомнить, аргументацию осмыслить, а с иллюстрацией лишь ознакомиться.

Для записи лекций нужно завести отдельную тетрадь. На каждой странице оставляются поля (шириной 3-4 см) для заметок, вопросов, собственных суждений. Наиболее важные идеи можно выделять путем подчеркивания и использования различных знаков.

Чтобы предупредить процесс быстрого забывания материала лекции, необходимо вновь вернуться к конспекту лекции, когда все еще свежо в памяти.

Подготовку к практическому занятию следует начинать с изучения плана практического занятия, т.е. того круга вопросов, которые выносятся на обсуждение. Затем надо разобраться в списке рекомендованной литературы, чтобы представить себе в полном объеме распределение материала по отдельным частям темы. После ознакомления с планом и списком литературы следует внимательно прочитать конспект лекции и учебную литературу (учебник, учебное пособие). Это поможет установить место темы в системе курса, последовательность расположения материала, различные точки зрения по тому или иному вопросу.

Для того чтобы подготовиться к активному и свободному обсуждению вопросов, вынесенных на практическое занятие, мало прочитать и добросовестно законспектировать или сделать выписки из прочитанного. Только в итоге самостоятельного размышления к вам придут собственные выводы, обозначится своя точка зрения, возникнет личное убеждение, основанное на глубоком знании предмета, а не на механическом запоминании материала.

Хорошее впечатление производят выступления, которые отличаются четкостью структуры, глубиной, аргументированностью и убедительностью, ясным и грамотным изложением.

Поскольку выступления по своему назначению бывают разные (доклады, дополнение, поправка и т.д.), их построение должно быть различным.

Обсуждение вопросов, предусмотренных планом, на практическом занятии происходит на добровольных началах, либо по списку. Как правило, студент выступает не более 7-10 минут, поэтому он должен стремиться последовательно осветить главные пункты вопроса, сделать необходимые выводы. Остальные студенты должны слушать своего товарища, с тем, чтобы затем дополнить и исправить его, дать оценку его выступлению. В ходе выступления на основе изученной литературы студент должен раскрыть сущность основных положений вопроса, подтвердить их фактическим материалом, дать там, где это нужно, критику взглядов по обсуждаемому вопросу.

Работа с книгой. На студенческой скамье надо научиться самостоятельно работать с книгой, а при изучении правовых дисциплин и кодексом, научиться делать это фундаментально, чтобы культура чтения стала внутренней потребностью личности, признаком профессиональной квалификации.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 (МУ к ФОС).docx
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________