2023-2024_36_03_02_23-1 Зоотехния_Кинология_plx_Практическое собаководство
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Общей и частной зоотехнии
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Иванова
14.06.2023 г.
 
Б1.В.05
Практическое собаководство
Направление подготовки 36.03.02 Зоотехния

Направленность (профиль) Кинология

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
96
аудиторные занятия
48
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

6 (3.2)
Итого
Недель
12 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
24
24
24
24
Практические
24
24
24
24
В том числе инт.
10
10
10
10
В том числе в форме практ.подготовки
4
4
4
4
Итого ауд.
48
48
48
48
Кoнтактная рабoта
48
48
48
48
Сам. работа
96
96
96
96
Итого
144
144
144
144
 
 
 
Программу составил(и):
канд. с.-х. наук, доц., Воронова И.В.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 36.03.02 Зоотехния (приказ Минобрнауки России от 22.09.2017 г. № 972).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Практическое собаководство" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 36.03.02 Зоотехния

Направленность (профиль) Кинология, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 14.06.2023 г., протокол № 17.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Лаврентьев А.Ю. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Лаврентьев А.Ю. 
Председатель методической комиссии факультета  Ефимова И.О.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
подготовка студента к деятельности по практическому собаководству в области дрессировки служебных и охотничьих собак, проведении испытаний по рабочим качествам, выставок собак, спортивных соревнований, а также для практики ведения собаководства в служебных, спортивных организациях и промысловых охотничьих хозяйствах.
1.2
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Болезни собак
2.1.2
Кормление животных
2.1.3
Кормление собак
2.1.4
Приготовление комбикормов и БМВД
2.1.5
Разведение собак
2.1.6
Скотоводство
2.1.7
Технология кормов
2.1.8
Зоогигиена
2.1.9
Основы ветеринарии 
2.1.10
Основы поведения и дрессировки собак
2.1.11
Психология собак
2.1.12
Разведение животных
2.1.13
Селекция собак
2.1.14
Учебная практика, научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.15
Этология
2.1.16
Анатомия и физиология собак
2.1.17
Генетика и биометрия
2.1.18
Керунг
2.1.19
Молочное дело
2.1.20
Экстерьерная оценка пород собак
2.1.21
Кормопроизводство
2.1.22
Основы научных исследований
2.1.23
Основы проектной деятельности
2.1.24
Учебная практика, общепрофессиональная практика
2.1.25
Студенты в среде электронного обучения
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Коневодство
 
2.2.2
Породы собак
 
2.2.3
Птицеводство
 
2.2.4
Технология собаководства
 
2.2.5
Декоративное собаководство
 
2.2.6
Интенсивные технологии производства продуктов животноводства
 
2.2.7
Охотничье собаководство
 
2.2.8
Производственная практика, научно-исследовательская работа
 
2.2.9
Рыбоводство
 
2.2.10
Технология первичной переработки продукции животноводства
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.1 Знать: правила поиска информации
 
 
 
Оснащенность
 
УК-1.2 Уметь: осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации
 
 
 
УК-1.3 Иметь навыки: системного подхода для решения поставленных задач
 
 
 
ПК-2. Способен выбирать и соблюдать режимы содержания животных, составлять рационы кормления, прогнозировать последствия изменений в кормлении, разведении и содержании животных и на этом основании проводить зоотехническую оценку животных
 
ПК-2.1 Знать: режимы содержания животных, требования к кормам и составлению рационов кормления; требования зоотехнической оценки животных
 
 
 
ПК-2.2 Уметь: выбирать и соблюдать режимы содержания животных, составлять рационы кормления, прогнозировать последствия, изменений в кормлении, разведении и содержании животных; проводить зоотехническую оценку животных
 
 
 
ПК-2.3 Иметь практический опыт: выбора режима содержания животных, методики составления рационов кормления, прогнозирования последствий, изменений в кормлении, разведении и содержании животных; оценки и анализа результатов зоотехнической оценки животных 
 
 
 
ПК-4. Способен обеспечить рациональное воспроизводство животных, владеть методами селекции, кормления и содержания различных видов животных и технологиями воспроизводства стада
 
ПК-4.1 Знать: теоретические основы рационального воспроизводства животных
 
 
 
ПК-4.2 Уметь: организовать рациональное воспроизводство животных; использовать методы селекции, кормления и содержания различных видов животных
 
 
 
ПК-4.3 Иметь практический опыт: обеспечения рационального воспроизводства животных; применения технологий воспроизводства стада
 
 
 
ПК-6. Способен рационально использовать корма, сенокосы, пастбища и другие кормовые угодья, владеть различными методами заготовки и хранения кормов
 
ПК-6.1 Знать: характеристику основных видов кормов используемых при кормлении животных
 
 
 
ПК-6.2 Уметь: использовать корма, сенокосы, пастбища и другие кормовые угодья при организации кормления животных
 
 
 
ПК-6.3 Иметь практический опыт: по заготовке и хранении кормов
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- анатомию и морфологию собак,
3.1.2
- особенности физиологических процессов органов и систем органов и организма,
3.1.3
- физиология воспроизведения собак,
3.1.4
- особенности поведенческих реакций и формирования поведения собак,
3.1.5
- основных характеристик пород собак,
3.1.6
- оценки племенных и продуктивных качеств собак.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- принимать основные технологические решения относительно выращивания и содержания поголовья животные в племенных питомниках;
3.2.2
- организовать селекционную работу в собаководстве. 
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
- кормления и содержания собак,
3.3.2
- оценки разных типов кормления,
3.3.3
- по вопросам этологии, диагностики и профилактики основных болезней собак
3.3.4
- организации племенной работы в кинологии.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Практическое использование собак

 
Введение. Практическое применение собак и их значение в жизнедеятельности людей. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3
6
0
Опрос на практических занятиях. 
0
 
Оснащенность
 
Введение. Практическое применение собак и их значение в жизнедеятельности людей. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3
6
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
 
Раздел 2. Физиологические особенности поведения и дрессировки собак.

 
Физиологические основы поведения собак. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

10
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3
6
0
Опрос на практических занятиях. 
0
 
Физиологические основы поведения собак /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3
6
2
Опрос, выступление с рефератом, тестирование. Работа в малых группах.
0
 
Физиологические особенности поведения и дрессировки собак. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

44
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3
6
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
 
Раздел 3. Дрессировка собак

 
Дрессировка собак /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

12
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3
6
4
Опрос на практических занятиях. Проблемная лекция.
0
 
Дрессировка взрослых собак. Общий курс дрессировки. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

14
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3
6
4
Опрос, выступление с рефератом, тестирование. Работа в малых группах.
0
 
Специальные курсы дрессировки собак, основные навыки и команды /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3
6
0
Выполнение отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
4
 
Оснащенность
 
Дрессировка собак /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

46
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3
6
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

0
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3
6
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. В каких случаях запрещено применять служебную собаку.

2. Какие формы течения болезней бывают

3. Стандарт породы - Английский сеттер

4. Как предотвратить нежелательную вязку

5. Притравливание собак

6. Категория служебных собак МВД и МЧС

7. Причины возникновения болезней

8. Стандарт породы - Дратхаар

9. Методы прерывания беременности.

10. Натаска собак.

11. Обыск жилых домов

12. Назовите основные болезни сердца

13. 3 Стандарт породы – Лабрадор ретривер

14. Бесплодие собак

15. Нагонка собак

16. Приручение нарко- розыскной собаки

17. Болезни органов дыхания.

18. Стандарт породы – Бассет-хаунд

19. Течка у суки

20. Основные группы охотничьих собак

21. Служебная документация.

22. Болезни органов пищеварения.

23. Стандарт породы - Американский кокер-спаниель

24. Методы полученияспермы.

25. ОКД

26. Содержание разгрузочного жилета ПНК по КС

27. Болезни мочевыделительной системы

28. Стандарт породы –Такса (все виды)

29. Исскусственное осеменение

30. ЗКС

31. Нормы довольствия продуктов на 1 собаку в сутки

32. Какие симптомы могут быть при заболеваниях органов пищеварения

33. Стандарт породи - Русская псоаад борзая

34. Оценки спермы.

35. Курсинг

36. Нормы довольствия на 1 собаку (спец снаржение)

37. Профилактика болезней незаразной этиологии.

38. Стандарт породы немецкая овчарка

39. Методы диагностики беременной суки

40. Аджилити

41. Требования к питомникам

42. Норма температуры, частота дыхания, пульс собак.

43. Стандарт породы – Немецкий дог

44. Подготовка суки к вязке

45. Гонки на собачьих упряжках

46. Грумминг собак. Уход за шерстью.

47. Лептоспироз. Как заражается, признаки, профилактика.

 
Оснащенность
 
48. Стандарт породы - Керри-блю-терьер.

49. Подготовка кобеля к вязке

50. Служба спасения на водах

51. Кормление беременной суки

52. Чума собак

53. Стандарт породы – Сенбернар

54. Стадии полового цикла суки

55. Поисково-спасательная служба

56. Кормление щенков до месяца

57. Энтерит собак

58. Стандарт породы – Сибирский хаски

59. Осложнения при родах

60. IPO

61. Кормление с месяца до года

62. Лишай, трихофития. Признаки профилактика.

63. Стандарт породы – Пудель (все виды)

64. Наследственные аномалии у щенков

65. Большой ринг

66. Кормление племенного кобеля

67. Какие болезни называються паразитарными

68. Стандарт породы – Чихуахуа.

69. Понятие об экстерьере собак.

70. Тест по наличии пастушьего инстинкта

71. Уход за сукой после родов

72. Гельминты

73. Стандарт породы – Кавказская овчарка

74. Перечислите части тела передних и задних конечностей

75. Система органов мочевыделения

76. Уход за щенками.

77. Клещи. Профилактика.

78. Стандарт породы - Бельгийская овчарка (все виды)

79. Части тела головы.

80. Система органов кровобращения.

81. Сколько хромосом у собак.

82. Назовите чесоточные болезни.

83. Стандарт породы - Бернский зенненхунд.

84. Экстерьер туловища.

85. Система органов дыхания.

86. Инбридинг.

87. Разновидности ран собак.

88. Стандарт породы - Пикинес.

89. Типы конституции.

90. Половая система суки.

91. Доминантность и рецессивность.

92. Аптечка.

93. Стандарт породы - Бигль.

94. Формы прикусов зубов.

95. Половая система кобеля.

96. Понятие генетики.

97. Виды инъекций и их применение.

98. Стандарт породы - Среднеазиатская овчарка.

99. Окрасы собак.

100. Органы чувств собаки.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено учебным планом.
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом.
 
Темы докладов

1. Действующее разделение пород на группы.

2. Ископаемые домашние собаки.

3. Собаководство древних культур мира.

4. Северные остроухие собаки (лайки). Особенности экстерьера. Происхождение, распространение и использование.

5. Пинчеры и шнауцеры. Происхождение, распространение и использование.

6. Большие и средние терьеры. Особенности экстерьера и волосяного покрова. Происхождение, распространение и 

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
использование.

7. Борзые и родственные им породы. Особенности экстерьера. Происхождение, распространение и использование.

8. Гончие и собаки, работающие по кровяному следу. Особенности экстерьера. Происхождение, распространение и использование.

9. Таксы. Особенности экстерьера. Происхождение, распространение и использование.

10. Собаки, поднимающие дичь, аппортирующие ее, и работающие на воде. Особенности экстерьера. Происхождение, распространение и использование.

11. Собаки, делающие стойку. Особенности экстерьера. Происхождение, распространение и использование.

12. Молоссоиды (доги, мастифы). Происхождение, распространение и использование.

13. Молоссоиды (овчарки) и швейцарские пастушьи собаки.  Происхождение, распространение и использование.

14. Пастушьи собаки (остроухие овчарки) и собаки-погонщики. Причины, способствовавшие их появлению. Особенности собак данной группы, их использование.

15. Комнатные и декоративные породы собак. Наиболее оригинальные породы, их характеристика.

16. Отечественные породы охотничьих собак. Происхождение, характеристика, использование.

17. Отечественные породы декоративных собак. Происхождение, характеристика, использование.

18. Отечественные породы служебных собак. Происхождение, характеристика, использование.

19. Шпицы. Особенности экстерьера. Происхождение, распространение и использование.

20. Северные ездовые собаки. Происхождение, распространение и использование.

21. Малые терьеры. Особенности экстерьера и волосяного покрова. Происхождение, распространение и использование.

22. Бультерьеры. Особенности экстерьера и волосяного покрова. Происхождение, распространение и использование.

23. Бишоны. Особенности экстерьера и волосяного покрова. Происхождение, распространение и использование.

24. Маленькие молоссы. Особенности экстерьера и волосяного покрова. Происхождение, распространение и использование.

25. Тибетские породы декоративных собак. Особенности экстерьера и волосяного покрова. Происхождение, распространение и использование.

26. Физиология размножения собак.

27. Осеменение собак.

28. Оплодотворение, имплантация и развитие эмбриона и плода.

29. Роды и послеродовой период.

30. Патология беременности собак.

31. Помощь при патологических родах.

32. Родительское поведение.

33. Стерилизация кобелей и сук.

34. Патология послеродового периода.

35. Отбор собак по результатам бонитировки для улучшения рабочих и породных качеств.

36. Недостатки и пороки экстерьера.

37. Принципы бонитировки собак.

38. Участие в обследование и тестирование собак на допуск в племенное разведение.

39. Методы разведения, применяемые при создании конкретных пород.

40. Методы разведения служебных собак.

41. Искусственное осеменение.

42. Особенности ухода за щенками различных возрастных групп.

43. Родительское поведение.

44. Выращивание щенков.

45. Родословные и их формы.

46. Система мечения собак, нумерация и присвоения им кличек.

47. Бонитировка собак.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Блохин Г. И., Блохина Т. В., Бурова Г. А., Гладких М. Ю., Иванов А. А., Овсищер Б. Р., Сидорова М. В.
Кинология: учебник
СПб.: Лань, 2019
Электронный ресурс
 
Л1.2
Фаритов Т. А., Хазиахметов Ф. С., Платонов Е. А.
Практическое собаководство: учебное пособие
СПб.: Лань, 2019
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Оснащенность
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Стекольников А. А., Щербаков Г. Г., Яшин А. В., Донская Т. К., Винникова С. В., Копылов С. Н., Куляков Г. В., Тарнуев Ю. А., Раднатаров В. Д., Эленшлегер А. А., Ильина О. П., Рядинская Н. И., Щербаков Г. Г.
Декоративное собаководство: учебное пособие
СПб.: Лань, 2018
Электронный ресурс
 
Л2.2
Блохин Г. И., Блохина Т. В., Арилов А. Н., Соловьева М. А., Юлдашбаев Ю. А.
Технология собаководства: учебное пособие
СПб.: Лань, 2020
Электронный ресурс
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
Проблемно-ориентированный комплекс программ по животноводству на ПК (ИАС "СЕЛЭКС", "Кормовые рационы" и др.)
6.3.1.4
Office 2007 Suites
6.3.1.5
7-Zip
6.3.1.6
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.7
ОС Windows 10
6.3.1.8
OpenOffice 4.1.1
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.3
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.4
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
414
Учебная аудитория
Столы ученические (16 шт.), стулья ученические (31 шт.), стол для преподавателя (1 шт.), доска классная (1 шт.), плакаты по кинологии (8 шт.)
Пр
 
416
Учебная аудитория
Стол 4-х мест. со скамейкой (23 шт.), трибуна на стол, доска классная (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран с электроприводом (1 шт.), проектор ACER X128H черный (1 шт.), ноутбук Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
Лек
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
СР
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, 

 
Оснащенность
 
законов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к  занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова  преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из научной литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Практическое собаководство», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:

1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.

2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.

3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.

4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.

По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и зачета. Тестирование организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и практических  занятиях. Подготовка к зачету предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов  практических занятий.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 (МУ к ФОС).docx
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________