2023-2024_36_03_02_23-1 Зоотехния_Кинология_plx_Основы поведения и дрессировки собак
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Общей и частной зоотехнии
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Иванова
14.06.2023 г.
 
Б1.В.ДВ.05.02
Основы поведения и дрессировки собак
Направление подготовки 36.03.02 Зоотехния

Направленность (профиль) Кинология

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
48
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
17 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
32
32
32
32
В том числе инт.
12
12
12
12
Итого ауд.
48
48
48
48
Кoнтактная рабoта
48
48
48
48
Сам. работа
60
60
60
60
Итого
108
108
108
108
 
 
 
Программу составил(и):
канд. с.-х. наук, доц., Воронова Инна Васильевна
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 36.03.02 Зоотехния (приказ Минобрнауки России от 22.09.2017 г. № 972).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Основы поведения и дрессировки собак" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 36.03.02 Зоотехния

Направленность (профиль) Кинология, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 14.06.2023 г., протокол № 17.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Ефимова И.О. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Лаврентьев А.Ю. 
Председатель методической комиссии факультета  Ефимова И.О.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование у студентов теоретических и практических знаний по психологии собак,  закономерности психических процессов животных, как в процессе их индивидуального развития, так и при установлении пути эволюции психических способностей в животном мире. 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Анатомия и физиология собак
2.1.2
Генетика и биометрия
2.1.3
Керунг
2.1.4
Микробиология
2.1.5
Молочное дело
2.1.6
Экстерьерная оценка пород собак
2.1.7
Биология
2.1.8
Основы научных исследований
2.1.9
Основы проектной деятельности
2.1.10
Учебная практика, общепрофессиональная практика
2.1.11
Ботаника
2.1.12
Студенты в среде электронного обучения
2.1.13
Селекция собак
2.1.14
Этология
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Болезни собак
 
2.2.2
Кормление собак
 
2.2.3
Приготовление комбикормов и БМВД
 
2.2.4
Разведение собак
 
2.2.5
Скотоводство
 
2.2.6
Технология кормов
 
2.2.7
Биотехника воспроизводства с основами акушерства
 
2.2.8
Инновационные технологии учета в животноводстве
 
2.2.9
Кролиководство и пушное звероводство
 
2.2.10
Племенное дело в кинологии
 
2.2.11
Практическое собаководство
 
2.2.12
Производственная практика,технологическая практика
 
2.2.13
Свиноводство
 
2.2.14
Коневодство
 
2.2.15
Породы собак
 
2.2.16
Птицеводство
 
2.2.17
Технология собаководства
 
2.2.18
Декоративное собаководство
 
2.2.19
Интенсивные технологии производства продуктов животноводства
 
2.2.20
Охотничье собаководство
 
2.2.21
Производственная практика, научно-исследовательская работа
 
2.2.22
Рыбоводство
 
2.2.23
Технология первичной переработки продукции животноводства
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.1 Знать: правила поиска информации
 
 
 
УК-1.2 Уметь: осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации
 
 
 
Оснащенность
 
УК-1.3 Иметь навыки: системного подхода для решения поставленных задач
 
 
 
ПК-2. Способен выбирать и соблюдать режимы содержания животных, составлять рационы кормления, прогнозировать последствия изменений в кормлении, разведении и содержании животных и на этом основании проводить зоотехническую оценку животных
 
ПК-2.1 Знать: режимы содержания животных, требования к кормам и составлению рационов кормления; требования зоотехнической оценки животных
 
 
 
ПК-2.2 Уметь: выбирать и соблюдать режимы содержания животных, составлять рационы кормления, прогнозировать последствия, изменений в кормлении, разведении и содержании животных; проводить зоотехническую оценку животных
 
 
 
ПК-2.3 Иметь практический опыт: выбора режима содержания животных, методики составления рационов кормления, прогнозирования последствий, изменений в кормлении, разведении и содержании животных; оценки и анализа результатов зоотехнической оценки животных 
 
 
 
ПК-3. Способен организовывать и проводить санитарно-профилактические работы по предупреждению основных незаразных, инфекционных и инвазионных заболеваний сельскохозяйственных животных
 
ПК-3.1 Знать: требования к организации и проведению санитарно-профилактических работ по предупреждению основных заболеваний животных
 
 
 
ПК-3.2 Уметь: организовывать санитарно-профилактические работы по предупреждению основных заболеваний животных
 
 
 
ПК-3.3 Иметь практический опыт: проведения санитарно-профилактических работ по предупреждению основных незаразных, инфекционных и инвазионных заболеваний животных
 
 
 
ПК-4. Способен обеспечить рациональное воспроизводство животных, владеть методами селекции, кормления и содержания различных видов животных и технологиями воспроизводства стада
 
ПК-4.1 Знать: теоретические основы рационального воспроизводства животных
 
 
 
ПК-4.2 Уметь: организовать рациональное воспроизводство животных; использовать методы селекции, кормления и содержания различных видов животных
 
 
 
ПК-4.3 Иметь практический опыт: обеспечения рационального воспроизводства животных; применения технологий воспроизводства стада
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
-основные направления в изучении поведения собак.
3.1.2
-историю развития психологии собак как науки, значение и взаимосвязь с другими  науками;
3.1.3
-основные формы рассудочной деятельности собак.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
-применять полученные знания на практике;
3.2.2
-анализировать литературные источники по психологии собак;
3.2.3
-обобщать накопленные знания в поведении собак.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
- владения основными принципами исследования психических расстройств собак;
3.3.2
- владения основными методами исследования психики собак.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Основы поведения и дрессировки собак

 
Понятие о психологии собак /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
4
0
Опрос
0
 
Психология собак.

История развития психологии  собак.

Предмет, задачи, методы и значение психологии собак.

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
4
0
Опрос
0
 
Оснащенность
 
Особенности нервной системы собак

Структура психики собак. /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
4
2
проблемная лекция
0
 
Условия образования условных рефлексов у собак. Возбуждение и торможение. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
4
0
Опрос
0
 
Виды и особенности темперамента у собак /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
4
2
учебная дискуссия
0
 
Особенности нервной системы собак.

Формирование условных рефлексов у собак.

Виды темперамента у собак /Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

10
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
4
0
Опрос
0
 
Понятие инстинкта. Инстинкт как основа формирования поведения животных /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
4
0
Опрос
0
 
Сообщества и иерархия у собак. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
4
2
учебная дискуссия
0
 
Поведение. Основные формы поведения собак.

Функциональные аспекты поведения собак

Инстинкт у собак.  /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
4
0
Опрос
0
 
Поведение. Основные формы поведения собак.

Инстинкт у собак.  /Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
4
2
учебная дискуссия, круглый стол
0
 
Оснащенность
 
Поведение. Основные формы поведения собак.

Инстинкт у собак.  /Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

10
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
4
0
Опрос
0
 
Научение.  Роль познавательных процессов в формировании навыков. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
4
0
Контрольная работа по темам №1-4.
0
 
Научение. Роль познавательных процессов в формировании навыков.   /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

16
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
4
0
Опрос
0
 
Развитие психической деятельности животных в онтогенезе. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
4
2
учебная дискуссия
0
 
Формирование поведения собаки в его связи с дрессировкой и обучением /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
4
0
Опрос
0
 
Формирование поведения собаки в его связи с дрессировкой и обучением

Управление поведением собаки.

Функциональное обучение собаки. /Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
4
2
учебная дискуссия
0
 
Сравнительная психология.

Психика человека.

Модели партнерства.

Происхождение трудовой деятельности, общественных отношений, членораздельной речи. /Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
4
0
Опрос
0
 
Этология как одно из направлений изучения психики животных. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
4
0
Опрос
0
 
Оснащенность
 
Этология в изучении психики животных.

Язык  собак.

Способы коммуникаций животных. /Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
4
0
Контрольная работа по темам №5-9.
0
 
Этология в изучении психики собак. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

14
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
4
0
Опрос
0
 
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

0
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
4
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Как менялось отношение человека к собакам в процессе его эволюции?

2. В чем заключается основная заслуга Ламарка в изучении поведения животных?

3. Какую роль для развития представлений о психике животных сыграли работы Ч. Дарвина?

4. Как развивалась наука о поведении собак в России?

5. Основные положения этологии.

6. Что такое бихевиоризм, гештальпсихология, метод проблемных клеток, когнитивная карта?

7. Основные направления изучения поведения животных.

8. Изучение поведения отдельных таксономических групп.

9. Изучение популяционных взаимоотношений.

10. Поведение собак.

11. Каковы образования условных рефлексов?

12. Что такое внутреннее и внешнее торможение?

13. В чем причина возникновения неврозов у собак?

14. Коммуникации собак. Язык, органы чувств, анализаторы животных.

15. Способы коммуникаций собак.

16. Инстинкты собак. Внутренние и внешние факторы. Структура инстинктивного поведения.

17. Инстинктивное поведение и общение. Формы общения животных. Инстинктивные движения и таксисы.

18. Основные формы поведения собак.

19  Процесс научения. Навыки. Методы выработки навыков. Дрессировка.

20. Общение и подражание у собак.

21. Развитие психической деятельности собак в пренатальном периоде.

22. Развитие психики собак в раннем постнатальном периоде.

23. Врожденное узнавание. Запечатление. Реакция следования. Половое запечатление собак.

24. Развитие психической деятельности в ювенильном периоде. Игры собак.

25. Происхождение трудовой деятельности, общественных отношений и членораздельной речи человека.

26. Этология на современном этапе развития.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
не предусмотрен
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
не предусмотрен
 
Тематика эссе:

1. Как менялось отношение человека к собаке в процессе его эволюции?

2. В чем заключается основная заслуга Ламарка в изучении поведения животных?

3. Какую роль для развития представлений о психике животных сыграли работы Ч. Дарвина?

4. Развитие науки о поведении собак в России.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
5. Основные положения этологии.

6. Что такое бихевиоризм, гештальпсихология, метод проблемных клеток, когнитивная карта?

7. Основные направления изучения поведения животных.

8. Изучение поведения отдельных таксономических групп.

9. Изучение взаимоотношений человека и собаки.

10. Поведение собак.

11. Условия образования условных рефлексов.

12. Что такое внутреннее и внешнее торможение?

13. Причина возникновения неврозов у собак.

14. Коммуникации животных. Язык, органы чувств, анализаторы животных.

15. Способы коммуникаций животных.

16. Инстинкты животных. Внутренние и внешние факторы. Структура инстинктивного поведения.

17.Инстинктивное поведение и общение. Формы общения животных. Инстинктивные движения и таксисы.

18. Основные формы поведения животных.

19  Процесс научения. Навыки. Методы выработки навыков. Дрессировка.

20. Общение и подражание у собак.

21. Развитие психической деятельности собак в пренатальном периоде.

22. Развитие психики животных в раннем постнатальном периоде.

23. Врожденное узнавание. Запечатление. Реакция следования. Половое запечатление собак.

24. Развитие психической деятельности в ювенильном периоде. Игры животных.

25. Происхождение трудовой деятельности, общественных отношений и членораздельной речи человека.

26. Этология на современном этапе развития.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Гусев В., Гусева Е.
Кинология: пособие для экспертов и владельцев племенных собак
М.: Аквариум, 2008
10
 
Л1.2
Блохин Г. И., Блохина Т. В., Бурова Г. А., Гладких М. Ю., Иванов А. А., Овсищер Б. Р., Сидорова М. В.
Кинология: учебник
СПб.: Лань, 2019
Электронный ресурс
 
Л1.3
Смолин С. Г.
Физиология и этология животных: учебное пособие
СПб.: Лань, 2018
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Лысов В. Ф., Ипполитов Т. В., Максимов В. И., Шевелев Н. С.
Физиология и этология животных: учебник
М.: КолосС, 2004
0
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
Office 2007 Suites
6.3.1.4
MozillaFirefox
6.3.1.5
Проблемно-ориентированный комплекс программ по животноводству на ПК (ИАС "СЕЛЭКС", "Кормовые рационы" и др.)
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.3
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
 
Оснащенность
 
6.3.2.4
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.5
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.6
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
414
Учебная аудитория
Столы ученические (16 шт.), стулья ученические (31 шт.), стол для преподавателя (1 шт.), доска классная (1 шт.), плакаты по кинологии (8 шт.)
Пр
 
416
Учебная аудитория
Стол 4-х мест. со скамейкой (23 шт.), трибуна на стол, доска классная (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран с электроприводом (1 шт.), проектор ACER X128H черный (1 шт.), ноутбук Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
Лек
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
СР
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного  форм контроля.

Система знаний по дисциплине формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются конкретные задачи,  разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из научной литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины, для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:

1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.

2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.

 
Оснащенность
 
3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.

4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.

По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и зачета. Тестирование организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и практических занятиях. Подготовка к зачету предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов практических занятий.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 (МУ к ФОС).docx
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________