2023-2024_36_03_02_23-1 Зоотехния_Кинология_plx_Безопасность жизнедеятельности
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Механизации, электрификации и автоматизации с/х производства
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Иванова
14.06.2023 г.
 
Б1.О.32.01
Безопасность жизнедеятельности
Направление подготовки 36.03.02 Зоотехния

Направленность (профиль) Кинология

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
48
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
Итого
Недель
12 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
24
24
24
24
Практические
24
24
24
24
В том числе инт.
10
10
10
10
Итого ауд.
48
48
48
48
Кoнтактная рабoта
48
48
48
48
Сам. работа
60
60
60
60
Итого
108
108
108
108
 
 
 
Программу составил(и):
канд. техн. наук, доц., Зайцев С.П.;канд. техн. наук, доц., Ларкин С.В.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 36.03.02 Зоотехния (приказ Минобрнауки России от 22.09.2017 г. № 972).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Безопасность жизнедеятельности" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 36.03.02 Зоотехния

Направленность (профиль) Кинология, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 14.06.2023 г., протокол № 17.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Мардарьев С.Н. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Лаврентьев А.Ю. 
Председатель методической комиссии факультета  Ефимова И.О.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
изучение основ гармонизации взаимодействия человека и разноуровневых систем, связанных со средой обитания (производственной, бытовой, социальной, природной, духовной), а также вопросов управления и самоуправления индивидуальной жизнью каждого человека, жизнью больших и малых коллективов, социальной жизнью государств и регионов. Изучением дисциплины достигается формирование у студентов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности людей, требований безопасности, защищенности человека и духовно-нравственного уровня общества.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Основы военной подготовки
 
2.2.2
Производственная практика, научно-исследовательская работа
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-8. Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
УК-8.1 Знать: общую характеристику обеспечения безопасности и устойчивого развития в различных сферах жизнедеятельности; классификацию чрезвычайных ситуаций военного характера, принципы и способы организации защиты населения от опасностей, возникающих в мирное время и при ведении военных действий
 
 
 
УК-8.2 Уметь: оценивать вероятность возникновения потенциальной опасности в повседневной жизни и профессиональной деятельности и принимать меры по ее предупреждению
 
 
 
УК-8.3 Иметь навыки: применения основных методов защиты при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов в повседневной жизни и профессиональной деятельности
 
 
 
ОПК-6. Способен идентифицировать опасность риска возникновения и распространения заболеваний различной этиологии
 
ОПК-6.1 Знать: условия возникновения и распространения заболеваний различной этиологии
 
 
 
ОПК-6.2 Уметь: идентифицировать опасность риска возникновения и распространения заболеваний различной этиологии
 
 
 
ОПК-6.3 Иметь практический опыт: оценки риска возникновения и распространения заболеваний различной этиологии
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- основную нормативную базу дисциплины;
3.1.2
- основные показатели травматизма, профессиональных заболеваний, пожаров, чрезвычайных ситуаций в стране и пути их предупреждения;
3.1.3
- вопросы регулирования труда отдельных категорий работников и компенсации за работу во вредных, опасных и особых условиях труда, а также за утраченное на производстве здоровье;
3.1.4
- порядок надзора и контроля за соблюдением законодательства по охране труда, гражданской обороне и пожарной безопасности, расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
3.1.5
- требования производственной санитарии, предъявляемые к устройству и содержанию производственных помещений и рабочих мест;
3.1.6
- требования техники безопасности к производственным помещениям, технологическим процессам, оборудованию, машинам, инструментам, сырью, готовой продукции, а также к технологии выполнения отдельных видов работ;
3.1.7
- ответственность за нарушение требований охраны труда и гражданской обороны.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- пользоваться нормативными документами по охране труда, гражданской обороне и пожарной безопасности для поиска соответствующей информации;
3.2.2
- оценивать опасность и вредность производственных процессов, пожаровзрывоопасность технологических сред и помещений, электробезопасность и принимать самостоятельные решения по предупреждению травм, заболеваний и пожаров на производстве;
3.2.3
- пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
 
Оснащенность
 
3.3.1
- владения основной терминологией по охране труда, гражданской обороне; методикой измерения на рабочих местах параметров вредных и опасных производственных факторов;
3.3.2
- владения методикой выбора, оценки состояния и пригодности к работе средств коллективной и индивидуальной защиты работников;
3.3.3
- владения  методикой подготовки документов по охране труда, которые разрабатывают на предприятиях;
3.3.4
- владения методикой расследования несчастных случаев на производстве и оформления соответствующих документов;
3.3.5
- владения методиками разработки инструкций и проведения инструктажей по охране труда на рабочем месте;
3.3.6
- владения методикой проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек-среда обитания»

 
Теоретические основы БЖ /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
7
2
Лекция визуализации с применением средств мультимедиа
0
 
Чрезвычайные ситуации /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
7
2
Учебная дискуссия
0
 
Чрезвычайные ситуации /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
7
0
эссе
0
 
Защита населения и территорий в ЧС природного характера /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

4
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
7
0
реферат
0
 
Источники техногенных ЧС /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
7
0
защита работы
0
 
Источники военных ЧС /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

4
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
7
0
эссе
0
 
Источники техногенных ЧС /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

4
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
7
0
эссе
0
 
Поражающие факторы источников ЧС /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

4
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
7
0
реферат
0
 
Основы медицинских знаний /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

4
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
7
0
эссе
0
 
Оснащенность
 
Опасности социальной сферы /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

4
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
7
0
эссе
0
 
 
Раздел 2. Средства и методы повышения безопасности. Оценка обстановки и действия на агропромышленных объектах, животноводческих фермах при чрезвычайных ситуациях

 
Защита населения в ЧС /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
7
2
Проблемная лекция
0
 
Комплекс мероприятий, проводимых в целях защиты населения в ЧС /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

4
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
7
0
эссе
0
 
Укрытие персонала объекта и населения в защитных сооружениях /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
7
2
Решение ключевых задач и анализ конкретных ситуаций
0
 
Укрытие персонала объекта и населения в защитных сооружениях /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

1
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
7
0
эссе
0
 
Организация и проведение эвакуации /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
7
0
опрос
0
 
Организация и проведение эвакуации /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
7
0
эссе
0
 
Использование средств индивидуальной защиты /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
7
2
Решение ключевых задач и анализ конкретных ситуаций
0
 
Исследование загрязнения воздушной среды /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

4
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
7
0
эссе
0
 
Защита населения и территорий при авариях на химически опасных объектах /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
7
0
защита работы
0
 
Защита населения и территорий при авариях на химически опасных объектах /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
7
0
эссе
0
 
Оснащенность
 
Защита населения и территорий при авариях на радиационно опасных объектах /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
7
0
опрос
0
 
Защита населения и территорий при авариях на радиационно опасных объектах /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
7
0
эссе
0
 
Изучение средств и методов дозиметрического контроля /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
7
0
защита работы
0
 
Прогнозирование и оценка обстановки при авариях на химически опасных объектах /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

3
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
7
0
эссе
0
 
Устойчивость функционирования объектов экономики в условиях чрезвычайных ситуаций /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
7
0
опрос
0
 
Устойчивость функционирования объектов экономики в условиях чрезвычайных ситуаций /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
7
0
эссе
0
 
Изучение методики и получение навыков оказания первой помощи пострадавшим /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
7
0
Защита работы
0
 
Основы аварийно-спасательных и других неотложных работ /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

4
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
7
0
реферат
0
 
Основы ликвидации последствий заражения /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

4
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
7
0
эссе
0
 
Основы аварийно-спасательных и других неотложных работ /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
7
0
опрос
0
 
Защита населения в ЧС, обусловленных террористическими актами /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
7
0
опрос
0
 
 
Раздел 3. Правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности. Основы производственной санитарии

 
Требования ОТ в сельском хозяйстве /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
7
0
опрос
0
 
Оснащенность
 
Система защиты населения и территорий в ЧС /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
7
0
защита работы
0
 
Система защиты населения и территорий в ЧС /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
7
0
эссе
0
 
Защита человека от опасных и вредных производственных факторов /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

4
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
7
0
опрос
0
 
Защита человека от опасных и вредных производственных факторов /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
7
0
эссе
0
 
Расследование и учет несчастных случаев на производстве /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
7
0
опрос
0
 
Расследование и учет несчастных случаев на производстве /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
7
0
эссе
0
 
Специальная оценка условий труда /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
7
0
опрос
0
 
Исследование освещенности /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

4
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
7
0
защита работы
0
 
Исследование параметров микроклимата /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
7
0
защита работы
0
 
Изучение средств тушения пожара /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
7
0
защита работы
0
 
Зачёт /Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

0
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
7
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
Вопросы для оценки знаний теоретического курса

1. Цель, задачи и содержание дисциплины.

2. Принципы, методы, аксиомы БЖ.

3. Опасность и безопасность. Системы безопасности.

4. Концепция общественной безопасности.

5. Культура, мировоззрение и миропонимание.

 
Оснащенность
 
6. С.х. производство, его уникальность.

7. Стратегия управления будущей России.

8. Меры выхода из системного кризиса.

9. Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность труда.

10. Психические процессы, определяющие безопасность человека.

11. Психические свойства человека, влияющие на безопасность.

12. Виды и условия трудовой деятельности человека.

13. Классификация условий труда по тяжести и напряженности трудового процесса.

14. Особенности сельского хозяйства.

15. Общие положения ОТ и здоровья работников сельского хозяйства.

16. Охрана труда женщин, подростков и других работников.

17. Основные принципы, задачи и функции СУОТ.

18. Структура СУОТ.

19. Внедрение и функционирование СУОТ.

20. Контроль и оценка деятельности СУОТ. Практика внедрения СУОТ.

21. Основы защиты населения в ЧС.

22. Предупреждение чрезвычайных ситуаций.

23. Способы и мероприятия по защите населения в ЧС.

24. Особенности защиты населения и территорий в сельской местности.

25. Планирование защиты населения в ЧС.

26. Оповещение персонала ОЭ и населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС.

27. Выбор и осуществление режимов радиационной и химической защиты.

28. Проведение противоэпидемических, санитарно-гигиенических и специальных профилактических мероприятий.

29. Основные понятия и общие положения.

30. Организация эвакуации населения, эвакуационные органы, их структура и задачи.

31. Планирование эвакуации населения.

32. Обеспечение эвакуации населения.

33. Единицы измерения ионизирующих излучений (ИИ).

34. Поражающее воздействие радиоактивного загрязнения.

35. Основные понятия и термины ОТ.

36. Классификация ОВПФ

37. Защита от вибраций

38. Защита от шума, инфра- и ультразвука

Вопросы на оценку понимания/умений студента

1. Чем отличается авария от катастрофы?

2. Приведите классификацию ЧС по масштабу.

3. Определение очага поражения.

4. Основные причины возникновения ЧС.

5. К чему должны подготовиться студенты, изучив дисциплину?

6. Как определяется проявление ЧС?

7. С какой целью организуется ГО на ОЭ?

8. Какие спасательные службы необходимо иметь в организации?

9. Как строится организационная структура РСЧС?

10. Кто руководит организацией и ведением ГО?

11. Этапы становления и развития системы ЗНиТ в ЧС

12. Кто осуществляет непосредственное руководство войсками ГО?

13. Классификация НАСФ по составу и характеру комплектования.

14. В каких случаях можно предположить гипертонический криз?

15. Что делать в случаях подозрениях на клиническую смерть?

16. Как выявить гипертонию, стенокардию и инфаркт миокарда?

17. Симптомы и диагностика туберкулеза.

18. Объясните, как наступает фибрилляция.

19. Какие результаты могут быть при одновременном приеме некоторых лекарственных лекарств и алкоголя?

20. Что такое клиническая смерть?

21. Определение первой медицинской помощи.

22. Газовая гангрена и столбняк. Меры необходимые для их профилактики.

23. Первая помощь при поражении электротоком.

24. Первая помощь при ожогах.

25. Что собой представляет пакет перевязочный индивидуальный?

26. Первая помощь при поражении электротоком.

27. Как осуществляется подготовка населения к действиям в ЧС?

28. Назовите основные способы защиты населения.

29. Назовите принципы защиты.

30. Назовите элементы контроля и наблюдения за опасными производственными объектами.

31. Что должна характеризовать Декларация безопасности промышленного объекта?

32. Что может быть причиной опасного природного явления

33. Как зарождаются циклоны, тайфуны, смерчи.

 
Оснащенность
 
34. Общие черты природных ЧС.

35. Дайте определение интенсивности и назовите шкалу измерения.

36. Для какой цели разработана шкала Бофорта?

37. Основные характеристики землетрясения.

38. Классификация ЗС.

39. Как можно эвакуироваться из заваленного убежища?

40. Что устанавливают во входах для защиты от действия ударной волны?

41. Какое назначение имеют убежища в городах и населенных пунктах?

42. По каким режимам работает система воздухоснабжения?

43. Назовите основные государственные документы, регламентирующие уровни облучения персонала и населения?

44. Сколько составляет мощность дозы естественного фона?

45. Назовите нормируемые величины основных дозовых пределов и их пределы доз.

46. Какая должна быть эффективная доза для населения и персонала?

47. Сколько составляет гамма-фон на территории России?

48. Назовите типы и виды огнетушителей.

49. Порядок приведения в действие огнетушителя воздушно-пенного.

50. Порядок приведения в действие порошкового огнетушителя.

51. Какие помещения оборудуют автоматической пожарной сигнализацией?

52. Перечислите первичные средства пожаротушения.

53. Какое расстояние должно быть от возможного очага пожара до ближайшего огнетушителя?

54. Какие вы знаете установки пожаротушения?

55. Как рассчитываются масштабы заражения АХОВ в зависимости от способа хранения в случае аварии на ХОО?

56. Как определяется глубина зоны химического заражения для АХОВ?

57. Что производится по результатам прогнозирования масштабов заражения АХОВ?

58. Дайте определение очага химического поражения.

59. Что является первопричиной инфляции?

60. Дайте определение этилового спирта по ГОСТ 18300-72.

61. К чему сводится суть закона Времени?

62. С чем связан уровень преступности?

63. На каком уровне возможен отказ от алкоголя?

64. Что является конечным результатом развития личности и общества?

65. Чем опасен пивной алкоголизм?

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено учебным планом 
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом
 
Тематика эссе

1. Российская система гражданской защиты.

2. История развития охраны труда, гражданской обороны и безопасности жизнедеятельности.

3. Анализ травматизма и профзаболеваний.

4. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников.

5. Обучение, инструктажи, инструкции по охране труда.

6. Расследование и учет несчастных случаев.

7. Надзор и контроль за соблюдением законодательства по охране труда.

8. Вопросы охраны труда в Трудовом кодексе РФ.

9. Микроклимат производственных помещений.

10. Вредные вещества на рабочих местах.

11. Защита от ионизирующих излучений.

12. Безопасность полевых механизированных работ.

13. Безопасность работ при заготовке кормов.

14. Меры безопасности при работе с агрессивными и ядовитыми веществами.

15. Пожарная профилактика в растениеводстве.

16. Эксплуатация объектов повышенной опасности.

17. Оповещение и информирование в системе мер ГОЧС и ПБ.

18. Обеспечение населения защитными сооружениями ГО.

19. Силы и средства МЧС.

20. МПВО – слагаемое победы.

21. Организация работы КЧС и ПБ. Комиссия органов местного самоуправления.

22. Медицинская помощь при ЧС.

23. Деструктивное поведение человека.

24. Профилактика аддиктивного поведения в молодежной среде.

25. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

26. Отравления газообразными соединениями в быту.

27. Психоактивные вещества: профилактика наркоманий.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
28. Желудочно-кишечные заболевания инфекционного происхождения.

29. Международный терроризм (Война против разума и души).

30. Убийцы из сигареты.

31. Обеспечение химической защиты населения.

32. Особенности травм и первая медицинская помощь при ДТП.

33. Алкоголизм и здоровье россиян.

34. Валеологические основы рационального питания.

35. Термические ожоги.

36. Опасности живого мира.

37. Противорадиационная защита аварийно-спасательных формирований. Медицинские подразделения в боевых условиях.

38. Чернобыль. Как это было.

39. Нормы пожарной безопасности «Обучение мерам ПБ работников организаций.

40. Нормативно-правовое регулирование в области ГО.

41. Задачи и структура ГО.

42. Структура и содержание плана ГО организации.

43. НАСФ и спасательные службы.

44. Нормативно-правовое регулирование в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

45. ЧС и их классификация.

46. Потенциально опасные производственные объекты, их лицензирование, декларирование, страхование.

47. Планирование мероприятий защиты населения и территорий от ЧС  природного и техногенного характера.

48. Организация создания и пополнения запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в интересах ГО.

49. Сигналы оповещения и действия по ним.

50. Организация и проведение эвакуационных мероприятий.

51. Организация и проведение учений и тренировок по ГО и защите от ЧС.

52. Валеологические основы рационального питания.

53. Прогнозирование и оценка обстановки при наводнениях.

54. Прогнозирование и оценка обстановки при землетрясениях.

55. Прогнозирование и оценка обстановки при ураганах.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Беляков Г. И.
Безопасность жизнедеятельности на производстве. Охрана труда: учебник
СПб.: Лань, 2006
96
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Сапронов Ю. Г.
Безопасность жизнедеятельности. Производственная безопасность и охрана труда на предприятиях автосервиса: учебное пособие
М.: Академия, 2008
0
 
Л2.2
Плющиков В. Г.
Безопасность жизнедеятельности в отраслях агропромышленного комплекса: учебник
М.: КолосС, 2010
20
 
Л2.3
Назаренко О. Б.
Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие
Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010
Электронный ресурс
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л3.1
Хван Т. А., Хван П. А.
Безопасность жизнедеятельности: практикум
Ростов н/Д: Феникс, 2007
0
 
Л3.2
Зайцев П. В., Ларкин С. В., Зайцев С. П.
Безопасность жизнедеятельности: практикум
Чебоксары: ФГБОУ ВО Чувашская ГСХА, 2017
0
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Официальный сайт МЧС
 
Э2
Нормативная документация по охране труда
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
 
Оснащенность
 
6.3.1.2
Office 2007 Suites
6.3.1.3
7-Zip
6.3.1.4
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.5
ОС Windows 7
6.3.1.6
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.7
SuperNovaReaderMagnifier
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.4
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.5
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.6
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
1-403
Учебная аудитория
Доска ученическая настенная трехэлементная, столы (19 шт.), стулья ученические (34 шт.), стул полумягкий (1 шт.), шкафы с оборудованием (2 шт.); индикатор–радиоактивности РАДЕКС РД-153, компьютерная техника; лабораторный стенд «Защитное заземление и зануление «БЖД-01;лабораторный стенд «Электробезопасность в 3-хфазн.сетях переменного тока БЖД-01; метеокомлект МК-3; сигнализатор взрывоопасных газов и паров (с каналом на аммиак); терамоаненометр  ТКА -ПКМ-50; тренажер «Максим»; макет ЗФО; каска; настенные плакаты (8 шт.)
Пр
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
СР
 
1-502
Учебная аудитория
Доска ученическая настенная трехэлементная (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран с электроприводом СЕНА EcMaster Electric 180*180 (1 шт.), ноутбук, проектор) и учебно-наглядные пособия, кафедра лектора настольная (1 шт.), стол ученический 4-х местный на металлокаркасе (26 шт.), стул полумягкий (1 шт.), скамейка 4-х местная на металлокаркасе (25 шт.), настенные плакаты и стенды (9 шт.)
Лек
 
1-504
Учебная аудитория
Персональный компьютер "Информатика" с LСD монитором, сетевым фильтром (11 шт.), доска ученическая настенная трехэлементная (1 шт.), стул полумягкий (9 шт.), стол компьютерный (12 шт.), стол ученический 2-х местный на металокаркасе (10 шт.), стул ученический на металлокаркасе  (23 шт.), настенный плакат (1 шт.)
Пр
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и  практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного  форм контроля.

 
Оснащенность
 
Система знаний по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, определений, законов, способов и методов защиты персонала объектов и населения от опасностей, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практические занятия заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из научной литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

При изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» следует усвоить:

- основную нормативную базу дисциплины

- основные показатели травматизма, профессиональных заболеваний, пожаров, чрезвычайных ситуаций в стране и пути их предупреждения;

- вопросы регулирования труда отдельных категорий работников и компенсации за работу во вредных, опасных и особых условиях труда, а также за утраченное на производстве здоровье;

- порядок надзора и контроля за соблюдением законодательства по охране труда, гражданской обороне и пожарной безопасности, расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

- требования производственной санитарии, предъявляемые к устройству и содержанию производственных помещений и рабочих мест;

- требования техники безопасности к производственным помещениям, технологическим процессам, оборудованию, машинам, инструментам, сырью, готовой продукции, а также к технологии выполнения отдельных видов работ;

- ответственность за нарушение требований охраны труда и гражданской обороны.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 (МУ к ФОС).docx
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________