2023-2024_20_03_01-23-1 Техносф_ безоп__plx_Теплофизика
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Транспортно-технологических машин и комплексов
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
14.06.2023 г.
 
Б1.О.17
Теплофизика
Направление подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность

Направленность (профиль) Безопасность технологических процессов и производств

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
экзамен    
Виды контроля:
часов на контроль
36
самостоятельная работа
40
аудиторные занятия
68
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
Итого
Недель
17 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
34
34
34
34
Практические
34
34
34
34
В том числе инт.
12
12
12
12
Итого ауд.
68
68
68
68
Кoнтактная рабoта
68
68
68
68
Сам. работа
40
40
40
40
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
144
144
144
144
 
 
 
Программу составил(и):
д-р техн. наук, проф., Казаков Ю.Ф.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность (приказ Минобрнауки России от 25.05.2020 г. № 680).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Теплофизика" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность

Направленность (профиль) Безопасность технологических процессов и производств, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 14.06.2023 г., протокол № 17.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Пушкаренко Н.Н. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Мардарьев С.Н. 
Председатель методической комиссии факультета  Гаврилов В.Н.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
общенаучная подготовка студента в области теоретических основ теплофизики, формирующих базу для успешного изучения специальных дисциплин, рассматривающих вопросы тепловых процессов, теплоэнергетических преобразований и теплообмена в двигателях и агрегатах, а также в технологическом оборудовании, обеспечения безопасных условий производства.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Математика
2.1.2
Математическое моделирование
2.1.3
Материаловедение
2.1.4
Механика
2.1.5
Профессиональные компьютерные программы
2.1.6
Электротехника и электроника
2.1.7
Правила и безопасность дорожного движения
2.1.8
Физика
2.1.9
Физиология человека
2.1.10
Философия
2.1.11
Информатика
2.1.12
Культура речи и деловое общение
2.1.13
Начертательная геометрия и инженерная графика
2.1.14
Основы проектной деятельности
2.1.15
Учебная практика, ознакомительная практика
2.1.16
Химия
2.1.17
Экология
2.1.18
Введение в профессиональную деятельность
2.1.19
Студенты в среде электронного обучения
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Метрология, стандартизация и сертификация
 
2.2.2
Основы гидравлики и гидромеханики
 
2.2.3
Экономика и управление организацией
 
2.2.4
Производственная практика, преддипломная практика
 
2.2.5
Производственная практика,технологическая (проектно-технологическая) практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.1 Знает: методики поиска, сбора и обработки информации, метод системного анализа
 
 
 
УК-1.2 Умеет: применять методики поиска, сбора, обработки информации, системный подход для решения поставленных задач и  осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из актуальных российских и зарубежных источников
 
 
 
УК-1.3 Имеет навыки: поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации, для решения поставленных задач
 
 
 
ОПК-1. Способен учитывать современные тенденции развития техники и технологий в области техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий при решении типовых задач в области профессиональной деятельности, связанной с защитой окружающей среды и обеспечением безопасности человека;
 
ОПК-1.1 Понимает современные тенденции развития техники и технологий в области техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники и применяет их в своей профессиональной деятельности
 
 
 
ОПК-1.2 Применяет математический аппарат для решения типовых задач в области профессиональной деятельности
 
 
 
ОПК-1.3 Разрабатывает простые математические модели объектов, процессов, явлений при заданных допущениях и ограничениях в области профессиональной деятельности, связанной с защитой окружающей среды и обеспечением безопасности человека
 
 
 
Оснащенность
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
теплофизические свойства веществ и тепловых процессов, приводящих к изменению этих свойств, их влиянию на протекание различных технологических процессов, производств и окружающую среду;
3.1.2
методы определения теплофизических свойств веществ расчетными и экспериментальными методами и их применение для расчетов безопасных условий производства;
3.1.3
свойства существенных для отрасли рабочих тел горения, способов теплообмена, принципа действия и устройства теплообменных аппаратов, тепловых двигателей, тепловых машин и других теплотехнических устройств, применяемых в отрасли, систем теплоснабжения;
3.1.4
основные законы преобразования энергии, законы термодинамики и тепломассообмена; термодинамические процессы и циклы; основные свойства рабочих тел, применяемых в отрасли; принцип действия и устройства теплообменных аппаратов, теплосиловых установок и других теплотехнических устройств, применяемых в отрасли; основные способы энергосбережения; связь теплоэнергетических установок с проблемой защиты окружающей среды.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
проводить термодинамические расчеты рабочих процессов в теплосиловых установках и других теплотехнических устройствах, применяемых в отрасли; проводить теплогидравлические расчеты теплообменных аппаратов; рассчитывать и выбирать рациональные системы теплоснабжения, преобразования и использования энергии, рациональные системы охлаждения и термостатирования оборудования, применяемого в отрасли; рассчитывать тепловые режимы энергоустановок, их узлов и элементов. 
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
работы с различными источниками информации, анализа и обобщения необходимых сведений с целью обеспечения безопасности техники и производств; работы со справочной, учебной и научно-технической литературой и выполнения термодинамических расчетов.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Техническая термодинамика

 
Термодинамическая система /Лек/
Л1.1Л2.1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
5
0
0
 
Термодинамическая система /Пр/
Л1.1Л2.1

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
5
0
0
 
Первый закон термодинамики /Лек/
Л1.1Л2.1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
5
0
0
 
Первый закон термодинамики /Пр/
Л1.1Л2.1

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
5
0
0
 
Исследование термодинамических процессов /Лек/
Л1.1Л2.1

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
5
2
проблемная лекция
0
 
Исследование термодинамических процессов.  /Пр/
Л1.1Л2.1

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
5
0
0
 
Оснащенность
 
Термодинамические циклы /Лек/
Л1.1Л2.1

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
5
0
0
 
Термодинамические циклы /Пр/
Л1.1Л2.1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
5
0
0
 
Циклы двигателей внутреннего сгорания, компрессоров /Лек/
Л1.1Л2.1

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
5
2
проблемная лекция
0
 
Циклы двигателей внутреннего сгорания /Пр/
Л1.1Л2.1

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
5
0
0
 
Циклы  паросиловых установок, холодильных установок /Лек/
Л1.1Л2.1

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
5
0
0
 
Циклы  паросиловых установок /Пр/
Л1.1Л2.1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
5
2
проблемная лекция
0
 
Тепловые диаграммы водянного пара /Пр/
Л1.1Л2.1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
5
2
учебная джискуссия
0
 
термодинамическая система /Ср/
Л1.1Л2.1

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
5
0
опрос
0
 
первый закон термодинамики /Ср/
Л1.1Л2.1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
5
0
опрос
0
 
термодинамические циклы /Ср/
Л1.1Л2.1

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
5
0
опрос
0
 
Циклы двигателей внутреннего сгорания, компрессоров /Ср/
Л1.1Л2.1

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
5
0
опрос, защита курсовой работы
0
 
Циклы паросиловых установок, холодильных установок /Ср/
Л1.1Л2.1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
5
0
опрос, защита отчета по лабораторной работе
0
 
Первый закон термодинамики /Ср/
Л1.1Л2.1

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
5
0
опрос
0
 
Оснащенность
 
Исследование термодинамических процессов /Ср/
Л1.1Л2.1

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
5
0
опрос, защита курсовой работы
0
 
 
Раздел 2. Теория теплообмена

 
Теплопроводность.  /Лек/
Л1.1Л2.1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
5
2
проблемная лекция
0
 
Теплопроводность.  /Пр/
Л1.1Л2.1

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
5
0
0
 
Теплоотдача. Теплообмен излучением /Лек/
Л1.1Л2.1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
5
2
учебная дискуссия
0
 
Теплоотдача /Пр/
Л1.1Л2.1

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
5
0
0
 
Теплопередача. Основы расчета теплообменных аппаратов /Лек/
Л1.1Л2.1

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
5
0
0
 
Расчет теплообменных аппаратов /Пр/
Л1.1Л2.1

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
5
0
учебная дискуссия
0
 
Теплопроводность /Ср/
Л1.1Л2.1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
5
0
опрос
0
 
Теплоотдача. Теплообмен излучением /Ср/
Л1.1Л2.1

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
5
0
опрос, защита отчета по лабораторной работе
0
 
теплопередача /Ср/
Л1.1Л2.1

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
5
0
опрос
0
 
 
Раздел 3. Контроль

 
Контроль /Экзамен/
Л1.1Л2.1

36
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
5
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
Не предусмотрено учебным планом.
 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Предмет технической термодинамики  (ТД). Параметры состояния и единицы их измере-ния. Роль русских  ученых в 
 
Оснащенность
 
развитии теплотехники.

2. Уравнение состояния идеального газа. Газовая постоянная и ее физический смысл.

3. Внутренняя энергия газа. Определение работы газа. Энтальпия.

4. Понятие о теплоемкости. Соотношение между объемной, массовой и мольной теплоемко-стями. Изобарная и изохорная теплоемкости.

5. Зависимость теплоемкости от температуры и давления.

6. Молекулярно-кинетическая теория теплоемкости.

7. Газовые смеси, их оценка и кажущаяся молекулярная масса. Теплоемкость газовой смеси. Отношение теплоемкостей.

8. Первый закон ТД. Уравнения первого закона  ТД.  9. Зависимость между параметрами газа и политропном процессе.

10. Термодинамическое исследование изобарного процесса.

11. Термодинамическое исследование изотермического процесса. Построение изотермы.

12. Термодинамическое исследование адиабатного процесса. Построение       адиабаты.

13. Термодинамическое исследование изохорного процесса.

14.  Энтропия и ее физический смысл.

15. Сущность второго закона ТД. Понятие о термодинамическом КПД цикла.

16. Изменение энтропии в ТД процессах. Тепловая диаграмма.

17.. Определение показателя политропы.

18.  Характеристика политропных процессов в зависимости от показателя политропы.

19. Изображение основных ТД процессов в ТS диаграмме.

20. Графическое изображение процессов и циклов.

21. Цикл ДВС с изохорным подводом тепла.

22. Идеальный цикл ДВС с изобарным подводом тепла.

23. Идеальный цикл ДВС со смешанным подводом тепла.

24. Сравнение циклов ДВС.

25. Циклы ДВС.

26. Идеальные циклы газотурбинных установок (ГТУ) с изобарным подводом тепла.

27. Цикл ГТУ с изохорным подводом тепла..

28. Регенеративный цикл газотурбинной установки.

29. Идеальные циклы воздушно-реактивных двигателей.

30. Уравнение состояния реального газа. рV -   диаграмма водяного пара.

31. Свойства реальных газов.

32. ТS и рV  диаграммы водяного пара.

33. Параметры водяного пара : удельный объем, энтальпия. Энтропия перегретого пара.

34. Принципиальная схема паросиловой установки ( ПСУ). Цикл Карно для водяного пара.

35. Цикл Ренкина. Влияние параметров пара на КПД цикла Ренкина.

36. Регенеративный цикл ПСУ.

37. Цикл паросиловой установки с повторным перегревом пара.

38. Рабочий процесс поршневого одноступенчатого компрессора.

39.Влияние вредного пространства на работу компрессора.

40. Многоступенчатые компрессоры

41.  Парокомпрессорные ходильные установки.

42. Циклы холодильных  установок.

43. Устройство и принцип действия бытового холодильника.

44. Циклы воздушной холодильной установки. Обратный цикл Карно.

45. Процесс теплообмена между двумя средами, разделенными стенкой.

46. Теплопроводность стенки. Теплопередача.

47. Расчет рекуперативного теплообменника

48.  Графики процессов  идеального газа .

49. Изображение основных термодинамических процессов в PV   координатах.

50.Изображение основных термодинамических процессов в  TS  - координатах.

 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом.
 
Темы рефератов:

1.Способы передачи энергии.

2.Теплоемкость различных ТД процессов.

3.Коэффициент распределения энергии и показатель политропы. Характеристика политропных процессов в зависимости от показателя политропы.

4.Графическое изображение ТД процессов.

5. Циклы Отто, Дизеля и Тринклера. Сравнение циклов.

6. Многоступенчатые компрессоры. Работа сжатия воздуха в многоступенчатых компрессорах. Определение мощности на привод многоступенчатого компрессора.

7. Циклы ГТУ, сравнение их с циклами ДВС.

8. Принципиальная схема паросиловой установки. Циклы Карно и Ренкина для водяного пара.

9. Влияние начальных и конечных параметров пара на термический КПД цикла Ренкина.

10.Циклы с повторным перегревом пара, регенеративный и теплофикационный.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
11.Циклы холодильных машин.

12.Закон Фурье. Коэффициент теплопроводности. Теплопроводность плоской, цилиндрической и шаровой стенки. Теплопроводность многослойной стенки.

13.Теплоотдача  на границе потока и стенки.

14. Теплоотдача при свободном движении жидкости.

15.Законы лучистого теплообмена. Излучение реальных тел. Теплообмен излучением.

16. Особенности теплопередачи через цилиндрическую и шаровую стенки.

17.Проверочный и конструктивный расчет теплообменных аппаратов. 

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Арутюнов В. А., Крупенников С. А., Сборщиков Г. С.
Теплофизика и теплотехника: Теплофизика: учебное пособие
М.: МИСиС, 2010
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Луканина В. Н.
Теплотехника: учебник
М.: Высшая школа, 2002
0
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
1С: Предприятие 8. Сельское хозяйство. Комплект для обучения в высших и средних УЗ.
6.3.1.4
Access 2016
6.3.1.5
Visio 2016
6.3.1.6
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.7
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.8
ОС Windows 10
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.4
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.5
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.6
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
Оснащенность
 
0-103
Учебная аудитория
Стенд-тренажер «Тепловой насос-1», стенд «Испытание компрессорной установки», стенд «Исследование коэффициента излучения твердого тела», стенд «Определение изобарной теплоемкости воздуха», стенд «Устройство для изучения процесса сушки», холодильник «ЗИЛ-Москва», комплект плакатов по термодинамике и теплотехнике, макеты паровой турбины, поршневого компрессора, роторно-вальцевого компрессора, абсорбционного холодильника, диаграмма водяного пара Вукаловича-Новикова, доска классная, столы (10 шт.), стулья ученические (20 шт.)
 
1-204
Помещение для самостоятельной работы
Столы (28 шт.), стулья (48 шт.), шкаф и стеллажи с литературой, компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(4 шт.).
 
1-301
Учебная аудитория
Барометр U11325 (1 шт.), гигрометр U11336 (1 шт.), датчик относительного давления U11323 (1 шт), датчик силы (1 шт.), датчик ускорения U11362 (1 шт.), датчик ускорения U11363 (1  шт.), установка для определения коэффициента внешнего трения, установка для измерения скорости полета пули методом баллистического маятника, установка для изучения динамики вращательного движения, установка для определения  коэффициента динамической вязкости жидкости методом Стокса, установка для измерения вязкости воздуха  и определение средней длины свободного пробега молекул в воздухе, установка для определения коэффициента Пуассона для воздуха, установка для определения характеристик механических колебаний, доска ученическая настенная трехэлементная (1 шт.), шкаф металлический (1 шт.), стол преподавательский однотумбовый (1 шт.), стол ученический 2-х местный  (8 шт.), стул полумягкий (1 шт.), стул ученический на металлокаркасе (16 шт.), информационный стенд (1 шт.), стол для размещения приборов( 2 шт.)

 
1-309
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (интерактивная доска SMART Board 660 (1 шт.), компьютер в комплекте: сист.блок CPU Intel Core i3-10100, Монитор  Acer R240HYbidx 23,8", Клавиатура+ мышь A4 Tech (10 шт.), персональный компьютер "Информатика" с LСD монитором  (2 шт.)  доска ученическая настенная трехэлементная (1 шт.), кафедра лектора настольная (1 шт.), стол преподавательский однотумбовый (1 шт.), стул полумягкий (9 шт.), стол компьютерный (13 шт.), стол ученический 2-х местный (16 шт.), стул ученический на металлокаркасе (29 шт.), шкаф книжный с остекленными дверцами (1 шт.), учебно-наглядные пособия: информационный стенд (1шт.), демонстрационный комплекс "Машиностроительное черчение" (10 шт.)
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и   практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство курсовой работой, докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного  форм контроля.

Система знаний по дисциплине формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

 
Оснащенность
 
2. посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.  При этом преподаватель проводит собеседование с каждым студентом по пройденной теме с целью выяснения полученных знаний.

3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из периодической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы (курсовой работы) выдаются преподавателем.

4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины, для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и опроса. Тестирование организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и практических занятиях. Подготовка к экзамену предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов  практических занятий.

При изучении дисциплины  следует усвоить:

теплофизические свойства веществ и тепловых процессов, приводящих к изменению этих свойств, их влиянию на протекание различных технологических процессов, производств и окружающую среду;

навыки определения теплофизических свойств веществ расчетными и экспериментальными методами и их применение для расчетов безопасных условий производства;

навыки работы с различными источниками информации, анализа и обобщения необходимых сведений с целью обеспечения безопасности техники и производств.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 (МУ к ФОС).docx
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________