МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Чувашский государственный аграрный университет"
(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
Механизации, электрификации и автоматизации с/х производства
Проректор по учебной
и научной работе
Основы технологии и организации производств
Направление подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность
Направленность (профиль) Безопасность технологических процессов и производств
рабочая программа дисциплины (модуля)
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
канд. техн. наук, доц., Зайцев С.П.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность (приказ Минобрнауки России от 25.05.2020 г. № 680).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Основы технологии и организации производств" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность
Направленность (профиль) Безопасность технологических процессов и производств, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 14.06.2023 г., протокол № 17.
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
Заведующий кафедрой Мардарьев С.Н.
Заведующий выпускающей кафедрой Мардарьев С.Н.
Председатель методической комиссии факультета Гаврилов В.Н.
Директор научно-технической библиотеки Викторова В.А.
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
формирование знаний, умений и навыков, необходимых в профессиональной деятельности бакалавра в области технологии пищевых продуктов, основных закономерностей, лежащих в основе технологии и организации производств пищевых продуктов.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Нормативные основы промышленной безопасности
Учебная практика, ознакомительная практика
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Вентиляция, отопление и кондиционирование воздуха на предприятии
Производственная безопасность
Производственная санитария и гигиена труда
Технологические процессы и производства пищевой промышленности
Надзор и контроль в сфере безопасности
Охрана труда в отраслях экономики
Охрана труда в пищевой промышленности
Защита в чрезвычайных ситуациях
Производственная практика, преддипломная практика
Производственная практика,технологическая (проектно-технологическая) практика
Специальная оценка условий труда в пищевой промышленности
Специальная оценка условий труда на предприятии
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПК-2. Способен устанавливать причины и последствия аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, разрабатывать предложения по предупреждению негативных последствий
ПК-2.2 Применяет знания правовых актов в области охраны окружающей среды
ПК-2.3 Разрабатывает предложения по предупреждению сверхнормативного образования отходов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
причины и последствия аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, разрабатывать предложения по предупреждению негативных последствий;
правовые акты в области охраны окружающей среды.
устанавливать причины и последствия аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, разрабатывать предложения по предупреждению негативных последствий;
применять знания правовых актов в области охраны окружающей среды;
разрабатывать предложения по предупреждению сверхнормативного образования отходов.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
устанавливать причины и последствия аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, разрабатывать предложения по предупреждению негативных последствий;
применять знания правовых актов в области охраны окружающей среды;
разрабатывать предложения по предупреждению сверхнормативного образования отходов.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Теория организации.
1.1. Организация производства как система научных знаний и область практической деятельности /Лек/
1.1. Организация производства как система научных знаний и область практической деятельности /Ср/
1.1. Организация производства как система научных знаний и область практической деятельности /Пр/
1.2. Этапы развития теории организации производства /Лаб/
1.2. Этапы развития теории организации производства /Ср/
1.3. Научные основы организации производства /Лек/
1.3. Научные основы организации производства /Пр/
1.3. Научные основы организации производства /Ср/
1.4. Предприятия и их классификация /Лаб/
1.4. Предприятия и их классификация /Ср/
1.5. Структура предприятий отрасли /Лек/
1.5. Структура предприятий отрасли /Пр/
1.5. Структура предприятий отрасли /Ср/
1.6. Производственный процесс: понятие, состав, структура, принципы и методы рациональной организации /Лаб/
1.6. Производственный процесс: понятие, состав, структура, принципы и методы рациональной организации /Ср/
1.7 Организация производственного процесса во времени /Лек/
1.7 Организация производственного процесса во времени /Пр/
1.7 Организация производственного процесса во времени /Ср/
Раздел 2. Организация производства на предприятиях
2.1 Сущность поточного производства и методы организации потока на предприятиях отрасли /Лаб/
2.1 Сущность поточного производства и методы организации потока на предприятиях отрасли /Ср/
2.2 Параметры организации и управления потоком /Лек/
2.2 Параметры организации и управления потоком /Пр/
2.2 Параметры организации и управления потоком /Ср/
2.3 Производственная мощность предприятий отрасли: понятие, порядок расчета, резервы использования /Лаб/
2.3 Производственная мощность предприятий отрасли: понятие, порядок расчета, резервы использования /Пр/
2.3 Производственная мощность предприятий отрасли: понятие, порядок расчета, резервы использования /Ср/
2.4 Организация технического обслуживания и ремонта оборудования предприятий отрасли /Лек/
2.4 Организация технического обслуживания и ремонта оборудования предприятий отрасли /Лаб/
2.4 Организация технического обслуживания и ремонта оборудования предприятий отрасли /Ср/
2.5 Организация энергетического обеспечения производства /Лаб/
2.5 Организация энергетического обеспечения производств /Ср/
2.6 Организация складского и тарного хозяйства /Лек/
2.6 Организация складского и тарного хозяйства /Пр/
2.6 Организация складского и тарного хозяйства /Ср/
2.7 Организация транспортного обслуживания производства /Лаб/
2.7 Организация транспортного обслуживания производства /Ср/
2.8 Основы организационного проектирования. Организация производства новых видов продукции и освоения новой деятельности /Лек/
2.8 Основы организационного проектирования. Организация производства новых видов продукции и освоения новой деятельности /Пр/
2.8 Основы организационного проектирования. Организация производства новых видов продукции и освоения новой деятельности /Ср/
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Основные понятия и их взаимосвязи в теории организации
2. Анализ основных направлений развития отечественной теории организации
3. Анализ зарубежных достижений в теории организации
4. Системный подход и организация
5. Законы организации
6. Принципы и методы организационной деятельности, ее рационализации
7. Проектирование организационных систем и рационализация организационной структуры предприятий
8. Особенности организации деятельности сервисных и предпринимательских структур
9. Организационная и корпоративная культура
10. Логистика в организации
11. Проблемы и перспективы развития теории организации
12. Направления взаимодействия организации и менеджмента
13. Научные основы создания интегрированных организационных структур инновационного предпринимательства
14. Организация производства как система научных знаний и область практической деятельности
15. Предприятие как системная социально-экономическая организация
16. Сущность и содержание организационно-экономических систем (ОЭС) в рамках системной концепции организации производства
17. Типы и формы организации производства
18. Организация подготовки производства
19. Организация инновационной деятельности на предприятии
20. Организация основных производственных процессов
21. Организация производства и материальных потоков в подразделениях предприятия
22. Организация производственной инфраструктуры предприятия
23. Организация инструментального хозяйства
24. Организация ремонтного и энергетического хозяйства
25. Организация транспортного и складского хозяйства
26. Производственная структура предприятия
27. Организация труда и ее взаимодействие с организацией производства
28. Организация нормирования и оплаты труда
29. Блочно-модульный принцип системной организации
30. Совершенствование организации производства на предприятии
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Тематика докладов
1. Организация производства как системы научных знаний и область практической деятельности
2. Этапы развития теории организации производства
3. Научные основы организации производства
4. Предприятия и их классификация
5. Структура предприятий отрасли
6. Производственный процесс: понятие, состав, структура, принципы и методы рациональной организации
7. Организация производственного процесса во времени
8.Сущность поточного производства и методы организации потока на предприятиях отрасли
9. Параметры организации и управления потоком
10.Производственная мощность предприятий отрасли: понятие, порядок расчѐта, резервы использования
11.Организация технического обслуживания и ремонта оборудования предприятий отрасли
12.Организация энергетического обеспечения производства
13. Организация складского и тарного хозяйства
14.Организация транспортного обслуживания производства
15. Основы организационного проектирования.
16.Организация производства новых видов продукции и освоения новой деятельности.
5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Теория организации. Организация производства: учебное пособие
6.1.2. Дополнительная литература
Организация и планирование производства на предприятиях: учебник
Организация и планирование производства на предприятиях: учебник
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Доска ученическая настенная трехэлементная (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран с электроприводом СЕНА EcMaster Electric 180*180 (1 шт.), ноутбук, проектор) и учебно-наглядные пособия, кафедра лектора настольная (1 шт.), стол ученический 4-х местный на металлокаркасе (26 шт.), стул полумягкий (1 шт.), скамейка 4-х местная на металлокаркасе (25 шт.), настенные плакаты и стенды (9 шт.)
Доска ученическая настенная трехэлементная, столы (15 шт.), стулья (23 шт.), стенды (3 шт.), тренажерно-диагностичекий комплекс «Кондиционер», тренажерно-диагностичекий комплекс «Холодильник», тестораскаточная машина Imperia, фильтр комбинированный, Тестомес Fimar 7/S
Доска ученическая настенная трехэлементная, столы (15 шт.), стулья (23 шт.), стенды (3 шт.), тренажерно-диагностичекий комплекс «Кондиционер», тренажерно-диагностичекий комплекс «Холодильник», тестораскаточная машина Imperia, фильтр комбинированный, Тестомес Fimar 7/S
Персональный компьютер "Информатика" с LСD монитором, сетевым фильтром (11 шт.), доска ученическая настенная трехэлементная (1 шт.), стул полумягкий (9 шт.), стол компьютерный (12 шт.), стол ученический 2-х местный на металокаркасе (10 шт.), стул ученический на металлокаркасе (23 шт.), настенный плакат (1 шт.)
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (ноутбуки, персональные компьютеры) (4 шт.)
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (персональные компьютеры) (3 шт.). Стол ученический 2-х местный (5 шт.), стул ученический (7 шт.)
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями, лабораторными и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, осуществление текущего и промежуточного форм контроля.
Система знаний по дисциплине «Основы технологии и организации производств» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, бакалавр готовится к лабораторным, практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, методов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его
аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать лабораторные, практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи и тесты для самостоятельной работы, литературу. Занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Занятия заканчиваются подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение материалов учебников и статей из литературы, решение задач. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины, для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
Приложение 1 (МУ к ФОС).docx
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________