2023-2024_20_03_01-23-1 Техносф_ безоп__plx_Вентиляция_ отопление и кондиционирование воздуха на предприятии
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Механизации, электрификации и автоматизации с/х производства
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
14.06.2023 г.
 
Б1.В.ДВ.01.02
Вентиляция, отопление и кондиционирование воздуха на предприятии
Направление подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность

Направленность (профиль) Безопасность технологических процессов и производств

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
экзамен зачет    
Виды контроля:
часов на контроль
36
самостоятельная работа
74
аудиторные занятия
106
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
6 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
216
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

6 (3.2)
7 (4.1)
Итого
Недель
17 2/6
16 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
32
32
14
14
46
46
Лабораторные
16
16
14
14
30
30
Практические
16
16
14
14
30
30
В том числе инт.
10
10
12
12
22
22
Итого ауд.
64
64
42
42
106
106
Кoнтактная рабoта
64
64
42
42
106
106
Сам. работа
44
44
30
30
74
74
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
108
108
216
216
 
 
 
Программу составил(и):
Ст.пр., Акулова Т.Н.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность (приказ Минобрнауки России от 25.05.2020 г. № 680).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Вентиляция, отопление и кондиционирование воздуха на предприятии" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность

Направленность (профиль) Безопасность технологических процессов и производств, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 14.06.2023 г., протокол № 17.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Мардарьев С.Н. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Мардарьев С.Н. 
Председатель методической комиссии факультета  Гаврилов В.Н.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование знаний, умений и навыков в области проектирования и эксплуатации систем промышленной вентиляции, отопления и кондиционирования, а также по созданию и поддержанию нормальных атмосферных условий и требуемой степени чистоты воздуха на рабочих местах
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Основы технологии и организации производств
2.1.2
Нормативные основы промышленной безопасности
2.1.3
Учебная практика, ознакомительная практика
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Защита в чрезвычайных ситуациях
 
2.2.2
Производственная практика, преддипломная практика
 
2.2.3
Производственная практика,технологическая (проектно-технологическая) практика
 
2.2.4
Специальная оценка условий труда в пищевой промышленности
 
2.2.5
Специальная оценка условий труда на предприятии
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПК-2. Способен устанавливать причины и последствия аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, разрабатывать предложения по предупреждению негативных последствий
 
ПК-2.2 Применяет знания правовых актов в области охраны окружающей среды
 
 
 
ПК-2.3 Разрабатывает предложения по предупреждению сверхнормативного образования отходов
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
причины и последствия аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, разрабатывать предложения по предупреждению негативных последствий
3.1.2
правовые акты  в области охраны окружающей среды
3.1.3
предложения по предупреждению сверхнормативного образования отходов
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
устанавливать причины и последствия аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, разрабатывать предложения по предупреждению негативных последствий
3.2.2
применять знания правовых актов в области охраны окружающей среды
3.2.3
разрабатывать предложения по предупреждению сверхнормативного образования отходов
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
в установлении причины и последствия аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, разрабатывать предложения по предупреждению негативных последствий
3.3.2
в применении знания правовых актов в области охраны окружающей среды
3.3.3
разработки предложения по предупреждению сверхнормативного образования отходов
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Теоретические основы холодильного и вентиляционного оборудования

 
1.1. Основные типы холодильных машин /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

4
ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
0
 
1.1. Основные типы холодильных машин /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

2
ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
Оснащенность
 
1.2. Принципиальные схемы и расчет теоретического рабочего цикла одноступенчатой холодильной машины /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

2
ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
0
 
1.2. Принципиальные схемы и расчет теоретического рабочего цикла одноступенчатой холодильной машины /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

4
ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
1.3. Принципиальные схемы и циклы многоступенчатых холодильных машин /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

4
ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
0
 
1.3. Принципиальные схемы и циклы многоступенчатых холодильных машин /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

4
ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
1.4. Расчет основных параметров поршневых компрессоров холодильных машин /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

2
ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
0
 
1.4. Расчет основных параметров поршневых компрессоров холодильных машин /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

2
ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
1.4. Расчет основных параметров поршневых компрессоров холодильных машин /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

2
ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
0
 
2.2. Вопросы охраны труда и техники безопасности при работе с различ¬ными видами хладагентов. Характеристика хладоносителей и требования к ним. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

2
ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
0
 
 
Раздел 2. Типы хладагентов

 
2.1. Характеристики   аммиака, хладонов и азеотропных смесей /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

4
ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
0
 
2.1. Характеристики   аммиака, хладонов и азеотропных смесей /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

2
ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
0
 
2.1. Характеристики   аммиака, хладонов и азеотропных смесей /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

2
ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
2.2. Вопросы охраны труда и техники безопасности при работе с различ¬ными видами хладагентов.  /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

3
ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
0
 
2.2. Вопросы охраны труда и техники безопасности при работе с различ¬ными видами хладагентов.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

2
ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
 
Раздел 3. Классификация, назначение, устройство и принцип работы оборудования

 
3.1. Теплообменные  аппараты холодильных машин. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

4
ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
0
 
Оснащенность
 
3.1. Теплообменные  аппараты холодильных машин. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

2
ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
3.2. Воздухоохладители и охлаждающие батареи /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

4
ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
0
 
3.2. Воздухоохладители и охлаждающие батареи /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

2
ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
0
 
3.2. Воздухоохладители и охлаждающие батареи /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

2
ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
3.3. Вспомогательные аппараты. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

4
ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
0
 
3.3. Вспомогательные аппараты. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

3
ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
3.4. Системы охлаждения. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

2
ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
0
 
3.4. Системы охлаждения. /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

5
ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
0
 
3.4. Системы охлаждения. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

8
ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
3.5. Холодильные установки. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

2
ПК-2.2 ПК-2.3
6
2
Проблемная лекция
0
 
3.5. Холодильные установки. /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

2
ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
0
 
3.5. Холодильные установки. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

5
ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
3.6. Изоляционные конструкции холодильника /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

2
ПК-2.2 ПК-2.3
6
2
Проблемная лекция
0
 
3.6. Изоляционные конструкции холодильника /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

8
ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
3.1. Теплообменные  аппараты холодильных машин. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

2
ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
0
 
3.2. Воздухоохладители и охлаждающие батареи /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

2
ПК-2.2 ПК-2.3
6
2
Работа в малых группах.
0
 
3.3. Вспомогательные аппараты. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

2
ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
0
 
3.4. Системы охлаждения. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

2
ПК-2.2 ПК-2.3
6
2
Работа в малых группах.
0
 
3.5. Холодильные установки. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

2
ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
0
 
Оснащенность
 
3.6. Изоляционные конструкции холодильника /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

2
ПК-2.2 ПК-2.3
6
2
Работа в малых группах.
0
 
/Зачёт/
Л1.1Л2.1Л3.1

0
ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
0
 
 
Раздел 4. Выбор и технико-экономическая эффективность использования оборудования при хранении и первичной переработке сельскохозяйственной продукции.

 
4.1. Расчет теплопритоков. Определение расчетной холодопроизводительности компрессора. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

4
ПК-2.2 ПК-2.3
7
2
Проблемная лекция
0
 
4.1. Расчет теплопритоков. Определение расчетной холодопроизводительности компрессора. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

6
ПК-2.2 ПК-2.3
7
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
4.2. Применение холодильного оборудования для обработки и хранения пищевых продуктов /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

4
ПК-2.2 ПК-2.3
7
2
Проблемная лекция
0
 
4.2. Применение холодильного оборудования для обработки и хранения пищевых продуктов /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

4
ПК-2.2 ПК-2.3
7
0
0
 
4.2. Применение холодильного оборудования для обработки и хранения пищевых продуктов /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

6
ПК-2.2 ПК-2.3
7
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
4.3. Ледяное и льдосоляное охлаждение. /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

4
ПК-2.2 ПК-2.3
7
0
0
 
4.3. Ледяное и льдосоляное охлаждение. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

6
ПК-2.2 ПК-2.3
7
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
4.4. Расчет тепло- и влагопритоков и определение количества воздуха, подаваемого в кондиционируемые помещения. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

2
ПК-2.2 ПК-2.3
7
0
0
 
4.4. Расчет тепло- и влагопритоков и определение количества воздуха, подаваемого в кондиционируемые помещения. /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

4
ПК-2.2 ПК-2.3
7
2
Работа в малых группах.
0
 
4.4. Расчет тепло- и влагопритоков и определение количества воздуха, подаваемого в кондиционируемые помещения. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

6
ПК-2.2 ПК-2.3
7
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
4.5. Подбор вентилятора и электродвигателя /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

4
ПК-2.2 ПК-2.3
7
2
Проблемная лекция
0
 
4.5. Подбор вентилятора и электродвигателя /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

2
ПК-2.2 ПК-2.3
7
0
0
 
4.5. Подбор вентилятора и электродвигателя /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

6
ПК-2.2 ПК-2.3
7
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
Оснащенность
 
4.1. Расчет теплопритоков. Определение расчетной холодопроизводительности компрессора. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

4
ПК-2.2 ПК-2.3
7
0
0
 
4.2. Применение холодильного оборудования для обработки и хранения пищевых продуктов. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

2
ПК-2.2 ПК-2.3
7
0
0
 
4.3. Ледяное и льдосоляное охлаждение. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

4
ПК-2.2 ПК-2.3
7
0
0
 
4.4. Расчет тепло- и влагопритоков и определение количества воздуха, подаваемого в кондиционируемые помещения. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

4
ПК-2.2 ПК-2.3
7
4
Работа в малых группах.
0
 
/Экзамен/
Л1.1Л2.1Л3.1

36
ПК-2.2 ПК-2.3
7
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Идеальный газ и его законы.

2. Холодильная криогенная и вентиляционная техника  и ее использования в сельском хозяйстве.

3. Физические принципы получения искусственного холода.

4. Процесс конденсации. Изотермы Ван-дер-Ваальса.

5. Критическое состояние и параметры охлаждающих веществ.

6. Адиабатное дросселирование.

7. Адиабатное расширение.

8. Вихревой и термоэлектрический эффекты.

9. Холодильные агенты и хладоносители.

10. Области применения хладагентов.

11. Построение на I-d диаграмме процессов  нагрева и охлаждения воздуха.

12. Построение на I-d диаграмме процесса увлажнения воздуха.

13. Построение на I-d диаграмме процесса осушения воздуха.

14. Цикл паровой холодильной машины с детандером в области влажного пара.

15. Цикл паровой холодильной машины с дросселированием в области влажного пара.

16. Цикл паровой холодильной машины с переохлаждением рабочего вещества.

17. Цикл паровой холодильной машины с регенерацией рабочего вещества.

18. Цикл паровой холодильной машины с всасыванием в компрессор сухого или перегретого пара.

19. Цикл и схема паровой многоступенчатой холодильной машины.

20. Способы и системы охлаждения с.-х. продуктов.

21. Воздушные системы и системы смешанного охлаждения.

22. Термодинамика влажного воздуха.

23. Очистка и контроль воздуха в помещениях для охлаждения и хранения сельскохозяйственных продуктов.

24. Термодинамические параметры охлаждающих веществ в Т-s, lg p-i, i-s диаграммах.

25. Теплофизические, физико-химические и физиологические свойства охлаждающих веществ. Области применения.

26. Безнасосная система непосредственного охлаждения.

27. Насосно-циркуляционные системы охлаждения.

28. Системы с промежуточным хладоносителем (рассолы, этиленгликоль, фреоны, твердые хладоносители)

29. Системы с аккумулятором холода. Расчет теоретического цикла паровой одноступенчатой холодильной машины.

30. Поршневые компрессоры, классификация, принцип действия, устройство и работа. Конструкции узлов и деталей поршневых компрессоров.

31. Расчет основных параметров поршневого компрессора: действительная и индикаторная диаграмма, КПД компрессора,  определение  подачи компрессора и потребной мощности для привода.

32. Принцип действия, технические характеристики, конструкции ротационных и винтовых компрессоров.

33. Пароэжекторные холодильные машины. Принцип действия. Теоретический процесс работы и тепловой коэффициент пароэжекторных машин.

34. Получение холода абсорбционными методами.

35. Скороморозильные аппараты. Конструкция скороморозильных аппаратов. Аппараты воздушной заморозки.

36. Аппараты контактного типа.

37. Конструкции многоплиточных скороморозильных аппаратов.

38. Льдогенераторы. Конструкции, принцип действия.

39. Системы кондиционирования. Технологические кондиционеры. Конструктивные особенности и схемные решения.

40. Вентиляторы. Классификация, конструкции, область применения. Системы вентиляции.

41. Расчет воздуховодов. Подбор вентилятора и электродвигателя.

42. Конденсаторы. Классификация. Принцип действия, эксплуатационные характеристики.

 
Оснащенность
 
43. Испарители. Принцип действия и конструктивные особенности.

44. Воздухоохладители. Сухие воздухоохладители непосредственного испарения и рассольные. Конструктивные особенности.

45. Вспомогательная аппаратура. Теплообменники-переохладители. Промежуточные сосуды. Маслоотделители. Отделители жидкости. Грязеуловители. Ресиверы. Фильтры.

46. Хранилища и холодильники в с.-х. Типы хранилищ для картофеля, овощей, плодов, их характеристика.

47. Строительные конструкции. Изоляционные конструкции. Пароизоляция теплоизоляционных конструкций.

48. Теплоизоляция холодильных трубопроводов и аппаратов. Расчет и подбор теплоизоляционных материалов.

49. Расчет теплопритоков. Определение расчетной холодопроизводительности компрессора.

50. Бытовые холодильники и морозильники.

51. Воздушные холодильные машины.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Идеальный газ и его законы.

2. Холодильная криогенная и вентиляционная техника  и ее использования в сельском хозяйстве.

3. Физические принципы получения искусственного холода.

4. Процесс конденсации. Изотермы Ван-дер-Ваальса.

5. Критическое состояние и параметры охлаждающих веществ.

6. Адиабатное дросселирование.

7. Адиабатное расширение.

8. Вихревой и термоэлектрический эффекты.

9. Холодильные агенты и хладоносители.

10. Области применения хладагентов.

11.Построение на I-d диаграмме процессов  нагрева и охлаждения воздуха.

12. Построение на I-d диаграмме процесса увлажнения воздуха.

13. Построение на I-d диаграмме процесса осушения воздуха.

14. Цикл паровой холодильной машины с детандером в области влажного пара.

15. Цикл паровой холодильной машины с дросселированием в области влажного пара.

16. Цикл паровой холодильной машины с переохлаждением рабочего вещества.

17. Цикл паровой холодильной машины с регенерацией рабочего вещества.

18. Цикл паровой холодильной машины с всасыванием в компрессор сухого или перегретого пара.

19. Цикл и схема паровой многоступенчатой холодильной машины.

20. Способы и системы охлаждения с.-х. продуктов.

21. Воздушные системы и системы смешанного охлаждения.

22.Термодинамика влажного воздуха.

23. Очистка и контроль воздуха в помещениях для охлаждения и хранения сельскохозяйственных продуктов.

24. Термодинамические параметры охлаждающих веществ в Т-s, lg p-i, i-s диаграммах.

25. Теплофизические, физико-химические и физиологические свойства охлаждающих веществ. Области применения.

26. Безнасосная система непосредственного охлаждения.

27. Насосно-циркуляционные системы охлаждения.

28. Системы с промежуточным хладоносителем (рассолы, этиленгликоль, фреоны, твердые хладоносители).

29. Системы с аккумулятором холода.

30. Расчет теоретического цикла паровой одноступенчатой холодильной машины.

31. Поршневые компрессоры, классификация, принцип действия, устройство и работа. Конструкции узлов и деталей поршневых компрессоров.

32. Расчет основных параметров поршневого компрессора: действительная и индикаторная диаграмма, КПД компрессора,  определение  подачи компрессора и потребной мощности для привода.

33. Принцип действия, технические характеристики, конструкции ротационных и винтовых компрессоров.

34. Пароэжекторные холодильные машины. Принцип действия. Теоретический процесс работы и тепловой коэффициент пароэжекторных машин.

35. Получение холода абсорбционными методами.

36. Скороморозильные аппараты. Конструкция скороморозильных аппаратов. Аппараты воздушной заморозки. Аппараты контактного типа. Конструкции многоплиточных скороморозильных аппаратов.

37. Льдогенераторы. Конструкции, принцип действия.

38. Системы кондиционирования. Технологические кондиционеры. Конструктивные особенности и схемные решения.

39. Вентиляторы. Классификация, конструкции, область применения. Системы вентиляции.

40. Расчет воздуховодов. Подбор вентилятора и электродвигателя.

41. Конденсаторы. Классификация. Принцип действия, эксплуатационные характеристики.

42. Испарители. Принцип действия и конструктивные особенности.

43. Воздухоохладители. Сухие воздухоохладители непосредственного испарения и рассольные. Конструктивные особенности.

44. Вспомогательная аппаратура. Теплообменники-переохладители. Промежуточные сосуды. Маслоотделители. Отделители жидкости. Грязеуловители. Ресиверы. Фильтры.

45. Хранилища и холодильники в с.-х. Типы хранилищ для картофеля, овощей, плодов, их характеристика.

46. Строительные конструкции. Изоляционные конструкции. Пароизоляция теплоизоляционных конструкций.

47. Теплоизоляция холодильных трубопроводов и аппаратов. Расчет и подбор теплоизоляционных материалов.

 
Оснащенность
 
48. Расчет теплопритоков. Определение расчетной  холодопроизводительности компрессора.

49. Бытовые холодильники и морозильники.

50. Воздушные холодильные машины.

 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
не предусмотрено
 
Опрос

1. Расчет и построение процессов изменения состояния влажного воздуха на h-d диаграмме

2. Выбор расчетных параметров наружного и внутреннего воздуха

3. Выбор оборудования приточной камеры

4. Выбор оборудования приточной камеры

5. Определение количества вредностей, поступающих в производственное помещение

6. Расчет местных отсосов от технологического оборудования. Расчет воздушного душа.

7. Определение производительности вытяжной аварийной вентиляции в производственном помещении

8. Инструментальные измерения при наладке систем отопления и вентиляции

9. Определение потерь на трение в воздуховодах

10. Определение потерь на местных сопротивлениях

11. Определение аэродинамической характеристики воздушного клапана

12. Теплотехнические и аэродинамические испытания воздухонагревателя

13. Идеальный газ и его законы.

14. Холодильная криогенная и вентиляционная техника  и ее использования в сельском хозяйстве.

15. Физические принципы получения искусственного холода.

16. Процесс конденсации. Изотермы Ван-дер-Ваальса.

17. Критическое состояние и параметры охлаждающих веществ.

18. Адиабатное дросселирование.

19. Адиабатное расширение.

20. Вихревой и термоэлектрический эффекты.

21. Холодильные агенты и хладоносители.

22. Области применения хладагентов.

23. .Построение на I-d диаграмме процессов  нагрева и охлаждения воздуха.

24. Построение на I-d диаграмме процесса увлажнения воздуха.

25. Построение на I-d диаграмме процесса осушения воздуха.

26. Цикл паровой холодильной машины с детандером в области влажного пара.

27. Цикл паровой холодильной машины с дросселированием в области влажного пара.

28. Цикл паровой холодильной машины с переохлаждением рабочего вещества.

29. Цикл паровой холодильной машины с регенерацией рабочего вещества.

30. Цикл паровой холодильной машины с всасыванием в компрессор сухого или перегретого пара.

31. Цикл и схема паровой многоступенчатой холодильной машины.

32. Способы и системы охлаждения с.-х. продуктов.

33. Воздушные системы и системы смешанного охлаждения.

34. Термодинамика влажного воздуха.

35. Очистка и контроль воздуха в помещениях для охлаждения и хранения сельскохозяйственных продуктов.

36. Термодинамические параметры охлаждающих веществ в Т-s, lg p-i, i-s диаграммах.

37. .Теплофизические, физико-химические и физиологические свойства охлаждающих веществ. Области применения.

38. Безнасосная система непосредственного охлаждения.

39. Насосно-циркуляционные системы охлаждения.

40. Системы с промежуточным хладоносителем (рассолы, этиленгликоль, фреоны, твердые хладоносители).

41. Системы с аккумулятором холода.

42. Расчет теоретического цикла паровой одноступенчатой холодильной машины.

43. Поршневые компрессоры, классификация, принцип действия, устройство и работа. Конструкции узлов и деталей поршневых компрессоров.

44. Расчет основных параметров поршневого компрессора: действительная и индикаторная диаграмма, КПД компрессора,  определение  подачи компрессора и потребной мощности для привода.

45. Принцип действия, технические характеристики, конструкции ро¬тационных и винтовых компрессоров.

46. Пароэжекторные холодильные машины. Принцип действия. Теорети¬ческий процесс работы и тепловой коэффициент пароэжекторных машин.

47. Получение холода абсорбционными методами.

48. Скороморозильные аппараты. Конструкция скороморозильных аппаратов. Аппараты воздушной заморозки. Аппараты контактного типа. Конструкции многоплиточных скороморозильных аппаратов.

49. Льдогенераторы. Конструкции, принцип действия.

50. Системы кондиционирования. Технологические кондиционеры. Конструктивные особенности и схемные решения.

51. Вентиляторы. Классификация, конструкции, область применения. Системы вентиляции.

52. Расчет воздуховодов. Подбор вентилятора и электродвигателя.

53. Конденсаторы. Классификация. Принцип действия, эксплуатационные характеристики.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
54. Испарители. Принцип действия и конструктивные особенности.

55. Воздухоохладители. Сухие воздухоохладители непосредственного испарения и рассольные. Конструктивные особенности.

56. Вспомогательная аппаратура. Теплообменники-переохладители. Промежуточные сосуды. Маслоотделители. Отделители жидкости. Грязеуловители. Ресиверы. Фильтры.

57. Хранилища и холодильники в с.-х. Типы хранилищ для картофеля, овощей, плодов, их характеристика.

58. Строительные конструкции. Изоляционные конструкции. Пароизоляция теплоизоляционных конструкций.

59. Теплоизоляция холодильных трубопроводов и аппаратов. Расчет и подбор теплоизоляционных материалов.

60. Расчет теплопритоков. Определение расчетной  холодопроизводительности компрессора.

61. Бытовые холодильники и морозильники.

62. Воздушные холодильные машины.

Примерные темы докладов

Раздел 1. Вентиляция промышленных зданий и сооружений

Основы термодинамики влажного воздуха

Требования к воздушно-тепловому режиму помещения

Системы и оборудование для вентиляции зданий

Вентиляция промышленных зданий и сооружений

Местная вентиляция

Аварийная вентиляция.

Подготовка к зачету и его сдача

Раздел 2. Эксплуатация и сервис  систем отопления, вентиляции и кондиционирования  

Противодымная вентиляция

в зданиях различного назначения

Борьба с шумом и вибрациями в системах вентиляции и кондиционирования

Очистка вентиляционных выбросов

Схемы и решения систем кондиционирования воздуха в зданиях различного назначения

Системы и оборудование для отопления зданий

Испытание и наладка систем отопления, вентиляции и кондиционирования  

Эксплуатация и сервис  систем отопления, вентиляции и кондиционирования  

Режимы работы, регулирования и управления систем ОВК

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Свистунов В. М., Пушняков Н. К.
Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха объектов агропромышленного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства: учебник
СПб.: Политехника, 2012
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Оболенский Н. В., Денисюк Е. А.
Холодильное и вентиляционное оборудование: учебное пособие
М.: КолосС, 2004
24
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л3.1
Тертичник Е. И.
Вентиляция: учебник
М.: Изд-во АСВ, 2015
Электронный ресурс
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
bCad Витрина
6.3.1.4
Office 2007 Suites
6.3.1.5
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.6
OfficeStandard 2010
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
6.3.2.2
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
 
Оснащенность
 
6.3.2.3
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.4
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.5
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.6
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
1-502
Учебная аудитория
Доска ученическая настенная трехэлементная (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран с электроприводом СЕНА EcMaster Electric 180*180 (1 шт.), ноутбук, проектор) и учебно-наглядные пособия, кафедра лектора настольная (1 шт.), стол ученический 4-х местный на металлокаркасе (26 шт.), стул полумягкий (1 шт.), скамейка 4-х местная на металлокаркасе (25 шт.), настенные плакаты и стенды (9 шт.)
Лек
 
1-506
Учебная аудитория
Доска ученическая настенная трехэлементная, столы (15 шт.), стулья (23 шт.), стенды (3 шт.), тренажерно-диагностичекий комплекс «Кондиционер», тренажерно-диагностичекий комплекс «Холодильник», тестораскаточная машина Imperia, фильтр комбинированный, Тестомес Fimar 7/S
Лаб
 
1-501
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (персональные компьютеры) (3 шт.). Стол ученический 2-х местный (5 шт.), стул ученический (7 шт.)
СР
 
1-511
Учебная аудитория
Установка охладительная ВО-У 2,5, установка прессования и охлаждения творога, шкаф жарочный ШЖЭ-1, эл. котел варочный (Варочное устройство), печь 2Ш2К,  столы (11 шт.), стулья (22 шт.), стенды (14 шт.), стеллажи с оборудованием
Пр
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями, лабораторными и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, осуществление текущего и  промежуточного форм контроля.

Система знаний по дисциплине формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, бакалавр готовится к лабораторным, практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, методов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. Посещать лабораторные, практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к  занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи и тесты для самостоятельной работы, литературу. Занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной 

 
Оснащенность
 
работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение материалов учебников и статей из литературы, решение задач. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины, для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 (МУ к ФОС).docx
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________