2023-2024_23_03_01_23-1 ТТП_plx_Химия и экология
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Землеустройства, кадастров и экологии
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
14.06.2023 г.
 
Б1.О.12
Химия и экология
Направление подготовки 23.03.01 Технология транспортных процессов

Направленность (профиль)  Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
экзамен    
Виды контроля:
часов на контроль
36
самостоятельная работа
132
аудиторные занятия
48
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
6 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
216
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
17 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Лабораторные
32
32
32
32
В том числе инт.
12
12
12
12
Итого ауд.
48
48
48
48
Кoнтактная рабoта
48
48
48
48
Сам. работа
132
132
132
132
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
216
216
216
216
 
 
 
Программу составил(и):
канд. с.-х. наук, доц., М.В. Прокопьева;канд. биол. наук, доц., Н.В. Середа
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 23.03.01 Технология транспортных процессов (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 911).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Химия и экология" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 23.03.01 Технология транспортных процессов

Направленность (профиль)  Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 14.06.2023 г., протокол № 17.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Каюкова О.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Алатырев А.С. 
Председатель методической комиссии факультета  Гаврилов В.Н.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
ознакомление студентов с концептуальными основами химии и экологии как современной комплексной науки, изучающей химические процессы, протекающие в различных геосферах Земли; формирование представлений о взаимосвязанности природных физических, химических и биологических процессов в различных земных оболочках и характере влияния на них человеческой деятельности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Общая электротехника и электроника
 
2.2.2
Прикладная математика
 
2.2.3
Техническая механика
 
2.2.4
Топливо и смазочные материалы
 
2.2.5
Экономика и менеджмент
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОПК-1. Способен применять естественнонаучные и общеинженерные знания, методы математического анализа и моделирования в профессиональной деятельности;
 
ОПК-1.1 Обладает естественнонаучными и общеинженерными знаниями, методами математического анализа и моделирования в профессиональной деятельности
 
 
 
ОПК-1.2 Осуществляет выбор необходимых естественнонаучных и общеинженерных знаний, методов математического анализа и моделирования для решения профессиональных задач
 
 
 
ОПК-1.3 Применяет на практике естественнонаучные и общеинженерные знания, методы математического анализа и моделирования для решения практических задач в профессиональной деятельности
 
 
 
ОПК-2. Способен осуществлять профессиональную деятельность с учетом экономических, экологических и социальных ограничений на всех этапах жизненного цикла транспортно-технологических машин и комплексов;
 
ОПК-2.1 Обладает знаниями осуществления профессиональной деятельности с учетом экономических, экологических и социальных ограничений на всех этапах жизненного цикла транспортно-технологических машин и комплексов
 
 
 
ОПК-2.2 В профессиональной деятельности осуществляет выбор необходимых экономических, экологических и социальных ограничений на всех этапах жизненного цикла транспортно-технологических машин и комплексов
 
 
 
ОПК-2.3 Применяет на практике необходимые экономические, экологические и социальные ограничения на всех этапах жизненного цикла транспортно-технологических машин и комплексов
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- химическую символику, важнейшие химические понятия - химический элемент, вещество, моль, относительная молекулярная масса, молярный объем, валентность, степень окисления, окисление и восстановление, окислитель и восстановитель, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, ион, тепловой эффект реакции;  
3.1.2
- основные законы химии и экологии;
3.1.3
- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения неорганических соединений;
3.1.4
- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, серная, соляная, азотная и уксусная кислота, щелочи, аммиак, минеральные удобрения.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- называть изученные вещества по международной номенклатуре, определять валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель;
3.2.2
- объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи, состояние и смещение химического равновесия;
3.2.3
- вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе, молярную концентрацию, количество вещества, объем или массу по количеству , объему или массе реагентов или продуктов реакции, водородный показатель растворов кислот, оснований и солей. 
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
- владения современной химической терминологией в области неорганической и аналитической химии,  основными навыками обращения с лабораторным оборудованием и посудой.
 
Оснащенность
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Введение Физико-химическая эволюция геосфер Земли

 
Тема 1. Особенности химических превращений в природных системах. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
1
2
Проблемная лекция
0
 
Тема 1. Особенности химических превращений в природных системах. /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
1
0
0
 
Тема 1. Особенности химических превращений в природных системах. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

10
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
1
0
Тестирование, устный ответ
0
 
Тема 2.  Геохимическая история планеты. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
1
0
0
 
Тема 2.  Геохимическая история планеты. /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
1
0
0
 
Тема 2.  Геохимическая история планеты. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

20
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
1
0
Тестирование, устный ответ
0
 
 
Раздел 2. Физико-химические процессы в атмосфере

 
Тема1. Фотохимические процессы в верхних слоях земной атмосферы. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
1
0
0
 
Тема1. Фотохимические процессы в верхних слоях земной атмосферы. /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
1
0
0
 
Тема1. Фотохимические процессы в верхних слоях земной атмосферы. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

10
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
1
0
Тестирование, устный ответ
0
 
Оснащенность
 
Тема 2. Физико-химические процессы в тропосфере. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
1
0
0
 
Тема 2. Физико-химические процессы в тропосфере. /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
1
4
Работа в малых группах
0
 
Тема 2. Физико-химические процессы в тропосфере. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

20
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
1
0
Тестирование, устный ответ
0
 
 
Раздел 3. Химические процессы в гидросфере

 
Тема 1. Аномальные свойства воды и, их роль в природе. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
1
0
0
 
Тема 1. Аномальные свойства воды и, их роль в природе. /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
1
0
0
 
Тема 1. Аномальные свойства воды и, их роль в природе. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

20
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
1
0
Тестирование, устный ответ
0
 
Тема 2. Окислительно-восстановительные процессы в гидросфере.   /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
1
2
Проблемная лекция
0
 
Тема 2. Окислительно-восстановительные процессы в гидросфере.   /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
1
2
Работа в малых группах
0
 
Тема 2. Окислительно-восстановительные процессы в гидросфере.   /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

12
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
1
0
Тестирование, устный ответ
0
 
 
Раздел 4. Химические процессы в почвенном слое

 
Тема 1. Элементный и фазовый состав почв. Гумус. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
1
0
0
 
Оснащенность
 
Тема 1. Элементный и фазовый состав почв. Гумус. /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
1
0
0
 
Тема 1. Элементный и фазовый состав почв. Гумус. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

20
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
1
0
Тестирование, устный ответ
0
 
Тема2. Микроэлементы и химическое загрязнение почв. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
1
2
Проблемная лекция
0
 
Тема2. Микроэлементы и химическое загрязнение почв. /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
1
0
0
 
Тема2. Микроэлементы и химическое загрязнение почв. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

10
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
1
0
Тестирование, устный ответ
0
 
 
Раздел 5. Миграция и трансформация загрязняющих веществ в биосфере.

 
Тема1. Классификация мигрирующих элементов. /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
1
0
0
 
Тема1. Классификация мигрирующих элементов. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

10
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
1
0
Тестирование, устный ответ
0
 
 
Раздел 6. Контроль

 
Контроль /Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

36
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
1
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
Не предусмотрено.
 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Цель и задачи дисциплины «Химия и экология»?

2.  Возникновение химических элементов и солнечной системы?

3.  Этапы эволюции биосферы, возникновение жизни?

4.  «Химия и экология» и «Зеленая химия»  -  единство целей и разница их реализации?

5.  Температурный профиль и структура атмосферы как следствие воздействия солнечной радиации?

6.  Изменение давления и химического состава воздуха по высоте?

7.  Постоянные и переменные компоненты воздуха и поллютанты?

8.  Экзосфера, ионосфера, стратосфера, тропосфера особенности химического состава?

 
Оснащенность
 
9.  Загрязнители атмосферы?

10.  Природные и антропогенные источники возникновения загрязнителей атмосферы?

11.  Неорганические и органические поллютанты  -  химические механизмы их трансформации?

12.  Первичное и вторичное загрязнение приземного слоя воздуха?

13.  Воздействие атмосферных иоллютантов па экосистемы, растения, человека?

14.  Особенности строения молекулы воды, структура «мономеров» и «ассоциатов» в поверхностных водах?

15.  Понятие о «Тяжелой» и «Сверхтяжелой» воде?

16.  Экологические типы вод?

17.  Физические, органолептические, химические, физиологические, радиоактивные свойства природных вод?

18.  Круговорот воды в природе?

19.  Классификация природных вод?

20 Уникальность воды атмосферы?

21 Особенности поверхностных вод гидросферы, подземные воды?   

22 Макро-, мезо-, микро- компоненты природных вод?

23. Источники главных компонентов природных вод?  

24.  Основные токсиканты гидросферы: нефть и нефтепродукты?

25.  Основные токсиканты гидросферы: полиииклические ароматические соединения?

26.  Основные токсиканты гидросферы: синтетические органические вещества ( пестициды), ионы тяжелых металлов?

27.  Основные токсиканты гидросферы: синтетические поверхностно-активные вещества (детергенты)?

28.  Источники их возникновения токсикантов гидросферы, пути миграции, действие на экосистемы'?

29.  Типы водопользования? Виды промышленного водопользования?

30.  Требования, предъявляемые к питьевой воде, воде хозяйственно-бытового назначения, воде для орошения и полива?

31.  Современные модели химического состава глубинных геосфер: ядра, мантии, нижней части Земной коры?

32.  Систематика элементов по Гольдшмидту?

33.  Систематика элементов Вернадскому?

34.  Биофильные элементы: макро   и микро- элементы?

35.  Биофобные элементы?

36.  Минералы - основная форма нахождения элементов в Земной коре?

37.  Химические особенности главных процессов минералообразования магматического, гидротермального?

38.  Химические особенности главных процессов минералообразования метаморфического, осадочного?

39.  Химические особенности главных процессов минералообразования диагенетического, гипергенного?

40.  Изоморфизм и адсорбция  -  факторы, увеличивающие разнообразие химического состава минералов?

41.  Безминеральные виды нахождения химических элементов в Земной коре?

42.  Виды миграции - механическая, физико-химическая?

43.  Виды миграции   биологическая миграции?

44.  Внутренние и внешние факторы миграции?

45.  Техногенная миграния - тяжелые металлы, нитраты, пестициды?

 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено.
 
Тематика рефератов

1. Природные и антропогенные факторы, определяющие химический состав поверхностных вод суши.

2. Круговорот биогенных элементов в водных экосистемах и последствия его нарушения.

3. Химический круговорот компонентов вод Мирового океана.

4. Химические превращения органических веществ в атмосфере.

5. Загрязнение окружающей среды и проблема изменения климата.

6. Проблемы нарушения кислотно-основного баланса в окружающей среде.

7. Химическая трансформация компонентов нефтяного загрязнения в окружающей среде.

8. Озоноразрушающие вещества, их источники и химическое поведение в атмосфере.

9. Влияние продуктов органического синтеза на качество окружающей среды.

10. Источники химического загрязнения окружающей среды.

11. Мониторинг химического загрязнения окружающей среды.

12. Применение химических и физико-химических методов анализа для контроля состояния объектов окружающей среды.

13. Особенности миграции загрязняющих веществ в различных средах.

14. Химические факторы почвенного плодородия и проблема деградации почв.

15. Гумусовые кислоты, их состав и свойства.

16. Биогенные элементы в почвенных процессах.

17. Окислительно-восстановительные процессы в почвах.

18. Тяжелые металлы в природных водах.

19. Буферность почв к внешним химическим воздействиям.

20. Ионный обмен и адсорбция ионов почвой.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
Оснащенность
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Пресс И. А.
Основы общей химии: учебное пособие
СПб.: Химиздат, 2017
Электронный ресурс
 
Л1.2
Валова В. Д.
Экология: учебник
М.: Дашков и К, 2017
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Коробкин В. И., Передельский Л. В.
Экология: учебник
Ростов н/Д: Феникс, 2001
0
 
Л2.2
Передельский Л. В., Коробкин В. И., Приходченко О. Е.
Экология: учебник
М.: КноРус, 2009
0
 
Л2.3
Глинка Н. Л.
Общая химия: учебное пособие
М.: КНОРУС, 2010
0
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
Office 2007 Suites
6.3.1.4
GIMP
6.3.1.5
MozillaFirefox
6.3.1.6
MozillaThinderbird
6.3.1.7
7-Zip
6.3.1.8
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.9
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.10
OfficeStandard 2010
6.3.1.11
OfficeStandard 2013
6.3.1.12
LibreOffice
6.3.1.13
ОС Windows Vista
6.3.1.14
ОС Windows 7
6.3.1.15
ОС Windows 8
6.3.1.16
ОС Windows 10
6.3.1.17
Ubuntu (Mint)
6.3.1.18
OpenOffice 4.1.1
6.3.1.19
медиапроигрыватель VLC
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
6.3.2.2
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.3
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
 
Оснащенность
 
6.3.2.4
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.5
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.6
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
СР
 
1-204
Помещение для самостоятельной работы
Столы (28 шт.), стулья (48 шт.), шкаф и стеллажи с литературой, компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(4 шт.).
СР
 
322
Учебная аудитория
Столы, стулья ученические, демонстрационное оборудование (проектор ACER (1 шт.), цифровая интерактивная доска (1 шт.), персональный компьютер ACER (1 шт.) и учебно-наглядные пособия
Лек
 
337
Учебная аудитория
Столы (14 шт.), стулья ученические (28 шт.), доска классная, проектор ViewSonic PJD5155DLP3300Lm, Экран Lumien Eco Picture LEP-100103
Лаб
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и лабораторными занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов, осуществление текущего, промежуточного   форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Химия и экология» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, обучающийся готовится к лабораторным занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, терминов, которые должны знать студенты; раскрываются концептуальные основы химии как одной из важнейших фундаментальных естественных наук, изучающей вещества, их свойства и процессы превращения веществ, сопровождающиеся изменением состава и структуры.

Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Каждая лекция должна быть логически и внутренне завершенным этапом изложения материала курса. Порядок изложения и объем излагаемого на каждой лекции материала определяется учебной программой по химии окружающей среды и предусмотренным в ней распределением количества часов на каждую тему. Каждая лекция строится по принципу триады: от общего — к частному, а на ее завершающем этапе — возвращение к общему на уровне вновь изложенного материала. Это требует подчинение ее определенному, строго выдерживаемому алгоритму или плану. В процессе лекции необходимо акцентировать внимание студентов на химические и экологические  закономерности, проводить связь с предыдущим и последующим материалом. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. Посещать лабораторные занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Лабораторные занятия необходимо планировать так, чтобы тема лекции предшествовала данной теме лабораторного занятия. На первом лабораторном занятии студенты, кроме инструктажа по технике безопасности, должны быть предупреждены о рабочем распорядке занятия, в частности о том, что их рабочие места должны быть подготовлены до звонка (должны лежать тетради для записи, выставлена на столы химическое оборудование и реактивы пр.). Лабораторное занятие необходимо начинать с опроса, который для группы в 15 человек не должен  занимать больше 15-20 мин. Должны быть опрошены все студенты группы, поэтому вопросы, предлагаемые студентам, должны быть настолько конкретны, чтобы требовали короткого, конкретного ответа. Затем преподаватель должен ознакомить студентов с содержанием занятия, обсудить вопросы хода проведения опытов. На это также не должно быть потрачено более 15-20 мин. Остальное время занятия 

 
Оснащенность
 
отводится на выполнение и оформление работы. На каждом занятии, параллельно с этой работой, рекомендуется выделять для студентов время (во второй половине занятия) на защиту лабораторных работ. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Лабораторное занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение дополнительной информации, материалов учебников, решение задач, написание докладов, рефератов для получения глубоких дополнительных знаний. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины, для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

При изучении дисциплины «Химия и экология» следует усвоить: основные типы химических реакций (кислотно-основные, комплексообразования, окисления-восстановления) и процессов (осаждение, растворение, сорбция, экстракция), учение о растворах, теорию электролитической диссоциации, гидролиз, учение о скорости и термодинамике  химических реакций,  количественные соотношения в химии и законы стехиометрии, основные законы экологии, основные методы анализа неорганических и органических веществ.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 (МУ к ФОС).docx
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________