2023-2024_23_03_01_23-1 ТТП_plx_История развития транспорта в контексте социокультурного развития человечества
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Общеобразовательных дисциплин
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
14.06.2023 г.
 
Б1.В.ДВ.02.01
История развития транспорта в контексте социокультурного развития человечества
Направление подготовки 23.03.01 Технология транспортных процессов

Направленность (профиль)  Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
18
аудиторные занятия
54
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
18 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Семинарские занятия
36
36
36
36
В том числе инт.
14
14
14
14
Итого ауд.
54
54
54
54
Кoнтактная рабoта
54
54
54
54
Сам. работа
18
18
18
18
Итого
72
72
72
72
 
 
 
Программу составил(и):
д-р филос. наук, проф., Р.В. Михайлова
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 23.03.01 Технология транспортных процессов (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 911).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "История развития транспорта в контексте социокультурного развития человечества" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 23.03.01 Технология транспортных процессов

Направленность (профиль)  Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 14.06.2023 г., протокол № 17.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Михайлова Р.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Алатырев А.С. 
Председатель методической комиссии факультета  Гаврилов В.Н.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование и систематизация знания об истории, современном состоянии и тенденциях  развития транспорта как системы в свете происходящих социокультурных изменений общества
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.1.2
Психосаморегуляция обучающегося с ограниченными возможностями здоровья
2.1.3
Русский язык и культура речи в транспортной сфере
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Философия
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
 
УК-6.1 Знает: основные приемы эффективного управления собственным временем, основные методики самоконтроля, саморазвития и самообразования на протяжении всей жизни
 
 
 
УК-6.2 Умеет: эффективно планировать и контролировать собственное время,  использовать методы саморегуляции, саморазвития и самообучения
 
 
 
УК-6.3 Имеет навыки: управления собственным временем, технологиями приобретения, использования и обновления социокультурных и профессиональных знаний
 
 
 
УК-9. Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах
 
УК-9.1 Знает: об инклюзивной компетентности, ее компонентах и структуре; об особенностях применения базовых дефектологических знаний в социальной и профессиональной сферах
 
 
 
УК-9.2 Умеет: планировать профессиональную деятельность с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами
 
 
 
УК-9.3 Имеет навыки: взаимодействия в социальной и профессиональной сферах с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные приемы эффективного управления собственным временем, основные методики самоконтроля, саморазвития и самообразования на протяжении всей жизни; об инклюзивной компетентности, ее компонентах и структуре; об особенностях применения базовых дефектологических знаний в социальной и профессиональной сферах
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
эффективно планировать и контролировать собственное время, использовать методы саморегуляции, саморазвития и самообучения; планировать профессиональную деятельность с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
управления собственным временем, технологиями приобретения, использования и обновления социокультурных и профессиональных знаний; взаимодействия в социальной и профессиональной сферах с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. История транспорта как объект научного исследования 

 
Введение.Курс «История развития транспорта в контексте социокультурного развития человечества» - его предмет, цели и задачи /Лек/
Л1.1Л2.1

0
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
0
 
Оснащенность
 
Введение.Курс «История развития транспорта в контексте социокультурного развития человечества» - его предмет, цели и задачи /Сем зан/
Л1.1Л2.1

2
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
0
 
Введение.Курс «История развития транспорта в контексте социокультурного развития человечества» - его предмет, цели и задачи /Ср/
Л1.1Л2.1

2
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
устный ответ на вопрос, собеседование, сообщение, доклад на практических и семинарских занятиях, творческая работа, тестирование и пр.
0
 
 
Раздел 2. История возникновения и развития транспорта

 
Социокультурное значение  транспорта в истории человечества. Транспорт как ценность /Лек/
Л1.1Л2.1

1
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
0
 
Социокультурное значение  транспорта в истории человечества. Транспорт как ценность /Сем зан/
Л1.1Л2.1

2
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
2
учебная дискуссия
0
 
Социокультурное значение  транспорта в истории человечества. Транспорт как ценность /Ср/
Л1.1Л2.1

1
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
устный ответ на вопрос, собеседование, сообщение, доклад на практических и семинарских занятиях, творческая работа, тестирование и пр.
0
 
История становления и развития транспорта в древних  цивилизациях /Лек/
Л1.1Л2.1

1
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
0
 
История становления и развития транспорта в древних  цивилизациях /Сем зан/
Л1.1Л2.1

2
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
0
 
История становления и развития транспорта в древних  цивилизациях /Ср/
Л1.1Л2.1

1
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
устный ответ на вопрос, собеседование, сообщение, доклад на практических и семинарских занятиях, творческая работа, тестирование и пр.
0
 
Развитие транспорта  Древней и Средневековой Руси (IX-XVII вв.)   /Лек/
Л1.1Л2.1

1
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
0
 
Развитие транспорта  Древней и Средневековой Руси (IX-XVII вв.)   /Сем зан/
Л1.1Л2.1

2
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
0
 
Оснащенность
 
Развитие транспорта  Древней и Средневековой Руси (IX-XVII вв.)   /Ср/
Л1.1Л2.1

1
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
устный ответ на вопрос, собеседование, сообщение, доклад на практических и семинарских занятиях, творческая работа, тестирование и пр.
0
 
Транспорт России  в XVIII-XIX вв. /Лек/
Л1.1Л2.1

1
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
0
 
Транспорт России  в XVIII-XIX вв. /Сем зан/
Л1.1Л2.1

2
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
0
 
Транспорт России  в XVIII-XIX вв. /Ср/
Л1.1Л2.1

1
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
устный ответ на вопрос, собеседование, сообщение, доклад на практических и семинарских занятиях, творческая работа, тестирование и пр.
0
 
Транспорт России на рубеже XIX-XX вв. /Лек/
Л1.1Л2.1

1
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
0
 
Транспорт России на рубеже XIX-XX вв. /Сем зан/
Л1.1Л2.1

2
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
0
 
Транспорт России на рубеже XIX-XX вв. /Ср/
Л1.1Л2.1

2
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
устный ответ на вопрос, собеседование, сообщение, доклад на практических и семинарских занятиях, творческая работа, тестирование и пр.
0
 
Развитие отечественного транспорта  в  период 1917-1940 гг.  /Лек/
Л1.1Л2.1

1
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
0
 
Развитие отечественного транспорта  в  период 1917-1940 гг.  /Сем зан/
Л1.1Л2.1

2
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
0
 
Оснащенность
 
Развитие отечественного транспорта  в  период 1917-1940 гг.  /Ср/
Л1.1Л2.1

1
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
устный ответ на вопрос, собеседование, сообщение, доклад на практических и семинарских занятиях, творческая работа, тестирование и пр.
0
 
Отечественный транспорт  в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) /Лек/
Л1.1Л2.1

2
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
2
проблемная лекция
0
 
Отечественный транспорт  в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) /Сем зан/
Л1.1Л2.1

4
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
2
учебная дискуссия
0
 
Отечественный транспорт  в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) /Ср/
Л1.1Л2.1

2
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
устный ответ на вопрос, собеседование, сообщение, доклад на практических и семинарских занятиях, творческая работа, тестирование и пр.
0
 
Развитие отечественного  транспорта  во второй половине XX в. /Лек/
Л1.1Л2.1

2
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
2
проблемная лекция
0
 
Развитие отечественного  транспорта  во второй половине XX в. /Сем зан/
Л1.1Л2.1

4
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
2
учебная дискуссия
0
 
Развитие отечественного  транспорта  во второй половине XX в. /Ср/
Л1.1Л2.1

1
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
устный ответ на вопрос, собеседование, сообщение, доклад на практических и семинарских занятиях, творческая работа, тестирование и пр.
0
 
Современное состояние,   тенденции  и проблемы развития транспорта России на рубеже XX-XXI вв.  /Лек/
Л1.1Л2.1

2
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
0
 
Современное состояние,   тенденции  и проблемы развития транспорта России на рубеже XX-XXI вв.  /Сем зан/
Л1.1Л2.1

4
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
0
 
Оснащенность
 
Современное состояние,   тенденции  и проблемы развития транспорта России на рубеже XX-XXI вв.  /Ср/
Л1.1Л2.1

2
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
устный ответ на вопрос, собеседование, сообщение, доклад на практических и семинарских занятиях, творческая работа, тестирование и пр.
0
 
Историко-географическое развитие видов транспорта /Лек/
Л1.1Л2.1

2
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
0
 
Историко-географическое развитие видов транспорта /Сем зан/
Л1.1Л2.1

2
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
2
учебная дискуссия
0
 
Историко-географическое развитие видов транспорта /Ср/
Л1.1Л2.1

1
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
устный ответ на вопрос, собеседование, сообщение, доклад на практических и семинарских занятиях, творческая работа, тестирование и пр.
0
 
Развитие транспортной системы  в современном мире  /Лек/
Л1.1Л2.1

2
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
2
проблемная лекция
0
 
Развитие транспортной системы  в современном мире  /Сем зан/
Л1.1Л2.1

4
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
0
 
Развитие транспортной системы  в современном мире  /Ср/
Л1.1Л2.1

2
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
устный ответ на вопрос, собеседование, сообщение, доклад на практических и семинарских занятиях, творческая работа, тестирование и пр.
0
 
Актуальные проблемы истории развития транспорта  /Лек/
Л1.1Л2.1

2
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
0
 
Актуальные проблемы истории развития транспорта  /Сем зан/
Л1.1Л2.1

4
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
0
 
Оснащенность
 
Актуальные проблемы истории развития транспорта  /Ср/
Л1.1Л2.1

1
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
устный ответ на вопрос, собеседование, сообщение, доклад на практических и семинарских занятиях, творческая работа, тестирование и пр.
0
 
Подготовка, сдача зачета /Зачёт/
Л1.1Л2.1

0
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
Вопросы для оценки знаний теоретического курса

1. Предмет, цели и задачи  курса  «История развития  транспорта в контексте социокультурного развития человечества» как отрасли научных знаний.

2. Основные понятия истории транспорта.

3. Место дисциплины в системе научных знаний. Функции дисциплины.

4. Роль транспорта в жизни общества.

5. Место и роль транспорта в прогрессе человечества.

6. Транспортная система,  ее особенности. Единая транспортная система страны.

7. Виды транспорта, их особенности и назначение.

8. Взаимосвязь  развития  видов  транспорта.

9. Транспорт  древних цивилизаций (краткий исторический обзор).

10. Развитие транспорта в эпоху Средневековья и Возрождения .

11. Роль первых паровых двигателей и паровых машин в  развитии транспорта в мире и в России .

12. Основные виды транспорта Древней и Средневековой Руси.

13. Географические открытия XVI-XVII вв. Судоходство в Сибири.

14. Развитие водного транспорта в эпоху Петра I.

15. Роль транспорта в условиях  становления и развития Российского централизованного государства .

16. Начало железнодорожного строительства в России. История Царскосельской железной дороги.

17. Создание общегосударственных органов управления путями сообщения в России. Подготовка специалистов для отрасли.

18. Пути сообщения России в начале XIX  в .

19. Роль Транссибирской магистрали для освоения Сибири и Дальнего Востока.

20. Сухопутные и водные пути сообщения России в середине XIX в.

21. История  Горьковской железной дороги.

22.Автомобильный и воздушный транспорт России как новые виды транспорта на рубеже XIX-XX вв .

23. Общая характеристика транспортной системы России к 1917 г.

24. Становление новой системы управления  отечественным транспортом  после 1917 г.

25.Роль транспорта в индустриализации страны.

26. Итоги дорожного строительства в Чувашии в 1930-е  гг.

27. Общая характеристика отечественной транспортной системы накануне Великой Отечественной войны.

28. Транспортное обеспечение  боевых операций (битвы под Москвой, Сталинградская, Курская битвы и др.)  Великой Отечественной войны.

29. Транспортное обеспечение эвакуационных перевозок  в годы Великой Отечественной войны.

30. Отечественный автомобильный транспорт в годы Великой Отечественной войны.

31. Роль гужевого и вьючного транспорта  страны  в годы Великой Отечественной войны.

32. Значение транспорта  в победе советского народа в Великой Отечественной войне .

33. Послевоенное состояние отечественной транспортной системы  и задачи по ее восстановлению и развитию.

34. Основные тенденции развития и технического перевооружения транспорта России во второй половине XX в.

35. Задачи реформирования  отечественного транспорта в условиях  рыночных отношений на рубеже XX-XXI вв.

36. Место и роль железнодорожного транспорта в транспортной системе современной  России .

37. Место и роль морского транспорта в транспортной системе современной  России.

38. Место и роль речного транспорта в транспортной системе современной  России.

39. Место и роль автомобильного транспорта в транспортной системе современной  России.

40. Место и роль воздушного транспорта в транспортной системе современной  России.

41. Место и роль трубопроводного транспорта в транспортной системе современной  России.

42. Историческое развитие пространственной структуры  транспорта в разных частях мира: закономерности и 

 
Оснащенность
 
особенности.

43. Интеграция транспортной системы современной России в мировую транспортную систему и экономику.

44. НТР и развитие транспорта. Новейшие транспортные системы и технологии.

45. Экологические проблемы  различных видов транспорта.

46. Проблемы безопасности различных видов транспорта.

47. Роль государственных деятелей в становлении и развитии отечественного транспорта.

48. Роль изобретателей, ученых, инженеров  в становлении и развитии отечественного транспорта.

49. Роль рабочих и крестьян  в становлении и развитии отечественного транспорта.

50. Роль  Чувашской ГСХА в подготовке кадров для  транспортной системы  России.

Вопросы на оценку понимания/умений студента

1. Каково место курса «История развития транспорта в контексте социокультурного развития человечества»  среди технических, социально-исторических дисциплин?

2. Назовите несколько определений понятия транспорта.

3. Почему история развития отечественного транспорта рассматривается в контексте истории России?

4. Расскажите о месте и роли транспорта в социально-экономическом развитии общества.

5. Расскажите о месте и роли транспорта в социально-культурном развитии общества.

6. Расскажите о стратегической роли транспорта для обороноспособности страны

7. В чем заключалась роль водного транспорта в развитии древних цивилизаций?

8. Что означает латинское изречение «Via est  vita»? Приведите примеры знаменитых дорог древних цивилизаций.

9.        Охарактеризуйте достижения и проблемы  развития материального производства и транспорта в эпоху  Средневековья и Возрождения.

10. Составьте глоссарий к истории развития транспорта в древних цивилизациях,  в эпоху Средневековья и Возрождения.

11.  Каковы предпосылки развития транспорта  в Древней и Средневековой Руси?

12.  Почему развитие водного транспорта имело важное значение при Петре I ?

13. Расскажите о почтовых трактах России  XVI-XVIII вв.

14.  Когда появились в России первые шоссейные дороги и дилижанские общества? Приведите примеры.

15. В России кем, когда и где  были построены первые рельсовые дороги промышленного назначения?

16. Охарактеризуйте проблемы, которые сдерживали начало железнодорожного строительства в России.

17. Когда была построена в России  первая железная дорога общего пользования?

18. Почему железнодорожные станции в России стали называться вокзалом?  Дайте характеристику нового железнодорожного вокзала в г. Чебоксары.

19. Охарактеризуйте проблемы строительства магистрали между Петербургом и Москвой в первой половине XIX вв?  Назовите его автора -проектировщика .

20.  Охарактеризуйте особенности  железнодорожного строительства в России во второй половине XIX в. Назовите магистрали, построенные в данный период.  

21. Когда в России был открыт первый транспортный вуз? Что известно вам  о ее истории?

22.  Когда была проложена первая  железная дорога через Чувашию? Каково ее экономическое, социокультурное значение в истории  региона?

23. Охарактеризуйте деятельность  известных российских мостостроителей Л.Д.Проскурякова, Н.А.Белелюбского.  

24. Назовите магистрали, построенные на Кавказе, Урале, Средней Азии, Украине на рубеже XIX-XX вв.

25. Составьте глоссарий к  истории развития отечественного транспорта (IX – начало ХХ вв.).

26. Охарактеризуйте систему управления транспортом России после Октябрьской революции 1917 г.

29.  Дайте общую характеристику развития отечественного водного, воздушного, автомобильного транспорта  в 20-30 гг.  XX в .

30. Охарактеризуйте систему подготовки транспорта к обороне в предвоенные годы Великой Отечественной войны.

31. Охарактеризуйте систему перевода транспорта на военное положение в период  Великой Отечественной войны.

32. Какова роль транспорта в обеспечении крупнейших боевых операций (битвы под Москвой, Сталинградской, Курской битвы и др.) в годы Великой Отечественной войны?

33. Охарактеризуйте роль транспорта в эвакуационных перевозках в годы Великой Отечественной войны. Приведите примеры.

34. Назовите и охарактеризуйте задачи, стоявшие перед авиацией в годы Великой Отечественной войны.

35. Охарактеризуйте систему восстановления и  развития отечественного транспорта в послевоенный  период.

36. Назовите достижении и проблемы  отечественного железнодорожного транспорта во второй половине ХХ в.

37. Почему железнодорожный транспорт занимает ведущее место в транспортной системе России?.

38. Назовите достижении и проблемы  отечественного морского транспорта во второй половине ХХ в.

39. Назовите достижении и проблемы  отечественного речного транспорта во второй половине ХХ в.

40. Назовите достижении и проблемы  отечественного автомобильного транспорта во второй половине ХХ в.

41. Назовите достижении и проблемы  отечественного воздушного транспорта во второй половине ХХ в. Охарактеризуйте успехи в развитии космонавтики.

42. Охарактеризуйте общее состояние  отечественного трубопроводного транспорта (вторая  половина ХХ –начало XXI вв.).

43. Составьте глоссарий к истории развития отечественного транспорта (1917 – начало XXI  в.).

44. Почему необходимо  реформирование  транспортной системы России на рубеже XX-XXI вв.?

45. Назовите и охарактеризуйте проблемы, тенденции развития автомобильного транспорта в современной России. Приведите примеры.

46. Проанализируйте, каковы преимущества и недостатки автомобильного  транспорта.

 
Оснащенность
 
47. Проанализируйте, каковы преимущества и недостатки железнодорожного  транспорта.

48. Охарактеризуйте основные достижения автомобильного транспорта; назовите выдающихся ученых и инженеров, участвовавших в  его становлении.

49. Охарактеризуйте основные достижения воздушного транспорта; назовите выдающихся ученых и инженеров, участвовавших в его становлении.

50. Охарактеризуйте основные достижения водного транспорта; назовите выдающихся ученых и инженеров, участвовавших в становлении  и развитии системы этого вида транспорта.

51. Охарактеризуйте  достижения и перспективы развития трубопроводного транспорта в России и др. странах; назовите выдающихся ученых и инженеров, участвовавших в  его становлении  и развитии.

52.Охарактеризуйте транспорт как творение культуры.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено учебным планом.
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом.
 
Примерные темы эссе

Темы эссе являются примерными, то есть выбор проблемы студентом может осуществляться самостоятельно, либо на основании рекомендаций преподавателя.

1. История развития транспорта и история России: общее и особенное.

2. Ценность  транспорта для  человека.

3. История транспортного поведения человека в городе, в деревне.

4. Основные виды транспорта: общее и особенное.

5.Роль транспорта в повышении культурного уровня человека.

6. Какой вид транспорта более предпочтителен?  Каков может быть ответ?

7. Современный транспорт: как я его понимаю.

8. Мое отношение к транспорту.

9. Достижения выдающихся ученых, инженеров  в развитии отечественного транспорта.

10. Роль академика А.Н.Крылова в развитии  морского транспорта и  России как морской державы.

11. «Дорога есть жизнь». Каков смысл  данного изречения?

12. История развития железнодорожного транспорта в Чувашии.

13. Роль автомобильного транспорта в развитии транспортной системы современной России.

14. Достопримечательности Чувашии, связанные с историей развития видов транспорта.

15. Роль Чувашского  ГАУ в подготовке кадров для транспортной системы России.

16. Глобализация и развитие транспорта.

Темы докладов

1. Предмет и функции  дисциплины «История развития транспорта в контексте социокультурного развития человечества» как отрасли научных знаний.

2. Роль транспорта в жизни общества.

3. Средства передвижения, использующие мускульную силу: история и современность.

4. Виды транспорта:  достоинства и недостатки.

5. Железнодорожный транспорт, его особенности.

6.Морской транспорт, его особенности.

7. Речной транспорт, его особенности.

8. Автомобильный транспорт, его особенности.

9. Воздушный транспорт, его особенности.

10. Трубопроводный транспорт, его особенности.

11. Место и роль транспорта в прогрессе человечества.

12. Транспортная система России и развитых стран: этапы, закономерности развития.

13. История возникновения  и развития  транспорта в древних  государствах.

14.  История развития отечественного транспорта в контексте  истории Российского государства: этапы, закономерности.

15. История развития железнодорожного транспорта в России и в мире.

16. История Горьковской железной  дороги. Ее экономическое, военно-стратегическое, социокультурное  значение в истории России, Поволжского региона.

17. История развития морского транспорта в России и в мире.

18. История развития речного транспорта в России и в мире.

19.История освоения реки  Волги как крупного транспортного узла  России.

20. История развития автомобильного транспорта в России и в мире.

21. История развития воздушного транспорта в России и в мире.

22. История развития трубопроводного транспорта в России и в мире.

23. Изобретение колеса как основа развития наземных транспортных средств.

24. Появление и развитие гужевого транспорта.

25. Формирование новой системы управления транспортом (1917-1940 гг.).

26. Роль железнодорожного транспорта в индустриализации страны.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
27. Стратегическая роль транспорта в годы Великой Отечественной войны: особенности, общая характеристика.  

28. Роль транспорта как  связующего звена фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны.

29. Автомобильный  транспорт  в годы Великой Отечественной войны.

30. Развитие отечественного транспорта во второй половине ХХ в.

31. Реформирование транспортной системы России на современном этапе.

32.Автомобильный транспорт России на рубеже XX-XXI вв.

33. Интеграция транспортной системы современной России в мировую транспортную систему и экономику.

34. Экологические проблемы  железнодорожного  транспорта.

35. Экологические проблемы  водного  транспорта.

36. Экологические проблемы  автомобильного  транспорта.

37. НТР и развитие транспорта. Новейшие транспортные системы и технологии.

38. Перспективы создания глобальных транспортных систем.

39.Роль государственных деятелей в становлении и развитии отечественного транспорта.

40.Роль изобретателей, ученых, инженеров в становлении и развитии отечественного транспорта.

41. Роль академика А.Н.Крылова в развитии  морского транспорта и  России как морской державы.

42.Роль рабочих и крестьян в становлении и развитии отечественного транспорта.

43.Транспорт как  творение культуры.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Быковская Г. А., Злобин А. Н.
История науки и техники: учебное пособие
Воронеж: Воронежский государственный университет инженерных технологий, 2016
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Федюкин В. К.
История техники и технологий: учебник
СПб.: Политехника, 2012
Электронный ресурс
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
Комплект программ AutoCAD
6.3.1.4
MapInfo
6.3.1.5
Access 2016
6.3.1.6
Project 2016
6.3.1.7
Visio 2016
6.3.1.8
VisualStudio 2015
6.3.1.9
Office 2007 Suites
6.3.1.10
GIMP
6.3.1.11
MozillaFirefox
6.3.1.12
MozillaThinderbird
6.3.1.13
7-Zip
6.3.1.14
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.15
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.16
OfficeStandard 2010
6.3.1.17
OfficeStandard 2013
 
Оснащенность
 
6.3.1.18
LibreOffice
6.3.1.19
ОС Windows Vista
6.3.1.20
ОС Windows 10
6.3.1.21
ОС Windows 8
6.3.1.22
ОС Windows 7
6.3.1.23
Ubuntu (Mint)
6.3.1.24
Project Expert 7 Holding
6.3.1.25
OpenOffice 4.1.1
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.4
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.5
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.6
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
1-204
Помещение для самостоятельной работы
Столы (28 шт.), стулья (48 шт.), шкаф и стеллажи с литературой, компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(4 шт.).
СР
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
СР
 
1-501
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (персональные компьютеры) (3 шт.). Стол ученический 2-х местный (5 шт.), стул ученический (7 шт.)
 
206
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), столы ученические (26 шт.), стулья (30 шт.), 2-х местные скамейки (10 шт.), трибуна настольная (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран Lumien Eco Picture LEP-100102 (1 шт.), проектор Toshiba х2000 (1 шт.), ноутбук Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
Сем
 
Оснащенность
 
31а
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), столы ученические 3-х местные со скамейкой (10 шт.), стеллажи (2 шт.), стол преподавателя (1 шт.), стул преподавателя (1 шт.), демонстрационное оборудование (полотно рулонное на штативе Classic Libra (1 шт.), проектор BenQ (1 шт.), ноутбук Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и семинарскими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного  форм контроля.

Система знаний по дисциплине «История развития транспорта  в контексте социокультурного развития человечества» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к семинарским занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения основных  понятий, которые должны знать студенты; раскрываются логика, исторические этапы и закономерности становления и развития транспорта;   раскрываются особенности основных этапов истории транспорта – становления и развития транспорта в древних цивилизациях, в Древней и  Средневековой Руси (IX-XVII вв.), отечественного транспорта в XVIII-XIX вв.,  на рубеже XIX-XX  вв., в период 1917-1940 гг., в годы Великой Отечественной войны, во второй половине XX вв., на рубеже XX-XXI вв., историко-географического развития видов транспорта, развития транспортной системы в современном мире, актуальных проблем истории развития транспорта, даются социокультурные  ориентиры, связанные с формированием мировоззрения будущих специалистов. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная форма творческой самостоятельной работы. Важно стремиться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. Посещать семинарские занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к семинарскому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Семинарские  занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На семинарских занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Семинарское занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение научно-технической литературы по истории развития транспорта,  решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «История развития транспорта  в контексте социокультурного развития человечества» для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

При изучении дисциплины «История развития транспорта  в контексте социокультурного развития человечества» следует усвоить:

- терминологический аппарат изучаемой дисциплины;

- логику, основные этапы и закономерности становления и развития отечественной и зарубежной транспортной системы;

- специфику основных разделов истории  транспорта - истории транспорта как объекта научного исследования,  истории возникновения и развития транспорта;

- комплекс проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 (МУ к ФОС).docx
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________