2023-2024_23_03_03_23-1 ЭТТМиК (АС)_plx_Управление техническими системами
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Технического сервиса
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
14.06.2023 г.
 
Б1.В.17
Управление техническими системами
Направление подготовки 23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов

Направленность (профиль) Автомобильный сервис

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
экзамен    
Виды контроля:
часов на контроль
36
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
48
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

8 (4.2)
Итого
Недель
8 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Лабораторные
16
16
16
16
Практические
16
16
16
16
В том числе инт.
12
12
12
12
Итого ауд.
48
48
48
48
Кoнтактная рабoта
48
48
48
48
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
144
144
144
144
 
 
 
Программу составил(и):
канд. техн. наук, доц., Васильев А.О.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 916).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Управление техническими системами" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов

Направленность (профиль) Автомобильный сервис, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 14.06.2023 г., протокол № 17.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Иванщиков Ю.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Иванщиков Ю.В. 
Председатель методической комиссии факультета  Гаврилов В.Н.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
научить студентов простым приемам управления типичных, наиболее часто встречающихся технических систем, умению оценить работоспособность и практическую пригодность рассматриваемой системы, а также навыкам методического подхода к решению задач с использованием теории управления техническими системами.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Нормативно-правовая база технического сервиса
2.1.2
Обслуживание и ремонт газобаллонного оборудования
2.1.3
Технология восстановления деталей ТиТТМО
2.1.4
Типаж и эксплуатация технологического оборудования
2.1.5
Бизнес-планирование в техническом сервисе
2.1.6
Деловые коммуникации в техническом сервисе
2.1.7
Налоги и налогообложение в техническом сервисе
2.1.8
Основы предпринимательской деятельности
2.1.9
Производственная практика, эксплуатационная практика
2.1.10
Цифровые технологии в техническом сервисе
2.1.11
Детали машин и основы конструирования
2.1.12
Контроль и диагностика ТиТТМО
2.1.13
Малотоксичные топливные материалы
2.1.14
Надежность технических систем
2.1.15
Тенденции развития автомобилестроения
2.1.16
Теплотехника
2.1.17
Гидравлические и пневматические системы транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования (ТиТТМО)
2.1.18
Компьютерное моделирование
2.1.19
Маркетинг
2.1.20
Метрология, стандартизация и сертификация
2.1.21
Обслуживание и ремонт автоматических коробок передач
2.1.22
Производственная практика, технологическая (производственно-технологическая) практика
2.1.23
Сопротивление материалов
2.1.24
Электроника и электрооборудование ТиТТМО
2.1.25
Гидравлика и гидропневмопривод
2.1.26
Информационные технологии и прикладное программирование
2.1.27
Конструкция и эксплуатационные свойства ТиТТМО
2.1.28
Общая электротехника и электроника
2.1.29
Теоретическая механика
2.1.30
Теория механизмов и машин
2.1.31
Эксплуатационные материалы
2.1.32
Математика
2.1.33
Основы проектной деятельности
2.1.34
Учебная практика, ознакомительная практика
2.1.35
Физика
2.1.36
Философия
2.1.37
Начертательная геометрия и инженерная графика
2.1.38
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.1.39
Русский язык и культура речи в транспортной сфере
2.1.40
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
2.1.41
Студенты в среде электронного обучения
2.1.42
Химия
2.1.43
Экономическая теория
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
Оснащенность
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.1 Знает: методики поиска, сбора и обработки информации, метод системного анализа
 
 
 
УК-1.2 Умеет: применять методики поиска, сбора, обработки информации, системный подход для решения поставленных задач и  осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из актуальных российских и зарубежных источников
 
 
 
УК-1.3 Имеет навыки: поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации, для решения поставленных задач
 
 
 
ПК-1. Способен организовать процесс анализа требований к постпродажному обслуживанию и сервису и управлять взаимоотношениями с потребителями продукции
 
ПК-1.2 Осуществляет мониторинг рынка своей продукции, проводит сравнительный анализ качества постпродажного обслуживания продукции организаций-конкурентов и разрабатывает мероприятия (при необходимости) по доведению качества до требуемого уровня
 
 
 
ПК-1.4 Использует передовые методы управления, находит и принимает ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции
 
 
 
ПК-2. Способен разрабатывать организационные схемы, стандарты и процедуры и выполнять руководство процессами постпродажного обслуживания и сервиса
 
ПК-2.2 Осуществляет организацию системы фирменного послепродажного обслуживания выпускаемой продукции, в том числе в местах нахождения потребителей
 
 
 
ПК-3. Способен организовать и координировать взаимодействия с под-разделениями организации и внешними контрагентами по постпродажному обслуживанию и сервису
 
ПК-3.2 Выбирает экономически рациональные организационные структуры управления организации и формы интеграции и взаимодействия его бизнес-единиц, разрабатывать модели бизнес-процессов с использованием стандартных методик
 
 
 
ПК-3.4 Использует методы системного анализа и приемы декомпозиции сложных организационно-технических и управленческих проблем на элементарные системообразующие части и выявляет ключевые факторы, позволяющие найти рациональные решения в условиях неопределенности, тех-нологических и экономических рисков
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные понятия и определения управления техническими системами, метод систем элементов управления, расчеты систем на управление, с целью проверки их работы на адекватность модели
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
производить расчет нормальных и допустимых управлений при фронтальной интерпретации управленческих транзакций и при работе систематизации в режиме сложного направленного состояния, дифференциальные зависимости между внешними распределенными факторами и внутренними системными факторами управления
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
построения эпюр технологических факторов с целью определения опасных течений в элементах системы, порядок и суть проектного расчета, поверочного расчета и расчета организующей способности социально-технической системы и ее элементов
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Методы управления

 
Введение. Цель, задачи и структура дисциплины /Лек/
Л1.1Л2.1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.2 ПК-1.4 ПК-2.2 ПК-3.2 ПК-3.4
8
0
0
 
Введение. Цель, задачи и структура дисциплины /Лаб/
Л1.1Л2.1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.2 ПК-1.4 ПК-2.2 ПК-3.2 ПК-3.4
8
0
0
 
Оснащенность
 
Введение. Цель, задачи и структура дисциплины /Пр/
Л1.1Л2.1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.2 ПК-1.4 ПК-2.2 ПК-3.2 ПК-3.4
8
0
0
 
Введение. Цель, задачи и структура дисциплины /Ср/
Л1.1Л2.1

12
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.2 ПК-1.4 ПК-2.2 ПК-3.2 ПК-3.4
8
0
устный ответ на вопрос
0
 
Дерево целей и систем автомобильного транспорта и технической эксплуатации

Инновационный подход при управлении и совершенствовании больших систем

/Лек/

Л1.1Л2.1

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.2 ПК-1.4 ПК-2.2 ПК-3.2 ПК-3.4
8
0
0
 
Дерево целей и систем автомобильного транспорта и технической эксплуатации

Инновационный подход при управлении и совершенствовании больших систем

/Лаб/

Л1.1Л2.1

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.2 ПК-1.4 ПК-2.2 ПК-3.2 ПК-3.4
8
0
0
 
Дерево целей и систем автомобильного транспорта и технической эксплуатации

Инновационный подход при управлении и совершенствовании больших систем

/Пр/

Л1.1Л2.1

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.2 ПК-1.4 ПК-2.2 ПК-3.2 ПК-3.4
8
0
0
 
Дерево целей и систем автомобильного транспорта и технической эксплуатации

Инновационный подход при управлении и совершенствовании больших систем

/Ср/

Л1.1Л2.1

18
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.2 ПК-1.4 ПК-2.2 ПК-3.2 ПК-3.4
8
0
устный ответ на вопрос
0
 
 
Раздел 2. Теория социально-технического менеджмента систем

 
Интеграция мнения специалистов при анализе рыночных и производственных ситуаций при принятии решений

Использование игровых методов при принятии решений в условиях риска и неопределённости

/Лек/

Л1.1Л2.1

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.2 ПК-1.4 ПК-2.2 ПК-3.2 ПК-3.4
8
2
Проблемная лекция
0
 
Интеграция мнения специалистов при анализе рыночных и производственных ситуаций при принятии решений

Использование игровых методов при принятии решений в условиях риска и неопределённости

/Лаб/

Л1.1Л2.1

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.2 ПК-1.4 ПК-2.2 ПК-3.2 ПК-3.4
8
2
Учебная дискуссия
0
 
Интеграция мнения специалистов при анализе рыночных и производственных ситуаций при принятии решений

Использование игровых методов при принятии решений в условиях риска и неопределённости

/Пр/

Л1.1Л2.1

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.2 ПК-1.4 ПК-2.2 ПК-3.2 ПК-3.4
8
2
Учебная дискуссия
0
 
Интеграция мнения специалистов при анализе рыночных и производственных ситуаций при принятии решений

Использование игровых методов при принятии решений в условиях риска и неопределённости

/Ср/

Л1.1Л2.1

12
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.2 ПК-1.4 ПК-2.2 ПК-3.2 ПК-3.4
8
0
устный ответ на вопрос
0
 
Оснащенность
 
Использование имитационного моделирования

Жизненный цикл и обновление больших технических систем

/Лек/

Л1.1Л2.1

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.2 ПК-1.4 ПК-2.2 ПК-3.2 ПК-3.4
8
2
Проблемная лекция
0
 
Использование имитационного моделирования

Жизненный цикл и обновление больших технических систем

/Лаб/

Л1.1Л2.1

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.2 ПК-1.4 ПК-2.2 ПК-3.2 ПК-3.4
8
2
Учебная дискуссия
0
 
Использование имитационного моделирования

Жизненный цикл и обновление больших технических систем

/Пр/

Л1.1Л2.1

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.2 ПК-1.4 ПК-2.2 ПК-3.2 ПК-3.4
8
2
Круглый стол
0
 
Использование имитационного моделирования

Жизненный цикл и обновление больших технических систем

/Ср/

Л1.1Л2.1

18
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.2 ПК-1.4 ПК-2.2 ПК-3.2 ПК-3.4
8
0
устный ответ на вопрос
0
 
/Экзамен/
Л1.1Л2.1

36
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.2 ПК-1.4 ПК-2.2 ПК-3.2 ПК-3.4
8
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
Не предусмотрено учебным планом.
 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Понятия: система, подсистема, элементы, связи, структура. Системы и подсистемы (элементы) на примерах автомобильного транспорта.

2. Понятие «техническая система». Классификационные признаки технических систем.

3. Функциональный состав объектов «техническая система».

4. Процесс управления системой. Элементы процесса управления системой.

5. Механизм управления технической системой.

6. Крайние методы управления техническими системами.

7. Программно-целевое управление системой.

8. Цель технической системы, целевая функция управления.

9. Понятие о дереве целей системы.

10. Классификация подсистем и факторов дерева систем.

11. Взаимодействие дерева целей и дерева систем. Количественная оценка вклада конкретных подсистем в достижение цели системы.

Вопросы для оценки понимания/умения

12. Характерные особенности систем.

13. Свойства технических систем.

14. Понятие об управлении системой. Типовые этапы управления системой.

15. Основные виды управления системой.

16. Принципиальная схема управления технической системой. Функции процесса управления технической системой.

17. Целевой и нормативный показатели технической системы.

18. Дерево систем и его роль при управлении производством.

19. Значение построения дерева целей и дерева систем.

20. Процесс принятия решения и его характерные этапы.

21. Методы принятия инженерных решений.

22. Принятие решения в условиях определённости.

23. Принятие решения в стандартных и нестандартных условиях.

24. Априорное ранжирование факторов, влияющих на выработку и принятие решений.

 
Оснащенность
 
25. Принятие решения в условиях неопределённости.

26. Метод имитационного моделирования.

27. Особенности принятия решения в конфликтных ситуациях.

28. Информация и математическая модель физического эксперимента при управлении техническими системами.

29. Эффективность управления техническими системами посредством нововведений.

30. Многокритериальность задач принятия инженерных и управленческих решений.

31. Принятие решения в условиях дефицита информации.

32. Классификация наиболее распространённых методов интеграции мнения специалистов.

33. Метод Дельфи при оценке производственной ситуации и выработке решения.

34. Принятие решения в условиях риска.

35. Моделирование в процессе принятия решения. Адекватность модели.

 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом.
 
Тематика рефератов

1. Понятия: система, подсистема, элементы, связи, структура. Системы и подсистемы (элементы) на примерах автомобильного транспорта.

2. Понятие «техническая система». Классификационные признаки технических систем.

3. Функциональный состав объектов «техническая система».

4. Процесс управления системой. Элементы процесса управления системой.

5. Механизм управления технической системой.

6. Крайние методы управления техническими системами.

7. Программно-целевое управление системой.

8. Цель технической системы, целевая функция управления.

9. Понятие о дереве целей системы.

10. Классификация подсистем и факторов дерева систем.

11. Взаимодействие дерева целей и дерева систем. Количественная оценка вклада конкретных подсистем в достижение цели системы.

Вопросы для оценки понимания/умения

12. Характерные особенности систем.

13. Свойства технических систем.

14. Понятие об управлении системой. Типовые этапы управления системой.

15. Основные виды управления системой.

16. Принципиальная схема управления технической системой. Функции процесса управления технической системой.

17. Целевой и нормативный показатели технической системы.

18. Дерево систем и его роль при управлении производством.

19. Значение построения дерева целей и дерева систем.

20. Процесс принятия решения и его характерные этапы.

21. Методы принятия инженерных решений.

22. Принятие решения в условиях определённости.

23. Принятие решения в стандартных и нестандартных условиях.

24. Априорное ранжирование факторов, влияющих на выработку и принятие решений.

25. Принятие решения в условиях неопределённости.

26. Метод имитационного моделирования.

27. Особенности принятия решения в конфликтных ситуациях.

28. Информация и математическая модель физического эксперимента при управлении техническими системами.

29. Эффективность управления техническими системами посредством нововведений.

30. Многокритериальность задач принятия инженерных и управленческих решений.

31. Принятие решения в условиях дефицита информации.

32. Классификация наиболее распространённых методов интеграции мнения специалистов.

33. Метод Дельфи при оценке производственной ситуации и выработке решения.

34. Принятие решения в условиях риска.

35. Моделирование в процессе принятия решения. Адекватность модели.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Кормщиков А. Д., Курбанов Р. Ф.
Управление техническими системами: учебное пособие к выполнению лабораторно-практических работ
Киров, 2007
19
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Оснащенность
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Деменков Н. П., Васильев Г. Н.
Управление техническими системами: учебник
М.: Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2013
Электронный ресурс
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
MozillaFirefox
6.3.1.4
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.5
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.6
ОС Windows 10
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.3
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.4
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
1-213
Учебная аудитория
Доска классная, столы ученические (13 шт.), стулья (24 шт.), демонстрационное оборудование (экран настенный, проектор ViemSonic. моноблок), электроискровая установка ЭФИ-25И (1 шт.), стенд для испытания агрегатов электрооборудования КИ-968 (2 шт.), машина для испытания материалов на трение и износ 2070 СМТ-1 (2 шт.), верстак однотумбовый (4 шт.), тумба инструментальная (1 шт.), зарядное устройство ВСА-5 (1 шт.), прибор Э236 (1 шт.), стенд Э-203.П (1 шт.) 
Пр
 
1-208
Учебная аудитория
Доска классная, столы компьютерные (13 шт.), стулья (13 шт.), персональные компьютеры с выходом в Интернет (13 шт.), демонстрационное оборудование (экран настенный, проектор).
Лаб
 
1-204
Помещение для самостоятельной работы
Столы (28 шт.), стулья (48 шт.), шкаф и стеллажи с литературой, компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(4 шт.).
СР
 
1-107
Учебная аудитория
Доска классная, столы ученические (32 шт.), стулья (64 шт.), демонстрационное оборудование (экран настенный, ноутбук Acer, проектор Acer) и учебно-наглядные пособия
Лек
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения дисциплины предусматривает наряду с лекциями, лабораторными и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы обучающихся, проведение консультаций, руководство докладами обучающихся для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего и промежуточного контроля.

Система знаний по данной дисциплине  формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, обучающийся готовится к лабораторным, практическим занятиям, рассматривая их как источник пополнения, углубления и систематизации своих теоретических знаний и практических навыков.  

Для освоения дисциплины обучающимся необходимо:

1. Посещать лекции, на которых в сжатом и систематизированном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятиям и законам, которые должны знать обучающиеся; раскрываются закономерности анализа остаточного ресурса элементов транспортных средств и методики его использования. Обучающемуся важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопросы, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логику проведения лекции. 

 
Оснащенность
 
Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения и выводы. Работа над записями лекции завершается дома. На свежую голову (пока лекция еще в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. Посещать лабораторные, практические занятия и активно на них работать. Задание к лабораторным и практическим занятиям выдает преподаватель. Задание включает в себя цели и задачи лабораторной и практической работы. В процессе занятия преподаватель поясняет теоретические положения лабораторной и практической работы, организует ее выполнение, прививает навыки выполнения той или иной технологической операции или использования того или иного программного продукта, поясняя тонкости их выполнения или применения, выявляет характерные ошибки и комментирует их последствия, помогает формировать выводы по проделанной работе и принимает отчеты по проделанной работе. Во время практических занятий разбираются задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Обучающиеся, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются или направляются на отработку неусвоенного материала. При необходимости для них организуются дополнительные консультации.

3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей технической литературы, подготовку и написание рефератов. Задания на самостоятельную работу выдаются преподавателем.

4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины, для неуспевающих обучающихся и обучающихся, пропустивших занятия, проводятся ежедневные консультации, на которые приглашаются неуспевающие обучающиеся, а также обучающиеся, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины. 

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 (МУ к ФОС).docx
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________