2023-2024_23_05_01_23-1 НТТС_plx_Химия
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Землеустройства, кадастров и экологии
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
14.06.2023 г.
 
Б1.О.14
Химия
Специальность 23.05.01 Наземные транспортно-технологические средства

Специализация Автомобили и тракторы

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
экзамен    
Виды контроля:
часов на контроль
36
самостоятельная работа
36
аудиторные занятия
72
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Инженер
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
18 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
36
36
36
36
Лабораторные
18
18
18
18
Практические
18
18
18
18
В том числе инт.
26
26
26
26
Итого ауд.
72
72
72
72
Кoнтактная рабoта
72
72
72
72
Сам. работа
36
36
36
36
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
144
144
144
144
 
 
 
Программу составил(и):
канд. с.-х. наук, доц., М.В. Прокопьева
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 23.05.01 Наземные транспортно-технологические средства (приказ Минобрнауки России от 11.08.2020 г. № 935).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Химия" в основу положены:
2. Учебный план: Специальность 23.05.01 Наземные транспортно-технологические средства

Специализация Автомобили и тракторы, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 14.06.2023 г., протокол № 17.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Каюкова О.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Алатырев А.С. 
Председатель методической комиссии факультета  Гаврилов В.Н.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование навыков использования химических знаний и умений для успешного изучения последующих общенаучных и специальных дисциплин, а в дальнейшем – для успешной творческой деятельности специалиста
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Основы проектной деятельности
 
2.2.2
Теоретическая механика
 
2.2.3
Учебная практика, ознакомительная практика
 
2.2.4
Материаловедение
 
2.2.5
Метрология, стандартизация и сертификация
 
2.2.6
Сопротивление материалов
 
2.2.7
Гидравлика и гидропневмопривод
 
2.2.8
Теория механизмов и машин
 
2.2.9
Термодинамика и теплопередача
 
2.2.10
Технология конструкционных материалов
 
2.2.11
Учебная практика, технологическая (производственно-технологическая) практика
 
2.2.12
Электротехника, электроника и электропривод
 
2.2.13
Детали машин и основы конструирования
 
2.2.14
Основы теории упругости
 
2.2.15
Теория пластичности
 
2.2.16
Технология производства автомобилей и тракторов
 
2.2.17
Философия
 
2.2.18
Основные нормы взаимозаменяемости
 
2.2.19
Теория автомобилей и тракторов
 
2.2.20
Учебная практика, эксплуатационная практика
 
2.2.21
Экология
 
2.2.22
Ремонт и утилизация автомобилей и тракторов
 
2.2.23
Эксплуатация автомобилей и тракторов
 
2.2.24
Компьютерное моделирование
 
2.2.25
Проектирование автомобилей и тракторов
 
2.2.26
Управление техническими системами
 
2.2.27
Конструкционные и защитно-отделочные материалы
 
2.2.28
Системы автоматизированного проектирования автомобилей и тракторов
 
2.2.29
Производственная практика, эксплуатационная практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-1. Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
 
УК-1.1 Осознает поставленную задачу, осуществляет поиск аутентичной и полной информации для ее решения из различных источников, в том числе официальных и неофициальных, документированных и недокументированных
 
 
 
УК-1.2 Описывает и критически анализирует информацию, отличая факты от оценок, мнений, интерпретаций, осуществляет синтез информационных структур, систематизирует их
 
 
 
УК-1.3 Применяет системный подход для решения поставленной задачи, выявляя ее компоненты и связи; рассматривает варианты и алгоритмы реализации поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки 
 
 
 
ОПК-1. Способен ставить и решать инженерные и научно-технические задачи в сфере своей профессиональной деятельности и новых междисциплинарных направлений с использованием естественнонаучных, математических и технологических моделей;
 
ОПК-1.1 Знает способы решения инженерных и научно-технических задач в сфере своей профессиональной деятельности с использованием естественнонаучных, математических и технологических моделей
 
 
 
Оснащенность
 
ОПК-1.2 Умеет применять в сфере своей профессиональной деятельности новые междисциплинарные направления с использованием естественнонаучных, математических и технологических моделей
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- теоретические основы химии, периодический закон и его использование в предсказании свойств элементов и соединений, виды химической связи в различных типах соединений; методы описания химических равновесий в растворах электролитов, методы описания кинетики химических реакций, процессы электролиза, коррозии и методы борьбы с коррозией.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- осуществлять постановку и решение задач с использование знаний по химии в области профессиональной деятельности.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
- выполнения элементарных лабораторных физико-химических исследований в области профессиональной деятельности.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Введение.  Строение вещества

 
Предмет и значение химии в развитии техники. Основные понятия и количественные законы химии /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
Учебная дискуссия
0
 
Предмет и значение химии в развитии техники. Основные понятия и количественные законы химии /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
2
Опрос. Работа в малых группах.
0
 
Предмет и значение химии в развитии техники. Основные понятия и количественные законы химии /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
Опрос.

Решение задач.

0
 
Предмет и значение химии в развитии техники. Основные понятия и количественные законы химии /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

1
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
Тестирование
0
 
Строение атома и периодическая система Д.И. Менделеева /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
4
Учебная дискуссия
0
 
Строение атома и периодическая система Д.И. Менделеева /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
Тестирование
0
 
Химическая связь /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
Учебная дискуссия
0
 
Химическая связь /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

3
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
Тестирование
0
 
 
Раздел 2. Общие закономерности химических процессов

 
Энергетика химических процессов /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
Учебная дискуссия
0
 
Энергетика химических процессов /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
Опрос. Работа в малых группах.
0
 
Оснащенность
 
Энергетика химических процессов /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
Опрос.

Решение задач.

0
 
Энергетика химических процессов /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

3
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
Тестирование
0
 
Химическая кинетика. Скорость химических реакций. Катализ /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
2
Учебная дискуссия
0
 
Химическая кинетика. Скорость химических реакций. Катализ /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
2
Опрос. Работа в малых группах.
0
 
Химическая кинетика. Скорость химических реакций. Катализ /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
Опрос.

Решение задач.

0
 
Химическая кинетика. Скорость химических реакций. Катализ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

3
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
Тестирование
0
 
Химическое равновесие /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
Учебная дискуссия
0
 
Химическое равновесие /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
2
Опрос. Работа в малых группах.
0
 
Химическое равновесие /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
Опрос.

Решение задач.

0
 
Химическое равновесие /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

1
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
Тестирование
0
 
 
Раздел 3. Растворы

 
Растворы. Дисперсные системы /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
Учебная дискуссия
0
 
Растворы. Дисперсные системы /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

1
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
Опрос. Работа в малых группах.
0
 
Растворы. Дисперсные системы /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

1
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
Опрос.

Решение задач.

0
 
Растворы. Дисперсные системы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
Тестирование
0
 
Теория электролитической диссоциации /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
Учебная дискуссия
0
 
Теория электролитической диссоциации /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

1
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
1
Опрос. Работа в малых группах.
0
 
Оснащенность
 
Теория электролитической диссоциации /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

1
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
Опрос.

Решение задач.

0
 
Теория электролитической диссоциации /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
Тестирование
0
 
Водородный показатель /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
Учебная дискуссия
0
 
Водородный показатель /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
1
Опрос. Работа в малых группах.
0
 
Водородный показатель  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
Опрос.

Решение задач.

0
 
Водородный показатель /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
Тестирование
0
 
 
Раздел 4. Окислительно-восстановительные и электрохимические процессы

 
Окислительно-восстановительные процессы /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
2
Учебная дискуссия
0
 
Окислительно-восстановительные процессы /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
2
Опрос. Работа в малых группах.
0
 
Окислительно-восстановительные реакции /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
2
Опрос.

Решение задач.

Дискуссия.

0
 
Окислительно-восстановительные процессы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

1
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
Тестирование
0
 
Электрохимические процессы. Электролиз /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
2
Учебная дискуссия
0
 
Электрохимические процессы. Электролиз /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
2
Опрос. Работа в малых группах.
0
 
Электрохимические процессы. Электролиз  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
2
Опрос.

Решение задач.

Дискуссия.

0
 
Электрохимические процессы. Электролиз /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

3
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
Тестирование
0
 
Химические источники тока /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
Учебная дискуссия
0
 
Оснащенность
 
Химические источники тока /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

1
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
Защита лабораторной  работы.

0
 
Химические источники тока /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

1
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
Опрос.

Решение задач.

0
 
Химические источники тока /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

1
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
Тестирование
0
 
Коррозия и защита металлов /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
Учебная дискуссия
0
 
Коррозия и защита металлов /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

1
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
Защита лабораторной работы. Контрольная работа №2.
0
 
Коррозия и защита металлов /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

1
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
Опрос.

Решение задач.

0
 
Коррозия и защита металлов /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

3
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
Тестирование
0
 
 
Раздел 5. Элементы органической химии

 
Свойства и применение полимеров /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
Учебная дискуссия
0
 
Состав, свойства и переработка органического топлива /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

1
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
Тестирование
0
 
 
Раздел 6. Химическая идентификация и анализ вещества

 
Химическая идентификация вещества /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
Учебная дискуссия
0
 
Качественный и количественный анализ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
Тестирование
0
 
Инструментальные методы анализа

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
Учебная дискуссия
0
 
Инструментальные методы анализа /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
Тестирование
0
 
 
Раздел 7. Контроль

 
Контроль /Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

36
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
Опрос.

Письменная работаю.

Тестирование.

0
 
Оснащенность
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
Не предусмотрено учебным планом.
 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Учебный модуль 1. Введение.  Строение вещества

1. Основные химические понятия. Материя и вещество. Атом, молекула, химический элемент. Валентность и степень окисления элемента. Атомная и молекулярная массы. Количество вещества − моль.

2. Атомно-молекулярная теория, закон сохранения массы и энергии, Периодический закон, теория химического строения вещества. Закон Авогадро и его следствия, уравнение Менделеева-Клапейрона.

3. Формулировки стехиометрических законов химии: постоянства составов, эквивалентов. Понятие химического эквивалента элемента и соединения. Молярная масса эквивалента и молярный объем эквивалента.

4. Общее представление об атоме. Элементарные частицы атома, атомное ядро, изотопы, изобары.

5. Поведение электрона в атоме. Квантовый характер изменений энергии. Двойственная природа электрона.

6. Главное и орбитальное квантовые числа. Магнитное квантовое число. Спин электрона и спиновое квантовое число. Схема строения электронной оболочки атома по четырем квантовым числам. Принцип Паули.

7. Описание электронной оболочки атома электронными формулами и электронографическим методом. Правило Гунда.

8. Заполнение электронами энергетических состояний атома согласно принципу минимума энергии. Правила Клечковского. Порядок заполнения электронами энергетических уровней и подуровней.

9. s-, p-, d-, f-элементы. Электронная структура атомов и периодическая система химических элементов.

10. Периодический закон Д. И. Менделеева. Современная формулировка закона. Причина периодичности изменения свойств элементов и их соединений.

11. Структура периодической системы элементов. Периоды, группы, подгруппы. Периодическое изменение свойств химических элементов. Радиусы атомов и ионов. Энергия ионизации. Энергия сродства к электрону. Электроотрицательность.

12. Кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства веществ. Изменение кислотно-основных и окислительно-восстановительных свойств веществ в зависимости от степени окисления элемента, от положения в таблице Д. И. Менделеева.

13. Химическая связь. Условия ее образования, природа и параметры связи.

14. Ковалентная химическая связь. Одноэлектронный механизм ее образования. Кратность связи. Донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи.

15. Насыщаемость и направленность ковалентной связи. sp-, sp2-, sp3-гибридизация электронных облаков и пространственная конфигурация молекул.

16. Полярная и неполярная ковалентная связь. Дипольный момент связи и молекулы. Геометрическая структура молекул.

17. Ионная связь и ее свойства. Понятие электроотрицательности. Металлическая связь, ее особенности.

18. Водородная связь и ее влияние на физические и химические свойства молекул. Межмолекулярное взаимодействие.

19. Строение и свойства комплексных соединений, их устойчивость. Константа нестойкости комплексного иона. Двойные соли.

Учебный модуль 2. Общие закономерности химических процессов

20. Основные понятия химической термодинамики. Внутренняя энергия и энтальпия системы. Первый закон термодинамики.

21. Тепловые эффекты химических реакций. Теплота (энтальпия) образования химических соединений. Закон Лавуазье-Лапласа. Основной закон термохимии − закон Гесса и следствия из него.

22. Энтропия. Направление химических процессов в изолированных системах. Второй закон термодинамики.

23. Энергия Гиббса. Направление и предел самопроизвольного течения химических реакций.

24. Скорость гомогенных реакций. Зависимость скорости от концентрации реагирующих веществ. Закон действия масс. Константа скорости реакции.

25. Зависимость скорости реакции от температуры и природы реагирующих веществ. Правило Вант-Гоффа.

26. Скорость гетерогенных химических реакций. Их особенности.

27. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие. Константа равновесия. Смещение равновесия, принцип Ле Шателье.

28. Колебательные реакции (периодические реакции). Колебания концентраций некоторых промежуточных соединений и соответственно скоростей реакций.

Учебный модуль 3. Растворы

29. Растворы. Способы выражения концентрации растворов (процентная, молярная, нормальная, моляльная, титр). Растворимость.

30. Свойства истинных растворов. Законы Рауля и Вант-Гоффа.

31. Растворы электролитов. Теория электролитической диссоциации.

32. Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации. Константа диссоциации. Малорастворимые электролиты. Произведение растворимости (ПР).

33. Ионообменные реакции. Правила написания ионных уравнений реакций.

34. Кислоты, основания и соли с точки зрения теории электролитической диссоциации.

35. Электролитическая диссоциация воды. Ионное произведение воды. Водородный показатель.

36. Классификация дисперсных систем. Микрогетерогенные системы – суспензии, эмульсии, пены, аэрозоли.

 
Оснащенность
 
Учебный модуль 4. Окислительно-восстановительные

и электрохимические процессы

37. Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель, восстановитель. Процессы окисления и восстановления.

38. Возникновение двойного электрического слоя на границе металл−вода, металл−раствор. Электродные потенциалы. Стандартный водородный электрод. Ряд стандартных электродных потенциалов. Уравнение Нернста.

39. Теория гальванических элементов. Медно-цинковый элемент Даниэля Якоби. ЭДС гальванического элемента. Явления поляризации и деполяризации. Концентрационный гальванический элемент.

40. Сущность электролиза. Катодные и анодные процессы при электролизе водных растворов электролитов.

41. Электролиз расплавов и растворов электролитов. Законы Фарадея. Выход по току.

42. Коррозия металлов. Классификация коррозионных процессов. Сущность химической и электрохимической коррозии. Факторы, определяющие скорость коррозии. Методы защиты металлов от коррозии.

43. Химические источники электрической энергии (ХИЭЭ). Принцип действия свинцового кислотного аккумулятора. Принцип действия щелочного железно-никелевого аккумулятора.

44. Принцип действия железно-марганцевого гальванического элемента (Элемент Лекланше). Топливные элементы. Принцип действия кислородноводородного топливного элемента.

45. Понятие о катализе и катализаторах. Гомогенный и гетерогенный катализ. Механизм действия катализатора. Ингибиторы.

Учебный модуль 5.  Элементы органической химии

46. Полимеры и олигомеры – отличие, получение с помощью реакций полимеризации и поликонденсации, классификация, свойства, отдельные представители.

Учебный модуль 6. Химическая идентификация и анализ вещества

47. Металлы, их распространенность, получение, физические и химические свойства. Химический анализ – качественный анализ катионов металлов.

48. Аналитический сигнал как зависимость доступных измерению количеств веществ от их состава (способ регистрации количественных характеристик вещества).

49. Физико-химический анализ: хроматография (бумажная, колоночная, тонкослойная, газожидкостная и др.); электрохимические методы анализа (титриметрический, кондуктометрический, потенциометрический).

50. Физический анализ (спектрофотометрия и др.).

 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом.
 
Перечень вопросов, выносимых на опрос

Закон сохранения массы (приведите примеры).

2. Закон постоянства состава (приведите примеры).

3. Закон эквивалентов (приведите примеры).

4. Закон кратных отношений (приведите примеры).

5. Закон простых объемных отношений  (приведите примеры).

6. Закон Авогадро. Число Авогадро.

7. Дайте определения понятия «химическая формула». Какие сведения можно узнать из химической формулы.

8. Что выражает структурная формула? Для какого агрегатного состояния вещества она пригодна?

9. Типы химических реакций (приведите примеры).

10. Единицы измерения в международной системе СИ (масса, объем, плотность, количество вещества, температура, длина, время, сила электрического тока, давление, сила, энергия, мощность, количество электричества).

11. Электрон, протон, нейтрон, ядро атома, кварки и лептоны.

12. Изотопы, изобары. Рассмотреть на примере изотопов водорода.

13. Модели атома Томсона, Резерфорда и Бора.

14. Главное квантовое число (что оно характеризует, какие численные значения может принимать, какими буквенными и численными значениями обозначается).

15. Орбитальное квантовое число (что оно характеризует, какие численные значения может принимать, какими буквенными и численными значениями обозначается, какой формулой определяется).

16. Магнитное квантовое число (что оно характеризует, какие численные значения может принимать, какими буквенными и численными значениями обозначается, какой формулой определяется).

17. Спиновое квантовое число (что оно характеризует, какие численные значения может принимать, какими буквенными и численными значениями обозначается).

18. Электронная конфигурация (приведите примеры).

19. Принцип Паули.

20. Правило Хунда.

21. Правила Клечковского (первое и второе).

22. Классификация элементов Лавуазье, Деборейнера, Шанкратуа, Ньюлендса, Майера.

23. Открытие Д.И. Менделеевым периодического закона и периодической системы (старая и новая формулировки).

24. Структура периодической системы.

25. Периодичность свойств атомов элементов (атомные радиусы, энергия ионизации, сродство к электрону, электроотрицательность.

26. Значение периодического закона Д.И. Менделеева и теории строения атома.

27. Какие вопросы решает химическая термодинамика?

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
28. Дайте характеристику основным понятиям термодинамики: внутренней энергии, теплоте, работе, энтальпии.

29. Какова суть первого начала термодинамики?

30. Что называется тепловым эффектом химической реакции. Чем отличаются уравнения химических реакций от термохимических.

31. Сформулируйте закон Гесса и следствие из него. Что такое теплотворная способность топлива?

32. Какова суть второго начала термодинамики? Что такое КПД тепловых машин, почему он всегда меньше единицы?

33. Что такое свободная энергия Гиббса, связанная энергия и энтропия?

34. Как определить возможность самопроизвольного протекания химических реакций, их направленность и предел?

35. Определить теплоту сгорания этилена по реакции:  

i. C2H4(г) + 3O2(2 )= 2CO2(г) + 2H2O(ж),

36. если  ΔHобр (C2H4) = 2 кДж/моль, Δ Hобр  (CO2) = -394 кДж/моль,

37. ΔHобр (H2Oж) = -284,9 кДж/моль

38. Какова теплотворная способность этого газа.

39. Вычислить ΔGº298   реакции и определить может ли быть восстановлен NiO до Ni по реакции алюминотермии? ΔG(NiO) = -211,6 кДж/моль, ΔG(H2O) = -1582 кДж/моль.

40. Рассчитать ΔGº 298 реакции

i. Fe2O3(k) + 3H2(r) = 2Fe(k) + 3H2O(r)

41. и определить, выше какой температуры возможен прямой процесс.

42. Не производя вычислений, установить ΔSº298 следующих реакций: 2NH3(r) = N2(г) + 3H2

43. 2H2S(г) + O2(г) = 2S(k)+ 2H2O(ж).

44. На основании изобарно-изотермических потенциалов определите, возможна ли реакция синтеза аммиака в стандартных условиях?

45. На основании значений Δ Gº 298 образования NiF2, NiCl2, NiI2  решите, какая из солей наиболее устойчива.

46. При взаимодействии железа с хлором образуется FeCl2 или FeCl3? Докажите термодинамически.

47. Возможно ли растворение алюминия в воде по реакции: 2Al(K) + 6H2O(ж) = Al (OH)3  + 3H2(r).

48. Влияет ли агрегатное состояние простых и сложных веществ на величину их термодинамических характеристик: ΔHº298, ΔGº 298, Sº298. Приведите примеры.

49. Дайте определение понятию массовая доля, процентная концентрация. Приведите формулы.

50. Дайте определение понятию объемная доля. Приведите формулы.

51. Дайте определение понятию молярная концентрация (молярность). Приведите формулы.

52. Дайте определение понятию эквивалентная концентрация (нормальность). Приведите формулы.

53. Дайте определение понятию моляльная концентрация (моляльность). Приведите формулы.

54. Дайте определение понятию титр раствора. Приведите формулы.

55. Дайте определение понятию мольная доля растворенного вещества. Приведите формулы.

56. Дайте определение понятию мольная доля растворителя. Приведите формулы.

57. Дайте определение понятию плотность раствора. Приведите формулы.

58. В 500 мл воды растворили 448 л газообразного NH3. Найдите массовую долю аммиака в растворе.

59. В 400 мл воды бросили кусочек карбида кальция  при этом выделилось 9,96 л газа. Найдите массу получившегося осадка и оставшейся воды.

60. Сколько граммов хлорида железа(III)  надо  растворить  в  0,5 кг воды для приготовления 20% -го раствора?

61. В 10 литрах 20%-ого раствора HCl (пл.1,1 г/мл) растворили 100 л газообразного хлороводорода.  Определите w HCl в растворе после добавления хлороводорода.

62. Рассчитать молярность  40%-го раствора хлороводородной кислоты пл.1,2 г/мл.

63. Рассчитать нормальность  40%-го раствора хлороводородной кислоты пл.1,2 г/мл.

64. Рассчитать моляльность  40%-го раствора хлороводородной кислоты пл.1,2 г/мл.

65. Рассчитать мольную долю растворенного вещества  40%-го раствора хлороводородной кислоты пл. 1,2 г/мл.

66. Рассчитать мольную долю растворителя  40%-го раствора хлороводородной кислоты пл.1,2 г/мл.

67. Перечислите свойства молекулярных разбавленных растворов.

68. В чем сущность закона Рауля?

69. Почему растворы замерзают при более низких температурах, а кипят при более высоких температурах, чем чистые растворители?

70. Каков физический смысл криоскопической постоянной?

71. Что такое антифризы и какую роль они играют?

72. Осмос, осмотическое давление. Закон Вант-Гоффа.

73. Какие растворители называются электролитами?  В чем причина их отклонения от законов Рауля и Вант-Гоффа?

74. Каков смысл изотонического коэффициента и как он связан со степенью диссоциации электролитов?

75. В чем суть закона разбавления Освальда?

76. В чем отличие сильных и слабых электролитов?

77. Что такое Тосол-40 и Тосол-60, где они применяются?

78. Сколько этиленгликоля нужно растворить в 1 л воды, чтобы температура замерзания раствора стала 30ºС?

79. При какой температуре будет замерзать 45%-й водный раствор глицирина?

80. Определить температуру замерзания 5%-ного водного раствора хлорида кальция, если степень его диссоциации равна  70%?

81. Сколько граммов глюкозы нужно добавить к 100 г воды, чтобы раствор закипел при 110ºС?

82. Вычислить осмотическое давление 0,01М раствора К2SO4 при 18ºС. Степень диссоциации соли в растворе 87%.

83. Дайте определение понятию гидролиз солей. Типичные случаи  гидролиза.

84. Константа гидролиза.

 
Оснащенность
 
85. Степень гидролиза.

86. Гидролиз соли образованной слабой кислотой и сильным основанием: СН3СООК.

87. Гидролиз соли образованной слабой кислотой и сильным основанием: Nа2СО3.

88. Гидролиз соли образованной слабой кислотой и сильным основанием: К3РО4.

89. Гидролиз соли образованной слабой кислотой и слабым основанием: СН3СООNН4.

90. Гидролиз соли образованной слабой кислотой и слабым основанием: Аl2S3.

91. Гидролиз соли образованной сильной кислотой и слабым основанием: NН4Сl.

92. Гидролиз соли образованной сильной кислотой и слабым основанием: CuCl2.

93. Гидролиз соли образованной сильной кислотой и слабым основанием: FeCl3.

94. Гидролиз соли образованной сильной кислотой и слабым основанием: CuSO4.

95. Гидролиз соли образованной сильной кислотой и слабым основанием: Fe2(SO4)3.

96. Гидролиз соли образованной сильной кислотой и сильным основанием: Na2SO4.

97. Дайте определение понятию степень окисления. Приведите азотсодержащие соединения со всеми возможными степенями окисления азота.

98. Приведите правила для вычисления степени окисления элемента в соединении (приведите примеры).

99. Дайте определение понятиям окислительно-восстановительные реакции (ОВР), окисление и восстановление (приведите примеры).

100. Классификация окислительно-восстановительных реакций (межмолекулярные и внутримолекулярные, реакции самоокисления-самовосстановления (диспропорционирования)). Приведите примеры.

101. Окислители (приведите примеры).

102. Восстановители (приведите примеры).

103. Вещества, обладающие окислительно-восстановительной двойственностью (приведите примеры).

104. Составление уравнений ОВР и расстановка коэффициентов методом электронного баланса (приведите примеры).

105. Составление уравнений ОВР и расстановка коэффициентов ионно-электронным методом (методом полуреакций) (приведите примеры).

106. Эквиваленты и молярные массы эквивалента окислителя и восстановителя (приведите примеры).

107. Что такое электропроводность? Проводники первого и второго рода.

108. Как возникает скачок потенциала на границе металл-электролит? Понятие нормального электродного потенциала. Уравнение Нернста.

109. Что такое гальванический элемент, и какие процессы происходят при его работе?

110. Гальванический элемент Якоби-Даниэля.

111. ЭДС гальванического элемента. Уравнение Нернста.

112. Что представляет собой нормальный водородный электрод?

113. Гальванический элемент состоит из кобальтового электрода, погруженного в 0,1М раствор нитрата кобальта (II), и никелевого электрода, погруженного в раствор нитрата никеля (II). Какова должна быть концентрация соли никеля, чтобы электродвижущая сила такого элемента была равна нулю?

114. Составьте схему гальванического элемента из пар Ni/Ni2+ и Cu/Cu2+. Укажите направление тока во внутренней и внешней цепях.

115. Вычислите потенциал при температуре 25ºС магниевого электрода, погруженного в 0,01 М раствор сульфата магния.

116. Вычислите ЭДС гальванического элемента, составленного из электродов: металлического кадмия, помещенного в 0,01 М раствор сульфата кадмия, и металлического кадмия, помещенного в 2 М раствор сульфата кадмия.

117. Какие бывают аккумуляторы и как они работают?

118. Что такое коррозия металлов, и каковы методы борьбы с ней?

119. Какая коррозия называется химической? Привести примеры.

120. Какая коррозия называется электрохимической? Привести примеры.

121. Почему железо при соприкосновении с оловом окисляется быстрее, чем чистое железо?

122. В раствор хлорида натрия помещена пластинка из железа и железная пластинка, спаянная с медью. В каком случае коррозия протекает интенсивнее? Ответ мотивируйте.

123. Для защиты от коррозии сплавы алюминия, в частности дюралюминий, покрывают тонким слоем алюминия. На каком свойстве алюминия это основано?

124. В воду помещены пластинка оцинкованного железа и пластинка луженого железа. Как протекает коррозия в первом и во втором случае?

125. Как протекает процесс коррозии железа, покрытого слоем никеля, в кислой и щелочной среде, если целостность слоя нарушена?

126. Что такое оксидная пленка, и какие металлы ее образуют?

127. Как влияет величина рН среды на коррозию алюминия, цинка и железа?

128. На чем основана защита металлов с помощью ингибиторов?

129. Перечислите важнейшие методы защиты металлов от коррозии.

130. Почему химически чистое железо является более коррозионноустойчивым по сравнению с техническим?

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Грандберг И. И.
Органическая химия: учебник
М.: Дрофа, 2002
67
 
Оснащенность
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.2
Князев Д. А., Смарыгин С. Н.
Неорганическая химия: учебник
М.: Дрофа, 2004
94
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Прокопьева М. В., Каюкова О. В., Каюков Я. С.
Химия: учебно-методическое пособие
Чебоксары: ФГБОУ ВО Чувашская ГСХА, 2018
0
 
Л2.2
Хомченко Г. П., Цитович И. К.
Неорганическая химия: учебник
СПб.: ИТК Гранит, 2009
45
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л3.1
Кощаев А. Г., Дмитренко С. Н., Жолобова И. С.
Биохимия сельскохозяйственной продукции: учебное пособие
СПб.: Лань, 2018
Электронный ресурс
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
MozillaFirefox
6.3.1.3
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.4
ОС Windows 7
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.3
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.4
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.5
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
322
Учебная аудитория
Столы, стулья ученические, демонстрационное оборудование (проектор ACER (1 шт.), цифровая интерактивная доска (1 шт.), персональный компьютер ACER (1 шт.) и учебно-наглядные пособия
Лек
 
427
Учебная аудитория
Шкаф со специализированным инвентарем (пробирки, колбы, пипетки, штативы, мерные стаканы, химические реактивы) (1 шт.), шкаф вытяжной (1 шт.), таблица «Растворимость кислот и оснований» (1 шт.), таблица «Периодическая система Менделеева» (1 шт.), доска классная (1 шт.), столы лабораторные (5 шт.), табуретки (19 шт.), стол преподавателя (1 шт.), раковина (1 шт.), стул п/м (1 шт.)
Лаб
 
1-401
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (ноутбуки, персональные компьютеры) (4 шт.)
СР
 
1-501
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (персональные компьютеры) (3 шт.). Стол ученический 2-х местный (5 шт.), стул ученический (7 шт.)
СР
 
Оснащенность
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями, лабораторными и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного  форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Химия» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты; раскрываются химические закономерности. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. посещать лабораторные занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к  занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты для самостоятельной работы, литературу. Занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение.  Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Занятие заканчивается оформлением отчетов по лабораторным  работам, подведением итогов: выводами по теме и выставлением баллов.

3. посещать практические занятия, где решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, и выставляются баллы.

4. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение лекционных материалов, учебников, решение задач, подготовка к защите отчетов по лабораторным, практическим работам. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

5. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

6. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Химия», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

При изучении дисциплины «Химия» следует усвоить:

фундаментальные физико-химические законы, лежащие в основе технологических процессов; химические элементы и их соединения, методы и средства химического исследования веществ и их превращений.

Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:

1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.

2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.

3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.

4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.

Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и экзамена. Тестирование организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных,  лабораторных, практических занятиях. Подготовка к экзамену предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов лабораторных, практических занятий.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 (МУ к ФОС).docx
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________