2023-2024_23_05_01_23-1 НТТС_plx_Рабочие процессы автомобилей и тракторов и основы расчета их узлов и агрегатов
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Транспортно-технологических машин и комплексов
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
14.06.2023 г.
 
Б1.В.06
Рабочие процессы автомобилей и тракторов и основы расчета их узлов и агрегатов
Специальность 23.05.01 Наземные транспортно-технологические средства

Специализация Автомобили и тракторы

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
экзамен зачет    
Виды контроля:
часов на контроль
36
самостоятельная работа
98
аудиторные занятия
82
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
6 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Инженер
216
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
8 (4.2)
Итого
Недель
16 1/6
16 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
32
32
Практические
34
34
16
16
50
50
В том числе инт.
28
28
28
28
Итого ауд.
50
50
32
32
82
82
Кoнтактная рабoта
50
50
32
32
82
82
Сам. работа
58
58
40
40
98
98
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
108
108
216
216
 
 
 
Программу составил(и):
канд. техн. наук, доц., Смирнов М.П.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 23.05.01 Наземные транспортно-технологические средства (приказ Минобрнауки России от 11.08.2020 г. № 935).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Рабочие процессы автомобилей и тракторов и основы расчета их узлов и агрегатов" в основу положены:
2. Учебный план: Специальность 23.05.01 Наземные транспортно-технологические средства

Специализация Автомобили и тракторы, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 14.06.2023 г., протокол № 17.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Пушкаренко Н.Н. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Алатырев А.С. 
Председатель методической комиссии факультета  Гаврилов В.Н.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование профессиональных знаний у студента в области развития отечественной автотракторной промышленности, самостоятельно осваивая новые конструкции автомобилей и тракторов, анализируя их рабочие процессы, совершенствуя методику и основы расчета узлов и агрегатов.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Организация государственного учета и контроль технического состояния автомобильного транспорта
2.1.2
Основные нормы взаимозаменяемости
2.1.3
Прогрессивные технологии обработки материалов
2.1.4
Триботехника
2.1.5
Учебная практика, научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.6
Учебная практика, эксплуатационная практика
2.1.7
Автомобили и тракторы
2.1.8
Надёжность механических систем
2.1.9
Основы теории упругости
2.1.10
Правила и безопасность дорожного движения
2.1.11
Теория пластичности
2.1.12
Технология производства автомобилей и тракторов
2.1.13
Эксплуатационные материалы
2.1.14
Гидравлика и гидропневмопривод
2.1.15
Термодинамика и теплопередача
2.1.16
Технология конструкционных материалов
2.1.17
Учебная практика, технологическая (производственно-технологическая) практика
2.1.18
Материаловедение
2.1.19
Учебная практика, ознакомительная практика
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Диагностика и техническое обслуживание машин
 
2.2.2
Дорожные условия и безопасность движения
 
2.2.3
Единая система конструкторской документации
 
2.2.4
Единая система технологической документации
 
2.2.5
Конструкционные и защитно-отделочные материалы
 
2.2.6
Организация и планирование производства
 
2.2.7
Ресурсосбережение при проведении технического обслуживания и ремонта
 
2.2.8
Технологические процессы технического обслуживания, ремонта и диагностики автомобилей и тракторов
 
2.2.9
Транспортно-эксплуатационные качества автомобильных дорог и городских улиц
 
2.2.10
Производственная практика, преддипломная практика
 
2.2.11
Производственная практика, эксплуатационная практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПК-3. Способен анализировать эффективность деятельности сервисного центра
 
ПК-3.2 Знает и использует методы анализа и решения проблем
 
 
 
ПК-4. Способен обеспечить выполнение гарантийных обязательств организации-изготовителя АТС
 
ПК-4.1 Знает требования организации-изготовителя АТС к оказанию сервиса АТС
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- классификацию, функциональные возможности и области применения основных видов механизмов;
3.1.2
- методы расчета кинематических и динамических параметров движения механизмов;
 
Оснащенность
 
3.1.3
- принципиальные методы расчета по критериям работоспособности и надежности деталей и узлов машин, в том числе, метод конечных элементов;
3.1.4
- правила пользования стандартами и другой нормативной документацией;
3.1.5
- классификацию, области применения на-земных транспортно-технологических средств и комплексов, требования к конструкции наземных транспортно-технологических средств, их узлов, агрегатов, систем;
3.1.6
- компоновочные схемы наземных транспортно-технологических средств и их особенности;
3.1.7
- назначение и общую идеологию конструкции узлов, агрегатов и систем наземных транспортно-технологических средств;
3.1.8
- тенденции развития конструкции наземных транспортно-технологических средств;
3.1.9
- условия эксплуатации, режимы работы наземных транспортно-технологических средств;
3.1.10
- методы проектирования узлов и агрегатов наземных транспортно-технологических средств;
3.1.11
- методы испытаний.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- выполнять чертежи деталей и сборочных единиц в соответствии с требованиями к конструкторской документации, в том числе, с использованием методов трехмерного компьютерного моделирования;
3.2.2
- рассчитывать типовые детали, механизмы (валы, соединения, фрикционные муфты, зубчатые, червячные, ременные, цепные передачи) и несущие конструкции наземных транспортно-технологических средств при заданных нагрузках;
3.2.3
- рассчитывать элементы конструкций и механизмы наземных транспортно-технологических средств на прочность, жесткость,
3.2.4
устойчивость и долговечность, в том числе с использованием метода конечных элементов;
3.2.5
- пользоваться справочной литературой по направлению своей профессиональной деятельности;
3.2.6
- анализировать и оценивать влияние конструкции на эксплуатационные свойства агрегатов наземных транспортно-технологических средств в целом;
3.2.7
- выбирать параметры агрегатов и систем наземных транспортно-технологических средств с целью получения оптимальных эксплуатационных характеристик;
3.2.8
- выполнять проектные работы по компоновке наземных транспортно-технологических средств, выбору конструкции и расчёту несущей способности узлов, агрегатов и их элементов.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
- владения инженерной терминологией в области производства транспортно-технологических средств;
3.3.2
- владения методами проектирования и расчета основных уз-лов и агрегатов, наземных транспортно-технологических средств;
3.3.3
- владения методами расчета гидравлических устройств и систем
3.3.4
- владения техникой подготовки и проведения испытаний и экспериментальных исследований, наземных транспортно-технологических средств.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. 

 
Введение. Основные тенденции развития конструкций автотракторной промышленности. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-3.2 ПК-4.1
7
2
проблемная лекция
0
 
Введение. Основные тенденции развития конструкций автотракторной промышленности. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-3.2 ПК-4.1
7
0
доклад на практических занятиях
0
 
Требования к конструкции и анализ компоновочных схем транспортно-технологических машин. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-3.2 ПК-4.1
7
2
проблемная лекция
0
 
Требования к конструкции и анализ компоновочных схем транспортно-технологических машин. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
ПК-3.2 ПК-4.1
7
0
доклад на практических занятиях
0
 
Оснащенность
 
Анализ, рабочий процесс и оценка конструкций фрикционных сцеплений.

Привод сцепления. Виды нагрузок в сцеплении. /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
ПК-3.2 ПК-4.1
7
2
проблемная лекция
0
 
Анализ, рабочий процесс и оценка конструкций фрикционных сцеплений.

Привод сцепления. Виды нагрузок в сцеплении. /Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3

8
ПК-3.2 ПК-4.1
7
8
круглый стол
0
 
Анализ, рабочий процесс и оценка конструкций фрикционных сцеплений.

Привод сцепления. Виды нагрузок в сцеплении. /Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3

14
ПК-3.2 ПК-4.1
7
0
доклад на практических занятиях
0
 
Анализ, рабочий процесс и оценка конструкций коробок передач. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
ПК-3.2 ПК-4.1
7
2
проблемная лекция
0
 
Анализ, рабочий процесс и оценка конструкций коробок передач. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3

6
ПК-3.2 ПК-4.1
7
6
круглый стол
0
 
Анализ, рабочий процесс и оценка конструкций коробок передач. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3

8
ПК-3.2 ПК-4.1
7
0
доклад на практических занятиях
0
 
Ступенчатые и раздаточные коробки передач. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
ПК-3.2 ПК-4.1
7
2
проблемная лекция
0
 
Ступенчатые и раздаточные коробки передач. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
ПК-3.2 ПК-4.1
7
4
круглый стол
0
 
Ступенчатые и раздаточные коробки передач. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3

6
ПК-3.2 ПК-4.1
7
0
собеседование
0
 
Бесступенчатые и фрикционные передачи. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
ПК-3.2 ПК-4.1
7
0
опрос
0
 
Бесступенчатые и фрикционные передачи. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
ПК-3.2 ПК-4.1
7
0
круглый стол
0
 
Бесступенчатые и фрикционные передачи. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3

6
ПК-3.2 ПК-4.1
7
0
собеседование
0
 
Гидрообъемные трансмиссии и гидродинамические передачи. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
ПК-3.2 ПК-4.1
7
0
опрос
0
 
Гидрообъемные трансмиссии и гидродинамические передачи. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
ПК-3.2 ПК-4.1
7
0
круглый стол
0
 
Гидрообъемные трансмиссии и гидродинамические передачи. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3

6
ПК-3.2 ПК-4.1
7
0
собеседование
0
 
Карданные и главные передачи транспортно-технологических машин. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
ПК-3.2 ПК-4.1
7
0
опрос
0
 
Оснащенность
 
Карданные и главные передачи транспортно-технологических машин. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3

8
ПК-3.2 ПК-4.1
7
0
круглый стол
0
 
Карданные и главные передачи транспортно-технологических машин. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3

10
ПК-3.2 ПК-4.1
7
0
собеседование
0
 
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3

0
ПК-3.2 ПК-4.1
7
0
Защита расчетно-графической работы
0
 
 
Раздел 2. 

 
Анализ, рабочий процесс и оценка конструкций дифференциалов. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
ПК-3.2 ПК-4.1
8
0
опрос
0
 
Анализ, рабочий процесс и оценка конструкций дифференциалов. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
ПК-3.2 ПК-4.1
8
0
круглый стол
0
 
Анализ, рабочий процесс и оценка конструкций дифференциалов. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
ПК-3.2 ПК-4.1
8
0
собеседование
0
 
Рулевое управление колесных машин. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
ПК-3.2 ПК-4.1
8
0
опрос
0
 
Рулевое управление колесных машин. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3

6
ПК-3.2 ПК-4.1
8
0
круглый стол
0
 
Рулевое управление колесных машин. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3

6
ПК-3.2 ПК-4.1
8
0
собеседование
0
 
Механизмы поворота гусеничных машин.  /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
ПК-3.2 ПК-4.1
8
0
опрос
0
 
Механизмы поворота гусеничных машин. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
ПК-3.2 ПК-4.1
8
0
собеседование
0
 
Тормозные системы транспортно-технологических машин. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
ПК-3.2 ПК-4.1
8
0
опрос
0
 
Тормозные системы транспортно-технологических машин. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3

6
ПК-3.2 ПК-4.1
8
0
круглый стол
0
 
Тормозные системы транспортно-технологических машин. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
ПК-3.2 ПК-4.1
8
0
собеседование
0
 
Подвеска колесных и гусеничных машин. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
ПК-3.2 ПК-4.1
8
0
опрос
0
 
Подвеска колесных и гусеничных машин. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3

6
ПК-3.2 ПК-4.1
8
0
собеседование
0
 
Оснащенность
 
Основные параметры мостов. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
ПК-3.2 ПК-4.1
8
0
опрос
0
 
Основные параметры мостов. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
ПК-3.2 ПК-4.1
8
0
собеседование
0
 
Движители транспортно-технологических машин. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
ПК-3.2 ПК-4.1
8
0
опрос
0
 
Движители транспортно-технологических машин. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3

6
ПК-3.2 ПК-4.1
8
0
собеседование
0
 
Несущие системы транспортно-технологических машин. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
ПК-3.2 ПК-4.1
8
0
опрос
0
 
Несущие системы транспортно-технологических машин. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3

6
ПК-3.2 ПК-4.1
8
0
собеседование
0
 
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3

36
ПК-3.2 ПК-4.1
8
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Назначение и типы сцепления.

2. По каким признакам классифицируют сцепление автомобилей?

3. По каким признакам классифицируют сцепление тракторов?

4. Какие требования предъявляются при проектировании сцепления автомобиля?

5. Какие требования предъявляются при проектировании сцепления трактора?

6. От чего зависит надежная передача крутящего момента от двигателя к трансмиссии и почему?

7. Что называют плавностью включения сцепления? Приведите пример.

8. Что называют полнотой включения сцепления? Приведите пример.

9. В каких пределах должно быть максимально допустимое ускорение при трогании автомобиля с места, чтобы не вызвать дискомфорт пассажиров?

10. В каких пределах принимается коэффициент трения фрикционных накладок?

11. Из каких соображений принимается число поверхностей трения сцепления при проектировании?

12. В каких пределах, и из каких соображений принимается коэффициент запаса сцепления? Объясните на примере.

13. На какую величину регулируют свободный ход педали сцепления и почему?

14. Что называют чистотой включения сцепления? Приведите пример.

15. Для уменьшения ударных нагрузок шестерен включаемых передач и работы сил трения в синхронизаторах при переключении передач момент инерции должен быть…………………. и почему. Объясните на примере.

16. Каким образом достигается снижение момента инерции ведомых частей сцепления?

17. Какова толщина фрикционных накладок сцепления?

18. Из какого материала выполнены фрикционные накладки?

19. Как поддерживать постоянный тепловой режим сцепления?

20. Какова допустимая температура нагрева сцепления при одном включении?

21. До какой температуры может привести длительное буксование сцепления?

22. Каким последствиям может привести длительное буксование сцепление?

23. Какие конструктивные мероприятия выполняются для предохранения сцепления от перегрузок?

24. Когда возникают пиковые нагрузки в сцеплении и почему?

25. Что называют периодической нагрузкой сцепления?

26. Что используют для гашения крутильных колебаний в трансмиссии?

27. Для чего необходимы гасители пружинно-фрикционного типа?

28. Из каких соображений принимается коэффициент трения ведомого диска сцепления?

29. Как поддерживается в заданных пределах нажимное усилие нажимного диска сцепления?

30. Что называется коэффициентом запаса сцепления?

31. Почему на колесных тракторах не применяют двухвальную ступенчатую коробку передач?

32. Почему на грузовых автомобилях не применяются двухвальные ступенчатые коробки передач?

 
Оснащенность
 
33. Каково должно быть направление скоса зубьев на шестернях промежуточного вала коробки передач для уравновешивания осевых сил?

34. Дайте сравнительную оценку бесступенчатых передач различных типов.

35. Дайте сравнительный анализ карданных шарниров равных угловых скоростей, применяемых на отечественных легковых автомобилей.

36. Дайте сравнительный анализ карданных шарниров равных угловых скоростей, применяемых на отечественных грузовых автомобилей.

37. Для какой цели выполняется локальный контакт в зацеплении зубьев  конических зубчатых колес с круговым зубом?

38. Какие достоинства гипоидной главной передачи обеспечивают ей широкое применение?

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Вопросы для оценки знаний теоретического курса

1. Назначение и типы сцепления.

2. По каким признакам классифицируют сцепление автомобилей?

3. По каким признакам классифицируют сцепление тракторов?

4. Какие требования предъявляются при проектировании сцепления автомобиля?

5. Какие требования предъявляются при проектировании сцепления трактора?

6. От чего зависит надежная передача крутящего момента от двигателя к трансмиссии и почему?

7. Что называют плавностью включения сцепления? Приведите пример.

8. Что называют полнотой включения сцепления? Приведите пример.

9. В каких пределах должно быть максимально допустимое ускорение при трогании автомобиля с места, чтобы не вызвать дискомфорт пассажиров?

10. В каких пределах принимается коэффициент трения фрикционных накладок?

11. Из каких соображений принимается число поверхностей трения сцепления при проектировании?

12. В каких пределах, и из каких соображений принимается коэффициент запаса сцепления? Объясните на примере.

13. На какую величину регулируют свободный ход педали сцепления и почему?

14. Что называют чистотой включения сцепления? Приведите пример.

15. Для уменьшения ударных нагрузок шестерен включаемых передач и работы сил трения в синхронизаторах при переключении передач момент инерции должен быть и почему. Объясните на примере.

16. Каким образом достигается снижение момента инерции ведомых частей сцепления?

17. Какова толщина фрикционных накладок сцепления?

18. Из какого материала выполнены фрикционные накладки?

19. Как поддерживать постоянный тепловой режим сцепления?

20. Какова допустимая температура нагрева сцепления при одном включении?

21. До какой температуры может привести длительное буксование сцепления?

22.   Каким последствиям может привести длительное буксование сцепление?

23. Какие конструктивные мероприятия выполняются для предохранения сцепления от перегрузок?

24. Когда возникают пиковые нагрузки в сцеплении и почему?

25. Что называют периодической нагрузкой сцепления?

26. Что используют для гашения крутильных колебаний в трансмиссии?

27. Для чего необходимы гасители пружинно-фрикционного типа?

28. Из каких соображений принимается коэффициент трения ведомого диска сцепления?

29. Как поддерживается в заданных пределах нажимное усилие нажимного диска сцепления?

30. Что называется коэффициентом запаса сцепления?

31. Какие требования предъявляются при проектировании гусеничных движителей?

Вопросы на оценку понимания/умений студента

1. Сравните диаметры ведомых дисков одно- и двухдискового сцеплений, рассчитанных на передачу одинаковых моментов при одинаковом давлении на диски.

2. Опишите порядок регулировки сцепления на примере одной модели автомобиля.

3. Как определяется работа трения гасителя крутильных колебаний сцепления?

4. Определите число пар трения однодискового сцепления?

5. Определите число пар трения двухдискового сцепления?

6. Как определит момент трения гасителя крутильных колебаний?

7. Опишите порядок регулировки сцепления на примере колесного трактора.

8. Опишите порядок регулировки сцепления на примере гусеничного трактора.

9. Когда и как выполняют техническое обслуживание сцепления на тракторах и автомобилях?

10. Для какой цели опорные вилки рычагов выключения сцепления имеют шарнирную связь с кожухом сцепления?

11. Сравните усилия выключения сцеплений с центральной конической пружиной и с периферийными пружинами, если сила нажатия на ведомый диск одинакова.

12. Почему число рычагов выключения всегда кратно числу периферийных пружин?

13. Оцените различные способы облегчения управления сцеплением.

14. Какое назначение имеют пружины гасителя крутильных колебаний?

15. Каково должно быть направление скоса зубьев на шестернях промежуточного вала коробки передач для уравновешивания осевых сил?

 
Оснащенность
 
16. Дайте сравнительный анализ раздаточных коробок с межосевым дифференциалом и без него.

17. Дайте сравнительную оценку бесступенчатых передач различных типов.

18. Чем объяснить сравнительно малое распространение дисковых синхронизаторов?

19. Дайте сравнительный анализ карданных шарниров равных угловых скоростей, применяемых на отечественных легковых автомобилях.

20. Критическая частота вращения полого карданного вала увеличивается с увеличением внутреннего диаметра. Какой предел этого увеличения?

21. Какими мероприятиями можно уменьшить осевые силы, передаваемые карданным валом?

22. Какие нагрузки возникают в болтах, крепящих промежуточную опору карданного вала?

23. Почему при увеличенном суммарном межугловом зазоре игольчатого подшипника происходит интенсивное бриннелирование? Покажите это на схеме.

24. Для какой цели выполняется локальный контакт в зацеплении зубьев конических зубчатых колес с круговым зубом?

25. Дайте сравнительную оценку центральной и разнесенной двойных главных передач.

26. Начертите схему циркуляции масла при смазывании конических подшипников главной передачи.

27. Какие достоинства гипоидной главной передачи обеспечивают ей широкое применение?

28. Какие мероприятия обеспечивают жесткость установки зубчатых колес главной передачи?

29. Сравните два типа дифференциалов: конический и цилиндрический.

30. Как определить КПД дифференциала?

31. Какая предельная нагрузка может быть передана на полуось, если дифференциал заблокирован?

32. Для какой цели, устанавливается межосевой дифференциал и какая предельная нагрузка (максимальная тяговая сила) может быть передана на передние колеса, если межосевой симметричный дифференциал заблокирован?

33. Дайте сравнительную оценку самоблокирующихся дифференциалов различных типов.

34. Для какой цели применяются рулевые механизмы с переменным передаточным числом?

35. По каким критериям оцениваются усилители рулевого привода?

36. Сравните рулевые механизмы различных типов по КПД.

37. Какими конструктивными мероприятиями можно ограничить передачу толчков от дорожных неровностей на рулевое колесо?

38. По какой причине необходимо беззазорное зацепление в рулевом механизме в среднем положении, когда автомобиль движется прямолинейно?

39. Сравните тормозные механизмы по уравновешенности.

40. По каким критериям оценивают тормозные механизмы?

41. Сравните функциональные свойства регуляторов тормозных сил и АБС.

42. Какие преимущества имеет двухпроводная тормозная система по сравнению с однопроводной?

43. Чем отличается тормозной механизм с двумя степенями свободы от тормозного механизма с одной степенью свободы?

44. Для какой цели применяется диагональный тормозной привод и почему при таком приводе необходимо отрицательное плечо обкатки управляемых колес?

45. Что определяет упругая характеристика подвески?

46. Каковы преимущества независимых подвесок?

47. В чем преимущества и недостатки листовых рессор?

48. Какие преимущества имеет рессора трапециевидного сечения?

49. Как работают корректирующие пружины?

50. Каковы особенности однотрубного и двухтрубного амортизаторов?

51. Каковы основные требования, предъявляемые к мостам автомобилей?

52. Почему снижению массы моста придают особое значение?

53. Какие силы и моменты действуют па картер ведущего моста?

54. На что рассчитывают цапфу и шкворень переднего моста?

55. Почему жесткости балки моста придают важное значение?

56. Чем различаются разгруженные, полуразгруженные и разгруженные на три четверти полуоси?

57. Какие требования предъявляют к шинам?

58. По каким основным признакам классифицируют шины?

59. Как подбирают шины для определенного автомобиля?

60. Каковы требования, предъявляемые к металлическим колесам?

61. Охарактеризуйте способы крепления колес.

62. Как определить  нагруженность колес колесного трактора и автомобиля?

63. Какие расчеты  выполняются при проектировании  гусеничных движителей?

 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Учебным планом не предусмотрено.
 
Примерная тематика рефератов

1. Влияние конструкции усилителя руля на устойчивость автомобилем.

2. Влияние жесткой подвески трактора на эргономику человека. Порядок обслуживания трансмиссии автомобиля.

3. Порядок обслуживания трансмиссии гусеничного трактора.

4. Порядок обслуживания трансмиссии колесного трактора.

5. Обзор аналогов автоматических коробок передач автомобилей.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
6. Обзор аналогов автоматических коробок передач колесных и гусеничных тракторов.

7. Расходные материалы, используемые при обслуживании трансмиссии автомобиля.

8. Расходные материалы, используемые при обслуживании трансмиссии колесного трактора.

9. Расходные материалы, используемые при обслуживании трансмиссии гусеничного трактора.

10. Современные технологии проектирования узлов автотракторной техники.

11. Современные технологии проектирования агрегатов автотракторной техники.

12. Современные технологии проектирования система автотракторной техники.

13. Анализ конструкции агрегата и его дальнейшее совершенствование.

14. Диагностики и выявления неисправностей агрегатов.

15. Модернизации узлов и агрегатов автотракторной техники.

16. Пути совершенствования конструкции автотракторной техники.

17. Автомобили будущего.

18. Современные колесные и гусеничные тракторы

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Вахламов В. К.
Автомобили : Конструкция и элементы расчета: учебник
М.: Академия, 2008
20
 
Л1.2
Вахламов В. К.
Конструкция, расчет и эксплуатационные свойства автомобилей: учебное пособие
М.: Академия, 2007
20
 
Л1.3
Чернилевский Д. В.
Детали машин и основы конструирования: учебник для вузов
М.: Машиностроение, 2012
Электронный ресурс
 
Л1.4
Савич Е. Л.
Устройство автомобилей: учебное пособие
Минск: РИПО, 2018
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Родичев В. А.
Тракторы: учебник
М.: Академия, 2002
0
 
Л2.2
Родичев В. А.
Грузовые автомобили: учебник
М.: Academa, 2003
0
 
Л2.3
Нарбут А. Н.
Автомобили : рабочие процессы и расчет механизмов и систем: учебник
М.: Академия, 2008
0
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Международный автомобильный портал
 
Э2
автомобильный журнал для начинающих и опытных автомобилистов
 
Э3
нормативно-техническая документация
 
Э4
автомобильный информационный портал
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
KOMPAS-3D
6.3.1.4
Access 2016
6.3.1.5
Office 2007 Suites
6.3.1.6
MozillaFirefox
6.3.1.7
7-Zip
6.3.1.8
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.9
OfficeStandard 2013
6.3.1.10
ОС Windows 7
6.3.1.11
ОС Windows 8
6.3.1.12
ОС Windows 10
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
Оснащенность
 
6.3.2.1
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.4
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.5
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
0-213
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор ASER P1273B, экран, ноутбук) и учебно-наглядные пособия, доска классная, столы 3-х местные (38 шт.), столы 4-х местные (4 шт.), стулья 3-х местные (114 шт.), скамья 4-х местная (4 шт.)
 
0-05
Учебная аудитория
Двигатель ЗИЛ-130, доска классная, столы (8 шт.), стулья ученические (16 шт.), образцы двигателей, верстак слесарный 1-тумбовый 
 
0-06
Учебная аудитория
Доска классная, столы (18 шт.), стулья ученические (36 шт.), макеты, агрегаты, разрезы узлов тракторов и автомобилей
 
0-02
Учебная аудитория
Трактор (наглядное пособие) МТЗ-80, компрессор С412М, машина МИП-100-2, нагнетатель С-3211 (солидолонагнетатель), прибор Карат-4, прибор контроля фар ОП, маслораздатчик моторного и трансмиссионного масла, стенд для испытания и регулировки дизельных форсунок, шкаф металлический с приборами (комплект для проверки и очистки свечей Э203, краскопульт КР-2, стробоскоп для дизельных двигателей МЗД, прибор проверки натяжения приводных ремней ППКР-100), стенд КИ-22205, верстак слесарный 1-тумбовый 
 
0-204
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор ASER P1273B, экран, ноутбук ASUS) и учебно-наглядные пособия, доска классная, столы (21 шт.), стулья ученические (42 шт.), кафедра-стойка лектора, стол преподавательский 1-тумбовый
 
2-201
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (ноутбук  (2 шт.). Лабораторные установки для научных испытаний при выполнении диссертационных работ (4 шт.)
 
1-204
Помещение для самостоятельной работы
Столы (28 шт.), стулья (48 шт.), шкаф и стеллажи с литературой, компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(4 шт.).
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного  форм контроля.

Система знаний по дисциплине формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1) посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются содержания разделов дисциплины, положений, которые должны знать студенты; раскрываются закономерности эффективного использования машинно-тракторного парка. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми 

 
Оснащенность
 
знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2) посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. На занятиях изучаются приборы и оборудования, предназначенные для проведения технической эксплуатации машинно-тракторных агрегатов и их диагностирования. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Занятия заканчиваются подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3) систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из научно-технической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4) под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5) при возникающих затруднениях при освоении дисциплины, для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 (МУ к ФОС).docx
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________