2023-2024_23_04_03_23-1 ЭТТМиК_plx_Современные проблемы и направления развития конструкций транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Транспортно-технологических машин и комплексов
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
28.02.2023 г.
 
Б1.О.01
Современные проблемы и направления развития конструкций транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования
Направление подготовки 23.04.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов

Направленность (профиль) Автомобили и автомобильное хозяйство

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
  зачет с оценкой   
Виды контроля:
самостоятельная работа
112
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Магистр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
17 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
16
16
16
16
В том числе инт.
16
16
16
16
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32
32
32
32
Сам. работа
112
112
112
112
Итого
144
144
144
144
 
 
 
Программу составил(и):
д-р техн. наук, проф., С.С. Алатырев
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 23.04.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 906).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Современные проблемы и направления развития конструкций транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 23.04.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов

Направленность (профиль) Автомобили и автомобильное хозяйство, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 28.02.2023 г., протокол № 11.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Пушкаренко Н.Н. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Алатырев А.С. 
Председатель методической комиссии факультета  Гаврилов В.Н.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
ознакомление обучающихся современными проблемами и тенденциями развития конструкций транспортных и транспортно-технологических машин.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Стратегия развития производственно-технической базы предприятий автомобильного транспорта
 
2.2.2
Пути совершенствования технологических процессов ТО и ремонта автомобилей
 
2.2.3
Производственная практика, эксплуатационная практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-1. Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
 
УК-1.1 Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи между ними
 
 
 
УК-1.2 Осуществляет поиск вариантов решения поставленной про-блемной ситуации на основе доступных источников информа-ции
 
 
 
УК-1.3 Определяет в рамках выбранного алгоритма вопросы (зада-чи), подлежащие дальнейшей разработке. Предлагает спосо-бы их решения
 
 
 
УК-1.4 Разрабатывает стратегию достижения поставленной цели как последовательность шагов, предвидя результат каждого из них и оценивая их влияние на внешнее окружение планируемой деятельности и на взаимоотношения участников этой деятельности
 
 
 
ОПК-6. Способен оценивать социальные, правовые и общекультурные последствия принимаемых решений при осуществлении профессиональной деятельности
 
ОПК-6.1 Умеет предвидить при принятии решений в ходе выполнения профессиональной деятельности социальные, правовые и общекультурные последствия
 
 
 
ОПК-6.2 Оценивает риски при принятии решений в процессе профессиональной деятельности
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
современные проблемы и тенденции развития транспортно-технологических машин.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
анализировать и оценивать конструкции машин и оборудования.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
литературного и патентного анализа по конкретной теме.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Общие сведения о развитии транспортных и транспортно-технологических машин. Основные тенденции их развития на современном этапе

 
Введение в курс «Современные проблемы и направления развития конструкций транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования» /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 ОПК-6.1 ОПК-6.2
1
0
Проверка конспекта
0
 
Введение в курс «Современные проблемы и направления развития конструкций транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования» /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

10
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 ОПК-6.1 ОПК-6.2
1
0
Проверка конспекта
0
 
Оснащенность
 
Особенности компоновки современных транспортных и транспортно-технологических машин /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 ОПК-6.1 ОПК-6.2
1
2
Проблемная лекция
0
 
Особенности компоновки современных транспортных и транспортно-технологических машин /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 ОПК-6.1 ОПК-6.2
1
2
Виды интерактивных занятий:

круглый стол;

учебная дискуссия;

работа в малых группах

0
 
Особенности компоновки современных транспортных и транспортно-технологических машин /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

20
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 ОПК-6.1 ОПК-6.2
1
0
Проверка конспекта
0
 
Развитие конструкций автомобиля в направлениях снижения затрат топлива энергии, уменьшения вредного воздействия на окружающую среду /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 ОПК-6.1 ОПК-6.2
1
2
Проблемная лекция
0
 
Развитие конструкций автомобиля в направлениях снижения затрат топлива энергии, уменьшения вредного воздействия на окружающую среду /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 ОПК-6.1 ОПК-6.2
1
2
Виды интерактивных занятий:

круглый стол;

учебная дискуссия;

работа в малых группах

0
 
Развитие конструкций автомобиля в направлениях снижения затрат топлива энергии, уменьшения вредного воздействия на окружающую среду /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

20
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 ОПК-6.1 ОПК-6.2
1
0
Проверка конспекта
0
 
 
Раздел 2. Современные проблемы и перспективные направления развития систем, агрегатов, узлов и механизмов транспортных и транспортно-технологических машин

 
Современные проблемы и перспективные направления развития двигателей /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 ОПК-6.1 ОПК-6.2
1
2
Проблемная лекция
0
 
Современные проблемы и перспективные направления развития двигателей /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 ОПК-6.1 ОПК-6.2
1
2
Виды интерактивных занятий:

круглый стол;

учебная дискуссия;

работа в малых группах

0
 
Современные проблемы и перспективные направления развития двигателей /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

20
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 ОПК-6.1 ОПК-6.2
1
0
Проверка конспекта
0
 
Тенденции развития автомобильных трансмиссий /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 ОПК-6.1 ОПК-6.2
1
2
Проблемная лекция
0
 
Оснащенность
 
Тенденции развития автомобильных трансмиссий /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 ОПК-6.1 ОПК-6.2
1
2
Виды интерактивных занятий:

круглый стол;

учебная дискуссия;

работа в малых группах

0
 
Тенденции развития автомобильных трансмиссий /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

20
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 ОПК-6.1 ОПК-6.2
1
0
Проверка конспекта
0
 
Перспективные направления развития тормозных систем и систем безопасности /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 ОПК-6.1 ОПК-6.2
1
0
0
 
Перспективные направления развития тормозных систем и систем безопасности /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 ОПК-6.1 ОПК-6.2
1
0
Проверка конспекта
0
 
Перспективные направления развития тормозных систем и систем безопасности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

22
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 ОПК-6.1 ОПК-6.2
1
0
Проверка конспекта
0
 
 
Раздел 3. Зачет с оценкой

 
/ЗачётСОц/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

0
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 ОПК-6.1 ОПК-6.2
1
0
Зачет с оценкой
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. История развития транспортных и транспортно-технологических машин. 2. Проблемы, связанные с интенсивным развитием транспортных средств. 3. Современные тенденции развития транспортных и транспортно-технологических машин. 4. Состояние развития зарубежного автомобилестроения. 5. Современные проблемы и перспективные направления развития двигателей. 6. Зарубежный опыт двигателестроения. 7. Тенденции развития автомобильных трансмиссий. 8. Автоматические трансмиссии. 9. Гидромеханические передачи, гидромуфты и гидротрансформаторы. 10. Особенности конструирования вариаторных коробок передач. 11. Особенности конструирования трансмиссий автомобилей за рубежом. 12. Перспективные направления развития систем безопасности автомобиля. 13. Перспективные направления развития тормозных систем. 14. Особенности компоновки современных автомобилей.
 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено.
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено.
 
Комплект вопросов для устного опроса по темам дисциплины

Тема 1. Введение в курс «Современные проблемы и направления развития конструкций транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования»

1. Какова цель дисциплины?

2. Каковы задачи дисциплины?

3. Перечислите исторические этапы развития транспортных и транспортно-технологических машин.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
Тема 2. Особенности компоновки  современных транспортных и транспортно-технологических машин.

1. Перечислите основные виды компоновок автомобилей.

2. Какие преимущества и недостатки различных компоновок автомобилей?

Тема 3. Развитие конструкций автомобиля в направлениях снижения затрат топлива, энергии, уменьшения вредного воздействия на окружающую среду.

1. Какие альтернативные виды топлива применяют в современных автомобилях?

2. Что представляет собой гибридный автомобиль?

4. На какие классы подразделяются гибридные автомобили?

Тема 4. Современные проблемы и перспективные направления развития двигателей.

1. Какие преимущества и недостатки двигателей внутреннего сгорания?

2. Что представляет собой роторно-поршневой двигатель?

3. Какова конструкция газотурбинного двигателя?

Тема 5. Тенденции развития автомобильных трансмиссий.

1. Каковы особенности автоматической трансмиссии?

2. Каково устройство бесступенчатой коробки передач

3. Каков принцип работы тороидального вариатора?

Тема 6. Перспективные направления развития тормозных систем и систем безопасности.

1. Какова сущность антиблокировочной системы?

2. Каков принцип действия противобуксовочной системы?

3. Каковы перспективные направления развития тормозных систем?

Примерная тематика рефератов

1. Тенденции развития автомобильных двигателей.

2. Тенденции развития автомобильных трансмиссий.

3. Особенности гидромеханических передач.

4. Особенности конструкции автоматических трансмиссий.

5. Антиблокировочные системы в тормозных системах.

6. Противобуксовочные системы.

7. Направление развития конструкций автомобиля в направлениях снижения затрат топлива, энергии и уменьшения вредного воздействия на окружающую среду.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Вахламов В. К.
Автомобили : Основы конструкции: учебник
М.: Академия, 2008
20
 
Л1.2
Сафиуллин Р. Н., Керимов М. А., Валеев Д. Х.
Конструкция, расчет и эксплуатационные свойства транспортных и транспортно-технологических машин: учебник
СПб.: Лань, 2019
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Ременцов А. Н.
Автомобили и автомобильное хозяйство: введение в специальность: учебник
М.: Академия, 2010
0
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Ассоциация инженерного образования России
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
KOMPAS-3D
6.3.1.4
Комплект программ AutoCAD
6.3.1.5
MapInfo
6.3.1.6
Access 2016
6.3.1.7
Visio 2016
6.3.1.8
Office 2007 Suites
6.3.1.9
GIMP
6.3.1.10
MozillaFirefox
6.3.1.11
7-Zip
 
Оснащенность
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.4
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.5
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.6
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
1-204
Помещение для самостоятельной работы
Столы (28 шт.), стулья (48 шт.), шкаф и стеллажи с литературой, компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(4 шт.).
 
1-501
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (персональные компьютеры) (3 шт.). Стол ученический 2-х местный (5 шт.), стул ученический (7 шт.)
 
0-109
Учебная аудитория
Динамометр ДТ-3, работомер РБИ-5, доска классная, столы (9 шт.), стулья ученические (18 шт.)
 
0-204
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор ASER P1273B, экран, ноутбук ASUS) и учебно-наглядные пособия, доска классная, столы (21 шт.), стулья ученические (42 шт.), кафедра-стойка лектора, стол преподавательский 1-тумбовый
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Согласно рабочему учебному плану изучение дисциплины «Современные проблемы и направления развития конструкций транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования» предусматривает три формы организации учебного процесса: лекции, практические занятия и самостоятельную работу.

Для успешного освоения дисциплины в каждой форме организации учебного процесса необходимо придерживаться соответствующих нижеуказанных методических принципов.

Во-первых, приступая к изучению данной дисциплины, обучающийся должен иметь соответствующие знания по конструкции и принципу работы наиболее популярных транспортных и транспортно-технологических машин.

Во-вторых, необходимо:

1. Посещать все лекции, на которых в системном виде излагаются основные положения дисциплины. Некоторые лекции являются проблемными. На этих лекциях обучающемуся следует пытаться стать активным соучастником, войдя в логику изложения материала лектора, следить за ходом его мыслей.

Во время лекции можно задавать лектору вопросы, желательно в письменной форме, чтобы не нарушать порядок проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения и выводы. Работа над конспектом лекции завершается дома, то есть обучающийся ее дорабатывает самостоятельно: уточняет, что не записано, обогатит запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, используя учебники и учебно-методические материалы.

2. Посещать практические занятия. К практическим занятиям следует готовиться активно, так как они посвящены выработке умений и навыков по наиболее сложным материалам дисциплины.

3. Систематически вести самостоятельную работу, так как основная часть учебной нагрузки рассчитана на данную форму организации учебного процесса. При этом в первую очередь самостоятельно прорабатывать по учебникам те темы дисциплины, на которые не отводятся аудиторные занятия.

При изучении материала дисциплины по учебнику нужно прежде всего уяснить существо каждого излагаемого там вопроса. Главное – это понять изложенное в учебнике, а не «заучивать».

Изучать материал рекомендуется по темам, приводимой рабочей программой. Сначала следует прочитать весь материал темы, особенно не задерживаясь на том, что показалось не совсем понятным; часто это становится понятным из последующего. Затем надо вернуться к местам, вызвавшим затруднения, и внимательно разобраться в том, что было 

 
Оснащенность
 
неясно. Особое внимание при повторном чтении обратите на формулировки соответствующих определений. Однако не следует стараться заучивать формулировки; важно понять их смысл и уметь излагать результат своими словами.

В ходе изучения темы полезно составить краткий конспект.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 (МУ к ФОС).docx
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________