2023-2024_23_04_03_23-1 ЭТТМиК_plx_Основы научных исследований
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Транспортно-технологических машин и комплексов
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
28.02.2023 г.
 
Б1.О.06
Основы научных исследований
Направление подготовки 23.04.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов

Направленность (профиль) Автомобили и автомобильное хозяйство

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
112
аудиторные занятия
68
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Магистр
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
17 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
34
34
34
34
Практические
34
34
34
34
В том числе инт.
24
24
24
24
Итого ауд.
68
68
68
68
Кoнтактная рабoта
68
68
68
68
Сам. работа
112
112
112
112
Итого
180
180
180
180
 
 
 
Программу составил(и):
д-р техн. наук, проф., С.С. Алатырев
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 23.04.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 906).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Основы научных исследований" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 23.04.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов

Направленность (профиль) Автомобили и автомобильное хозяйство, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 28.02.2023 г., протокол № 11.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Пушкаренко Н.Н. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Алатырев А.С. 
Председатель методической комиссии факультета  Гаврилов В.Н.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование у обучающихся знаний, умений и навыков в научно-исследовательской работе в сфере эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Всеобщее управление качеством
 
2.2.2
Производственная практика, научно-исследовательская работа
 
2.2.3
Учебная практика, научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-3. Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
 
УК-3.1 Вырабатывает стратегию сотрудничества и на ее основе организует работу команды для достижения поставленной цели
 
 
 
УК-3.2 Учитывает в своей социальной и профессиональной деятельности интересы, особенности поведения и мнения (включая критические) людей, с которыми работает/взаимодействует, в том числе посредством корректировки своих действий
 
 
 
УК-3.3 Обладает навыками преодоления возникающих в команде разногласий, споров и конфликтов на основе учета интересов всех сторон
 
 
 
УК-3.4 Предвидит результаты (последствия) как личных, так и коллективных действий
 
 
 
УК-3.5 Планирует командную работу, распределяет поручения и делегирует полномочия членам команды. Организует обсуждение разных идей и мнений
 
 
 
ОПК-4. Способен проводить исследования, организовывать самостоятельную и коллективную научно-исследовательскую деятельность при решении инженерных и научно-технических задач, включающих планирование и постановку эксперимента, критическую оценку и интерпретацию результатов
 
ОПК-4.1 Умеет планировать, проводить исследования, критически анализировать и интерпретировать результаты исследований
 
 
 
ОПК-4.2 Мобилизует коллектив на выполнение научно-исследовательской работы по конкретной научной теме
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
особенности научной работы, основные этапы ее выполнения, принципы выполнения теоретических и экспериментальных исследований, методы анализа полученных результатов.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
проводить теоретические и экспериментальные исследования, анализировать результаты исследований.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
математического моделирования явлений, процессов;
3.3.2
владения основами теории планирования эксперимента;
3.3.3
патентования технических решений.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Основы научных исследований

 
Общие сведения о научных исследованиях. Наука и ее роль в развитии общества. Этапы научных исследований. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-3.5 ОПК-4.1 ОПК-4.2
1
0
Проверка конспектов
0
 
Оснащенность
 
Общие сведения о научных исследованиях. Наука и ее роль в развитии общества. Этапы научных исследований. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

12
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-3.5 ОПК-4.1 ОПК-4.2
1
0
Опрос
0
 
Обоснование темы научной работы. Анализ научно-технической информации по теме исследований. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

6
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-3.5 ОПК-4.1 ОПК-4.2
1
0
Проверка конспектов
0
 
Обоснование темы научной работы. Анализ научно-технической информации по теме исследований. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

8
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-3.5 ОПК-4.1 ОПК-4.2
1
0
Опрос
0
 
Обоснование темы научной работы. Анализ научно-технической информации по теме исследований. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

14
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-3.5 ОПК-4.1 ОПК-4.2
1
0
Опрос
0
 
Методы теоретических исследований. Физическое и математическое моделирование. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

6
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-3.5 ОПК-4.1 ОПК-4.2
1
2
Проверка конспектов
0
 
Методы теоретических исследований. Физическое и математическое моделирование. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

20
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-3.5 ОПК-4.1 ОПК-4.2
1
0
Опрос
0
 
Экспериментальные исследования. Планирование эксперимента. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

6
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-3.5 ОПК-4.1 ОПК-4.2
1
2
Проверка конспектов
0
 
Экспериментальные исследования. Планирование эксперимента. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

8
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-3.5 ОПК-4.1 ОПК-4.2
1
4
Опрос
0
 
Экспериментальные исследования. Планирование эксперимента. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

24
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-3.5 ОПК-4.1 ОПК-4.2
1
0
Опрос
0
 
Обработка опытных данных. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

6
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-3.5 ОПК-4.1 ОПК-4.2
1
6
Проверка конспектов
0
 
Обработка опытных данных. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

8
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-3.5 ОПК-4.1 ОПК-4.2
1
4
Работа в малых группах
0
 
Оснащенность
 
Обработка опытных данных. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

20
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-3.5 ОПК-4.1 ОПК-4.2
1
0
Опрос
0
 
Накопление научно-технической информации. Научные публикации, патентование идей /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

6
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-3.5 ОПК-4.1 ОПК-4.2
1
2
Опрос
0
 
Накопление научно-технической информации. Научные публикации, патентование идей. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

10
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-3.5 ОПК-4.1 ОПК-4.2
1
4
Круглый стол
0
 
Накопление научно-технической информации. Научные публикации, патентование идей. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

22
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-3.5 ОПК-4.1 ОПК-4.2
1
0
Опрос
0
 
 
Раздел 2. зачет

 
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

0
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-3.5 ОПК-4.1 ОПК-4.2
1
0
Зачет
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Роль науки  в развитии общества.

2. Методология научного исследования.

3. Этапы научных исследований.

4. Постановка вопроса и задачи исследований.

5. Актуальность темы.

6. Приоритетные направления науки.

7. Критические технологии.

8. Государственная система научно-технической информации.

9. Поиск научно-технической информации.

10. Анализ научно-технической информации по теме исследований.

11. Методология теоретических исследований.

12. Составление модели объекта исследований.

13. Физическая модель.

14. Математическая модель.

15. Аналитические методы исследований.

16. Программа экспериментальных исследований.

17. Методика экспериментальных исследований.

18. Элементы теории планирования эксперимента.

19. Полный факторный эксперимент.

20 Дробный факторный эксперимент.

21. Общие вопросы обработки и анализа опытных данных

22. Применение ПЭВМ для регрессионного анализа.

23. Статистические методы обработки экспериментальных данных.

24. Метод наименьших квадратов.

25. Уравнения регрессии.

26. Эмпирические формулы.

27. Журнал первичных научных материалов.

28. Научный труд.

29. Изобретения, полезные модели, промышленные образцы.

30. Интеллектуальная собственность и ее защита.

31. Магистерская выпускная квалификационная работа.

 
Оснащенность
 
32. Авторское право на интеллектуальную собственность.

33. Научные публикации. Научный отчет.

34.Накопление научной информации.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено.
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено.
 
Комплект вопросов для опроса по темам

Тема 1. Общие сведения о научных исследованиях. Наука и ее роль в развитии общества. Этапы научных исследований.

1. Каковы основные отличия древней науки от современной?

2. Каков основной недостаток европейской науки Средневековья?

3. В чем главные возражения отечественных ученых по отношению к средствам массовой информации, публикующим сенсационные сообщения о всевозможных таинственных явлениях, не объяснимых наукой?

4. Чем фундаментальные науки отличаются от прикладных наук?

5. Высока ли точность прогноза научных достижений на современном этапе развития общества?

6. Перечислите основные этапы НИР.

Тема 2. Обоснование темы научной работы. Анализ научно-технической информации по теме исследований.

1. Что включает в себя обоснование темы научной работы?

2. Каковы основные требования к обоснованию темы научной работы?

3. Что понимается под терминами «научная проблема», «научная задача», «научный вопрос»?

4. С какой целью проводится анализ научно-технической информации по теме исследований?

5. Что включает в себя научно-исследовательская программа?

Тема 3. Методы теоретических исследований. Физическое и математическое моделирование.

1. Ставится ли перед теоретическими исследованиями задача объяснить изучаемое явление, закономерность или факт, или достаточно лишь его констатировать?

2. Приведите свои примеры математических моделей в виде геометрического образа, уравнения, расчетной схемы, графа.

3. Может ли быть использована одна и та же математическая модель для описания различных явлений, и, наоборот, может ли один и тот же объект описываться разными моделями?

4. Какие преимущества дает применение численных методов по сравнению с аналитическими решениями дифференциальных уравнений?

5. В чем состоит основная идея метода конечных разностей в задачах механики?

6. В чем состоит основная идея метода граничных элементов в задачах механики?

7. В чем состоит основная идея метода конечных элементов в задачах механики?

8. На чем основывается постановка и решения оптимизационных задач? Что такое целевая функция? В чем состоит математическое программирование?

9. Каковы основные элементы математических моделей теории массового обслуживания?

10. В чем состоит основная идея метода Монте-Карло? Попробуйте привести свой пример ее использования.

Тема 4. Экспериментальные исследования. Планирование эксперимента.

1. По каким принципам классифицируются эксперименты? Назовите наиболее известные классификации экспериментов.

2. В чем сущность рандомизации? Какие достоинства у рандомизированного эксперимента?

3. В чем сходство и различие модели и «натуры» при физическом моделировании? Всегда ли удается в реальных условиях достигать подобия модели и «натуры»?

4. Какие преимущества дает применение планирования эксперимента? Что такое план эксперимента? Что понимается под терминами «фактор», «отклик», «нормированный план эксперимента», «полный факторный эксперимент», «дробный факторный эксперимент»?

5. В чем принципиальная разница между теоретическим методом исследования и эмпирическим? В чем заключаются достоинства и недостатки эмпирического метода исследования?

6. В чем сущность мысленного и вычислительного эксперимента? В чем их сходства с физическими экспериментами? В каких случаях они наиболее эффективны?

Тема 5. Обработка опытных данных.

1. В чем заключается метод математической статистики обработки данных?

2. В чем заключается графический и аналитический способы обработки данных?

3. Какова сущность метода построение эмпирических формул?

4. В чем заключается метод наименьших квадратов?

5. Каков порядок расчета коэффициентов полиноминальной зависимости?

Тема 6. Накопление научно-технической информации. Научные публикации, патентование идей.

1. С какой целью накапливают научно-техническую информацию?

2. Что подразумевается под базой данных и информационными ресурсами?

3. Перечислите устные источники научно-технической информации и кратко их характеризуйте.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
4. Назовите основные виды научных документов и дайте их определения.

5. Что понимается под терминами «научная статья», «монография», «диссертация», «научный отчет»?

6. Что понимается под терминами «изобретение», «патент», «патентный поиск», «объект изобретения», «аналог» и «прототип» изобретения?

7. Что такое Международная патентная классификация (МПК)? На каких принципах она строится?

8. Что включает заявка на изобретение (на получение патента)?

9. Что такое формула изобретения, из каких частей она состоит? Попробуйте описать какой либо известный объект (например, один из окружающих вас предметов) по схеме формулы изобретения, условно приняв какой-либо его элемент за «новый» и подобрав для этого прототип.

10. Что такое полезная модель, промышленный образец, ноу-хау? Защищаются ли они патентами?

11. В чем сущность теории решения изобретательских задач (ТРИЗ)?

12. Что такое открытие? Регистрируются ли открытия подобно изобретениям?

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Шкляр М. Ф.
Основы научных исследований: учебное пособие
М.: Дашков и К, 2014
Электронный ресурс
 
Л1.2
Кузнецов И. Н.
Основы научных исследований: учебное пособие
М.: Дашков и К, 2013
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Герасимов Б. И., Дробышева В. В., Злобина Н. В., Нижегородов Е. В.
Основы научных исследований: учебное пособие
М.: ФОРУМ, 2009
7
 
Л2.2
Рязанов В. Е., Ершов М. А., Зайцев П. В., Васильев А. Г.
Основы научных исследований и патентоведение: практикум
Чебоксары: ФГОУ ВПО ЧГСХА, 2011
12
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
KOMPAS-3D
6.3.1.4
Комплект программ AutoCAD
6.3.1.5
MapInfo
6.3.1.6
Visio 2016
6.3.1.7
VisualStudio 2015
6.3.1.8
Office 2007 Suites
6.3.1.9
GIMP
6.3.1.10
MozillaFirefox
6.3.1.11
MozillaThinderbird
6.3.1.12
7-Zip
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
 
Оснащенность
 
6.3.2.4
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.5
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.6
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
1-204
Помещение для самостоятельной работы
Столы (28 шт.), стулья (48 шт.), шкаф и стеллажи с литературой, компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(4 шт.).
 
1-501
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (персональные компьютеры) (3 шт.). Стол ученический 2-х местный (5 шт.), стул ученический (7 шт.)
 
0-204
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор ASER P1273B, экран, ноутбук ASUS) и учебно-наглядные пособия, доска классная, столы (21 шт.), стулья ученические (42 шт.), кафедра-стойка лектора, стол преподавательский 1-тумбовый
 
0-109
Учебная аудитория
Динамометр ДТ-3, работомер РБИ-5, доска классная, столы (9 шт.), стулья ученические (18 шт.)
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Согласно рабочему учебному плану изучение дисциплины «Основы научных исследований» предусматривает три формы организации учебного процесса: лекции, практические занятия и самостоятельная работа.

Для успешного освоения дисциплины необходимо придерживаться определенных методических принципов.

- необходимо посещать все лекции, на которых в системном виде излагаются основные положения дисциплины. По плану некоторые лекции являются проблемными. На этих лекциях обучающимся следует быть активными соучастниками, войти в логику изложения материала лектора, следить за ходом его мыслей. Во время лекции можно задавать лектору вопросы, желательно в письменной форме, чтобы не нарушать логику проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, выводы. Работа над конспектом лекции завершается дома, то есть обучающийся ее дорабатывает самостоятельно: уточняет, что не записано, обогатит запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, используя учебники и учебно-методические материалы;

- посещать практические занятия. К практическим занятиям следует готовиться активно, так как они посвящены выработке умений и навыков по наиболее сложным материалам дисциплины – по составлению описания изобретения и проведению информационно патентных исследований;

- систематически вести самостоятельную работу, так как основная часть учебной нагрузки рассчитана на данную форму организации учебного процесса. При этом в первую очередь самостоятельно прорабатывать по учебникам те темы дисциплины, на которые не отводятся аудиторные занятия.

При изучении материала дисциплины по учебнику необходимо, прежде всего, уяснить существо каждого излагаемого там вопроса. Главное – это понять изложенное в учебнике, а не «заучивать».

Изучать материал рекомендуется по темам приводимой рабочей программы. Сначала следует прочитать весь материал темы, особенно не задерживаясь на том, что показалось не совсем понятным; часто это становится понятным из последующего. Затем надо вернуться к местам, вызвавшим затруднения, и внимательно разобраться в том, что было неясно. Особое внимание при повторном чтении обратите на формулировки соответствующих определений. Однако не следует стараться заучивать формулировки; важно понять их смысл и уметь изложить результат своими словами.

Закончив изучение темы, полезно составить краткий конспект, по возможности не заглядывая в учебник.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 (МУ к ФОС).docx
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________