(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Автомобили и автомобильное хозяйство
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Автомобили и автомобильное хозяйство, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 28.02.2023 г., протокол № 11.
ции
ракт.
подг.
2. Методология научного исследования.
3. Этапы научных исследований.
4. Постановка вопроса и задачи исследований.
5. Актуальность темы.
6. Приоритетные направления науки.
7. Критические технологии.
8. Государственная система научно-технической информации.
9. Поиск научно-технической информации.
10. Анализ научно-технической информации по теме исследований.
11. Методология теоретических исследований.
12. Составление модели объекта исследований.
13. Физическая модель.
14. Математическая модель.
15. Аналитические методы исследований.
16. Программа экспериментальных исследований.
17. Методика экспериментальных исследований.
18. Элементы теории планирования эксперимента.
19. Полный факторный эксперимент.
20 Дробный факторный эксперимент.
21. Общие вопросы обработки и анализа опытных данных
22. Применение ПЭВМ для регрессионного анализа.
23. Статистические методы обработки экспериментальных данных.
24. Метод наименьших квадратов.
25. Уравнения регрессии.
26. Эмпирические формулы.
27. Журнал первичных научных материалов.
28. Научный труд.
29. Изобретения, полезные модели, промышленные образцы.
30. Интеллектуальная собственность и ее защита.
31. Магистерская выпускная квалификационная работа.
33. Научные публикации. Научный отчет.
34.Накопление научной информации.
Тема 1. Общие сведения о научных исследованиях. Наука и ее роль в развитии общества. Этапы научных исследований.
1. Каковы основные отличия древней науки от современной?
2. Каков основной недостаток европейской науки Средневековья?
3. В чем главные возражения отечественных ученых по отношению к средствам массовой информации, публикующим сенсационные сообщения о всевозможных таинственных явлениях, не объяснимых наукой?
4. Чем фундаментальные науки отличаются от прикладных наук?
5. Высока ли точность прогноза научных достижений на современном этапе развития общества?
6. Перечислите основные этапы НИР.
Тема 2. Обоснование темы научной работы. Анализ научно-технической информации по теме исследований.
1. Что включает в себя обоснование темы научной работы?
2. Каковы основные требования к обоснованию темы научной работы?
3. Что понимается под терминами «научная проблема», «научная задача», «научный вопрос»?
4. С какой целью проводится анализ научно-технической информации по теме исследований?
5. Что включает в себя научно-исследовательская программа?
Тема 3. Методы теоретических исследований. Физическое и математическое моделирование.
1. Ставится ли перед теоретическими исследованиями задача объяснить изучаемое явление, закономерность или факт, или достаточно лишь его констатировать?
2. Приведите свои примеры математических моделей в виде геометрического образа, уравнения, расчетной схемы, графа.
3. Может ли быть использована одна и та же математическая модель для описания различных явлений, и, наоборот, может ли один и тот же объект описываться разными моделями?
4. Какие преимущества дает применение численных методов по сравнению с аналитическими решениями дифференциальных уравнений?
5. В чем состоит основная идея метода конечных разностей в задачах механики?
6. В чем состоит основная идея метода граничных элементов в задачах механики?
7. В чем состоит основная идея метода конечных элементов в задачах механики?
8. На чем основывается постановка и решения оптимизационных задач? Что такое целевая функция? В чем состоит математическое программирование?
9. Каковы основные элементы математических моделей теории массового обслуживания?
10. В чем состоит основная идея метода Монте-Карло? Попробуйте привести свой пример ее использования.
Тема 4. Экспериментальные исследования. Планирование эксперимента.
1. По каким принципам классифицируются эксперименты? Назовите наиболее известные классификации экспериментов.
2. В чем сущность рандомизации? Какие достоинства у рандомизированного эксперимента?
3. В чем сходство и различие модели и «натуры» при физическом моделировании? Всегда ли удается в реальных условиях достигать подобия модели и «натуры»?
4. Какие преимущества дает применение планирования эксперимента? Что такое план эксперимента? Что понимается под терминами «фактор», «отклик», «нормированный план эксперимента», «полный факторный эксперимент», «дробный факторный эксперимент»?
5. В чем принципиальная разница между теоретическим методом исследования и эмпирическим? В чем заключаются достоинства и недостатки эмпирического метода исследования?
6. В чем сущность мысленного и вычислительного эксперимента? В чем их сходства с физическими экспериментами? В каких случаях они наиболее эффективны?
Тема 5. Обработка опытных данных.
1. В чем заключается метод математической статистики обработки данных?
2. В чем заключается графический и аналитический способы обработки данных?
3. Какова сущность метода построение эмпирических формул?
4. В чем заключается метод наименьших квадратов?
5. Каков порядок расчета коэффициентов полиноминальной зависимости?
Тема 6. Накопление научно-технической информации. Научные публикации, патентование идей.
1. С какой целью накапливают научно-техническую информацию?
2. Что подразумевается под базой данных и информационными ресурсами?
3. Перечислите устные источники научно-технической информации и кратко их характеризуйте.
5. Что понимается под терминами «научная статья», «монография», «диссертация», «научный отчет»?
6. Что понимается под терминами «изобретение», «патент», «патентный поиск», «объект изобретения», «аналог» и «прототип» изобретения?
7. Что такое Международная патентная классификация (МПК)? На каких принципах она строится?
8. Что включает заявка на изобретение (на получение патента)?
9. Что такое формула изобретения, из каких частей она состоит? Попробуйте описать какой либо известный объект (например, один из окружающих вас предметов) по схеме формулы изобретения, условно приняв какой-либо его элемент за «новый» и подобрав для этого прототип.
10. Что такое полезная модель, промышленный образец, ноу-хау? Защищаются ли они патентами?
11. В чем сущность теории решения изобретательских задач (ТРИЗ)?
12. Что такое открытие? Регистрируются ли открытия подобно изобретениям?
Для успешного освоения дисциплины необходимо придерживаться определенных методических принципов.
- необходимо посещать все лекции, на которых в системном виде излагаются основные положения дисциплины. По плану некоторые лекции являются проблемными. На этих лекциях обучающимся следует быть активными соучастниками, войти в логику изложения материала лектора, следить за ходом его мыслей. Во время лекции можно задавать лектору вопросы, желательно в письменной форме, чтобы не нарушать логику проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, выводы. Работа над конспектом лекции завершается дома, то есть обучающийся ее дорабатывает самостоятельно: уточняет, что не записано, обогатит запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, используя учебники и учебно-методические материалы;
- посещать практические занятия. К практическим занятиям следует готовиться активно, так как они посвящены выработке умений и навыков по наиболее сложным материалам дисциплины – по составлению описания изобретения и проведению информационно патентных исследований;
- систематически вести самостоятельную работу, так как основная часть учебной нагрузки рассчитана на данную форму организации учебного процесса. При этом в первую очередь самостоятельно прорабатывать по учебникам те темы дисциплины, на которые не отводятся аудиторные занятия.
При изучении материала дисциплины по учебнику необходимо, прежде всего, уяснить существо каждого излагаемого там вопроса. Главное – это понять изложенное в учебнике, а не «заучивать».
Изучать материал рекомендуется по темам приводимой рабочей программы. Сначала следует прочитать весь материал темы, особенно не задерживаясь на том, что показалось не совсем понятным; часто это становится понятным из последующего. Затем надо вернуться к местам, вызвавшим затруднения, и внимательно разобраться в том, что было неясно. Особое внимание при повторном чтении обратите на формулировки соответствующих определений. Однако не следует стараться заучивать формулировки; важно понять их смысл и уметь изложить результат своими словами.
Закончив изучение темы, полезно составить краткий конспект, по возможности не заглядывая в учебник.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году