(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Автомобили и автомобильное хозяйство
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Автомобили и автомобильное хозяйство, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 28.02.2023 г., протокол № 11.
ции
ракт.
подг.
Тема 2. Основные этапы развития технических знаний.
Тема 3. Традиции и новации в развитии транспортной науки и техники.
Тема 4. Функции научного исследования, методы и формы технического знания.
Тема 5. Социальные аспекты науки и техники.
/Лек/
Тема 2. Основные этапы развития технических знаний.
Тема 3. Традиции и новации в развитии транспортной науки и техники.
Тема 4. Функции научного исследования, методы и формы технического знания.
Тема 5. Социальные аспекты науки и техники.
/Пр/
круглый стол;
учебная дискуссия;
деловая игра
Тема 2. Основные этапы развития технических знаний.
Тема 3. Традиции и новации в развитии транспортной науки и техники.
Тема 4. Функции научного исследования, методы и формы технического знания.
Тема 5. Социальные аспекты науки и техники.
/Ср/
2. Назовите и охарактеризуйте основные этапы становления и развития философии науки
3. Дайте определение понятию науки. Какие научные дисциплины изучают общие вопросы развития науки
4. Назовите и охарактеризуйте три аспекта бытия науки
5. Какова структура научной деятельности? Дайте характеристику субъекту научного познания
6. Назовите основные концепции научного познания в философии науки ХХ века
7. Раскройте суть интернализма и экстернализма как факторов развития науки. Каково их место в понимании механизмов развития науки?
8. В чем состоит специфика философского осмысления техники в отличии от естественных наук? Ответ обоснуйте.
9. В чем состоит специфика философского осмысления техники в отличии от социально-гуманитарных наук? Ответ обоснуйте.
10. Приведите примеры связи анализа техники с основными разделами философского знания: онтологией, гносеологией, философской антропологией, социальной философией, аксиологией.
11. Каково соотношение философии техники с философией науки?
12. Охарактеризуйте процесс становления философии техники в Германии. Объясните принцип органопроекции Э. Каппа.
13. Назовите основателя отечественной школы философии техники. В чем, по его мнению, состоят задачи философии техники?
14. Раскройте суть проблемы «техника и нравственность» в русской философии.
15. Дайте узкое и широкое определение понятию техники.
16. Каковы сущностные характеристики техники?
17. Охарактеризуйте многообразные связи техники с явлениями культуры (наукой, экономикой, политикой, искусством, моралью, литературой, философией и т.д.).
18. Каковы особенности возникновения и развития технических наук?
19. Дайте характеристику постнеклассической технической науке.
20. В чем сущность технического знания? Назовите уровни технического знания.
21. Охарактеризуйте специфику технической теории.
22. В чем состоит специфика методов технических наук?
23. Составьте глоссарий к теме: «Техническое знание как технические науки».
21. Дайте характеристику техническому прогрессу как фактору развития цивилизации. Выскажите суждение о критериях технического прогресса.
22. Охарактеризуйте рациональные и иррациональные последствия НТР. Дайте характеристику риску в контексте названных последствий.
23. Какие причины вызвали изменение мировоззренческих ориентиров техногенной цивилизации? Охарактеризуйте общество, ставящее себе целью движение к экотехносере, ноосфере.
24. Технические науки и техника.
25. Понятие техники.
26. Сущностные характеристики техники.
27. Природа и техника: естественное и искусственное.
29. Особенности технократической концепции техники.
30. Особенности естественнонаучной концепции техники.
31. Особенности социокультурной концепции техники.
32. Сциентизм и антисциентизм о роли техники в обществе.
33. Особенности становления и развития технических наук.
34. Технические науки как специфическая форма технического знания.
35. Системотехника и теория управления техническими системами.
36. Общее и особенное в теоретическом и эмпирическом познании в науке и технознании.
37. Идеальные объекты технических наук.
38. Нормативный характер инженерного знания.
39. Формирование и развитие технической теории.
40. Обобщение практического опыта в технической теории.
1. Техника как специфическая форма культуры.
2. Техника в системе философского знания. Предмет философии и предмет философии техники.
3. Техническое знание в системе культуры
4. Роль и место технического знания в классификации наук.
5. Естествознание и техническое знание.
6. Техническое знание Древнего мира и Античности .
7. Техническое знание в Средние века.
8. Возникновение взаимосвязей между наукой и техникой. Технические знания в эпоху Возрождения.
9. Идеал науки Нового времени и дисциплинарная организация науки и техники.
10. Природа технического знания.
11. Структура и уровни технического знания.
12. Проблема классификации современного технического знания.
13. Специфика инженерного знания.
14. Методологические проблемы техникознания.
15. Многообразие форм знания в техническом знании.
16. Методологические проблемы научно-технического познания и инженерного творчества.
17. Стиль научного мышления и свобода как интеллектуальные предпосылки научного исследования.
18. Стиль инженерного мышления.
19. Оптимизм и пессимизм технического мировоззрения.
Во-первых, приступая к изучению данной дисциплины, обучающийся должен иметь соответствующие начальные знания основ научных исследований.
Во-вторых, необходимо:
1. Посещать все лекции, на которых в системном виде излагаются основные положения дисциплины.
Во время лекции можно задавать лектору вопросы, желательно в письменной форме, чтобы не нарушать порядок проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения и выводы. Работа над конспектом лекции завершается дома, то есть обучающийся ее дорабатывает самостоятельно: уточняет, что не записано, обогатит запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, используя учебники и учебно-методические материалы.
2. Посещать практические занятия. К практическим занятиям следует готовиться активно, так как они посвящены выработке умений и навыков по наиболее сложным материалам дисциплины.
3. Систематически вести самостоятельную работу, так как основная часть учебной нагрузки рассчитана на данную форму организации учебного процесса. При этом в первую очередь самостоятельно прорабатывать по учебникам те темы дисциплины, на которые не отводятся аудиторные занятия.
При изучении материала дисциплины по учебнику следует прежде всего уяснить существо каждого излагаемого там вопроса. Главное – это понять изложенное в учебнике, а не «заучивать».
Изучать материал рекомендуется по темам приводимой рабочей программы. Сначала следует прочитать весь материал темы, особенно не задерживаясь на том, что показалось не совсем понятным; часто это становится понятным из последующего. Затем надо вернуться к местам, вызвавшим затруднения, и внимательно разобраться в том, что было неясно. Особое внимание при повторном чтении обратите на формулировки соответствующих определений. Однако не следует стараться заучивать формулировки; важно понять их смысл и уметь изложить результат своими словами.
Закончив изучение темы, полезно составить краткий конспект, по возможности не заглядывая учебник.
Для самопроверки знаний можно использовать также тестовый материал, приведенный в приложении.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году