2023-2024_23_04_03_23-1 ЭТТМиК_plx_Риск- менеджмент
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Экономики, менеджмента и агроконсалтинга
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
28.02.2023 г.
 
Б1.В.09
Риск- менеджмент
Направление подготовки 23.04.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов

Направленность (профиль) Автомобили и автомобильное хозяйство

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
78
аудиторные занятия
30
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Магистр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
20 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
20
20
20
20
В том числе инт.
14
14
14
14
Итого ауд.
30
30
30
30
Кoнтактная рабoта
30
30
30
30
Сам. работа
78
78
78
78
Итого
108
108
108
108
 
 
 
Программу составил(и):
канд. экон. наук, доц., Филиппова С.П.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 23.04.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 906).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Риск- менеджмент" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 23.04.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов

Направленность (профиль) Автомобили и автомобильное хозяйство, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 28.02.2023 г., протокол № 11.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Абросимова М.С. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Алатырев А.С. 
Председатель методической комиссии факультета  Гаврилов В.Н.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование у магистрантов высоких профессиональных знаний, умений и навыков в области управления рисками и организации системы риск-менеджмента.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Диагностика и техническое обслуживание машин
2.1.2
Пути совершенствования способов противокоррозийной защиты транспортно-технологических машин
2.1.3
Стратегия развития производственно-технической базы предприятий автомобильного транспорта
2.1.4
Аналитические и численные методы в планировании экспериментов и инженерном анализе
2.1.5
Деловой иностранный язык для инженерно-технических работников
2.1.6
Инвестирование научных проектов на транспорте
2.1.7
Проектирование технологий и технических средств на транспорте
2.1.8
Современные проблемы транспортной науки, техники и технологии
2.1.9
Учебная практика, ознакомительная практика
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПК-1. Способен формировать стратегии развития сервиса АТС и их компонентов
 
ПК-1.1 Анализирует лучшие практики по организации сервиса АТС и их компонентов
 
 
 
ПК-1.2 Умеет планировать мероприятия по развитию сервиса АТС и их компонентов с учетом маркетинговых исследований рынка
 
 
 
ПК-1.3 Определяет показатели эффективности деятельности в области сервиса АТС и их компонентов
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные виды рисков, методы их оценки;
3.1.2
возможности и условия для применения и выбора методов минимизации рисков;
3.1.3
основы современных технологий риск-менеджмента при сборе, обработке и представления информации;
3.1.4
содержание и методику риск-менеджмента в организации и управлении персоналом;
3.1.5
основные этапы проведения маркетинговых исследований риск-менеджмента; 
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять количественные и качественные подходы к управлению рисками;
3.2.2
выработать профессиональные навыки в построении системы управления рисками для нефинансовых компаний;
3.2.3
рассчитать экономический эффект и эффективность размещения капитала с учетом рисков
3.2.4
оценивать риски и разрабатывать мероприятия по управлению ими;
3.2.5
применять полученные теоретические знания для разработки и принятия управленческих решений по риск-менеджменту в конкретных организациях;
3.2.6
применять современные методики риск-менеджмента кадрового администрирования; 
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
разработки стратегического подхода к управлению рисками;
3.3.2
диагностирования, классификации, оценки рисков компании, использования инструментов риск-менеджмента;
3.3.3
анализировать социально-значимые проблемы и бизнес-процессы по управлению рисками;
3.3.4
владения эффективными методами решения управленческих задач риск-менеджмента;
3.3.5
владения методикой сбора информации, построения моделей и выбора оценочных критериев риск-менеджмента;
3.3.6
применения инструментов качества оценки рисков в управлении организацией.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Введение в риск-менеджмент

 
Оснащенность
 
Основные аспекты и тенденции риск-менеджмента /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
2
Проблемная лекция.
0
 
Основные аспекты и тенденции риск-менеджмента /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

8
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий
0
 
Классификация рисков /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
0
Работа с  литературой,  выполнение  заданий
0
 
Классификация рисков /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
0
0
 
Классификация рисков /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий
0
 
Информационное обеспечение функционирования риск-менеджмента /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
0
Оценка выступлений
0
 
Информационное обеспечение функционирования риск-менеджмента /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
0
Работа с литературой
0
 
 
Раздел 2. Управленческий механизм риск-менеджмента

 
Организация процесса управления риском /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
0
0
 
Организация процесса управления риском. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
2
Проверка заданий, групповая дискуссия
0
 
Организация процесса управления риском. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

16
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий
0
 
Финансовый аспект управления рисками /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
0
0
 
Финансовый аспект управления рисками /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

16
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
0
Проверка заданий, групповая дискуссия
0
 
Оснащенность
 
Человеческий аспект управления рисками /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
2
Учебная дискуссия
0
 
Человеческий аспект управления рисками. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
0
Проверка заданий, работа с  литературой
0
 
Финансовый аспект управления рисками /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
2
Работа в малых группах.
0
 
 
Раздел 3. Методология управления рисками

 
Анализ и оценка степени риска /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
2
Оценка выступлений, групповая  дискуссия
0
 
Анализ и оценка степени риска /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий
0
 
Методы управления рисками. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
2
Проблемная лекция.
0
 
Методы управления рисками /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
0
Групповая дискуссия, проверка заданий
0
 
Методы управления рисками /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

10
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий
0
 
Инвестиционный менеджмент и риск /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
2
Работа в малых группах
0
 
Инвестиционный менеджмент и риск /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий
0
 
 
Раздел 4. Контроль

 
Контроль /Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

0
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
 
Оснащенность
 
Вопросы для оценки знаний теоретического курса

1. Основные задачи риск-менеджмента.

2. Постановка риск-менеджмента в компании.

3. Функции риск-менеджмента.

4. Правила риск-менеджмента.

5. Коммерческие риски.

6. Финансовые риски.

7. Производственные риски.

8. Риски неисполнения хозяйственных договоров.

9. Риски изменения рыночной конъюнктуры и усиления конкуренции.

10. Риски возникновения непредвиденных расходов и снижения доходов.

11. Принципы информационного обеспечения системы управления риском.

12. Внешние и внутренние источники информации.

13. Источники информации для идентификации риска.

14. Информационная система.

15. Организация риск-менеджмента на предприятии.

16. Общая схема процесса управления риском.

17. Модель функции риск-менеджмента в управлении фирмой.

18. Распределение обязанностей по управлению рисками: карты распределения ответственности.

19. Риск, доходность и стоимость фирмы.

20. Методы финансирования программы управления риском.

21. Финансовые инструменты управления рисками.

22. Индивидуальное и групповое поведение людей и управление рисками.

23. Особенности психологической реакции на риск.

24. Риски работы с кадрами.

25. Оценка рискового аппетита сотрудников.

26. Оценка потребного и фактического аппетита рисковой позиции.

27. Методы выявления риска.

28. Методы анализа риска.

29. Статистическая оценка риска.

30. Экспертная оценка риска.

31. Построение карты рисков.

32. Классификация методов управления рисками.

33. Методы уклонения от риска.

34. Методы локализации риска.

35. Методы диссипации (распределения) риска.

36. Методы компенсации риска.

37. Риск инвестиционного портфеля.

38. Принципы формирования портфеля инвестиций.

39. Модель оценки доходности финансовых активов.

40. Анализ инвестиционных проектов в условиях риска

Вопросы на оценку понимания/умений студента

1.Приведите одно из определений понятия «Риск-менеджмент проекта».

2. Назовите основные причины, этапы возникновения и становления системы «Риск-менеджмента».

3. В чем основные отличия традиционного риск-менеджмента и риск-менеджмента проектов?

4. Дайте определение жизненного цикла риск-менеджмента проекта.

5. Перечислите известные Вам функции риск-менеджмента.

6.  Каковы основные правила риск-менеджмента?

7.Перечислите фазы риск-менеджмента.

8. Перечислите известные Вам методы риск-менеджмента и дайте им краткую характеристику.

9. В чем заключается сущность метода уклонения от риска?

10. В чем сущность риска инвестиционного портфеля?

11. В чем заключается сущность метода локализации риска?

12.  Назовите принципы формирования портфеля инвестиций

13. В чем заключается сущность метода распределения риска?

14. Каковы особенности психологической реакции на риск?

15. В чем заключается сущность метода компенсации риска?

16. Что относится к  финансовым инструментам управления рисками?

17. Что Вы можете отнести к основным процессам планирования риск-менеджмента?

18. Особенности зарождения дисциплины «Риск-менеджмент»?

19. Каковы современные концепции риск-менеджмента?

20. В чем суть концепции риск-менеджмента?

21. В чем сущность экспертной оценки риска?

22. Перечислите известные Вам методы финансирования программы управления риском

23. Дайте определение качества в условиях риска?

 
Оснащенность
 
24. Что относится к коммерческим рискам?

25. Назовите основные финансовые риски.

26. Какие существуют производственные риски?

27. Какие принципы необходимо соблюдать при построении карты рисков?

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено
 
Формы оценочных средств: опрос(коллоквиум), тестирование, подготовка доклада, индивидуальные  расчетные  задания.

1. Базовые понятие риск-менеджмента организации.

2. Классификация рисков.

3. Миссия, стратегия, цели и задачи риск-менеджмента сельскохозяйственного предприятия.

4. Функции риск-менеджмента.

5. Функциональное предназначение риск-менеджмента.

6. Разработка концепции риск-менеджмента организации: цель, задачи, основные этапы.

7. Маркетинговые исследования на предынвестиционной стадии риск-менеджмента организации..

8. Структуризация риск-менеджмента.

9. Технико-экономическое обоснование риск-менеджмента.

10. Проектный анализ рисков: цели, структура, содержание.

11. Основные принципы и направления организации.

12. Показатели оценки эффективности риск-менеджмента инвестиционных проектов.

13. Планирование риск-менеджмента организации: основные понятия и определения.

14. Сетевые модели планирования риск-менеджмента предприятия.

15. Ресурсное обеспечение риск-менеджмента организации.

16. Информационные технологии риск-менеджмента предприятия.

17. Проектирование информационного обеспечения риск-менеджмента предприятия.

18. Виды и характеристики основных организационных структур риск-менеджмента организации.

19. Коммуникационная система риск-менеджмента.

20. Управление человеческими ресурсами организации в условиях риска.

21. Уровни и бизнес-процессы риск-менеджмента при планировании.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Конина Н.Ю.
Менеджмент: учебник
М.: Аспект Пресс, 2018
Электронный ресурс
 
Л1.2
Фомичев А. Н.
Риск-менеджмент: учебник
М.: Дашков и К, 2016
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Мумладзе Р. Г., Семенов Е. И., Тушканов М. П., Кувшинов А. Н., Мумладзе Р. Г.
Менеджмент в агропромышленном комплексе: учебник
М.: КНОРУС, 2009
10
 
Л2.2
Балдин К. В., Передеряев И. И., Голов Р. С.
Инвестиции в инновации: учебное пособие
М.: Дашков и К, 2010
20
 
Л2.3
Балдин К. В.
Методы оптимальных решений: учебник
М.: ФЛИНТА, 2015
Электронный ресурс
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Портал бизнес планов, руководств и франшиз  
 
Э2
Официальный сайт федеральной службы государственной статистики
 
Э3
РосБизнес Консалтинг
 
Э4
Центр макроэкономического исследования и  краткосрочного прогнозирования
 
Э5
Министерство экономического развития Российской Федерации
 
Оснащенность
 
Э6
Инвестиции в России
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ПО «Виртуальный практикум по физике для вузов в 2-х частях»
6.3.1.2
KOMPAS-3D
6.3.1.3
Комплект программ AutoCAD
6.3.1.4
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.5
Office 2007 Suites
6.3.1.6
MozillaFirefox
6.3.1.7
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.8
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.9
ОС Windows 7
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.4
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
 
50а
Учебная аудитория
Стол преподавателя (1 шт.), парта 4-хместная со скамейкой (9 шт.), стулья  (12 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран рулонный настенный (1 шт.), проектор Acer (1 шт.), моноблок Acer Aspire C22-963 (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
51а
Учебная аудитория
ССтол преподавателя (1 шт.), парта 3-хместная со скамейкой (10 шт.), стулья (5 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска (1 шт.), трибуна (1 шт.), демонстрационное оборудование (Экран с электроприводом Electric Screen (1 шт.), проектор Toshiba (1 шт.), ноутбук Acer Asp T2370  (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
38а
Учебная аудитория
Стол преподавателя (1 шт.), столы (17 шт.) (3-хместных - 6, 2-хместных - 11), стулья (38 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска (1 шт.), трибуна (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран рулонный настенный (1 шт.), проектор Acer (1 шт.), ноутбук Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного  форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Риск-менеджмент» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины необходимо:

1) посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, 

 
Оснащенность
 
законов, которые должны знать студенты; раскрываются закономерности поведения экономических субъектов. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга;

2) посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок;

3) систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из научной литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем;

4) под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам;

5) при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Риск-менеджмент», проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются студенты испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 (МУ к ФОС).docx
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________