2023-2024_23_04_03_23-1 ЭТТМиК_plx_Философские вопросы технических знаний
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Общеобразовательных дисциплин
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
28.02.2023 г.
 
Б1.В.ДВ.01.01
Философские вопросы технических знаний
Направление подготовки 23.04.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов

Направленность (профиль) Автомобили и автомобильное хозяйство

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
экзамен    
Виды контроля:
часов на контроль
36
самостоятельная работа
40
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Магистр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
17 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
16
16
16
16
В том числе инт.
16
16
16
16
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32
32
32
32
Сам. работа
40
40
40
40
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
108
108
 
 
 
Программу составил(и):
д-р филос. наук, проф., Р.В. Михайлова
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 23.04.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 906).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Философские вопросы технических знаний" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 23.04.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов

Направленность (профиль) Автомобили и автомобильное хозяйство, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 28.02.2023 г., протокол № 11.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Михайлова Р.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Алатырев А.С. 
Председатель методической комиссии факультета  Гаврилов В.Н.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
заключаются в приобретении магистрантами  знаний по  философии, методологии науки и техники; развитии интереса к мировоззренческим проблемам, связанным с философией технического знания как части общечеловеческой культуры; формировании навыков абстрактно-теоретического мышления для объяснения современных научно-технических проблем.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Методы экспертного анализа технического состояния машин и оборудования
 
2.2.2
Проектирование перспективных систем газораспределения
 
2.2.3
Проектирование технологических процессов ремонта и восстановления деталей
 
2.2.4
Производственная практика, научно-исследовательская работа
 
2.2.5
Стратегия развития производственно-технической базы предприятий автомобильного транспорта
 
2.2.6
Теория эксплуатационных свойств автомобилей
 
2.2.7
Учебная практика, научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
 
2.2.8
Учебная практика, эксплуатационная практика
 
2.2.9
Методы испытаний машин и оборудования
 
2.2.10
Оптимизация технологических процессов на транспорте
 
2.2.11
Пути совершенствования технологических процессов ТО и ремонта автомобилей
 
2.2.12
Производственная практика, эксплуатационная практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-1. Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
 
УК-1.1 Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи между ними
 
 
 
УК-1.2 Осуществляет поиск вариантов решения поставленной про-блемной ситуации на основе доступных источников информа-ции
 
 
 
УК-1.3 Определяет в рамках выбранного алгоритма вопросы (зада-чи), подлежащие дальнейшей разработке. Предлагает спосо-бы их решения
 
 
 
УК-1.4 Разрабатывает стратегию достижения поставленной цели как последовательность шагов, предвидя результат каждого из них и оценивая их влияние на внешнее окружение планируемой деятельности и на взаимоотношения участников этой деятельности
 
 
 
ПК-3. Способен производить анализ эффективности деятельности сервисного центра
 
ПК-3.1 Анализирует показатели процессов сервисного центра
 
 
 
ПК-3.2 Разрабатывает предложения по совершенствованию сервисного обслуживания с учетом оценки удовлетворенности потребителей
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи между ними; показатели процессов сервисного центра
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
искать варианты решения поставленной проблемной ситуации на основе доступных источников информации; разрабатывать предложения по совершенствованию сервисного обслуживания с учетом оценки удовлетворенности потребителей; определять в рамках выбранного алгоритма вопросы (задачи), подлежащие дальнейшей разработке; предлагать способы их решения
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
достижения поставленной цели как последовательность шагов, предвидя результат каждого из них и оценивая их влияние на внешнее окружение планируемой деятельности и на взаимоотношения участников этой деятельности
 
 
Оснащенность
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Сущность и природа техники

 
Сущность и природа техники /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

2
ПК-3.1 ПК-3.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
1
0
0
 
Сущность и природа техники /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

6
ПК-3.1 ПК-3.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
1
0
устный ответ на вопрос, собеседование, сообщение, доклад на практических  занятиях, творческая работа, тестирование и пр.
0
 
 
Раздел 2. Понятие технического знания. Особенности философского подхода к анализу проблем технического знания

 
Понятие технического знания. Особенности философского подхода к анализу проблем технического знания /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

2
ПК-3.1 ПК-3.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
1
0
0
 
Понятие технического знания. Особенности философского подхода к анализу проблем технического знания /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

2
ПК-3.1 ПК-3.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
1
2
учебная дискуссия
0
 
Понятие технического знания. Особенности философского подхода к анализу проблем технического знания /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

6
ПК-3.1 ПК-3.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
1
0
устный ответ на вопрос, собеседование, сообщение, доклад на практических занятиях, творческая работа, тестирование и пр.
0
 
 
Раздел 3. Генезис технических знаний в процессе становления цивилизации

 
Генезис технических знаний в процессе становления цивилизации /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

2
ПК-3.1 ПК-3.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
1
2
проблемная лекция
0
 
Генезис технических знаний в процессе становления цивилизации /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

2
ПК-3.1 ПК-3.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
1
2
учебная дискуссия
0
 
Генезис технических знаний в процессе становления цивилизации /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

4
ПК-3.1 ПК-3.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
1
0
устный ответ на вопрос, собеседование, сообщение, доклад на практических занятиях, творческая работа, тестирование и пр.
0
 
 
Оснащенность
 
Раздел 4. Возникновение экспериментального естествознания, социально-гуманитарного знания, технических наук

 
Возникновение экспериментального естествознания, социально-гуманитарного знания, технических наук /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

2
ПК-3.1 ПК-3.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
1
0
0
 
Возникновение экспериментального естествознания, социально-гуманитарного знания, технических наук /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

2
ПК-3.1 ПК-3.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
1
0
0
 
Возникновение экспериментального естествознания, социально-гуманитарного знания, технических наук /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

4
ПК-3.1 ПК-3.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
1
0
устный ответ на вопрос, собеседование, сообщение, доклад на практических занятиях, творческая работа, тестирование и пр.
0
 
 
Раздел 5. Техническое знание как подсистема науки

 
Техническое знание как подсистема науки /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

2
ПК-3.1 ПК-3.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
1
2
проблемная лекция
0
 
Техническое знание как подсистема науки /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

2
ПК-3.1 ПК-3.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
1
0
0
 
Техническое знание как подсистема науки /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

4
ПК-3.1 ПК-3.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
1
0
устный ответ на вопрос, собеседование, сообщение, доклад на практических занятиях, творческая работа, тестирование и пр.
0
 
 
Раздел 6. Возникновение и эволюция стилей научного мышления

 
Возникновение и эволюция стилей научного мышления /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

2
ПК-3.1 ПК-3.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
1
0
0
 
Возникновение и эволюция стилей научного мышления /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

2
ПК-3.1 ПК-3.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
1
0
0
 
Возникновение и эволюция стилей научного мышления /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

4
ПК-3.1 ПК-3.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
1
0
устный ответ на вопрос, собеседование, сообщение, доклад на практических  занятиях, творческая работа, тестирование и пр.
0
 
 
Оснащенность
 
Раздел 7. Философское осмысление техники и ее места в общественном развитии

 
Философское осмысление техники и ее места в общественном развитии /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

2
ПК-3.1 ПК-3.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
1
2
проблемная лекция
0
 
Философское осмысление техники и ее места в общественном развитии /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

2
ПК-3.1 ПК-3.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
1
0
0
 
Философское осмысление техники и ее места в общественном развитии /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

6
ПК-3.1 ПК-3.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
1
0
устный ответ на вопрос, собеседование, сообщение, доклад на практических занятиях, творческая работа, тестирование и пр.
0
 
 
Раздел 8. Особенности современного этапа развития науки

 
Особенности современного этапа развития науки /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

2
ПК-3.1 ПК-3.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
1
2
проблемная лекция
0
 
Особенности современного этапа развития науки /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

4
ПК-3.1 ПК-3.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
1
4
учебная дискуссия
0
 
Особенности современного этапа развития науки /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

6
ПК-3.1 ПК-3.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
1
0
устный ответ на вопрос, собеседование, сообщение, доклад на практических  занятиях, творческая работа, тестирование и пр.
0
 
 
Раздел 9. Контроль

 
подготовка к экзамену /Экзамен/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

36
ПК-3.1 ПК-3.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
1
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
не предусмотрено
 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Вопросы для оценки знаний теоретического курса

1. Сущностные характеристики техники.

2. Формирование и эволюция техники в культуре.

3. Предмет и задачи философии технического знания.

4. Основные концепции технического знания.

5. Сущность технического знания.

6. Философское и естественнонаучное постижение мира: общее и особенное.

7. Факторы генезиса технических знаний.

8. Мировоззренческие предпосылки генезиса технических знаний в процессе становления цивилизации.

9. Особенности  технических знаний в Древнем мире.

 
Оснащенность
 
10. Особенности технических знаний в Античности.

11. Особенности технических знаний в Средневековье.

12. Особенности технических знаний в эпоху Возрождения.

13. Особенности технических знаний в Новое время.

14.Возникновение экспериментально-математического естествознания.

15.Возникновение дисциплинарно организованной науки. Формирование технических наук.

16.Взаимосвязь научного  и технического  знания.

17.Техническое знание как подсистема науки.

18.Техническое знание как система.

19. Этапы развития технического знания.

20.Механизмы трансляции технических знаний.

21. Стиль мышления как форма знания.

22. Структура и функции стиля научного мышления.

23.Дифференциация и интеграция как закономерности развития технических наук.

24.Предмет и объект философии и философии техники: общее и особенное.

25.Основные подходы к осмыслению техники.

26.Концепция технологического детерминизма. Технический оптимизм и технический пессимизм.

27. Сближение науки и производства. Технократизация научного мышления.

28.Особенности постнеклассического этапа развития науки.

29.Наука как непосредственная производительная сила общества.

30.Проблемы и перспективы современной техногенной цивилизации.

Вопросы на оценку понимания/умений студента

1) Каковы  истоки и эволюция понятия «техника»? Дайте его современную трактовку.

2) Каковы  сущностные характеристики техники?

3) Охарактеризуйте многообразные связи техники с явлениями культуры (наукой, экономикой, политикой, искусством, моралью, литературой, философией и т.д.).

4) Как отличаются революционная и эволюционная формы развития техники?

5) Назовите критерии технического прогресса. Выскажите суждение о том, почему  они  являются важнейшими и значимыми?

6) В чем состоит специфика философского осмысления техники от естественных наук? Ответ обоснуйте.

7) В чем состоит специфика  философского осмысления техники от социально-гуманитарных наук? Ответ обоснуйте.

8) Приведите примеры связи анализа техники с основными разделами философского знания: онтологией, гносеологией, философской антропологией, социальной философией, аксиологией.

9) Раскройте смысл гносеологического статуса технического знания.

10) Какие  основные подходы к пониманию технического знания в истории философии вам известны?  Приведите примеры по каждому из них.

11) Составьте глоссарий к темам : «Техническое знание как подсистема науки», «Особенности современного этапа развития науки».

12) Охарактеризуйте специфику объекта технического знания.

13) Какова структура технического знания? Дайте характеристику ему по основанию разделения труда в обществе.

14) Как связаны понятия «стиль научного мышления» и «научная картина мира»?

15) Охарактеризуйте процесс становления  философии техники в Германии. Объясните «принцип органопроекции» Э.Каппа.

16) Назовите основателя отечественной школы философии техники. В чем, по его мнению, состоят  задачи философии техники?

17) Раскройте суть проблемы «техника и нравственность» в русской философии.

18) Какие причины вызвали изменение мировоззренческих ориентиров техногенной цивилизации? Охарактеризуйте общество, ставящее себе целью движение к экотехносфере, ноосфере.

19) Как различаются понятия информации и знания?

 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
не предусмотрено
 
Перечень вопросов, выносимых на опрос (коллоквиум)

Опрос 1.

1. Основные характеристики техники, определяющие ее сущность

2.  Этапы развития технического знания

3. Технизация современной культуры как философская проблема

Опрос 2.

1. Техника как специфическая форма культуры

2. Структура и уровни технического знания

3. Стиль инженерного мышления

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
Опрос 3.

1. Специфика технического  отношения человека к миру

2. Многообразие форм знания в техническом знании

3. Критика технологического детерминизма

Опрос 4.

1. Развитие философии техники в России

2. Системность научно-технических знаний. Технические науки как развитая форма  технических знаний

3. Особенности постнеклассического этапа развития науки

                  

Перечень индивидуальных домашних заданий

Индивидуальные домашние задания разделены на 2 части – обязательные для выполнения, являющиеся этапом формирования допуска студента к экзамену; и дополнительные задания, выполняемые студентом в целях формирования повышенного уровня освоения компетенций, а также в том случае, если в течение семестра студент не смог набрать количество баллов, необходимое для допуска. Учебным графиком дисциплины предусмотрено выполнение 4 обязательных домашних заданий.

Варианты заданий, обязательных для выполнения

Задание 1.Решить свой вариант задачи:

Назовите и охарактеризуйте этапы развития техники,  его революционную и эволюцинную формы

Задание 2.

Назовите и охарактеризуйте специфические черты технического знания.

Задание 3.

Сравните и выскажите критическое  суждение о позициях классической, постклассической  концепций технического знания

Задание 4.

В чем сходство и различия между понятиями «техническое знание» и «технические науки»

Задание 5.

Как разделение труда обусловило деление технического знания на три уровня? Назовите и охарактеризуйте эти уровни

Задание 6.

Почему многообразны формы знания в современном техническом знании? Как в нем присутствуют научная, инженерно-проективная, производственно-технологическая, социально-технологическая, философская и др. формы знания?

Задание 7.

С точки зрения философии как объяснить крайности технократизма и технофобии

Задание 8.

Чем обусловлена необходимость философского осмысления техники? Как оно отличается от исследования ее техническими, естественными, социально-гуманитарными науками?

Варианты дополнительных заданий

Задание 1

Сопоставьте понятия «знание», «информация». Приведите примеры преобразования знания в информацию.

Задание 2

В содержании технического знания как отличается эмпирическое знание от теоретического

Задание 3

Опишите отличительные черты технического  знания от философского

Задание 4

Почему в техническом познании познавательное отношение к миру подчиняется творческому?

Задание 5

Как в объектах (искусственное)  технических наук   присутствует естественное?

Темы эссе

1. Человек в системе техники

2. Философия и философия техники: общее и особенное

3. Технократизм и техническое отношение к миру

4. Техницизм как парадигма (установка) сознания субъекта

5. Искусственное и естественное в техническом знании

6. Трансформация проблемы истины в проблему  эффективности в техническом познании

7. Ученый и инженер: мир открытий и мир изобретений

8. Этапы развития технических знаний

9. Специфика технического знания

10. Рационализация как основа современной техногенной цивилизации

11. Компьютерная революция: основные этапы развития

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
Оснащенность
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Воробьева С. А.
История и философия науки: учебник
М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018
Электронный ресурс
 
Л1.2
Бряник Н.В., Томюк О. Н., Стародубцева Е. П., Ламберов Л. Д.
История и философия науки: учебное пособие
М.: ФЛИНТА, 2017
Электронный ресурс
 
Л1.3
Эскиндарова М. А., Чумакова А. Н.
История и философия науки: учебник для аспирантов и соискателей
М.: Проспект, 2018
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Бельская Е. Ю., Волкова Н. П., Иванов М. А., Крянев Ю. В., Крянев Ю. В., Моторина Л. Е.
История и философия науки (Философия науки): учебное пособие
М.: Альфа-М, 2010
0
 
Л2.2
Маслихин А. В.
История и философия науки: учебное издание
Йошкар-Ола, 2007
0
 
Л2.3
Бессонов Б. Н.
История и философия науки: учебное пособие
М.: ЮРАЙТ, 2012
0
 
Л2.4
Яркова Е. Н.
История и философия науки: учебное пособие
М.: ФЛИНТА, 2015
Электронный ресурс
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
Комплект программ AutoCAD
6.3.1.4
KOMPAS-3D
6.3.1.5
Нева-2006
6.3.1.6
Access 2016
6.3.1.7
Visio 2016
6.3.1.8
Office 2007 Suites
6.3.1.9
GIMP
6.3.1.10
MozillaFirefox
6.3.1.11
MozillaThinderbird
6.3.1.12
7-Zip
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.4
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.5
Электронная система «Госфинансы». Полнотекстовая электронная система, постоянно пополняемая. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.gosfinansy.ru/
 
Оснащенность
 
6.3.2.6
6.3.2.7
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.8
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
206
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), столы ученические (26 шт.), стулья (30 шт.), 2-х местные скамейки (10 шт.), трибуна настольная (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран Lumien Eco Picture LEP-100102 (1 шт.), проектор Toshiba х2000 (1 шт.), ноутбук Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
Пр
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
СР
 
31а
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), столы ученические 3-х местные со скамейкой (10 шт.), стеллажи (2 шт.), стол преподавателя (1 шт.), стул преподавателя (1 шт.), демонстрационное оборудование (полотно рулонное на штативе Classic Libra (1 шт.), проектор BenQ (1 шт.), ноутбук Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и  практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного  форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Философские вопросы технических знаний» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, магистрант готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий,  категорий, которые должны знать студенты; раскрываются сущностные характеристики техники, основные подходы к пониманию технического знания в истории философии, источники и закономерности развития технических знаний, специфика  технических знаний в системе научного знания, особенности философского осмысления техники и ее места в общественном развитии. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная форма творческой самостоятельной работы. Важно стремиться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы,   тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях  разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение работ классиков философии, философии науки,  материалов учебников и статей из философской литературы,  написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Философские вопросы технических знаний», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

 
Оснащенность
 
При изучении дисциплины «Философские вопросы технических знаний» следует усвоить:

- основные понятия философии технических знаний ;

- основные подходы к пониманию технического знания в историко-философском процессе;

- генезис технических знаний в контексте социокультурных реалий;

- специфику технического знания как особой области научного знания ;

- особенности философского осмысления техники;

- актуальные проблемы изменения мировоззренческих установок техногенной цивилизации.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 (МУ к ФОС).docx
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________