(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Автомобили и автомобильное хозяйство
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Автомобили и автомобильное хозяйство, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 28.02.2023 г., протокол № 11.
ции
ракт.
подг.
1. Сущностные характеристики техники.
2. Формирование и эволюция техники в культуре.
3. Предмет и задачи философии технического знания.
4. Основные концепции технического знания.
5. Сущность технического знания.
6. Философское и естественнонаучное постижение мира: общее и особенное.
7. Факторы генезиса технических знаний.
8. Мировоззренческие предпосылки генезиса технических знаний в процессе становления цивилизации.
9. Особенности технических знаний в Древнем мире.
11. Особенности технических знаний в Средневековье.
12. Особенности технических знаний в эпоху Возрождения.
13. Особенности технических знаний в Новое время.
14.Возникновение экспериментально-математического естествознания.
15.Возникновение дисциплинарно организованной науки. Формирование технических наук.
16.Взаимосвязь научного и технического знания.
17.Техническое знание как подсистема науки.
18.Техническое знание как система.
19. Этапы развития технического знания.
20.Механизмы трансляции технических знаний.
21. Стиль мышления как форма знания.
22. Структура и функции стиля научного мышления.
23.Дифференциация и интеграция как закономерности развития технических наук.
24.Предмет и объект философии и философии техники: общее и особенное.
25.Основные подходы к осмыслению техники.
26.Концепция технологического детерминизма. Технический оптимизм и технический пессимизм.
27. Сближение науки и производства. Технократизация научного мышления.
28.Особенности постнеклассического этапа развития науки.
29.Наука как непосредственная производительная сила общества.
30.Проблемы и перспективы современной техногенной цивилизации.
Вопросы на оценку понимания/умений студента
1) Каковы истоки и эволюция понятия «техника»? Дайте его современную трактовку.
2) Каковы сущностные характеристики техники?
3) Охарактеризуйте многообразные связи техники с явлениями культуры (наукой, экономикой, политикой, искусством, моралью, литературой, философией и т.д.).
4) Как отличаются революционная и эволюционная формы развития техники?
5) Назовите критерии технического прогресса. Выскажите суждение о том, почему они являются важнейшими и значимыми?
6) В чем состоит специфика философского осмысления техники от естественных наук? Ответ обоснуйте.
7) В чем состоит специфика философского осмысления техники от социально-гуманитарных наук? Ответ обоснуйте.
8) Приведите примеры связи анализа техники с основными разделами философского знания: онтологией, гносеологией, философской антропологией, социальной философией, аксиологией.
9) Раскройте смысл гносеологического статуса технического знания.
10) Какие основные подходы к пониманию технического знания в истории философии вам известны? Приведите примеры по каждому из них.
11) Составьте глоссарий к темам : «Техническое знание как подсистема науки», «Особенности современного этапа развития науки».
12) Охарактеризуйте специфику объекта технического знания.
13) Какова структура технического знания? Дайте характеристику ему по основанию разделения труда в обществе.
14) Как связаны понятия «стиль научного мышления» и «научная картина мира»?
15) Охарактеризуйте процесс становления философии техники в Германии. Объясните «принцип органопроекции» Э.Каппа.
16) Назовите основателя отечественной школы философии техники. В чем, по его мнению, состоят задачи философии техники?
17) Раскройте суть проблемы «техника и нравственность» в русской философии.
18) Какие причины вызвали изменение мировоззренческих ориентиров техногенной цивилизации? Охарактеризуйте общество, ставящее себе целью движение к экотехносфере, ноосфере.
19) Как различаются понятия информации и знания?
Опрос 1.
1. Основные характеристики техники, определяющие ее сущность
2. Этапы развития технического знания
3. Технизация современной культуры как философская проблема
Опрос 2.
1. Техника как специфическая форма культуры
2. Структура и уровни технического знания
3. Стиль инженерного мышления
1. Специфика технического отношения человека к миру
2. Многообразие форм знания в техническом знании
3. Критика технологического детерминизма
Опрос 4.
1. Развитие философии техники в России
2. Системность научно-технических знаний. Технические науки как развитая форма технических знаний
3. Особенности постнеклассического этапа развития науки
Перечень индивидуальных домашних заданий
Индивидуальные домашние задания разделены на 2 части – обязательные для выполнения, являющиеся этапом формирования допуска студента к экзамену; и дополнительные задания, выполняемые студентом в целях формирования повышенного уровня освоения компетенций, а также в том случае, если в течение семестра студент не смог набрать количество баллов, необходимое для допуска. Учебным графиком дисциплины предусмотрено выполнение 4 обязательных домашних заданий.
Варианты заданий, обязательных для выполнения
Задание 1.Решить свой вариант задачи:
Назовите и охарактеризуйте этапы развития техники, его революционную и эволюцинную формы
Задание 2.
Назовите и охарактеризуйте специфические черты технического знания.
Задание 3.
Сравните и выскажите критическое суждение о позициях классической, постклассической концепций технического знания
Задание 4.
В чем сходство и различия между понятиями «техническое знание» и «технические науки»
Задание 5.
Как разделение труда обусловило деление технического знания на три уровня? Назовите и охарактеризуйте эти уровни
Задание 6.
Почему многообразны формы знания в современном техническом знании? Как в нем присутствуют научная, инженерно-проективная, производственно-технологическая, социально-технологическая, философская и др. формы знания?
Задание 7.
С точки зрения философии как объяснить крайности технократизма и технофобии
Задание 8.
Чем обусловлена необходимость философского осмысления техники? Как оно отличается от исследования ее техническими, естественными, социально-гуманитарными науками?
Варианты дополнительных заданий
Задание 1
Сопоставьте понятия «знание», «информация». Приведите примеры преобразования знания в информацию.
Задание 2
В содержании технического знания как отличается эмпирическое знание от теоретического
Задание 3
Опишите отличительные черты технического знания от философского
Задание 4
Почему в техническом познании познавательное отношение к миру подчиняется творческому?
Задание 5
Как в объектах (искусственное) технических наук присутствует естественное?
Темы эссе
1. Человек в системе техники
2. Философия и философия техники: общее и особенное
3. Технократизм и техническое отношение к миру
4. Техницизм как парадигма (установка) сознания субъекта
5. Искусственное и естественное в техническом знании
6. Трансформация проблемы истины в проблему эффективности в техническом познании
7. Ученый и инженер: мир открытий и мир изобретений
8. Этапы развития технических знаний
9. Специфика технического знания
10. Рационализация как основа современной техногенной цивилизации
11. Компьютерная революция: основные этапы развития
Система знаний по дисциплине «Философские вопросы технических знаний» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, магистрант готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, категорий, которые должны знать студенты; раскрываются сущностные характеристики техники, основные подходы к пониманию технического знания в истории философии, источники и закономерности развития технических знаний, специфика технических знаний в системе научного знания, особенности философского осмысления техники и ее места в общественном развитии. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная форма творческой самостоятельной работы. Важно стремиться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение работ классиков философии, философии науки, материалов учебников и статей из философской литературы, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Философские вопросы технических знаний», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
- основные понятия философии технических знаний ;
- основные подходы к пониманию технического знания в историко-философском процессе;
- генезис технических знаний в контексте социокультурных реалий;
- специфику технического знания как особой области научного знания ;
- особенности философского осмысления техники;
- актуальные проблемы изменения мировоззренческих установок техногенной цивилизации.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году