2023-2024_23_04_03_23-1 ЭТТМиК_plx_Философские проблемы науки и техники
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Общеобразовательных дисциплин
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
28.02.2023 г.
 
Б1.В.ДВ.01.02
Философские проблемы науки и техники
Направление подготовки 23.04.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов

Направленность (профиль) Автомобили и автомобильное хозяйство

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
экзамен    
Виды контроля:
часов на контроль
36
самостоятельная работа
40
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Магистр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
17 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
16
16
16
16
В том числе инт.
16
16
16
16
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32
32
32
32
Сам. работа
40
40
40
40
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
108
108
 
 
 
Программу составил(и):
д-р филос. наук, проф., А.В. Маслихин
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 23.04.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 906).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Философские проблемы науки и техники" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 23.04.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов

Направленность (профиль) Автомобили и автомобильное хозяйство, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 28.02.2023 г., протокол № 11.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Михайлова Р.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Алатырев А.С. 
Председатель методической комиссии факультета  Гаврилов В.Н.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
заключаются в ознакомлении магистрантов с важнейшими проблемами  философии, методологии исследования науки и техники и на этой основе формирование понимания роли философии в развитии науки и техники, повышение уровня общефилософской подготовки и формирование методологической культуры мышления представителей инженерных специальностей
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Методы экспертного анализа технического состояния машин и оборудования
 
2.2.2
Проектирование перспективных систем газораспределения
 
2.2.3
Проектирование технологических процессов ремонта и восстановления деталей
 
2.2.4
Производственная практика, научно-исследовательская работа
 
2.2.5
Стратегия развития производственно-технической базы предприятий автомобильного транспорта
 
2.2.6
Теория эксплуатационных свойств автомобилей
 
2.2.7
Учебная практика, научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
 
2.2.8
Учебная практика, эксплуатационная практика
 
2.2.9
Методы испытаний машин и оборудования
 
2.2.10
Оптимизация технологических процессов на транспорте
 
2.2.11
Пути совершенствования технологических процессов ТО и ремонта автомобилей
 
2.2.12
Производственная практика, эксплуатационная практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-1. Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
 
УК-1.1 Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи между ними
 
 
 
УК-1.2 Осуществляет поиск вариантов решения поставленной про-блемной ситуации на основе доступных источников информа-ции
 
 
 
УК-1.3 Определяет в рамках выбранного алгоритма вопросы (зада-чи), подлежащие дальнейшей разработке. Предлагает спосо-бы их решения
 
 
 
УК-1.4 Разрабатывает стратегию достижения поставленной цели как последовательность шагов, предвидя результат каждого из них и оценивая их влияние на внешнее окружение планируемой деятельности и на взаимоотношения участников этой деятельности
 
 
 
ПК-3. Способен производить анализ эффективности деятельности сервисного центра
 
ПК-3.1 Анализирует показатели процессов сервисного центра
 
 
 
ПК-3.2 Разрабатывает предложения по совершенствованию сервисного обслуживания с учетом оценки удовлетворенности потребителей
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи между ними; показатели процессов сервисного центра
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
искать варианты решения поставленной проблемной ситуации на основе доступных источников информации; разрабатывать предложения по совершенствованию сервисного обслуживания с учетом оценки удовлетворенности потребителей; определять в рамках выбранного алгоритма вопросы (задачи), подлежащие дальнейшей разработке; предлагать способы их решения
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
достижения поставленной цели как последовательность шагов, предвидя результат каждого из них и оценивая их влияние на внешнее окружение планируемой деятельности и на взаимоотношения участников этой деятельности
 
 
Оснащенность
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Философия науки: основные концепции

 
Философия науки: основные концепции /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

2
ПК-3.1 ПК-3.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
1
2
проблемная лекция
0
 
Философия науки: основные концепции /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

2
ПК-3.1 ПК-3.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
1
2
учебная дискуссия
0
 
Философия науки: основные концепции /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

8
ПК-3.1 ПК-3.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
1
0
устный ответ на вопрос, собеседование, сообщение, доклад на практических занятиях, творческая работа, тестирование и пр.
0
 
 
Раздел 2. Современные подходы к классификации наук

 
Современные подходы к классификации наук /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

4
ПК-3.1 ПК-3.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
1
2
проблемная лекция
0
 
Современные подходы к классификации наук /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

4
ПК-3.1 ПК-3.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
1
4
учебная дискуссия
0
 
Современные подходы к классификации наук /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

8
ПК-3.1 ПК-3.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
1
0
устный ответ на вопрос, собеседование, сообщение, доклад на практических  занятиях, творческая работа, тестирование и пр.
0
 
 
Раздел 3. Специфика естественных, гуманитарных наук

 
Специфика естественных, гуманитарных наук /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

2
ПК-3.1 ПК-3.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
1
0
0
 
Специфика естественных, гуманитарных наук /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

4
ПК-3.1 ПК-3.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
1
0
0
 
Оснащенность
 
Специфика естественных, гуманитарных наук /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

6
ПК-3.1 ПК-3.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
1
0
устный ответ на вопрос, собеседование, сообщение, доклад на практических занятиях, творческая работа, тестирование и пр.
0
 
 
Раздел 4. Специфика технических наук

 
Специфика технических наук /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

2
ПК-3.1 ПК-3.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
1
2
проблемная лекция
0
 
Специфика технических наук /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

2
ПК-3.1 ПК-3.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
1
2
учебная дискуссия
0
 
Специфика технических наук /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

6
ПК-3.1 ПК-3.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
1
0
устный ответ на вопрос, собеседование, сообщение, доклад на практических  занятиях, творческая работа, тестирование и пр.
0
 
 
Раздел 5. Техника как объект философского осмысления и вид человеческой деятельности

 
Техника как объект философского осмысления и вид человеческой деятельности /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

4
ПК-3.1 ПК-3.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
1
0
0
 
Техника как объект философского осмысления и вид человеческой деятельности /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

2
ПК-3.1 ПК-3.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
1
0
0
 
Техника как объект философского осмысления и вид человеческой деятельности /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

6
ПК-3.1 ПК-3.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
1
0
устный ответ на вопрос, собеседование, сообщение, доклад на практических занятиях, творческая работа, тестирование и пр.
0
 
 
Раздел 6. Философия и наука: формы и перспективы взаимодействия  

 
Философия и наука: формы и перспективы взаимодействия   /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

2
ПК-3.1 ПК-3.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
1
2
проблемная лекция
0
 
Философия и наука: формы и перспективы взаимодействия   /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

2
ПК-3.1 ПК-3.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
1
0
0
 
Оснащенность
 
Философия и наука: формы и перспективы взаимодействия   /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

6
ПК-3.1 ПК-3.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
1
0
устный ответ на вопрос, собеседование, сообщение, доклад на практических  занятиях, творческая работа, тестирование и пр.
0
 
 
Раздел 7. Контроль

 
Подготовка к экзамену /Экзамен/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

36
ПК-3.1 ПК-3.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
1
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
не предусмотрено
 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Вопросы для оценки знаний теоретического курса

1. Философия как форма мировоззрения и теоретическое знание. Предмет философии.

2.  Специфика философского знания.

4.  Функции философии в научном познании.

5. Основные концепции современной философии науки.

6.  Наука как форма мировоззрения и отрасль знания.

7.  Наука как объект философского анализа.

8.  Этапы развития науки.

9.  Наука как тип рациональности.

10.  Особенности современного этапа развития науки.

11. Философия и развитие естественнонаучного знания.

12. Общее и особенное предмета и объекта философии и философии техники.

13. Техника как объект философского анализа.

14. Механицизм как мировоззренческая основа технических знаний.   

15. Специфика технических наук. Их отношение к естественным и социально-гуманитарным наукам и математике.

16. Техника и наука как составляющие цивилизационного процесса. Проблема взаимосвязи науки и техники.

17. Технологический детерминизм: понятие и основные формы.

18. Концепции взаимосвязи философии и науки.

19. Классификация наук и ее значение.

20. Философские проблемы естествознания.

21. Проблема детерминизма в естествознании.

22. Природа и техника: «естественное» и «искусственное».

23. Философские методы в научном познании.

24. Основные уровни научного знания.

25. Проблема бытия и материи в философии и науке.

26. Проблема пространства и времени в философии и науке.

27. Новые идеалы развития техники в ХХI в. Этика инженера.

28. Роль инженера и ученого в развитии производства в условиях рыночных отношений. Нравственная и социальная ответственность инженера и ученого перед обществом.

29. Рациональное и иррациональное в научном познании.

30. Истина в философии и науке.

Вопросы на оценку понимания/умений студента

1. Дайте определение понятию науки. Какие научные дисциплины изучают общие вопросы развития науки

2. Каков предмет философии науки? Сформулируйте основные проблемы, относящиеся к философии науки

3. Почему логико-гносеологические проблемы являются традиционными в науке?

4. Назовите основные концепции научного познания в философии науки ХХ века

5. Выскажите критическое суждение по проблеме научной рациональности

6. Охарактеризуйте специфику методов технических наук

7. Как отличается специфика познания в технических науках от познания в естественных и гуманитарных науках

8. Составьте глоссарий к теме: «Специфика технических наук»

9. Охарактеризуйте роль научной рациональности в развитии цивилизации

 
Оснащенность
 
10. Как соотносятся эмпирический и теоретический уровни научного знания  в технических науках

11. Назовите и охарактеризуйте особенности научного познания

12. Назовите и охарактеризуйте формы взаимодействия философии и науки

13. Каковы функции философии в научном познании

14. Как понимаете философию как рефлексию?

 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
не предусмотрено
 
Примерная тематика докладов

1. Специфика философского знания и философских проблем.

2. Особенности  научного познания.

3. Основные этапы развития философии науки.

4. Позитивистская традиция в философии науки. Методологические принципы позитивизма.

5. Функции философии в научном познании.

6. Философия как методология научного познания.

7. Философия и частные науки.

8. Наука как форма мировоззрения и отрасль знания.

9. Наука как объект философского анализа.

10. Интернализм и экстернализм в понимании механизмов развития науки.

11. Этапы развития науки.

12. Закономерности развития науки.

13. .Наука как тип рациональности.

14. .Идеалы и нормы научного познания.

15. Основные тенденции  развития современной науки.

16. Нравственные проблемы современной науки.

17. Сциентизм и антисциентизм.

18. Классификация наук и ее значение.

19. Целостный мир и дифференциация наук.

20. Естественные науки, социально-гуманитарные науки, технические науки: общее и особенное.

21. Специфика естественнонаучного знания.

22. Классики естествознания и их вклад в развитие науки.

23. Взаимосвязь технических знаний и техники.

24. Специфика  технических наук.

25. Философские проблемы технических наук.

26. Научная и техническая рациональность.

27. Техника как объект философского анализа.

28. Эмпирический и теоретический уровни познания в технических науках.

29. Критика концепции технологического детерминизма.

30.Философские проблемы частных наук(наука-по выбору).

31.Философские методы в научном познании.

32.Проблемы бытия и материи в философии и науке.

33. Проблемы пространства и времени в науке и философии.

34. Функции науки в жизни общества.

35.Проблема истины  в философии и науке.

36.Роль инженера и ученого в развитии производства в условиях рыночных отношений. Нравственная и социальная ответственность инженера и ученого перед обществом.

37. Особенности и проблемы цивилизационного развития  в научно-техническую  эпоху.

38.Экстенсивная и интенсивная бесконечность науки.

39.Рациональное и иррациональное в инженерно-техническом творчестве.

40.Общенаучные и частнонаучные методы познания и исследования.

41.Методологические проблемы научно-технического познания и инженерного творчества.

42. Философия и наука: концепции взаимосвязи.

Задания самостоятельной работы для формирования умений

Задача 1.

Выскажите Ваше суждение по высказыванию Г.Спенсера: «наука - это организованное знание».

Задача 2.

Выскажите Ваше суждение о роли науки как социокультурного феномена в социальном конструировании реальности

Задача 3.

В философии науки Т.Кун, И.Лакатос поставили вопрос о соотношении методологии науки и ее истории. Выскажите Ваше суждение о значимости соединения истории науки с широкими философскими обобщениями.

Задача 4.

Формирование техники в современной культуре привело к тому, что современный человек видит в технике действие законов природы и свое собственное инженерное творчество. Выскажите Ваше суждение: в чем специфика  культурного существоваия техники?

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
Задача 5.

Известно  высказывание Протагора «человек есть мера всех вещей». Выскажите Ваше суждение, подтверждая, что человек есть та мера,  которой должно измеряться все, в том числе и техника.   

Задача 6.

Выскажите Ваше суждение по следующим высказываниям. И.Ньютон восклицал:  «Физика, бойся метафизики (философии)»; В.Гейзенберг отмечал: «дурная философия исподволь губит хорошую физику». В чем смысл данных высказываний?

Задача 7.

К. Поппер писал: «Я всегда верил, что существуют подлинно философские проблемы,  а не просто головоломки». Выскажите Ваше суждение: каким образом высказывание философа подчеркивает  значимость  философии для науки? Приведите примеры. До Поппера какой позиции придерживались логические позитивисты (неопозитивисты)  в отношении философии?  

Задача 8.

Назовите русских философов, критиковавших опасность одностороннего  научно-технического развития  без учета значимости  моральных, общественных, природных факторов. Выскажите Ваше суждение, опираясь на высказывания Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, П.К.Энгельмейера и др.

Задания для самостоятельного контроля знаний

Тема 1. Философия науки: основные концепции

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите три стороны бытия науки

2. Назовите критерии (признаки) научного знания

3. Охарактеризуйте предмет, структуру, функции философии науки

4. В чем сущность логико-эпистемологического подхода к исследованию науки

5. Охарактеризуйте позитивистскую традицию в философии науки

6. Раскройте суть принципа верификации в неопозитивизме

7. Раскройте суть концепции науки К. Поппера. Как он ставил проблему демаркации?

8. Охарактеризуйте концепцию науки И. Лакатоса

9. Охарактеризуйте концепцию науки Т.Куна

10. Охарактеризуйте концепцию науки П.Фейерабенда

11. Охарактеризуйте концепцию науки М.Полани

12. Каковы функции науки в жизни общества?

13. Охарактеризуйте  экстернализм и интернализм как факторов развития науки

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Почему осмысление философских проблем науки  как феномена современного мышления и культуры является одной из актуальных проблем науки

2. В каком смысле историю науки можно называть одной из наук о культуре? 

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Воробьева С. А.
История и философия науки: учебник
М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018
Электронный ресурс
 
Л1.2
Бряник Н.В., Томюк О. Н., Стародубцева Е. П., Ламберов Л. Д.
История и философия науки: учебное пособие
М.: ФЛИНТА, 2017
Электронный ресурс
 
Л1.3
Эскиндарова М. А., Чумакова А. Н.
История и философия науки: учебник для аспирантов и соискателей
М.: Проспект, 2018
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Миронов В. В.
Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук
М.: Гардарики, 2007
0
 
Л2.2
Бельская Е. Ю., Волкова Н. П., Иванов М. А., Крянев Ю. В., Крянев Ю. В., Моторина Л. Е.
История и философия науки (Философия науки): учебное пособие
М.: Альфа-М, 2010
0
 
Оснащенность
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.3
Бессонов Б. Н.
История и философия науки: учебное пособие
М.: ЮРАЙТ, 2012
0
 
Л2.4
Яркова Е. Н.
История и философия науки: учебное пособие
М.: ФЛИНТА, 2015
Электронный ресурс
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
7-Zip
6.3.1.4
MozillaFirefox
6.3.1.5
GIMP
6.3.1.6
Office 2007 Suites
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.4
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.5
Электронная система «Госфинансы». Полнотекстовая электронная система, постоянно пополняемая. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.gosfinansy.ru/
6.3.2.6
6.3.2.7
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.8
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
206
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), столы ученические (26 шт.), стулья (30 шт.), 2-х местные скамейки (10 шт.), трибуна настольная (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран Lumien Eco Picture LEP-100102 (1 шт.), проектор Toshiba х2000 (1 шт.), ноутбук Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
Пр
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
СР
 
31а
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), столы ученические 3-х местные со скамейкой (10 шт.), стеллажи (2 шт.), стол преподавателя (1 шт.), стул преподавателя (1 шт.), демонстрационное оборудование (полотно рулонное на штативе Classic Libra (1 шт.), проектор BenQ (1 шт.), ноутбук Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и  практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного  форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Философские проблемы науки и техники»  формируется в ходе аудиторных и 

 
Оснащенность
 
внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, магистрант готовится к практическим занятиям. Для освоения дисциплины студентами необходимо: пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий,  категорий, которые должны знать студенты; раскрываются сущностные характеристики техники, основные подходы к пониманию технического знания в истории философии, источники и закономерности развития технических знаний, специфика  технических знаний в системе научного знания, особенности философского осмысления техники и ее места в общественном развитии. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная форма творческой самостоятельной работы. Важно стремиться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение работ классиков философии, философии науки,  материалов учебников и статей из философской литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Философские проблемы науки и техники», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

При изучении дисциплины «Философские проблемы науки и техники» следует усвоить:

- основные понятия философии науки и философии техники;

- основные  подходы к классификации наук;

- специфику естественных, социально-гуманитарных наук;

- специфику  технических наук;

- подход к технике как предмету философского осмысления и виду человеческой деятельности;

- формы и перспективы взаимодействия философии и науки.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 (МУ к ФОС).docx
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________