(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Автомобили и автомобильное хозяйство
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Автомобили и автомобильное хозяйство, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 28.02.2023 г., протокол № 11.
ции
ракт.
подг.
1. Философия как форма мировоззрения и теоретическое знание. Предмет философии.
2. Специфика философского знания.
4. Функции философии в научном познании.
5. Основные концепции современной философии науки.
6. Наука как форма мировоззрения и отрасль знания.
7. Наука как объект философского анализа.
8. Этапы развития науки.
9. Наука как тип рациональности.
10. Особенности современного этапа развития науки.
11. Философия и развитие естественнонаучного знания.
12. Общее и особенное предмета и объекта философии и философии техники.
13. Техника как объект философского анализа.
14. Механицизм как мировоззренческая основа технических знаний.
15. Специфика технических наук. Их отношение к естественным и социально-гуманитарным наукам и математике.
16. Техника и наука как составляющие цивилизационного процесса. Проблема взаимосвязи науки и техники.
17. Технологический детерминизм: понятие и основные формы.
18. Концепции взаимосвязи философии и науки.
19. Классификация наук и ее значение.
20. Философские проблемы естествознания.
21. Проблема детерминизма в естествознании.
22. Природа и техника: «естественное» и «искусственное».
23. Философские методы в научном познании.
24. Основные уровни научного знания.
25. Проблема бытия и материи в философии и науке.
26. Проблема пространства и времени в философии и науке.
27. Новые идеалы развития техники в ХХI в. Этика инженера.
28. Роль инженера и ученого в развитии производства в условиях рыночных отношений. Нравственная и социальная ответственность инженера и ученого перед обществом.
29. Рациональное и иррациональное в научном познании.
30. Истина в философии и науке.
Вопросы на оценку понимания/умений студента
1. Дайте определение понятию науки. Какие научные дисциплины изучают общие вопросы развития науки
2. Каков предмет философии науки? Сформулируйте основные проблемы, относящиеся к философии науки
3. Почему логико-гносеологические проблемы являются традиционными в науке?
4. Назовите основные концепции научного познания в философии науки ХХ века
5. Выскажите критическое суждение по проблеме научной рациональности
6. Охарактеризуйте специфику методов технических наук
7. Как отличается специфика познания в технических науках от познания в естественных и гуманитарных науках
8. Составьте глоссарий к теме: «Специфика технических наук»
9. Охарактеризуйте роль научной рациональности в развитии цивилизации
11. Назовите и охарактеризуйте особенности научного познания
12. Назовите и охарактеризуйте формы взаимодействия философии и науки
13. Каковы функции философии в научном познании
14. Как понимаете философию как рефлексию?
1. Специфика философского знания и философских проблем.
2. Особенности научного познания.
3. Основные этапы развития философии науки.
4. Позитивистская традиция в философии науки. Методологические принципы позитивизма.
5. Функции философии в научном познании.
6. Философия как методология научного познания.
7. Философия и частные науки.
8. Наука как форма мировоззрения и отрасль знания.
9. Наука как объект философского анализа.
10. Интернализм и экстернализм в понимании механизмов развития науки.
11. Этапы развития науки.
12. Закономерности развития науки.
13. .Наука как тип рациональности.
14. .Идеалы и нормы научного познания.
15. Основные тенденции развития современной науки.
16. Нравственные проблемы современной науки.
17. Сциентизм и антисциентизм.
18. Классификация наук и ее значение.
19. Целостный мир и дифференциация наук.
20. Естественные науки, социально-гуманитарные науки, технические науки: общее и особенное.
21. Специфика естественнонаучного знания.
22. Классики естествознания и их вклад в развитие науки.
23. Взаимосвязь технических знаний и техники.
24. Специфика технических наук.
25. Философские проблемы технических наук.
26. Научная и техническая рациональность.
27. Техника как объект философского анализа.
28. Эмпирический и теоретический уровни познания в технических науках.
29. Критика концепции технологического детерминизма.
30.Философские проблемы частных наук(наука-по выбору).
31.Философские методы в научном познании.
32.Проблемы бытия и материи в философии и науке.
33. Проблемы пространства и времени в науке и философии.
34. Функции науки в жизни общества.
35.Проблема истины в философии и науке.
36.Роль инженера и ученого в развитии производства в условиях рыночных отношений. Нравственная и социальная ответственность инженера и ученого перед обществом.
37. Особенности и проблемы цивилизационного развития в научно-техническую эпоху.
38.Экстенсивная и интенсивная бесконечность науки.
39.Рациональное и иррациональное в инженерно-техническом творчестве.
40.Общенаучные и частнонаучные методы познания и исследования.
41.Методологические проблемы научно-технического познания и инженерного творчества.
42. Философия и наука: концепции взаимосвязи.
Задания самостоятельной работы для формирования умений
Задача 1.
Выскажите Ваше суждение по высказыванию Г.Спенсера: «наука - это организованное знание».
Задача 2.
Выскажите Ваше суждение о роли науки как социокультурного феномена в социальном конструировании реальности
Задача 3.
В философии науки Т.Кун, И.Лакатос поставили вопрос о соотношении методологии науки и ее истории. Выскажите Ваше суждение о значимости соединения истории науки с широкими философскими обобщениями.
Задача 4.
Формирование техники в современной культуре привело к тому, что современный человек видит в технике действие законов природы и свое собственное инженерное творчество. Выскажите Ваше суждение: в чем специфика культурного существоваия техники?
Известно высказывание Протагора «человек есть мера всех вещей». Выскажите Ваше суждение, подтверждая, что человек есть та мера, которой должно измеряться все, в том числе и техника.
Задача 6.
Выскажите Ваше суждение по следующим высказываниям. И.Ньютон восклицал: «Физика, бойся метафизики (философии)»; В.Гейзенберг отмечал: «дурная философия исподволь губит хорошую физику». В чем смысл данных высказываний?
Задача 7.
К. Поппер писал: «Я всегда верил, что существуют подлинно философские проблемы, а не просто головоломки». Выскажите Ваше суждение: каким образом высказывание философа подчеркивает значимость философии для науки? Приведите примеры. До Поппера какой позиции придерживались логические позитивисты (неопозитивисты) в отношении философии?
Задача 8.
Назовите русских философов, критиковавших опасность одностороннего научно-технического развития без учета значимости моральных, общественных, природных факторов. Выскажите Ваше суждение, опираясь на высказывания Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, П.К.Энгельмейера и др.
Задания для самостоятельного контроля знаний
Тема 1. Философия науки: основные концепции
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите три стороны бытия науки
2. Назовите критерии (признаки) научного знания
3. Охарактеризуйте предмет, структуру, функции философии науки
4. В чем сущность логико-эпистемологического подхода к исследованию науки
5. Охарактеризуйте позитивистскую традицию в философии науки
6. Раскройте суть принципа верификации в неопозитивизме
7. Раскройте суть концепции науки К. Поппера. Как он ставил проблему демаркации?
8. Охарактеризуйте концепцию науки И. Лакатоса
9. Охарактеризуйте концепцию науки Т.Куна
10. Охарактеризуйте концепцию науки П.Фейерабенда
11. Охарактеризуйте концепцию науки М.Полани
12. Каковы функции науки в жизни общества?
13. Охарактеризуйте экстернализм и интернализм как факторов развития науки
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Почему осмысление философских проблем науки как феномена современного мышления и культуры является одной из актуальных проблем науки
2. В каком смысле историю науки можно называть одной из наук о культуре?
Система знаний по дисциплине «Философские проблемы науки и техники» формируется в ходе аудиторных и
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, категорий, которые должны знать студенты; раскрываются сущностные характеристики техники, основные подходы к пониманию технического знания в истории философии, источники и закономерности развития технических знаний, специфика технических знаний в системе научного знания, особенности философского осмысления техники и ее места в общественном развитии. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная форма творческой самостоятельной работы. Важно стремиться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение работ классиков философии, философии науки, материалов учебников и статей из философской литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Философские проблемы науки и техники», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины «Философские проблемы науки и техники» следует усвоить:
- основные понятия философии науки и философии техники;
- основные подходы к классификации наук;
- специфику естественных, социально-гуманитарных наук;
- специфику технических наук;
- подход к технике как предмету философского осмысления и виду человеческой деятельности;
- формы и перспективы взаимодействия философии и науки.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году