2023-2024_23_04_03_23-1 ЭТТМиК_plx_Современные проблемы транспортной науки_ техники и технологии
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Транспортно-технологических машин и комплексов
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
28.02.2023 г.
 
Б1.В.ДВ.02.01
Современные проблемы транспортной науки, техники и технологии
Направление подготовки 23.04.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов

Направленность (профиль) Автомобили и автомобильное хозяйство

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
84
аудиторные занятия
24
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Магистр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
17 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
16
16
16
16
В том числе инт.
10
10
10
10
Итого ауд.
24
24
24
24
Кoнтактная рабoта
24
24
24
24
Сам. работа
84
84
84
84
Итого
108
108
108
108
 
 
 
Программу составил(и):
канд. техн. наук, доц., Егоров В.П.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 23.04.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 906).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Современные проблемы транспортной науки, техники и технологии" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 23.04.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов

Направленность (профиль) Автомобили и автомобильное хозяйство, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 28.02.2023 г., протокол № 11.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Пушкаренко Н.Н. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Алатырев А.С. 
Председатель методической комиссии факультета  Гаврилов В.Н.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование комплексных знаний о проблемах и направлениях развития транспортных,  транспортно-технологических систем с учетом современных достижений отечественной и мировой науки.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Диагностика и техническое обслуживание машин
 
2.2.2
Информационное обеспечение работоспособности и диагностика автомобилей
 
2.2.3
Проектирование перспективных систем газораспределения
 
2.2.4
Пути совершенствования способов противокоррозийной защиты транспортно-технологических машин
 
2.2.5
Стратегия развития производственно-технической базы предприятий автомобильного транспорта
 
2.2.6
Теория эксплуатационных свойств автомобилей
 
2.2.7
Диагностика легкового автомобиля
 
2.2.8
Методы испытаний машин и оборудования
 
2.2.9
Оптимизация технологических процессов на транспорте
 
2.2.10
Риск- менеджмент
 
2.2.11
Производственная практика, эксплуатационная практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПК-1. Способен формировать стратегии развития сервиса АТС и их компонентов
 
ПК-1.1 Анализирует лучшие практики по организации сервиса АТС и их компонентов
 
 
 
ПК-1.2 Умеет планировать мероприятия по развитию сервиса АТС и их компонентов с учетом маркетинговых исследований рынка
 
 
 
ПК-1.3 Определяет показатели эффективности деятельности в области сервиса АТС и их компонентов
 
 
 
ПК-2. Способен организовать деятельность сервисного центра по ТО и ремонта АТС
 
ПК-2.1 Умеет планировать бюджет на оказание сервиса АТС и их компонентов
 
 
 
ПК-2.2 Организует работу по сервису АТС и их компонентов
 
 
 
ПК-2.3 Разрабатывает и внедряет документации, регламентирующие работу сервисного центра
 
 
 
ПК-2.4 Умеет управлять персоналом сервисного центра
 
 
 
ПК-2.5 Внедряет проекты по автоматизации системы управления сервисным центром
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- способы формирования стратегии развития сервиса АТС и их компонентов
3.1.2
- способы организации деятельности сервисного центра по ТО и ремонта АТ
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- формировать стратегии развития сервиса АТС и их компонентов
3.2.2
- организовать деятельность сервисного центра по ТО и ремонта АТС
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
- формирования стратегии развития сервиса АТС и их компонентов
3.3.2
- организации деятельности сервисного центра по ТО и ремонта АТ
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Современные проблемы транспортной науки, техники и технологии

 
Оснащенность
 
Тема 1. Основные этапы развития технических знаний. Развитие и виды транспорта, уникальность транспорта как сферы хозяйственной деятельности /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-2.4 ПК-2.5
1
2
Проблемная лекция.
0
 
Тема 1. Основные этапы развития технических знаний. Развитие и виды транспорта, уникальность транспорта как сферы хозяйственной деятельности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2

28
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-2.4 ПК-2.5
1
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий
0
 
Тема 2. Безопасность автотранспортной техники /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-2.4 ПК-2.5
1
0
0
 
Тема 2. Безопасность автотранспортной техники /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2

16
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-2.4 ПК-2.5
1
8
Работа в малых группах.
0
 
Тема 2. Безопасность автотранспортной техники /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2

28
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-2.4 ПК-2.5
1
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий
0
 
Тема 3. Методология исследований на автомобильном транспорте /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-2.4 ПК-2.5
1
0
0
 
Тема 3. Методология исследований на автомобильном транспорте /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2

28
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-2.4 ПК-2.5
1
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий
0
 
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2

0
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-2.4 ПК-2.5
1
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Роль и значение транспортных систем страны.

2. Транспортные системы регионов и городов, оптимизация видов городского транспорта, включая метрополитен.

3. Принципиально новые виды городского транспорта.

4. Автотранспортные тоннели.

5. Особенности проектирования городских транспортных систем.

6. Методика выбора структуры сетей городского транспорта.

7. Повышение интенсивности взаимодействия различных видов транспорта при развитии уровня производства в регионах и стране.

8. Экономико-математические модели транспортных систем и транс¬портно-экономических комплексов.

9. Моделирование процессов транспортного производства.

10. Влияние транспорта на эффективность производства.

11. Учет влияния специфики транспортных систем на эффективность развития производительных сил страны или региона.

12. Риск, надежность и страхование в логистической системах.

 
Оснащенность
 
13. Парадигмы логистики.

14. Информационно - логистические центры.

15. Логистические аспекты развития транспорта региона.

16. Интеллектуальные транспортные системы.

17. Основы теории маршрутизации перевозок грузов в смешанных сообщениях.

18. Единые технологические процессы работы различных видов транспорта в пунктах перевалки грузов.

19. Принципы выбора оптимальной скорости при перевозках грузов и пассажиров.

20.    Учет энергетических затрат на процессы движения и их влияние на выбор параметров скорости и веса транспортных средств.

21. Рациональное распределение производственных функций при организации пассажирских перевозок и крупных регионах.

22. Транспортные комплексы.

23. Задачи, функции и структура транспортного комплекса.

24. Транспортный узел.

25. Принципы развития железнодорожных узлов, морских, речных портов, судопропускных устройств и аэропортов.

26. Пропускная и перерабатывающая способности транспортного узла.

27. Рациональное распределение транзитных и местных грузовых и пассажирских перевозок.

28. Оптимизация размещения основных устройств различных видов транспорта.

29. Технология работы транспортных комплексов и узлов.

30. Оптимизация размещения транспортных предприятий и производств.

31. Защита окружающей среды от загрязняющего воздействия транспорта.

32. Обеспечение безопасности и защиты транспортных комплексов, производств и транспортных средств от несанкционированного вмешательства и воздействий.

33. Эффективность организации транспортного производства.

34. Методы организации транспортного производства, критерии оценки качества работы транспортных систем.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено
 
Тематика рефератов

1. Пассажирский Холдинг.

2. Пути повышения эффективности транспортных перевозок.

3. Автоматизированные аналитические системы.

4. Современные проблемы транспортной науки.

5. Организация движения массового пассажирского транспорта.

6. История транспортных перевозок.

7. Персонализация и гибкость транспортных услуг.

8. Транспорт будущего.

9. Задачи транспортной науки.

10. Системы транспортного обслуживания населения.

11. Основные достоинства пассажирского транспортного холдинга.

12. Пропускная способность транспортных узлов.

13. Влияние транспорта на эффективность производства.

14. Интеллектуальные транспортные системы.

15. Безопасность пассажирских транспортных перевозок.

16. Снижение вредных воздействий транспорта на окружающую среду.

17. Транспорт как источник загрязнения.

18. Проблемы утилизации отработанных масел и технических жидкостей.

19. Меры предотвращения травматизма на транспорте.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Завражнов А. И.
Современные проблемы науки и производства в агроинженерии: учебник
СПб.: Лань, 2013
Электронный ресурс
 
Л1.2
Ясницкий Л. Н.
Современные проблемы науки: учебное пособие
М.: Лаборатория знаний, 2017
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Оснащенность
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Вахламов В. К.
Техника автомобильного транспорта: учебное пособие
М.: Академия, 2004
20
 
Л2.2
Беднарский В. В.
Экологическая безопасность при эксплуатации и ремонте автомобилей: учебное пособие
Ростов н/Д: Феникс, 2003
0
 
Л2.3
Синельников А. Ф.
Основы технологии производства и ремонт автомобилей: учебное пособие
М.: Академия, 2011
7
 
Л2.4
Бедоева С. В., Минатуллаев Ш. М., Ибрагимов Э. Б.
Автомобильные перевозки и безопасность дорожного движения: учебное пособие
Махачкала: ДагГАУ имени М.М.Джамбулатова, 2021
Электронный ресурс
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Ассоциация инженерного образования России
 
Э2
Международный автомобильный портал [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://www.mashina.info, свободный
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Office 2007 Suites
6.3.1.2
1С: Предприятие 8. Сельское хозяйство. Комплект для обучения в высших и средних УЗ.
6.3.1.3
Access 2016
6.3.1.4
Project 2016
6.3.1.5
Visio 2016
6.3.1.6
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.7
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.8
OfficeStandard 2010
6.3.1.9
ОС Windows 7
6.3.1.10
Project Expert 7 Holding
6.3.1.11
SuperNovaReaderMagnifier
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.3
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.4
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.5
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
0-104
Учебная аудитория
Стенды «Перечень необходимых документов при перевозке опасных грузов», «Геосинтетические материалы для строительства и ремонта дорог», «Искусственные каменные материалы», комплект плакатов по грузовым автомобилям, прибор для измерения коэффициента сцепления дорожных покрытий ППК-2МАДИ, доска классная, столы (14 шт.), стулья ученические (28 шт.), кафедра лектора настольная
 
0-204
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор ASER P1273B, экран, ноутбук ASUS) и учебно-наглядные пособия, доска классная, столы (21 шт.), стулья ученические (42 шт.), кафедра-стойка лектора, стол преподавательский 1-тумбовый
 
Оснащенность
 
1-204
Помещение для самостоятельной работы
Столы (28 шт.), стулья (48 шт.), шкаф и стеллажи с литературой, компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(4 шт.).
 
1-401
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (ноутбуки, персональные компьютеры) (4 шт.)
 
1-501
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (персональные компьютеры) (3 шт.). Стол ученический 2-х местный (5 шт.), стул ученический (7 шт.)
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Современные проблемы транспортной науки, техники и технологии» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, магистрант готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий и термины, основные проблемы транспортной науки, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей технических журналов и др. источников, решение задач, написание докладов, рефератов. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Современные проблемы транспортной науки, техники и технологии», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 (МУ к ФОС).docx
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________