2023-2024_23_04_03_23-1 ЭТТМиК_plx_Проектирование перспективных систем газораспределения
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Транспортно-технологических машин и комплексов
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
28.02.2023 г.
 
Б1.В.ДВ.06.01
Проектирование перспективных систем газораспределения
Направление подготовки 23.04.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов

Направленность (профиль) Автомобили и автомобильное хозяйство

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
92
аудиторные занятия
16
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Магистр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
15
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Лабораторные
8
8
8
8
В том числе инт.
6
6
6
6
Итого ауд.
16
16
16
16
Кoнтактная рабoта
16
16
16
16
Сам. работа
92
92
92
92
Итого
108
108
108
108
 
 
 
Программу составил(и):
д-р техн. наук, проф., Казаков Ю.Ф.;канд. техн. наук, доц., Батманов В.Н.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 23.04.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 906).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Проектирование перспективных систем газораспределения" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 23.04.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов

Направленность (профиль) Автомобили и автомобильное хозяйство, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 28.02.2023 г., протокол № 11.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Пушкаренко Н.Н 
Заведующий выпускающей кафедрой  Алатырев А.С. 
Председатель методической комиссии факультета  Гаврилов В.Н.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
- участие в разработке проектов перспективных систем газораспределения двигателей с учетом механико-технологических, эстетических, экологических и экономических требований;
1.2
- использование информационных технологий при проектировании и разработке новых транспортных и транспортно-технологических машин и транспортного оборудования, а также транспортных предприятий.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Инвестирование научных проектов на транспорте
2.1.2
История и методология транспортной науки
2.1.3
Основы научно-исследовательской деятельности инвалидов и лиц с ОВЗ
2.1.4
Современные проблемы транспортной науки, техники и технологии
2.1.5
Учебная практика, ознакомительная практика
2.1.6
Философские вопросы технических знаний
2.1.7
Философские проблемы науки и техники
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Диагностика легкового автомобиля
 
2.2.2
Методы испытаний машин и оборудования
 
2.2.3
Оптимизация технологических процессов на транспорте
 
2.2.4
Производственная практика, эксплуатационная практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПК-2. Способен организовать деятельность сервисного центра по ТО и ремонта АТС
 
ПК-2.1 Умеет планировать бюджет на оказание сервиса АТС и их компонентов
 
 
 
ПК-2.2 Организует работу по сервису АТС и их компонентов
 
 
 
ПК-2.3 Разрабатывает и внедряет документации, регламентирующие работу сервисного центра
 
 
 
ПК-2.4 Умеет управлять персоналом сервисного центра
 
 
 
ПК-2.5 Внедряет проекты по автоматизации системы управления сервисным центром
 
 
 
ПК-3. Способен производить анализ эффективности деятельности сервисного центра
 
ПК-3.1 Анализирует показатели процессов сервисного центра
 
 
 
ПК-3.2 Разрабатывает предложения по совершенствованию сервисного обслуживания с учетом оценки удовлетворенности потребителей
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- требования, предъявляемые к системам газораспределения двигателей внутреннего сгорания, показатели, характеризующие  совершенство процессов газообмена;
3.1.2
- материалы,  используемые в конструкции механизмов газораспределения двигателей  транспортных и транспортно-технологических машин различного назначения, и их свойства;
3.1.3
- рабочие процессы, принципы и особенности работы перспективных механизмов и систем  газораспределения энергетических установок транспортных и транспортно-технологических машин. 
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- проводить расчетный эксперимент по оценке гидродинамической эффективности  кулачковых ГРМ различного профиля.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
- проводить расчетный эксперимент по оценке гидродинамической эффективности  кулачковых ГРМ различного профиля.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. 

 
Оснащенность
 
Влияние различных факторов на процессы газообмена. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-2.4 ПК-2.5 ПК-3.1 ПК-3.2
2
0
опрос.
0
 
Влияние различных факторов на процессы газообмена. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

30
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-2.4 ПК-2.5 ПК-3.1 ПК-3.2
2
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
Совершенствование системы впуска и газораспределительного механизма. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-2.4 ПК-2.5 ПК-3.1 ПК-3.2
2
2
Проблемная лекция.
0
 
Совершенствование системы впуска и газораспределительного механизма. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

31
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-2.4 ПК-2.5 ПК-3.1 ПК-3.2
2
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
Проектирование перспективных систем газораспределения. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-2.4 ПК-2.5 ПК-3.1 ПК-3.2
2
0
опрос.
0
 
Проектирование перспективных систем газораспределения. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

31
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-2.4 ПК-2.5 ПК-3.1 ПК-3.2
2
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
Параметры и показатели процессов газообмена. /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-2.4 ПК-2.5 ПК-3.1 ПК-3.2
2
2
Работа в малых группах.
0
 
Конструкция современных механизмов газораспределения. /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-2.4 ПК-2.5 ПК-3.1 ПК-3.2
2
0
опрос.
0
 
Профилирование безударных кулачковых ГРМ. /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-2.4 ПК-2.5 ПК-3.1 ПК-3.2
2
2
Работа в малых группах.
0
 
Зачет /Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

0
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-2.4 ПК-2.5 ПК-3.1 ПК-3.2
2
0
тестирование.
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Перечислите характерные особенности ГРМ современных силовых агрегатов.

2. Какими показателями можно оценить совершенство процессов газообмена?

3. Дайте пояснение термину «коэффициент наполнения»?

4. Что показывает коэффициент остаточных газов?

5. В каких пределах изменяются коэффициент наполнения и коэффициент остаточных газов четырехтактных и двухтактных ДВС?

6. Перечислите факторы, влияющие на качество газообмена.

7. Как влияет частота вращения на качество процесса газообмена?

 
Оснащенность
 
8. Как влияет изменение нагрузки на коэффициент наполнения?

9. Какие конструктивные решения способствуют поддержанию оптимального значения коэффициента наполнения и коэффициента остаточных газов?

10. Как влияет наддув на качество процесса газообмена?

11. Как определяют геометрические параметры элементов деталей ГРМ при проектировании?

12. Цикл Аткинсона ДВС с опережением закрытия впускного клапана.

13. Процессы газообмена в период перекрытия клапанов.

14. Совершенствование системы впуска и газораспределительного механизма.

15. Впускной коллектор изменяемой длины.

16. Механизмы бесступенчатого изменения высоты подъема клапанов

17.Управление клапанами через соленоиды.

18. Гидравлический привод клапанов

19. Управляемые фазы газораспределения и законы подъемы клапанов.

20.Бесступенчатое поворотное устройство распределительного вала гидравлического типа

21. Законы подъема клапанов. Первая, вторая и третья условные скорости заряда.

22. Синтез профилей кулачков, исходные параметры.

23. Метод профилирования кулачков по заданному закону образования профиля

24. Метод профилирования в соответствии с заданными законами ускорения клапана.

25. Силы, действующие в клапанном механизме.

26. Способы управления фазами газораспределения и законами подъема клапанов.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Учебным планом не предусмотрен.
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Учебным планом не предусмотрен.
 
Тематика рефератов:

1. Роль энергетики в жизни современного общества.

2. Роль отечественной науки в разработке теории и конструкций ДВС.  

3. Основные показатели действительных циклов двигателей:

4. Экологические показатели автомобильных двигателей.

5. Влияние гидравлических сопротивлений и колебательных процессов в системах выпуска и впуска на эффективность очистки и наполнения цилиндров.

6. Конструктивные факторы, влияющие на коэффициент наполнения.

7. Влияние технического состояния ряда систем и механизмов двигателя, а также их эксплуатационных регулировок на процессы газообмена.

8. Особенности процессов газообмена в 2-хтактных двигателях.

9. Образование и трансформация направленного движения заряда в процессе сжатия.

10. Количественная и качественная неравномерность распределения смеси по цилиндрам.

11. Влияние режима работы двигателя и его технического состояния на гомогенизацию смеси и распределение ее по цилиндрам.

12. Системы снижения токсичности отработавших газов ДВС. 

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Суркин В. И.
Основы теории и расчёта автотракторных двигателей: учебное пособие
СПб.: Лань, 2013
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Шатров М. Г., Морозов К. А., Алексеев И. В., Шатров М. Г.
Автомобильные двигатели: учебник
М.: Академия, 2010
0
 
Л2.2
Рязанов В. Е.
Диагностика технического состояния механизма газораспределения автомобильного двигателя: учебное пособие
Чебоксары, 2007
1
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Автомобильный информационный портал
 
Э2
Роспатент
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
Оснащенность
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
Office 2007 Suites
6.3.1.4
MozillaFirefox
6.3.1.5
7-Zip
6.3.1.6
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.7
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.8
OfficeStandard 2010
6.3.1.9
OfficeStandard 2013
6.3.1.10
ОС Windows Vista
6.3.1.11
ОС Windows 7
6.3.1.12
ОС Windows 8
6.3.1.13
ОС Windows 10
6.3.1.14
медиапроигрыватель VLC
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
6.3.2.2
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.3
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.4
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.5
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.6
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
0-02
Учебная аудитория
Трактор (наглядное пособие) МТЗ-80, компрессор С412М, машина МИП-100-2, нагнетатель С-3211 (солидолонагнетатель), прибор Карат-4, прибор контроля фар ОП, маслораздатчик моторного и трансмиссионного масла, стенд для испытания и регулировки дизельных форсунок, шкаф металлический с приборами (комплект для проверки и очистки свечей Э203, краскопульт КР-2, стробоскоп для дизельных двигателей МЗД, прибор проверки натяжения приводных ремней ППКР-100), стенд КИ-22205, верстак слесарный 1-тумбовый 
 
0-204
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор ASER P1273B, экран, ноутбук ASUS) и учебно-наглядные пособия, доска классная, столы (21 шт.), стулья ученические (42 шт.), кафедра-стойка лектора, стол преподавательский 1-тумбовый
 
0-213
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор ASER P1273B, экран, ноутбук) и учебно-наглядные пособия, доска классная, столы 3-х местные (38 шт.), столы 4-х местные (4 шт.), стулья 3-х местные (114 шт.), скамья 4-х местная (4 шт.)
 
0-109
Учебная аудитория
Динамометр ДТ-3, работомер РБИ-5, доска классная, столы (9 шт.), стулья ученические (18 шт.)
 
Оснащенность
 
1-204
Помещение для самостоятельной работы
Столы (28 шт.), стулья (48 шт.), шкаф и стеллажи с литературой, компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(4 шт.).
 
1-401
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (ноутбуки, персональные компьютеры) (4 шт.)
 
1-501
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (персональные компьютеры) (3 шт.). Стол ученический 2-х местный (5 шт.), стул ученический (7 шт.)
 
2-201
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (ноутбук  (2 шт.). Лабораторные установки для научных испытаний при выполнении диссертационных работ (4 шт.)
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и  лабораторными занятиями, организацию самостоятельной работы магистрантов, проведение консультаций, руководство докладами магистрантов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного форм контроля.

Система знаний по дисциплине формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, магистрант готовится к лабораторным занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины магистрантами необходимо:

1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать магистранты. Магистранту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. посещать лабораторные занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к лабораторному занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Лабораторные занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На лабораторных  занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Магистранты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Лабораторное занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из периодической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины, для неуспевающих магистрантов и магистрантов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие магистранты, а также магистранты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

При изучении дисциплины  следует:

- формировать знания  о материалах,  используемых в конструкции систем газораспределения  транспортных и транспортно-технологических машин различного назначения, об их свойствах;

- формировать знания о конструкции перспективных систем газораспределения, о показателях эффективности процессов газообмена двигателей транспортных и транспортно-технологических машин отрасли для участия в проектировании деталей, механизмов, агрегатов;

- формировать знания о рабочих процессах, принципах и особенностях работы перспективных систем газораспределения двигателей транспортных и транспортно-технологических машин отрасли.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 (МУ к ФОС).docx
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________