(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Интеллектуальные системы управления эксплуатацией транспортно-технологических комплексов
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Интеллектуальные системы управления эксплуатацией транспортно-технологических комплексов, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 28.02.2023 г., протокол № 11.
ции
ракт.
подг.
/Лек/
/Пр/
2. Понятие творчества.
3. Творческое мышление. Составляющие творческой деятельности.
4. Инерция мышления и условия развития творчества.
5. Изобретательство.
6. Условия преобразования изобретательской задачи в творческую.
7. Классификация методов инженерного творчества.
8. Творческая деятельность.
9. Закономерности творческой деятельности.
10. Приемы развития творческого воображения.
11. Последовательность формулирования задачи поиска технического решения.
12. Сущность метода проб и ошибок. Достоинства и недостатки метода.
13. Эвристические методы. Достоинства и недостатки методов.
14. Метод контрольных вопросов. Достоинства и недостатки метода.
15. Методы активизации поиска.Достоинства и недостатки методов активизации
творчества.
16. Вепольный анализ.
17. Мозговой штурм.
18. Морфологический анализ.
19. Синектика. Достоинства и недостатки метода.
20. Понятие алгоритма решения изобретательских задач (АРИЗ).
21. Основные понятия теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).
22. Основные положения ТРИЗ.
23. Основные функции ТРИЗ.
24. Этапы АРИЗ.
25. Способы формирования противоречий при решении физических задач.
26. Техническое противоречие.
27. Приемы устранения технических противоречий.
28. Понятия «системный оператор», «подсистема», «надсистема».
29. Последовательность анализа задачи.
30. Этапы поиска идеального решения задачи.
31. Приемы решения проблемы с помощью изменения или замены задачи.
32. Метод оценки выбранного способа устранения физического противоречия.
33. Способы разрешения противоречий.
34. Цель и последовательность анализа хода решения задачи.
35. Понятие технической системы.
36. Этапы развития технических систем.
37. Законы развития технических систем.
38. Закономерности развития систем.
39. Функциональные ресурсы, ресурсы пространства, вещественные ресурсы.
40. Стандарты на решение типовых изобретательских задач.
41. Классы стандартов.
42. Матрица Альтшуллера.
43. Основные этапы/шаги АРИЗ.
45. Применение ТРИЗ в информационных технологиях /Ср/
2. Основные рациональные методы в генерировании идей и их оценке.
3. Структура ТРИЗ.
4. Сущность ТРИЗ.
5. Основные идеи ТРИЗ.
6. Функциональные связи инструментария ТРИЗ.
7. Алгоритм применения инструментария ТРИЗ.
8. Роль ТРИЗ в инновациях.
9. Качественные виды ресурсов.
10. Алгоритм использования ресурсов.
11. Роль указателей эффектов (физических, химических) в ТРИЗ.
12. Типовые приемы разрешения противоречий и их группы.
13. Таблица выбора приемов устранения технических противоречий.
14. Сущность вепольного анализа и типы моделей.
15. Вепольная схема развития технических систем.
16. Логика АРИЗ.
17. Принципы разрешения физического противоречия.
18. Понятия «оперативное время» и «оперативное пространство».
19. Правила выбора принципа разрешения физического противоречия.
20. Структура АРИЗ-85-В.
21. Функции частей АРИЗ-85-В.
22. Роль метода моделирования маленькими человечками.
23. Роль метода «Оператор размер-время-стоимость».
24. Основные подходы к классификации ЗРТС.
25. Закон S-образного развития систем.
26. Системный индикатор новизны и уровни новизны.
27. Системный оператор. Пример заполнения экранов.
28. Закон увеличения степени идеальности.
29. Закон неравномерности развития частей системы.
30. Закон согласования/рассогласования.
31. Закон повышения полноты частей системы.
32. Закон повышения динамичности и управляемости.
33. Закон вытеснения человека из технической системы.
34. Закон развертывания/свертывания систем.
35. Комплексное использование инструментария ТРИЗ.
36. Структура системы изобретательских стандартов.
37. Качества творческой личности.
38. Взаимовлияние процессов развития методов ТРИЗ и внедрения систем с искусственным интеллектом.
39. Развитие программного обеспечения экспертно-консультационной практики с использованием автоматизированных методов ТРИЗ.
40. Применение ТРИЗ в информационных технологиях.
1) Технология решения исследовательских задач
2) Теория решения изобретательских задач
3) Трансфер решений инновационного запада
1) только для решения технических задач
2) для поиска идей при решении нестандартных задач в технике, бизнесе,
науке и других сферах человеческой деятельности
3) для поиска противоречий при решении нестандартных задач в технике, бизнесе, науке и других сферах человеческой деятельности
3. Основная цель ТРИЗ:
1) организовать творческий потенциал личности так, чтобы способствовать
саморазвитию и поиску решений творческих задач в различных областях.
2) разработка дифференцированных педагогических систем работы с детьми
различных возрастных групп
3) проведение глобальных исследований по актуальным проблемам педагогики
4. К основным функциям ТРИЗ относятся:
1) решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов
2) пробуждение, тренировка и грамотное использование природных способностей человека в изобретательской деятельности, а также совершенствование
коллективов по направлению к их идеалу
3) решение научных и исследовательских задач
5. ТРИЗ-педагогика — это:
1) наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека
2) педагогическая система, целью которой является воспитание творческой
личности
3) особая, социально и личностно детерминированная деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества
6. Какие современные принципы ТРИЗ-педагогики предлагает Анатолий Гин?
1) Принцип свободы выбора
2) Принцип открытости
3) Принцип подготовки
4) Принцип обратной связи
7. О каком принципе современной ТРИЗ-педагогики идет речь:
«Не только давать знания, но еще и показывать их границы. Использовать в обучении открытые задачи, задачи, стимулирующие самостоятельное генерирование
идей»?
1) свободы выбора
2) открытости
3) идеальности
4) все варианты верны
8. О чем идет речь:
«Предложение алгоритма, позволяющего без перебора бесконечных вариантов решений проблемы найти наиболее подходящий вариант, отбросив менее качественный»?
1) основная функция ТРИЗ
2) основная цель ТРИЗ
3) главная задача ТРИЗ
9. Какая задача может иметь размытое, неопределенное условие (с лишними данными или
с недостатком данных), разные подходы к решению и не всегда иметь единственный правильный ответ?
1) открытая
2) закрытая
3) развернутая
10. Какая задача может быть довольно сложной, требующей внимания и хорошего владения формально-логическими операциями соответствующего аппарата?
1) закрытая
2) открытая
3) развернутая
Занятия лекционного типа дают систематизированные знания по дисциплине , концентрируют внимание на наиболее сложных и важных вопросах. Во время лекционных занятий рекомендуется вести конспектирование учебного материала; обращать внимание на формулировки и категории, раскрывающие суть проблемы, явления или процесса; зафиксировать выводы и практические рекомендации.
Подготовка к занятиям включает ознакомление с планом практического занятия; работу с конспектом лекций, выполнение домашнего задания, работу с учебной и учебно-методической литературой, научными изданиями и электронными образовательными ресурсами, рекомендованными рабочей программой дисциплины.
Содержание самостоятельной работы определяется рабочей программой дисциплины , оценочными и методическими материалами, заданиями и указаниями преподавателя. Самостоятельная работа может осуществляться в аудиторной и внеаудиторной формах. Эффективным средством осуществления самостоятельной работы является электронная информационно-образовательная среда университета, которая обеспечивает доступ к образовательной программе, рабочей программе дисциплины, к электронным библиотечным системам, профессиональным базам данных и информационным справочным системам.
Изучение дисциплины включает подготовку реферата.
Периодичность проведения, формы текущего контроля успеваемости, система оценивания хода освоения дисциплин представлены в рабочей программе.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году