2023-2024_23_04_03_23-1_ИСУ ЭТТК_plx_Основы построения и эволюции систем искусственного интеллекта
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Математики, физики и информационных технологий
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
28.02.2023 г.
 
Б1.В.02
Основы построения и эволюции систем искусственного интеллекта
Направление подготовки 23.04.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов

Направленность (профиль) Интеллектуальные системы управления эксплуатацией транспортно-технологических комплексов

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
76
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Магистр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
16 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
16
16
16
16
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32
32
32
32
Сам. работа
76
76
76
76
Итого
108
108
108
108
 
 
 
Программу составил(и):
канд. физ.-мат. наук, доц., Степанов А.В.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 23.04.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 906).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Основы построения и эволюции систем искусственного интеллекта" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 23.04.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов

Направленность (профиль) Интеллектуальные системы управления эксплуатацией транспортно-технологических комплексов, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 28.02.2023 г., протокол № 11.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Максимов А.Н. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Алатырев А.С. 
Председатель методической комиссии факультета  Гаврилов В.Н.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
достижение планируемых результатов обучения, соответствующих установленным в ОПОП индикаторам достижения компетенций.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Нормативная база отрасли
 
2.2.2
Учебная практика, ознакомительная практика
 
2.2.3
Защита интеллектуальной собственности
 
2.2.4
Философские и этические проблемы искусственного интеллекта
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-1и. Способен понимать фундаментальные принципы работы современных систем искусственного интеллекта, разрабатывать правила и стандарты взаимодействия человека и искусственного интеллекта и использовать их в социальной и профессиональной деятельности
 
УК-1и.1 Использует нормативно-правовую базу, правовые, этические правила, стандарты при решении задач искусственного интеллекта
 
 
 
УК-1и.2 Владеет нормами международного и российского законодательства в сфере интеллектуальной собственности
 
 
 
УК-1и.3 Проводит поиск зарегистрированных результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации при создании инновационных продуктов в профессиональной деятельности
 
 
 
УК-1и.4 Осуществляет защиту прав результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации при создании инновационных продуктов в профессиональной деятельности
 
 
 
ПК-1и. Способен исследовать применение интеллектуальных систем для различных предметных областей
 
ПК-1и.1 Исследует направления применения систем искусственного интеллекта для различных предметных областей
 
 
 
ПК-1и.2 Выбирает комплексы методов и инструментальных средств искусственного интеллекта для решения задач в зависимости от особенностей предметной области
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
правовую базу информационного законодательства, правовые нормы и стандарты в области искусственного интеллекта и смежных областей. Содержание нормативно-правовых документов в сфере информационных технологий, искусственного интеллекта и информационной безопасности;
3.1.2
направления развития систем искусственного интеллекта, методы декомпозиции решаемых задач с использованием искусственного интеллекта;
3.1.3
методы и инструментальные средства систем искусственного интеллекта, критерии их выбора и методы комплексирования в рамках применения интегрированных гибридных интеллектуальных систем различного назначения.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять правовые нормы и стандарты в области искусственного интеллекта при создании систем искусственного интеллекта;
3.2.2
применять этические нормы и стандарты в области искусственного интеллекта при создании систем искусственного интеллекта;
3.2.3
использовать нормативно-правовые документы в сфере информационных технологий, искусственного интеллекта и информационной безопасности при разработке стандартов, норм и правил;
3.2.4
осуществлять декомпозицию решаемых задач с использованием искусственного интеллекта;
3.2.5
выбирать и комплексно применять методы и инструментальные средства систем искусственного интеллекта, критерии их выбора.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
использования нормативно-правовую базу, правовые, этические правила, стандарты при решении задач искусственного интеллекта;
3.3.2
исследования направлений применения систем искусственного интеллекта для различных предметных областей;
3.3.3
использования методов и инструментальных средств искусственного интеллекта для решения задач в зависимости от особенностей предметной области. 
 
Оснащенность
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Этапы развития систем искусственного интеллекта

 
Базы знаний. Структура систем искусственного интеллекта. Архитектура СИИ. Методология построения СИИ.  Экспертные системы (ЭС) как вид СИИ. Общая структура и  схема функционирования ЭС. Представление знаний.

Состав знаний СИИ. Организация знаний СИИ.  Модели представления знаний.  /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

4
УК-1и.1 УК-1и.2 УК-1и.3 УК-1и.4 ПК-1и.1 ПК-1и.2
1
0
0
 
Представление знаний с помощью  системы продукций.  Суб-технологии.

/Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
УК-1и.1 УК-1и.2 УК-1и.3 УК-1и.4 ПК-1и.1 ПК-1и.2
1
0
0
 
Проработка лекций  

Подготовка к практическим занятиям.

Основные направления развития исследований в области  систем искусственного интеллекта для решения задач инжиниринга в транспортной сфере.

Задания для самостоятельной работы.  /Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

10
УК-1и.1 УК-1и.2 УК-1и.3 УК-1и.4 ПК-1и.1 ПК-1и.2
1
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
 
Раздел 2. Системы аналитической обработки информации

 
Информационные компоненты приложений (БД, БЗ, DW). Аналитические системы Особенности представления данных в Data Warehouse. Методы Data Mining. Процесс обнаружения знаний в БД. Неопределенность и ее определение в системах искусственного интеллекта финансово-экономической отрасли. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

4
УК-1и.1 УК-1и.2 УК-1и.3 УК-1и.4 ПК-1и.1 ПК-1и.2
1
0
0
 
Проработка лекций  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

10
УК-1и.1 УК-1и.2 УК-1и.3 УК-1и.4 ПК-1и.1 ПК-1и.2
1
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
 
Раздел 3. Интеллектуальные технологии

 
Управление неопределенностью. Четыре источника неопределенных знаний. Методы определения неопределенности.  Пакеты для моделирования технологий искусственного интеллекта.

/Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
УК-1и.1 УК-1и.2 УК-1и.3 УК-1и.4 ПК-1и.1 ПК-1и.2
1
0
0
 
Новые архитектуры компьютеров для нечетких вычислений; элементная база нечетких компьютеров и контроллеров; инструментальные средства разработки систем нечеткой логики. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
УК-1и.1 УК-1и.2 УК-1и.3 УК-1и.4 ПК-1и.1 ПК-1и.2
1
0
0
 
Оснащенность
 
Проработка лекций. Подготовка к практическим занятиям.

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

14
УК-1и.1 УК-1и.2 УК-1и.3 УК-1и.4 ПК-1и.1 ПК-1и.2
1
0
0
 
 
Раздел 4. Системы нечеткой логики 

 
Нечеткие логики — fuzzy logic, мягкие вычисления.  Функция принадлежности.

Новые архитектуры компьютеров для нечетких вычислений, элементная база нечетких компьютеров и контроллеров, инструментальные средства разработки систем нечеткой логики. Задачи, решаемые с использованием нечетких вычислений, инженерные методы расчета и разработки нечетких систем управления, нечеткие системы ИИ.

/Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
УК-1и.1 УК-1и.2 УК-1и.3 УК-1и.4 ПК-1и.1 ПК-1и.2
1
0
0
 
Решение задачи определения неопределенности с помощью алгоритма нечеткой логики с определенной функцией принадлежности. Нечеткая логика и точные знания.

/Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
УК-1и.1 УК-1и.2 УК-1и.3 УК-1и.4 ПК-1и.1 ПК-1и.2
1
0
0
 
Проработка лекций. Подготовка к практическим занятиям.

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

10
УК-1и.1 УК-1и.2 УК-1и.3 УК-1и.4 ПК-1и.1 ПК-1и.2
1
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
 
Раздел 5. Генетические алгоритмы

 
Моделирование эволюции. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
УК-1и.1 УК-1и.2 УК-1и.3 УК-1и.4 ПК-1и.1 ПК-1и.2
1
0
0
 
Исследование реализации генетического алгоритма. Решение задачи коммивояжера, раскраски графа или разделения пространства с учетом выбранного критерия оптимизации. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
УК-1и.1 УК-1и.2 УК-1и.3 УК-1и.4 ПК-1и.1 ПК-1и.2
1
0
0
 
Задачи и инструментальные средства разработки генетических алгоритмов.  Биоинспирированные алгоритмы

/Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
УК-1и.1 УК-1и.2 УК-1и.3 УК-1и.4 ПК-1и.1 ПК-1и.2
1
0
0
 
Проработка лекций. Подготовка к практическим занятиям.

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

10
УК-1и.1 УК-1и.2 УК-1и.3 УК-1и.4 ПК-1и.1 ПК-1и.2
1
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
 
Раздел 6. Нейронные сети

 
Нейронные сети /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
УК-1и.1 УК-1и.2 УК-1и.3 УК-1и.4 ПК-1и.1 ПК-1и.2
1
0
0
 
Оснащенность
 
Решение задачи оптимизации с помощью нейронной сети. Исследование используемой нейронной сети. Оценка состояния нейронной сети /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
УК-1и.1 УК-1и.2 УК-1и.3 УК-1и.4 ПК-1и.1 ПК-1и.2
1
0
0
 
Сведение функционирования нейронной сети к задаче минимизации целевой функции /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
УК-1и.1 УК-1и.2 УК-1и.3 УК-1и.4 ПК-1и.1 ПК-1и.2
1
0
0
 
Проработка лекций. Подготовка к практическим занятиям.

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

10
УК-1и.1 УК-1и.2 УК-1и.3 УК-1и.4 ПК-1и.1 ПК-1и.2
1
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
 
Раздел 7. Инструментальные средства

 
Пакеты для моделирования технологий. Программные комплексы решения интеллектуальных задач в сфере транспорта /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
УК-1и.1 УК-1и.2 УК-1и.3 УК-1и.4 ПК-1и.1 ПК-1и.2
1
0
0
 
Проработка лекций. Подготовка к практическим занятиям.

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

12
УК-1и.1 УК-1и.2 УК-1и.3 УК-1и.4 ПК-1и.1 ПК-1и.2
1
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
 
Раздел 8. Контроль

 
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

0
УК-1и.1 УК-1и.2 УК-1и.3 УК-1и.4 ПК-1и.1 ПК-1и.2
1
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Опишите последовательность проектирования экспертных систем.

2. Организация логического вывода это?

3. Описание проблемной области экспертных систем, это -.

4. Операции и последовательность выполнения генетического алгоритма.

5. Определите, в какой области информационных технологий может быть реализован запрос: определить сумму, имеющуюся на счете отдельного клиента.

6. Для решения каких задач предназначены экспертные системы?

7. Задачи, для которых не эффективно использование хранилищ данных .

8. Выбор генотипа и фенотипа при реализации генетического алгоритма, это -.

9. Определите, в какой области информационных технологий реализуется обучение методом проб и ошибок.

10. Стратегии принятия решений не используемые в экспертных системах и в …

11. Задачи из области NP .

12. Инструментальные средства проектирования экспертных систем.

13. С помощью каких моделей не может осуществляться поиск закономерности в обозримом пространстве данных в системах раскопок данных.

14. Модели представления знаний, это - .

15. Элементы классификации нейронных сетей.

16. Принципы функционирования генетических алгоритмов.

17. Понятия «фенотип», «генотип», «особь», «мутация», «селекция».

18. Последовательные этапы стохастической эволюционной оптимизации.

19. Основные отличия знаний от данных.

20. Назовите технологию. Статистические задачи, реализующие байесовские классификаторы, работающие в условиях

отсутствия знания функции распределения вероятностей.

21. Инструменты моделирования предметной области при разработке ЭС.

 
Оснащенность
 
22. Продукционные правила и продукционные системы.

23. Комбинация многомерного и реляционного подходов организации данных.

24. Примеры слабоструктурированной информации.

25. Прямая и обратная цепочки логических рассуждений.

26. Использование эвристик при разработке систем искусственного интеллекта

27. Способы привлечения знаний экспертов для решения плохо формализованных задач.

28. Последовательные этапы стохастической эволюционной оптимизации.

29. Инструменты моделирования предметной области для разработки ЭС.

30. Эволюция систем искусственного интеллекта.

31. Понятие сингулярности. Этические проблемы эволюционного развития систем, технологий и инструментальных средств искусственного интеллекта.

20. Назовите технологию. Статистические задачи, реализующие байесовские классификаторы, работающие в условиях отсутствия знания функции распределения вероятностей.

21. Инструменты моделирования предметной области при разработке ЭС.

22. Продукционные правила и продукционные системы.

23. Комбинация многомерного и реляционного подходов организации данных.

24. Примеры слабоструктурированной информации.

25. Прямая и обратная цепочки логических рассуждений.

1. Сформулируйте отличия систем искусственного интеллекта от традиционных систем обработки данных и назовите примеры успешного применения технологии ЭС.

2. Схема интеграции онтологий и выделяемые на ее основе виды онтологий.

3. Экспертная система: определение, функции, архитектура.

4. Основные структурные элементы программирования в ЭО CLIPS.

5. Основные отличия данных и знаний.

6. Опишите общую схему функционирования ЭС, разработанных в CLIPS.

7. Сложность задач, решаемых с помощью систем искусственного интеллекта.

8. Стратегии принятия решений.

9. Описание проблемной области. Таксономическая классификационная схема.

10. Особенности реализации логического вывода в ЭОCLIPS и КАРРА.

11. Онтология предметной области и способы ее организации.

12. Организация логического вывода при различных способах моделировании знаний.

13. Особенности представления знаний при разработке информационного приложения.

14. Организация логического вывода в формальной интеллектуальной системе.

15. Модели представления знаний.

16. Способы привлечения знаний экспертов для решения плохо формализованных задач.

17. Использование эвристик при разработке систем искусственного интеллекта.

18. Опишите технологию. Статистические задачи, реализующие байесовские классификаторы, работающие в условиях

отсутствия знания функции распределения вероятностей.

19. Основные типы задач, решаемых экспертными системами.

20. Организация логического вывода. Прямая и обратная цепочки логических рассуждений.

21. Последовательность разработки информационного приложения, использующего представление знаний.

22. Подсистемы моделирования инструментальных оболочек для разработки ЭС.

23. Инструментальные средства для разработки систем искусственного интеллекта и ЭС.

24. Организация базы знаний.

25. Этапы процесса создания онтологий.

26. Продукционные правила и продукционные системы.

27. Особенности функции обучения, реализуемые ЭС.

28. Определить в какой области информационных технологий и в каких структурах может быть реализован запрос: каким будет объем продаж железнодорожных билетов в денежном выражении с учетом сезонных колебаний.

29. Понятие и примеры слабоструктурированной информации.

30. Неопределенность и методы определения неопределенности.

31. Принципы построения систем, ориентированных на анализ данных.

32. Упрощенная логическая схема аналитической системы.

33. Модели данных, используемые для построения хранилищ.

34. основные понятия многомерной модели.

35. Основные операции манипулирования измерениями.

36. Комбинация многомерного и реляционного подходов.

37. Прогнозирование с использованием нейронных сетей.

38. Основные понятия и термины, используемые в области применения генетических алгоритмов.

39. Обучение нейронной сети.

40. Инструментальные средства реализации нейронных сетей, генетических алгоритмов.

41. Основы нечеткой логики.

42. Системы, основанные на нечеткой логике.

43. С развитием каких технологий связана эволюция систем искусственного интеллекта

44. Понятие сингулярности. Этические проблемы эволюционного развития систем, технологий и инструментальных средств искусственного интеллекта.

 
Оснащенность
 
 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено УП.
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено УП.
 
Примеры типовых контрольных заданий (тестов) оценочных средства

1. Декларативными знаниями не являются…

1.Констатация факта.

2.Вычисление значения данных в процессе работы ЭС.

3.Предложения с фиксированными значениями данных.

4.Неизменное значение слота.

2. Описание проблемной области экспертных систем, это -.

1.графики, диаграммы

2.вербальное представление.

3.результат работы эксперта.

4.таксономическая классификационная схема

3. Операции и последовательность выполнения генетического алгоритма

1.Скрещивание - Выбор альтернативных решений - Мутация и выбор оптимальных решений

2. Селекция – Кроссинговер - Мутация

3. Скрещивание - Вычисление функции активации - Выбор оптимальных решений

4. Кроссинговер – Мутация - Выбор альтернативных решений

4. Задачи, для которых не эффективно использование хранилищ данных

1.Выявление аномалий

2.Реинжинириг бизнеса

3.Кластеризация и классификация

4.Прогнозирование

5. Задачи из области NP

1.Экспоненциальные

2.Неопределенные полиномиальные

3.Полиномиальные

4.Со сложным итерационным алгоритмом.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Бруссард М.
Искусственный интеллект. Пределы возможного: монография
, 2020.
Электронный ресурс
 
Л1.2
Суханов А. В.
Интеллектуальные информационные системы: учебное пособие
Ростов-на-Дону: РГУПС, 2021
Электронный ресурс
 
Л1.3
Душкин Р. В.
Интеллектуальные транспортные системы
Москва: ДМК Пресс, 2020
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Полищук М. В.
Интеллектуальные информационные системы: учебное пособие
Санкт-Петербург: ПГУПС, 2015.
Электронный ресурс
 
Л2.2
Мещерина Е. В.
Системы искусственного интеллекта: учебно-методическое пособие
Оренбург: ОГУ, 2019
Электронный ресурс
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
KOMPAS-3D
 
Оснащенность
 
6.3.1.4
Комплект программ AutoCAD
6.3.1.5
Visio 2016
6.3.1.6
VisualStudio 2015
6.3.1.7
Office 2007 Suites
6.3.1.8
MozillaFirefox
6.3.1.9
7-Zip
6.3.1.10
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.11
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.4
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.5
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
6.3.2.6
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
25б
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), стол ученический (2 шт.), стул ученический (2 шт.), кафедра лектора (1 шт.), стол ученический 4-х местный (40 шт.), скамья 4-х местная (40 шт.), огнетушитель ОУ-«3» (2 шт.), подставка для огнетушителя (2 шт.), демонстрационное оборудование (проектор ToshibaTDP-T45 (1 шт.), ноутбук HP250 G5 (1 шт.), экран на штативе (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
21б
Учебная аудитория
ПК IRU Office 313 Mi3 7100(3,9)/4Gb*500 Gb (15 шт.), монитор 19.5E2016Н черный TN LED (15 шт.), экран с электроприводом DRAPER (1 шт.), доска классная (1 шт.), стол компьютерный (учебный) (18 шт.), шкаф 2-х (1 шт.), стул (30 шт.)
 
24б
Учебная аудитория
Комплект персонального компьютера Квадро-ПК  (12 шт.), экран с электроприводом DRAPER BARONET HW (1 шт.), доска ученическая настенная трехэлементная (1 шт.), шкаф книжн. 2-х ств. (3 шт.), стол компьютерный (12 шт.), стол ученический 2-х местный на металлокаркасе (6 шт.), стул (23 шт.)
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
 
1-204
Помещение для самостоятельной работы
Столы (28 шт.), стулья (48 шт.), шкаф и стеллажи с литературой, компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(4 шт.).
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Изучение дисциплины рекомендуется начать с ознакомления с рабочей программой, ее структурой и содержанием 
 
Оснащенность
 
разделов. Учебный материал структурирован, изучение дисциплины осуществляется в тематической последовательности.

Занятия лекционного типа дают систематизированные знания по дисциплине, концентрируют внимание на наиболее сложных и важных вопросах. Во время лекционных занятий рекомендуется вести конспектирование учебного материала; обращать внимание на формулировки и категории, раскрывающие суть проблемы, явления или процесса; зафиксировать выводы и практические рекомендации.

Подготовка к занятиям включает ознакомление с планом практического занятия; работу с конспектом лекций, выполнение домашнего задания, работу с учебной и учебно-методической литературой, научными изданиями и электронными образовательными ресурсами, рекомендованными рабочей программой дисциплины.

Содержание самостоятельной работы определяется рабочей программой дисциплины, оценочными и методическими материалами, заданиями и указаниями преподавателя. Самостоятельная работа может осуществляться в аудиторной и внеаудиторной формах. Эффективным средством осуществления самостоятельной работы является электронная информационно-образовательная среда университета, которая обеспечивает доступ к

образовательной программе, рабочей программе дисциплины, к электронным библиотечным системам, профессиональным базам данных и информационным справочным системам.

Периодичность проведения, формы текущего контроля успеваемости, система оценивания хода освоения дисциплин представлены в рабочей программе.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 (МУ к ФОС).docx
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________