2023-2024_23_04_03_23-1_ИСУ ЭТТК_plx_Интеллектуальные транспортные системы
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Транспортно-технологических машин и комплексов
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
28.02.2023 г.
 
Б1.В.04
Интеллектуальные транспортные системы
Направление подготовки 23.04.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов

Направленность (профиль) Интеллектуальные системы управления эксплуатацией транспортно-технологических комплексов

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
экзамен    
Виды контроля:
часов на контроль
36
самостоятельная работа
152
аудиторные занятия
64
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
7 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Магистр
252
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
17 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
32
32
32
32
Лабораторные
32
32
32
32
Итого ауд.
64
64
64
64
Кoнтактная рабoта
64
64
64
64
Сам. работа
152
152
152
152
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
252
252
252
252
 
 
 
Программу составил(и):
канд. техн. наук, доц., Смирнов А.Г.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 23.04.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 906).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Интеллектуальные транспортные системы" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 23.04.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов

Направленность (профиль) Интеллектуальные системы управления эксплуатацией транспортно-технологических комплексов, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 28.02.2023 г., протокол № 11.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Пушкаренко Н.Н 
Заведующий выпускающей кафедрой  Алатырев А.С. 
Председатель методической комиссии факультета  Гаврилов В.Н.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
достижение планируемых результатов обучения, соответствующих установленным в ОПОП индикаторам достижения компетенций.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Основы программирования систем искусственного интеллекта на Python
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Искусственный интеллект в транспортных системах
 
2.2.2
Прикладные системы искусственного интеллекта
 
2.2.3
Эксплуатация транспортно-технологических комплексов
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПК-2и. Способен управлять проектами по созданию, поддержке и использованию систем искусственного интеллекта со стороны заказчика
 
ПК-2и.1 Организует работы по управлению проектами создания, внедрения и использования систем искусственного интеллекта со стороны заказчика
 
 
 
ПК-7. Способен изучать и анализировать необходимую управленческую информацию, технические данные, показатели и результаты деятельности организации, систематизировать их и обобщать, использовать при управлении эксплуатацией, ремонтом и сервисным обслуживанием транспортных и транспортно-технологических машин различного назначения и транспортного оборудования, повышению эффективности эксплуатацией транспортно-технологических комплексов
 
ПК-7.1 Анализирует, систематизирует и обобщает управленческую информацию, технические данные, показатели и результаты деятельности организации по эксплуатации транспортно-технологических комплексов
 
 
 
ПК-7.2 Использует при управлении эксплуатацией, ремонтом и сервисным обслуживанием транспортных и транспортно-технологических машин различного назначения и транспортного оборудования интеллектуальные системы управления
 
 
 
ПК-7.3 Обеспечивает повышение эффективности эксплуатации транспортно-технологических комплексов на основе данных
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
принципы создания интеллектуальных транспортных систем;
3.1.2
основы анализа технических данных, показателей и результатов деятельности организации по эксплуатации интеллектуальных транспортных систем;
3.1.3
необходимую информацию и технические данные для управления эксплуатацией, ремонтом и сервисным обслуживанием интеллектуальных транспортных и транспортно- технологических машин различного назначения и транспортного оборудования;
3.1.4
способы повышения эффективности эксплуатации интеллектуальных транспортно-технологических комплексов на основе данных.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
внедрять системы искусственного интеллекта в транспортные системы;
3.2.2
систематизировать информацию, технические данные, показатели и результаты деятельности организации по эксплуатации интеллектуальных транспортно- технологических комплексов;
3.2.3
использовать необходимую информацию и технические данные для управления эксплуатацией, ремонтом и сервисным обслуживанием интеллектуальных транспортных и транспортно- технологических машин различного назначения и транспортного оборудования;
3.2.4
обеспечивать повышение эффективности эксплуатации интеллектуальных транспортно- технологических комплексов на основе данных.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
использования системы искусственного интеллекта транспортных систем;
3.3.2
обобщения информации, технических данных, показателей и результатов деятельности организации по эксплуатации интеллектуальных транспортно-технологических комплексов;
3.3.3
внедрения необходимой информации и технических данных для управления эксплуатацией, ремонтом и сервисным обслуживанием интеллектуальных транспортных и транспортно- технологических машин различного назначения и транспортного оборудования;
 
Оснащенность
 
3.3.4
повышения эффективности эксплуатации интеллектуальных транспортно-технологических комплексов на основе данных. 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. ИТС В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ  И БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

 
Транспортная стратегия РФ /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
ПК-2и.1 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
3
0
0
 
Классификация и архитектура интеллектуальных

транспортных систем.  Современный уровень развития ИТС регионов, городов. Мировой опыт становления и развития ИТС. Особенности современных систем управления транспортными потоками

/Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
ПК-2и.1 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
3
0
0
 
Современные интеллектуальные системы повышения безопасности дорожного движения /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
ПК-2и.1 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
3
0
0
 
Интеллектуальные системы организации дорожного движения в населенных пунктах и на автомагистралях /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
ПК-2и.1 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
3
0
0
 
Интеграция информационных систем в рамках ИТС /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
ПК-2и.1 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
3
0
0
 
Информационная система дорожных тоннелей  как составная часть ИТС

/Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
ПК-2и.1 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
3
0
0
 
Коммуникационная инфраструктура в ИТС /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
ПК-2и.1 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
3
0
0
 
Принципы проектирования ИТС, адаптированные к российской специфике. Анализ мирового опыта проектирования ИТС

/Лаб/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
ПК-2и.1 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
3
0
0
 
Система проектирования виртуальной модели дорожной среды для исследовательского комплекса. Использование имитационного моделирования в исследовательском комплексе /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
ПК-2и.1 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
3
0
0
 
Существующие методики по проектированию ИТС /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
ПК-2и.1 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
3
0
0
 
Описание эффективности ИТС. Особенности построения и функционирования современных ИТС /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
ПК-2и.1 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
3
0
0
 
Интеллектуальные транспортные системы в городах.

Применение интеллектуальных транспортных систем на стоянках и в гаражах.

Система электронной оплаты на транспорте.

Система обеспечения безопасности движения на дорогах.

Дорожный тоннель как составная часть телематической системы.  /Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

70
ПК-2и.1 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
3
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
 
Оснащенность
 
Раздел 2. БОРТОВЫЕ ТЕЛЕМАТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ,  ИНТЕГРИРОВАННЫЕ В ИТС

 
Мировой опыт в создании интеллектуальных  транспортных средств /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
ПК-2и.1 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
3
0
0
 
Внутренние системы интеллектуального транспортного средства /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
ПК-2и.1 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
3
0
0
 
Внешние системы интеллектуального  транспортного средства

/Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
ПК-2и.1 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
3
0
0
 
Мониторинг транспортной ситуации /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
ПК-2и.1 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
3
0
0
 
Поэтапное проектирование ИТС. План развития ИТС /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
ПК-2и.1 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
3
0
0
 
Опыт внедрения подсистем ИТС в РФ с учетом внутренней специфики /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
ПК-2и.1 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
3
0
0
 
Симулятор индивидуальной оценки воздействия на водителя /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
ПК-2и.1 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
3
0
0
 
Оценка рисков при реализации плана разработки и внедрения ИТС /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
ПК-2и.1 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
3
0
0
 
Разработка и реализация поэтапного плана научно-исследовательских направлений и научно-методического обеспечения в области ИТС /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
ПК-2и.1 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
3
0
0
 
Нормативно-методическое обеспечение в области ИТС /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
ПК-2и.1 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
3
0
0
 
Развитие нормативно-правового регулирования сферы ИТС /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
ПК-2и.1 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
3
0
0
 
Основные концепции научного сектора в обосновании принципов технического егулирования в сфере ИТС /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
ПК-2и.1 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
3
0
0
 
Advanced Safety Vehicle.

Система Vehicle-to-Vehicle (V2V).

Система повышения безопасности пешеходов с использованием сотовой связи.

Системы помощи водителю для безопасного вождения. Driving Safety Support Systems.

Система предупреждения столкновений (Pre-crash Safety System).

Назначение и принцип работы электронных систем управления.

Антиблокировочные тормозные системы (ABS).

Системы динамической стабилизации (ESP).

Электроника в трансмиссии.

Активные и пассивные информационные системы.

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

82
ПК-2и.1 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
3
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
 
Раздел 3. КОНТРОЛЬ

 
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

36
ПК-2и.1 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
3
0
0
 
Оснащенность
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
Не предусмотрено УП.
 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Транспортная стратегия РФ.

2. Классификация и архитектура интеллектуальных транспортных систем.  

3. Современный уровень развития ИТС регионов, городов.

4. Мировой опыт становления и развития ИТС.

5. Особенности современных систем управления транспортными потоками.

6. Современные интеллектуальные системы повышения безопасности дорожного движения.

7. Своевременная информация о ДТП.

8. Контроль соблюдения ПДД

9. Устройства предостережения при превышении допустимой скорости движения

10. Детектирование препятствий движению и неблагоприятных погодно-климатических условий

11. Интеллектуальные системы организации дорожного движения в населенных пунктах и на автомагистралях.

12. Линейное управление – RLTC

13. Управление въездом на автомагистраль

14. Интеллектуальные системы управления транспортными потоками.

15. Подсистемы ИТС в организации стоянок транспортных средств

16. Подсистемы ИТС в обеспечении контроля состояния дороги

17. Интеграция информационных систем в рамках ИТС

18. Информационные системы, воздействующие на транспортный поток

19. Информирование водителей.

20. Системы электронной оплаты на транспорте.

21. Весовой контроль ТС без их остановки.

22. Информационная система дорожных тоннелей как составная часть ИТС

23. Коммуникационная инфраструктура в ИТС.

24. Интеллектуальные транспортные системы в городах.

25. Применение интеллектуальных транспортных систем на стоянках и в гаражах.

26. Система электронной оплаты на транспорте.

27. Система обеспечения безопасности движения на дорогах.

28. Дорожный тоннель как составная часть телематической системы.

29. Мировой опыт в создании интеллектуальных транспортных средств

30. Advanced Safety Vehicle

31. Система Vehicle-to-Vehicle (V2V)

32. Внутренние системы интеллектуального транспортного средства

33. Внешние системы интеллектуального транспортного средства

34. Система повышения безопасности пешеходов с использованием сотовой связи

35. Мониторинг транспортной ситуации.

36. Системы помощи водителю для безопасного вождения. Driving Safety Support Systems

37. Система предупреждения столкновений (Pre-crash Safety System)

38. Назначение и принцип работы электронных систем управления.

39. Антиблокировочные тормозные системы (ABS).

40. Системы динамической стабилизации (ESP).

 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено УП.
 
Рулевое управление, ускорение/замедление– автомобиль; мониторинг окружающего пространства – автомобиль; принятие решения при динамическом вождении – автомобиль; режимы вождения – автомобиль отвечает за все функции, но находится под контролем человека.  Какой уровень автономности характеризуют перечисленные признаки?

а) уровень 1 – помощь водителя

б) уровень 3 – условная автономность

в) уровень 2 – частичная автономность

г) уровень 5 – полная автономия

д) уровень 4 – высокая автономность

Выберите верное утверждение

а) Основная проблема цифровой трансформации на транспорте - вопрос обмена и передачи данных

б) Использование цифровых двойников не относится к трендам цифровизации транспорта в мире

в) В 2019 году в Москве была внедрена автоматизированная система управления дорожным движением

От чего зависит выбор подхода к решению задачи по локализации ТС?

а) все перечисленное

б) от веса ТС

в) от скорости движения ТС

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
г) от погодных условий

Какого подхода к организации транспортных IoT систем не существует:

а) Автономного

б) Комбинированного

в) Децентрализованного

г) Инфраструктурного

На что направлено управляющее воздействие ЭБУ?

а) на количество топлива при впрыске

б) на момент зажигания

в) на количество воздуха в топливовоздушной смеси

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Бруссард М.
Искусственный интеллект. Пределы возможного: монография
, 2020.
Электронный ресурс
 
Л1.2
Суханов А. В.
Интеллектуальные информационные системы: учебное пособие
Ростов-на-Дону: РГУПС, 2021
Электронный ресурс
 
Л1.3
Душкин Р. В.
Интеллектуальные транспортные системы
Москва: ДМК Пресс, 2020
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Полищук М. В.
Интеллектуальные информационные системы: учебное пособие
Санкт-Петербург: ПГУПС, 2015.
Электронный ресурс
 
Л2.2
Мещерина Е. В.
Системы искусственного интеллекта: учебно-методическое пособие
Оренбург: ОГУ, 2019
Электронный ресурс
 
Л2.3
Тюгашев А. А.
Интеллектуальные системы: учебное пособие
Самара: СамГУПС, 2020
Электронный ресурс
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
KOMPAS-3D
6.3.1.4
Комплект программ AutoCAD
6.3.1.5
Access 2016
6.3.1.6
Project 2016
6.3.1.7
Office 2007 Suites
6.3.1.8
MozillaFirefox
6.3.1.9
7-Zip
6.3.1.10
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.11
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
 
Оснащенность
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.4
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.5
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.6
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
0-204
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор ASER P1273B, экран, ноутбук ASUS) и учебно-наглядные пособия, доска классная, столы (21 шт.), стулья ученические (42 шт.), кафедра-стойка лектора, стол преподавательский 1-тумбовый
 
0-203
Учебная аудитория
Комплект персональных компьютеров Квадро-ПК с выходом в Интернет (12 штук), доска классная, столы (11 шт.), стулья ученические (22 шт.)
 
0-109
Учебная аудитория
Динамометр ДТ-3, работомер РБИ-5, доска классная, столы (9 шт.), стулья ученические (18 шт.)
 
0-116
Учебная аудитория
Автоматическая коробка передач гидромеханическая 4-х ступенчатая, двигатель, двигатель ВАЗ-2112 (21124), дизельный двигатель легкового автомобиля с навесным оборудованием в сборе со сцеплением и коробкой передач, колесо в сборе на подставке в разрезе, передняя подвеска переднеприводного автомобиля с рулевым механизмом  и тормозным механизмом в сборе, аппарат газобаллонный САГА-6, аппарат газобаллонный НЗГА, доска классная, столы (10 шт.), стулья ученические (20 шт.)
 
2-201
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (ноутбук  (2 шт.). Лабораторные установки для научных испытаний при выполнении диссертационных работ (4 шт.)
 
1-204
Помещение для самостоятельной работы
Столы (28 шт.), стулья (48 шт.), шкаф и стеллажи с литературой, компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(4 шт.).
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Изучение дисциплины (модуля) рекомендуется начать с ознакомления с рабочей программой, ее структурой и содержанием разделов. Учебный материал структурирован, изучение дисциплины осуществляется в тематической последовательности.

Занятия лекционного типа дают систематизированные знания по дисциплине , концентрируют внимание на наиболее сложных и важных вопросах. Во время лекционных занятий рекомендуется вести конспектирование учебного материала; обращать внимание на формулировки и категории, раскрывающие суть проблемы, явления или процесса; зафиксировать выводы и практические рекомендации.

Подготовка к занятиям включает ознакомление с планом лабораторного занятия; работу с конспектом лекций, выполнение домашнего задания, работу с учебной и учебно-методической литературой, научными изданиями и электронными образовательными ресурсами, рекомендованными рабочей программой дисциплины.

Содержание самостоятельной работы определяется рабочей программой дисциплины , оценочными и методическими материалами, заданиями и указаниями преподавателя. Самостоятельная работа может осуществляться в аудиторной и внеаудиторной формах. Эффективным средством осуществления самостоятельной работы является электронная информационно-образовательная среда университета, которая обеспечивает доступ к образовательной программе, рабочей программе дисциплины, к электронным библиотечным системам, профессиональным базам данных и информационным справочным системам.

Изучение дисциплины включает подготовку реферата.

Периодичность проведения, формы текущего контроля успеваемости, система оценивания хода освоения дисциплин представлены в рабочей программе.

 
Оснащенность
 
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 (МУ к ФОС).docx
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________