2023-2024_23_04_03_23-1_ИСУ ЭТТК_plx_Философские и этические проблемы искусственного интеллекта
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Общеобразовательных дисциплин
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
28.02.2023 г.
 
ФТД.04
Философские и этические проблемы искусственного интеллекта
Направление подготовки 23.04.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов

Направленность (профиль) Интеллектуальные системы управления эксплуатацией транспортно-технологических комплексов

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
76
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Магистр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
7 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
16
16
16
16
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32
32
32
32
Сам. работа
76
76
76
76
Итого
108
108
108
108
 
 
 
Программу составил(и):
д-р филос. наук, проф., Михайлова Р.В.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 23.04.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 906).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Философские и этические проблемы искусственного интеллекта" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 23.04.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов

Направленность (профиль) Интеллектуальные системы управления эксплуатацией транспортно-технологических комплексов, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 28.02.2023 г., протокол № 11.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Михайлова Р.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Алатырев А.С. 
Председатель методической комиссии факультета  Гаврилов В.Н.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
достижение планируемых результатов обучения, соответствующих установленным в ОПОП индикаторам достижения компетенций.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Защита интеллектуальной собственности
2.1.2
Нормативная база отрасли
2.1.3
Основы построения и эволюции систем искусственного интеллекта
2.1.4
Основы программирования систем искусственного интеллекта на Python
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-1и. Способен понимать фундаментальные принципы работы современных систем искусственного интеллекта, разрабатывать правила и стандарты взаимодействия человека и искусственного интеллекта и использовать их в социальной и профессиональной деятельности
 
УК-1и.1 Использует нормативно-правовую базу, правовые, этические правила, стандарты при решении задач искусственного интеллекта
 
 
 
УК-1и.2 Владеет нормами международного и российского законодательства в сфере интеллектуальной собственности
 
 
 
УК-1и.3 Проводит поиск зарегистрированных результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации при создании инновационных продуктов в профессиональной деятельности
 
 
 
УК-1и.4 Осуществляет защиту прав результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации при создании инновационных продуктов в профессиональной деятельности
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
методы поиска зарегистрированных результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации при создании инновационных продуктов в профессиональной деятельности;
3.1.2
методы осуществления защиты прав результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации при создании инновационных продуктов в профессиональной деятельности.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать поиск зарегистрированных результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации при создании инновационных продуктов в профессиональной деятельности;
3.2.2
осуществлять защиту прав результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации при создании инновационных продуктов в профессиональной деятельности.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
правового анализа в сфере интеллектуальной собственности;
3.3.2
поиска зарегистрированных результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации при создании инновационных продуктов в профессиональной деятельности;
3.3.3
защиты прав результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации при создании инновационных продуктов в профессиональной деятельности.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Феномен интеллекта. ИИ как объект философского анализа

 
Философское осмысление ИИ. Ум, Разум, Интеллект.

Феномен интеллекта: личностный и социальный уровни. Основные концепции. /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

8
УК-1и.1 УК-1и.2 УК-1и.3 УК-1и.4
4
0
0
 
Оснащенность
 
Современные проекты ИИ:  

1)    проект «искусственная жизнь»

2)    проект «искусственный мозг». (Современная нейрофилософия: создание — мозг — компьютер.)

3)     «искусственная личность» (философские зомби — когнитивные, цифровые зомби в ИИ.)

4) «искусственные общества» (мультиагентные суперкомпьютерные исследования ИИ)  /Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
УК-1и.1 УК-1и.2 УК-1и.3 УК-1и.4
4
0
0
 
Управление «знаниями» / эпистемология, история и философия науки как концептуальные модели системы ИИ /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-1и.1 УК-1и.2 УК-1и.3 УК-1и.4
4
0
0
 
Работа с литературой для подготовки реферата. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

38
УК-1и.1 УК-1и.2 УК-1и.3 УК-1и.4
4
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий
0
 
 
Раздел 2. Прошлое, настоящее и будущее ИИ

 
Прообразы (предки) ИИ. Отечественные и зарубежные подходы в создании искусственного интеллекта. (Томас Гоббс – «дедушка ИИ». С. Корсаков и его машины как прообраз информационно-поиск. систем; Проект аналитической машины Чарлза Бэббиджа, машина Тьюринга, философские дискуссии 60-х гг. ХХ в. – Э.В. Ильенков, А.С. Арсеньев, В.В. Давыдов. Н. Винер: «думающие машины – своего рода механические рабы». Футурология ИИ. Религия ИИ: (идеи церкви ИИ Энтони Левандовски). /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
УК-1и.1 УК-1и.2 УК-1и.3 УК-1и.4
4
0
0
 
ИИ как междисциплинарная сфера исследований (искусственный мозг и искусственное общество) Этические, эстетические, когнитивные, правовые, аксиологические, праксеологические задачи в контексте главной методологической парадигмы ИИ — машинного функционализма. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
УК-1и.1 УК-1и.2 УК-1и.3 УК-1и.4
4
0
0
 
Электронная культура. Проблемы реальности, смысла, самости. Уровни изучения электронной культуры. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
УК-1и.1 УК-1и.2 УК-1и.3 УК-1и.4
4
0
0
 
Философия творчества: проблемы творчества в компьютерном мире. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
УК-1и.1 УК-1и.2 УК-1и.3 УК-1и.4
4
0
0
 
Этические проблемы ИИ. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-1и.1 УК-1и.2 УК-1и.3 УК-1и.4
4
0
0
 
Анализ источников по философии ИИ и подготовка реферата по выбранной теме. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

38
УК-1и.1 УК-1и.2 УК-1и.3 УК-1и.4
4
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий
0
 
 
Раздел 3. Контроль

 
Оснащенность
 
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

0
УК-1и.1 УК-1и.2 УК-1и.3 УК-1и.4
4
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Определение искусственного интеллекта.

2. История развития искусственного интеллекта.

3. Задачи искусственного интеллекта.

4. Основные подходы к исследованию искусственного интеллекта (нейрокибернетика и кибернетика черного ящика, нисходящий (семиотический) и восходящий (биологический),логический, структурный, эволюционный и имитационный).

5. Основные направления исследований в области искусственного интеллекта

6. Классические, неклассические, постнеклассические подходы к развитию ИИ

7. Может ли ИИ развиваться без осмысления сущности естественного интеллекта?

8. Искусственный интеллект как направление знаний. Основные направления. «Сильный» и «слабый» ИИ. Критерий интеллектуальности. Тест Тьюринга. Критика теста Тьюринга

9. Философские аспекты ИИ. Теория симуляции реальности Н. Бострома. Цифровая философия Э. Фредкина. Эволюционная кибернетики В. Ф.Турчина

10. Понятие сингулярности. Трансгуманистическая философия: основные постулаты.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено УП.
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено УП.
 
Темы рефератов:

1. Искусственный интеллект и структура знания

2. Искусственный интеллект: научный поиск и решения

3. Искусственный интеллект в зеркале философии

4. Общество как интеллектуальная система. Модель общества в «Тектологии» А. А. Богданова

5. Философские проблемы искусственного интеллекта

6. Этические проблемы искусственного интеллекта

7. Проблема искусственного сознания

8. Философия творчества: проблемы творчества в компьютерном мире

9. Искусственный интеллект —благо или угроза для человечества?

10. Искусственный интеллект — замена человеческому сознанию

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Мишаткина Т. В., Яскевич Я. С.
Этика: учебное пособие
М.: Высшая школа, 2017
Электронный ресурс
 
Л1.2
Квон Д. А., Павлова Т. П., Цвык И. В., Павлова Т. П.
Философия и методология искусственного интеллекта: учебное пособие
Москва, 2022
Электронный ресурс
 
Л1.3
Колмогорова С. С.
Основы искусственного интеллекта: учебное пособие
Санкт-Петербург: СПбГЛТУ, 2022
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Бруссард М.
Искусственный интеллект. Пределы возможного: монография
, 2020.
Электронный ресурс
 
Л2.2
Остроух А. В., Суркова Н. Е.
Системы искусственного интеллекта: монография
Санкт-Петербург: Лань, 2021
Электронный ресурс
 
Оснащенность
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.3
Никитина Е. А.
Философские проблемы информатики: учебное пособие
Москва: РТУ МИРЭА, 2022
Электронный ресурс
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
Office 2007 Suites
6.3.1.4
MozillaFirefox
6.3.1.5
MozillaThinderbird
6.3.1.6
7-Zip
6.3.1.7
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.8
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.9
OfficeStandard 2010
6.3.1.10
ОС Windows Vista
6.3.1.11
LibreOffice
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.3
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.4
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.5
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.6
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
206
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), столы ученические (26 шт.), стулья (30 шт.), 2-х местные скамейки (10 шт.), трибуна настольная (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран Lumien Eco Picture LEP-100102 (1 шт.), проектор Toshiba х2000 (1 шт.), ноутбук Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
 
31а
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), столы ученические 3-х местные со скамейкой (10 шт.), стеллажи (2 шт.), стол преподавателя (1 шт.), стул преподавателя (1 шт.), демонстрационное оборудование (полотно рулонное на штативе Classic Libra (1 шт.), проектор BenQ (1 шт.), ноутбук Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Изучение дисциплины "Философские и этические проблемы искусственного интеллекта" рекомендуется начать с ознакомления с рабочей программой, ее структурой и содержанием разделов. Учебный материал структурирован, изучение 
 
Оснащенность
 
дисциплины осуществляется в тематической последовательности.

Занятия лекционного типа дают систематизированные знания по дисциплине "Философские и этические проблемы искусственного интеллекта", концентрируют внимание на наиболее сложных и важных вопросах. Во время лекционных занятий рекомендуется вести конспектирование учебного материала; обращать внимание на формулировки и категории, раскрывающие суть проблемы, явления или процесса; зафиксировать выводы и практические рекомендации.

Подготовка к занятиям включает ознакомление с планом практического  занятия; работу с конспектом лекций, выполнение домашнего задания, работу с учебной и учебно-методической литературой, научными изданиями и электронными образовательными ресурсами, рекомендованными рабочей программой дисциплины.

Содержание самостоятельной работы определяется рабочей программой дисциплины, оценочными и методическими материалами, заданиями и указаниями преподавателя. Самостоятельная работа может осуществляться в аудиторной и внеаудиторной формах.

Изучение дисциплины "Философские и этические проблемы искусственного интеллекта" включает выполнение подготовку реферата.

Периодичность проведения, формы текущего контроля успеваемости, система оценивания хода освоения дисциплин представлены в рабочей программе.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 (МУ к ФОС).docx
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________