МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Чувашский государственный аграрный университет"
(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
Земледелия, растениеводства, селекции и семеноводства
Проректор по учебной
и научной работе
Защита сельскохозяйственных культур
Направление подготовки 35.04.04 Агрономия
Направленность (профиль) Ресурсосберегающие технологии возделывания сельскохозяйственных культур
рабочая программа дисциплины (модуля)
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
В том числе в форме практ.подготовки
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 35.04.04 Агрономия (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 708).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Защита сельскохозяйственных культур" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 35.04.04 Агрономия
Направленность (профиль) Ресурсосберегающие технологии возделывания сельскохозяйственных культур, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 28.02.2023 г., протокол № 11.
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
Заведующий кафедрой Елисеева Л.В.
Заведующий выпускающей кафедрой Елисеева Л.В.
Председатель методической комиссии факультета Елисеев И.П.
Директор научно-технической библиотеки Викторова В.А.
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
формирование у студента знаний, умений и практических навыков по моделированию систем защиты растений для снижения потерь урожая сельскохозяйственных культур от вредных организмов за счет экономически обоснованного, ресурсосберегающего и экологически безопасного применения методов и средств защиты растений.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Программирование урожаев сельскохозяйственных культур
Частное семеноводство и сортоведение сельскохозяйственных культур
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПК-9. Способен создавать модели технологий возделывания сельскохозяйственных культур, системы защиты растений, сорта
ПК-9.1 Создает модели технологий возделывания сельскохозяйственных культур
ПК-9.2 Создает модели системы защиты растений, сорта
ПК-15. Способен разрабатывать и реализовывать экологически безопасные приемы и технологии производства высококачественной продукции растениеводства с учетом свойств агроландшафтов и экономической эффективности
ПК-15.1 Разрабатывает экологически безопасные приемы и технологии производства высококачественной продукции растениеводства с учетом свойств агроландшафтов и экономической эффективности
ПК-15.2 Реализует экологически безопасные приемы и технологии производства высококачественной продукции растениеводства с учетом свойств агроландшафтов и экономической эффективности
ПК-23. Способен разработать систему мероприятий по управлению качеством и безопасностью растениеводческой продукции
ПК-23.1 Планирует систему мероприятий по управлению качеством и безопасностью растениеводческой продукции
ПК-23.2 Разрабатывает систему мероприятий по управлению качеством и безопасностью растениеводческой продукции
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
современные методы научных исследований в области защиты сельскохозяйственных культур от вредных организмов согласно утвержденным планам и методикам; перспективные инновационные технологии в области защиты растений; модели технологий возделывания сельскохозяйственных культур, системы защиты растений, сорта; экологически безопасные приемы и технологии производства высококачественной продукции растениеводства с учетом свойств агроландшафтов и экономической эффективности; систему мероприятий по управлению качеством и безопасностью растениеводческой продукции.
провести лабораторный анализ степени пораженности сельскохозяйственных растений вредителями и болезнями при освоении образовательной программы и в профессиональной деятельности; провести фитосанитарные мониторинговые исследования агробиоценозов сельскохозяйственных культур; создавать модели технологий возделывания сельскохозяйственных культур, системы защиты растений, сорта; разрабатывать систему мероприятий по управлению качеством и безопасностью растениеводческой продукции.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
способностью к статистической обработке результатов опытов, формулированию выводов при проведении прикладных и научно-исследовательских работ в области защиты растений; владеть методиками фитосанитарного мониторинга при проведении прикладных и научно-исследовательских работ в области защиты растений; навыками по созданию моделей технологий возделывания сельскохозяйственных культур, системы защиты растений, сорта; навыками по разработке системы мероприятий по управлению качеством и безопасностью растениеводческой продукции.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Теоретические основы защиты растений
Интегрированная защита растений как
наука /Лек/
ПК-9.1 ПК-9.2 ПК-15.1 ПК-15.2 ПК-23.1 ПК-23.2
Фитосанитарный мониторинг и прогноз
развития вредных организмов
/Лек/
ПК-9.1 ПК-9.2 ПК-15.1 ПК-15.2 ПК-23.1 ПК-23.2
Оценка эффективности защиты растений /Лек/
ПК-9.1 ПК-9.2 ПК-15.1 ПК-15.2 ПК-23.1 ПК-23.2
Звенья (методы) интегрированной защиты /Лаб/
ПК-9.1 ПК-9.2 ПК-15.1 ПК-15.2 ПК-23.1 ПК-23.2
Теоретические основы интегрированной защиты растений /Ср/
ПК-9.1 ПК-9.2 ПК-15.1 ПК-15.2 ПК-23.1 ПК-23.2
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
Раздел 2. Системы защиты сельскохозяйственных культур
Болезни и вредители зерновых культур /Лек/
ПК-9.1 ПК-9.2 ПК-15.1 ПК-15.2 ПК-23.1 ПК-23.2
Болезни и вредители бобовых культур /Лек/
ПК-9.1 ПК-9.2 ПК-15.1 ПК-15.2 ПК-23.1 ПК-23.2
Болезни и вредители пропашных культур /Лек/
ПК-9.1 ПК-9.2 ПК-15.1 ПК-15.2 ПК-23.1 ПК-23.2
Неинфекционные болезни /Лаб/
ПК-9.1 ПК-9.2 ПК-15.1 ПК-15.2 ПК-23.1 ПК-23.2
Основные группы возбудителей инфекционных болезней /Лаб/
ПК-9.1 ПК-9.2 ПК-15.1 ПК-15.2 ПК-23.1 ПК-23.2
Участие в выполнении отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью, а именно: фитоэкспертизе семенного материала.
Особенности грибов класса Аскомицетов.Особенности грибов класса Базидиомицетов. /Лаб/
ПК-9.1 ПК-9.2 ПК-15.1 ПК-15.2 ПК-23.1 ПК-23.2
Особенности головневых и ржавчинных грибов /Лаб/
ПК-9.1 ПК-9.2 ПК-15.1 ПК-15.2 ПК-23.1 ПК-23.2
Строение тела насекомых /Лаб/
ПК-9.1 ПК-9.2 ПК-15.1 ПК-15.2 ПК-23.1 ПК-23.2
Разработка системы защитных мероприятий в посевах зерновых культур от вредных организмов /Лаб/
ПК-9.1 ПК-9.2 ПК-15.1 ПК-15.2 ПК-23.1 ПК-23.2
Разработка системы защитных мероприятий в посевах овощных культур от вредных организмов /Лаб/
ПК-9.1 ПК-9.2 ПК-15.1 ПК-15.2 ПК-23.1 ПК-23.2
Разработка системы защитных мероприятий в плодовых насаждениях от болезней и вредителей /Лаб/
ПК-9.1 ПК-9.2 ПК-15.1 ПК-15.2 ПК-23.1 ПК-23.2
Разработка системы защитных мероприятий в посевах масличных культур /Лаб/
ПК-9.1 ПК-9.2 ПК-15.1 ПК-15.2 ПК-23.1 ПК-23.2
Системы защиты сельскохозяйственных культур /Ср/
ПК-9.1 ПК-9.2 ПК-15.1 ПК-15.2 ПК-23.1 ПК-23.2
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
Химические средства защиты растений /Лаб/
ПК-9.1 ПК-9.2 ПК-15.1 ПК-15.2 ПК-23.1 ПК-23.2
ПК-9.1 ПК-9.2 ПК-15.1 ПК-15.2 ПК-23.1 ПК-23.2
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Фитопатология, ее содержание и задачи.
2. Понятие о больном растении.
3. Классификация болезней растений.
4.Понятие о грибах. Фитопатогенные грибы – возбудители болезней растений.
5.Основные роды и возбудители болезней семейства Sclerotiniaceae. Вред, причиняемый грибами рода Sclerotinia.
6.Возбудители болезней родов из семейства Moniliaceae: -Monilia, Oospora, Oidium, Botrytis, Verticillium., Aspergillus, Trichoderma, Ramularia, Trichothecium.
7.Возбудители болезней родов из семейства Dematiaceae: - Cladosporium, Fusicladium, Helrnimhosporsum, Drechslera, Bipolaris, Altemaria, Stemphylium, Cercospora.
8.Семейство Albuginaceae, его характеристика и основные возбудители болезней.
9.Семейство Pythiaceae морфо-биологические особенности, основные представители, их места резервации.
10.Порядок пероноспоровых (Peronosporales), три семейства по приуроченности к среде обитания, торзионность и ее роль.
11.Назовите части тела насекомых с их придатками.
12. Охарактеризуйте ротовой аппарат грызущего типа. Приведите примеры отрядов насекомых с таким типом ротового аппарата.
13. Охарактеризуйте ротовой аппарат колюще-сосущего типа. Приведите примеры отрядов насекомых с таким типом ротового аппарата.
14. Дайте характеристику пищеварительного аппарата и пищеварения у насекомых.
15. Перечислите фазы развития насекомых с неполным и полным превращением. Назовите типы личинок и куколок насекомых с полным превращением. В каких отрядах они встречаются?
16.Что такое иммунитет растений? Современные организации, специализирующиеся на иммунитете растений к вредителям.
17. Перечислите и охарактеризуйте методы борьбы с вредителями.
18. Перечислите и охарактеризуйте основные направления агротехнического метода борьбы с вредителями
19. Охарактеризовать основные направления биологического метода борьбы с вредителями.
20. Назовите принципы классификации пестицидов, перечислите современные группы пестицидов.
21. Способы применения пестицидов.
22. Назовите важнейшие фосфорорганические инсектициды и акарициды.
23.Перечислите виды грызунов и охарактеризуйте наносимый ими вред. Какие способы борьбы используют против них?
24. Охарактеризуйте вредителей зерновых злаков по плану: отряд, семейство, зимующая фаза, число поколений, вредящая фаза.
25. Охарактеризуйте типы повреждений свойственные вредителям зерновых злаков и назовите повреждаемые культуры.
26.Охарактеризуйте циклы развития вредителей бобовых культур и их вредоносность.
27. Перечислите меры борьбы с вредителями бобовых культур
28. Назовите вредителей технических культур, отряды и семейства, к которым они принадлежат, зимующую фазу, место зимовки, число поколений.
29.Перечислите вредителей картофеля, назовите отряды, семейства, к которым они относятся, зимующую фазу, типы повреждений.
30.Методы борьбы с вредными организмами.
31. Инсектициды и акарициды.
32. Карантин растений
33. Многоядные вредители. Меры борьбы
34. Вредителей зерновых злаков. Меры борьбы
35. Вредители бобовых культур. Меры борьбы
36. Вредители технических культур.
37. Вредителей сахарной свеклы. Меры борьбы
38. Вредителей картофеля. Меры борьбы
39. Вредители овощных крестоцветных культур. Меры борьбы
40. Вредители томатов в защищённом грунте, меры борьбы с ними
41. Вредители огурцов в защищенном грунте. Меры борьбы с болезнями огурцов в защищенном грунте.
42. Вредители почек и листьев плодовых культур. Меры борьбы
43. Вредители генеративных органов и стволовые вредители плодовых культур. Меры борьбы
44. Карантинные вредители плодовых культур
45. Вредители ягодников. Меры борьбы
46. Вредители полезащитных лесных насаждений. Меры борьбы.
47. Вредители запасов. Карантинные вредители? Меры борьбы.
48. Безопасность обращения с пестицидами
49. Учёты численности вредных организмов. Методы сбора, обработки информации.
50. Методы и способы оценки эффективности защитных мероприятий.
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Темы рефератов
1.Комплексная система защиты яровой пшеницы от вредителей, возбудителей болезней и сорняков.
2. Комплексная система защиты озимой пшеницы от вредителей, возбудителей болезней и сорняков.
3. Комплексная система защиты ячменя от вредителей, возбудителей болезней и сорняков
4. Комплексная система защиты овса от вредителей, возбудителей болезней и сорняков
5. Комплексная система защиты озимой ржи от вредителей, возбудителей болезней и сорняков
6. Комплексная система защиты картофеля от вредителей, возбудителей болезней и сорняков
7. Комплексная система защиты сахарной свеклы от вредителей, возбудителей болезней и сорняков
8. Комплексная система защиты кормовой свеклы от вредителей, возбудителей болезней и сорняков
9. Комплексная система защиты кукурузы от вредителей, возбудителей болезней и сорняков
10. Комплексная система защиты люцерны от вредителей, возбудителей болезней и сорняков
5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
11. Комплексная система защиты клевера красного от вредителей, возбудителей болезней и сорняков
12. Комплексная система защиты подсолнечника от вредителей, возбудителей болезней и сорняков
13. Комплексная система защиты томатов открытого грунта от вредителей, возбудителей болезней и сорняков
14. Комплексная система защиты томатов защищенного грунта от вредителей, возбудителей болезней и сорняков
15. Комплексная система защиты капусты белокочанной от вредителей, возбудителей болезней и сорняков
16. Комплексная система защиты огурца защищенного грунта от вредителей, возбудителей болезней и сорняков
17. Комплексная система защиты огурца открытого грунта от вредителей, возбудителей болезней и сорняков
18. Комплексная система защиты моркови от вредителей, возбудителей и сорняков
19. Комплексная система защиты свеклы столовой от вредителей, возбудителей болезней и сорняков
20. Комплексная система защиты яблони от вредителей, возбудителей болезней и сорняков
21. Комплексная система защиты груши от вредителей, возбудителей болезней и сорняков
22. Комплексная система защиты сливы от вредителей, возбудителей болезней и сорняков
23. Комплексная система защиты черной смородины от вредителей, возбудителей болезней и сорняков
24. Комплексная система защиты крыжовника от вредителей, возбудителей болезней и сорняков
25. Комплексная система защиты земляники от вредителей, возбудителей болезней и сорняков
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
И. В. Горбачев [и др.]; ред.: В. В.Исаичев
Защита растений от вредителей: учебник для вузов
Биологическая защита растений: учебник
Шкаликов В. А., Белошапкина О. О., Букреев Д. Д., Шкаликов В. А.
Защита растений от болезней: учебник
6.1.2. Дополнительная литература
Шкаликов В. А., Белошапкина О. О., Букреев Д. Д., Горбачев И. В., Джалилов Ф.С.-У., Белоусова А. А.
Защита растений от болезней: учебник для вузов
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Журнал для специалистов агропромышленного комплекса "Сельскохозяйственные вести"
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Демонстрационное оборудование (проектор Acer X128H DLP XGA1024*768, интерактивная доска, моноблок Acer Aspire C22-865 21.5” FHD Core) и учебно-наглядные пособия, столы ученические (8 шт.), стулья (16 шт.), шкафы со специальным оборудованием (микроскопы, весы, коллекции вредителей, гербарии болезней, муляжи, коллекция пестицидов, фиксированный материал болезней с.-х. культур, лабораторная химическая посуда)
Демонстрационное оборудование (проектор Toschibaх200, экран с электроприводом СЕНА EcMaster Electric 180*180, ноутбук Acer Aspire А315-21-434) и учебно-наглядные пособия, доска классная (1 шт.), столы (31 шт.), стулья ученические (61 шт.)
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты; раскрываются генетические закономерности. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать лабораторные занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к лабораторному занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Лабораторные занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На лабораторных занятиях решаются конкретные задачи по интегрированной защите растений, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Лабораторные занятия заканчиваются подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение материалов учебников и статей из научной литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________