(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Ресурсосберегающие технологии возделывания сельскохозяйственных культур
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Ресурсосберегающие технологии возделывания сельскохозяйственных культур, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 28.02.2023 г., протокол № 11.
ции
ракт.
подг.
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
2. Глинистые минералы группы каолинита, монтмориллонита, гидрослюд, группы полуторных оксидов. Их химические свойства, агрономическое значение.
3. Некорневое питание растений е растений отдельными элементами. Эффективность некорневой подкормки.
4. Потенциальные и эффективные запасы элементов питания в различных почвах.
5. Содержание химических элементов в породах и в почвах. Формы соединений главнейших химических элементов в почве.
6. Влияние агрофизических свойств почв на проявление функциональных заболеваний культур. Требования отдельных культур к химическому составу почв.
7. Радиоактивные свойства почв. Естественная и искусственная радиоактивность. Мероприятия по борьбе с повышенной радиоактивностью.
8. Гранулометрический состав почв. Классификация почв по гранулометрическому составу. Влияние гранулометрического и минералогического состава почв и их плодородие.
9. Агроэкологическая оценка гранулометрического состава почв. Полевой и лабораторный методы определения гранулометрического состава.
10. Гумус как динамическая система органических веществ в почве. Основные компоненты системы – гуминовые кислоты и фульвокислоты и их свойства.
11. Агрономическая оценка гумусового состояния почв. Причины снижения содержания гумуса в почвах. Пути регулирования состояния органического вещества почв.
12. Роль удобрений в повышении эффективного плодородия почвы.
13. Содержание и формы фосфора в почве. Доступность для растений.
14. Физико-химические свойства почв. Почвенный поглощающий комплекс (ППК). Закономерности поглощения катионов и анионов.
15. Почвенная кислотность и щелочность, их формы, происхождение и агрономическое значение. Буферность почвы.
16. Мероприятия по регулированию состава обменных катионов, реакций почвы. Решение проблемных ситуаций при интенсивной химизации почв, загрязнения почв ядохимикатами и тяжелыми металлами.
17. Понятие о структурности и структуре почвы. Виды структуры почвы.
18. Агрономическое значение структуры почвы. Мероприятия по созданию и поддержанию агрономически ценной структуры почвы.
19. Общие физические свойства почв – плотность, плотность твердой фазы, порозность и ее виды.
20. Влияние гранулометрического состава, структуры, гумусового состояния и состава обменных катионов на изменение физических и физико-механических свойств почв, на рост и развитие растений и урожайность.
21. Водные свойства и водный режим почв. Категории (формы) и виды воды в почвах.
21. Виды влагоемкости. Почвенно-гидрологические константы. Влияние гранулометрического и агрегатного состава на водные свойства почв.
23. Влажность почв. Методы определения. Общий и полезный запас воды в почве. Доступность почвенной влаги растениями. Баланс воды в почве и его регулирование.
24. Виды, роль и значение диагностики в питании растений..
25. Кислотность почв. Формы. Приемы снижения кислотности почв.
26. Плодородие почвы. Виды плодородия.
28. Эрозия почв и ее виды. Влияние эрозии на агрохимические и агрофизические свойства почв. Мероприятия по защите почв от эрозии.
29. Физические свойства почвы в агропроизводственной группировке и бонитировке почв..
30. Использование материалов агрохимических и агрофизических исследований при землеустройстве, осушении и орошении.
31. Основная гидрофизическая характеристика почв.
32. Физико-механические свойства почвы.
33. Методы определения влажности почвы.
34. Энергетическое состояние почвенной влаги.
35. Температура почвы.
36. Водные свойства почвы.
37. Влажность почвы и методы ее измерения.
38. Плотность и порозность почвы.
39. Дисперсность почвы.
1. История развития науки агропочвоведения и ее современное состояние.
2. Глинистые минералы группы каолинита, монтмориллонита, гидрослюд, группы полуторных оксидов. Их химические свойства, агрономическое значение.
3. Некорневое питание растений е растений отдельными элементами. Эффективность некорневой подкормки.
4. Потенциальные и эффективные запасы элементов питания в различных почвах.
5. Содержание химических элементов в породах и в почвах. Формы соединений главнейших химических элементов в почве.
6. Влияние агрофизических свойств почв на проявление функциональных заболеваний культур. Требования отдельных культур к химическому составу почв.
7. Радиоактивные свойства почв. Естественная и искусственная радиоактивность. Мероприятия по борьбе с повышенной радиоактивностью.
8. Гранулометрический состав почв. Классификация почв по гранулометрическому составу. Влияние гранулометрического и минералогического состава почв и их плодородие.
9. Агроэкологическая оценка гранулометрического состава почв. Полевой и лабораторный методы определения гранулометрического состава.
10. Гумус как динамическая система органических веществ в почве. Основные компоненты системы – гуминовые кислоты и фульвокислоты и их свойства.
11. Агрономическая оценка гумусового состояния почв. Причины снижения содержания гумуса в почвах. Пути регулирования состояния органического вещества почв.
12. Роль удобрений в повышении эффективного плодородия почвы.
13. Содержание и формы фосфора в почве. Доступность для растений.
14. Физико-химические свойства почв. Почвенный поглощающий комплекс (ППК). Закономерности поглощения катионов и анионов.
15. Почвенная кислотность и щелочность, их формы, происхождение и агрономическое значение. Буферность почвы.
16. Мероприятия по регулированию состава обменных катионов, реакций почвы. Решение проблемных ситуаций при интенсивной химизации почв, загрязнения почв ядохимикатами и тяжелыми металлами.
17. Понятие о структурности и структуре почвы. Виды структуры почвы.
18. Агрономическое значение структуры почвы. Мероприятия по созданию и поддержанию агрономически ценной структуры почвы.
19. Общие физические свойства почв – плотность, плотность твердой фазы, порозность и ее виды.
20. Влияние гранулометрического состава, структуры, гумусового состояния и состава обменных катионов на изменение физических и физико-механических свойств почв, на рост и развитие растений и урожайность.
21. Водные свойства и водный режим почв. Категории (формы) и виды воды в почвах.
21. Виды влагоемкости. Почвенно-гидрологические константы. Влияние гранулометрического и агрегатного состава на водные свойства почв.
23. Влажность почв. Методы определения. Общий и полезный запас воды в почве. Доступность почвенной влаги растениями. Баланс воды в почве и его регулирование.
24. Виды, роль и значение диагностики в питании растений..
25. Кислотность почв. Формы. Приемы снижения кислотности почв.
26. Плодородие почвы. Виды плодородия.
27. Окультуривание почв. Агрофизические, агрохимические, мелиоративные и фитомелиоративные приемы окультуривания почв.
28. Эрозия почв и ее виды. Влияние эрозии на агрохимические и агрофизические свойства почв. Мероприятия по защите
29. Физические свойства почвы в агропроизводственной группировке и бонитировке почв..
30. Использование материалов агрохимических и агрофизических исследований при землеустройстве, осушении и орошении.
31. Основная гидрофизическая характеристика почв.
32. Физико-механические свойства почвы.
33. Методы определения влажности почвы.
34. Энергетическое состояние почвенной влаги.
35. Температура почвы.
36. Водные свойства почвы.
37. Влажность почвы и методы ее измерения.
38. Плотность и порозность почвы.
39. Дисперсность почвы.
Система знаний по дисциплине «Методика оценки показателей плодородия почв» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий.
Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, магистрант готовится к лабораторным занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентам необходимо:
1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются методики определения агрофизических свойств почв, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) на-до уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать лабораторные занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к лабораторному занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Лабораторные занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На лабораторных занятиях решаются разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, а также осваиваются методики определения агрофизических свойств почвы. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Лабораторное занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и методик, решение задач, на-писание докладов. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины, для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году