МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Чувашский государственный аграрный университет"
(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
Общеобразовательных дисциплин
Проректор по учебной
и научной работе
Основы научно-исследовательской деятельности инвалидов и лиц с ОВЗ
Направление подготовки 35.04.04 Агрономия
Направленность (профиль) Ресурсосберегающие технологии возделывания сельскохозяйственных культур
рабочая программа дисциплины (модуля)
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 35.04.04 Агрономия (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 708).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Основы научно-исследовательской деятельности инвалидов и лиц с ОВЗ" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 35.04.04 Агрономия
Направленность (профиль) Ресурсосберегающие технологии возделывания сельскохозяйственных культур, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 28.02.2023 г., протокол № 11.
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
Заведующий кафедрой Михайлова Р.В.
Заведующий выпускающей кафедрой Елисеева Л.В.
Председатель методической комиссии факультета Елисеев И.П.
Директор научно-технической библиотеки Викторова В.А.
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
освоение обучающимися навыков самостоятельной исследовательской работы, формирование основ культуры их умственного труда, создание условий для развития исследовательской компетентности посредством освоения методов научного познания и умений исследовательской деятельности
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Инновационные технологии в защищенном грунте
Контурно-мелиоративное земледелие
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПК-11. Способен проводить консультации по инновационным технологиям в агрономии
ПК-11.1 Планирует консультации по инновационным технологиям в агрономии
ПК-11.2 Проводит консультации по инновационным технологиям в агрономии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
- методологические основы научного знания,
- теоретические и эмпирические методы исследования;
- элементы теории и методологии научно-технического творчества;
- методология диссертационного исследования и подготовки диссертационной работы.
- использовать методы научного исследования и творчества при решении научных задач и создании инновационных разработок;
- формулировать и представлять результаты научного исследования.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
- владения методами научного исследования и приемами научно-технического творчества.
- владения приемами формулирования основных компонентов диссертационного исследования и изложения научного труда (магистерской диссертации).
демонстрировать способность и готовность:
- применения результатов освоения дисциплины в профессиональной деятельности.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Основы научно-исследовательской деятельности инвалидов и лиц с ОВЗ
Историческая наука и ее роль в современном обществе /Лек/
Историческая наука и ее роль в современном обществе /Лаб/
Историческая наука и ее роль в современном обществе /Ср/
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
Организация научно - исследовательской деятельности /Лек/
Организация научно - исследовательской деятельности /Лаб/
Организация научно - исследовательской деятельности /Ср/
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
Методологические основы познания /Лек/
Методологические основы познания /Лаб/
Методологические основы познания /Ср/
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
Формы научно-исследовательской дея-тельности, виды студенческих исследовательских работ /Лек/
Формы научно-исследовательской дея-тельности, виды студенческих исследовательских работ /Лаб/
Формы научно-исследовательской дея-тельности, виды студенческих исследовательских работ /Ср/
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
Поиск, накопление и обработка научной информации /Лек/
Поиск, накопление и обработка научной информации /Лаб/
Поиск, накопление и обработка научной информации /Ср/
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
Определение структуры и написание научной работы /Лек/
Определение структуры и написание научной работы /Лаб/
Определение структуры и написание научной работы /Ср/
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
Оформление и защита научных работ /Лек/
Оформление и защита научных работ /Лаб/
Оформление и защита научных работ /Ср/
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
Особенности научной работы и этика научного труда /Лек/
Особенности научной работы и этика научного труда /Лаб/
Особенности научной работы и этика научного труда /Ср/
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
Вопросы для оценки знаний теоретического курса
1. Наука и другие способы познания.
2. Методология науки.
3. Исследовательская деятельность: понятие, структура, виды, примеры.
4. Формы организации исследовательской деятельности: общая характеристика.
5. Исследовательские специализации (научные группы).
6. Индивидуальные исследовательские работы.
7. Исследовательские проекты.
8. Выездные исследовательские школы.
9. Проблемные семинары и круглые столы.
10. Конференции исследовательских работ.
11. Конкурсы исследовательских работ.
12. Научное общество.
13. Полевые исследования.
14. Виды исследовательских работ: общая характеристика.
15. Исследовательские способности: понятие и виды.
16. Исследовательское поведение: понятия, механизм, концепции, особенности (феномен)
17. исследовательского поведения, примеры.
18. Индивидуальные особенности исследовательского поведения.
19. Научное исследование: понятие, принципы и структура (объект, субъект, предмет исследования).
20. Типы исследований.
21. Этапы научного исследования и их содержание.
22. Роль исследований в практической деятельности специалиста. Требования к современному специалисту.
23. Научная проблема: понятие, формулирование, этапы определения, виды.
24. Основные общенаучные исследовательские методы.
25. Методы теоретического исследования.
26. Деловая игра как метод исследования.
27. Жанры научных текстов. Научный стиль речи.
28. Аннотация и реферат.
29. Конспектирование и тезисы.
30. Виды информации. Источники научной информации.
31. Методы поиска и работы с научной информацией.
32. Указание источников. Правила оформления библиографического списка лите-ратуры.
33. Курсовая работа как вид исследовательской работы.
34. Критерии научной работы. Отличие научных и публицистических текстов.
35. Требования к оформлению результатов исследования.
36. Правила цитирования: аппарат примечаний и формы.
37. Требования к представлению результатов исследования: интерпретация, обоб-щение, формы.
38. Понятие интеллектуального труда и его значения в жизни общества.
39. Образование как когнитивный институт общества.
40. Основные права и обязанности студента вуза.
41. Понятие и формы организации учебного труда в вузе.
42. Понятие культуры интеллектуального (учебного) труда.
43. Основные компоненты культуры интеллектуального труда студента вуза.
44. Критерии и показатели оценки уровня культуры интеллектуального труда студентов.
45. Особенности учебного труда в современной информационно-образовательной среды вуза.
46. Сущность понятий «учебное задание» и «учебная задача».
47. Элементы тайм-менеджмента в учебной работе.
48. Планирование учебной работы: этапы, содержание и структура.
49. Приёмы самоанализа, самооценка уровня учебных достижений.
50. Модель принятия решений: необходимые компоненты, этапы, условия.
51. «Ловушка» в процессе принятия решений.
52. Особенности учебной работы на лекциях (техника конспектирования, трени-ровка внимания, умение задавать вопросы).
53. Основные правила аргументации и доказательства.
54. Типичные ошибки аргументации и доказательства.
55. Особенности учебной работы на семинарах и практических занятиях (техника ответа, устное выступление, участие в дискуссии).
56. Основные требования к н письменных работ: реферат, эссе, доклад, статья.
57. Работа с текстом как вид учебной работы. Основные правила.
58. Особенности самостоятельной работы (работа с текстом, выполнение домаш-них заданий, повторение пройденного материала).
59. Формы контроля в учебной работе, их характеристика.
60. Презентация результатов интеллектуального труда, основные формы и спосо-бы.
61. Основные правила работы с Интернет – информацией: как избежать плагиата?
62. Использование новых информационных и телекоммуникационных технологий в учебной работе.
Вопросы на оценку понимания/умений студента:
1. Дайте определения понятия «культуры умственного труда».
2. Перечислите основные компоненты педагогической культуры.
3. Охарактеризуйте составляющее умственного труда.
4. Раскройте особенности высшего профессионального образования.
5. Дайте характеристику основным формам организации обучения: лекции, семи-нару и лабораторному занятию.
6. Назовите и охарактеризуйте основные виды самостоятельной работы студентов.
7. Перечислите основные права и обязанности студентов.
8. Перечислите основные формы организации обучения в вузе.
9. Перечислите основные формы текущего контроля учебных достижений студен-тов.
10. Какие основные виды чтения вы знаете? Дайте им краткую характеристику.
11. Перечислите основные требования к составлению плана, тезисов, конспектов.
12. Перечислите основные требования к устному выступлению.
13. Охарактеризуйте основные приёмы образования понятий.
14. Какие существуют основные правила составления и оформления записываемого текста лекции?
15. Какие существуют приёмы выделений и разграничений текста?
16. Перечислите приёмы сокращения и быстрой записи устной и письменной речи.
17. Чем отличается конспект устной речи от её стенографии?
18. Что понимается под смыслом свёртывания текста?
19. Что такое аннотация? Какие виды аннотаций существуют?
20. В чём специфика языка и стиля аннотаций и реферата?
21. Что характеризует рекомендательная аннотация, общая аннотация, специали-зированная аннотация?
22. Что включают структурные компоненты текста (статьи, параграфа учебника)?
23. Перечислите этапы научно-исследовательской работы.
24. Какие основные источники научной информации вы знаете?
25. Раскройте структуру реферата, курсовой и выпускной квалификационной ра-боты.
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Примерная тематика докладов и рефератов
1. Интеллектуальный труд как фактор развития современного общества.
2. Общее и различное в понятиях «учебный труд» и «физический труд».
3. Роль и место знания в системе ценностей человека и общества.
4. Существенные признаки основных компонентов культуры интеллектуального труда.
5. Влияние новых технологий на форму и содержание учебного труда студента вуза.
6. Особенности учебного труда в условиях современной информационно-образовательной среды.
7. Основные критерии и показатели оценки уровня культуры интеллектуального труда.
5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
8. Эффективные приёмы самооценки уровня культуры интеллектуального труда.
9. Роль и место (необходимость и возможность) интеллектуальных операций в деятельности человека (студента).
10. Структура организации учебного труда студентов в вузе.
11. Положительные и отрицательные аспекты традиционных форм организации учебного труда студентов в вузе.
12. Основные (наиболее привлекательные) инновационные формы организации учебного труда в современном вузе.
13. Сущность и содержание приёмов тайм-менеджмента («управления временем») в учебной работе.
14. Основы формирования мотивационно-целевых установок в учебной деятель-ности.
15. Сущность понятия «принятие решений» в учебной деятельности.
16. Основные принципы и приёмы эффективной коммуникации в учебной дея-тельности.
17. Основные правила и ошибки диалога «студент-преподаватель».
18. Эффективные инструменты визуализации учебной информации.
19. Инновационные технологии обучения: особенности самостоятельной работы студента.
20. Необходимость и возможность презентации результатов интеллектуального труда.
21. Возможность использования Интернет-ресурсов в учебном труде студента: как избежать плагиата при выполнении письменных контрольных работ.
22. Роль и место новых информационных и телекоммуникационный технологий в учебной работе.
23. Эффективные приемы самопрезентации в учебной деятельности.
Перечень вопросов, выносимых на опрос
Опрос 1.
1. Понятие интеллектуального труда и его значения в жизни общества.
2.Образование как когнитивный институт общества.
3. Основные права и обязанности студента вуза.
4. Понятие и формы организации учебного труда в вузе.
5. Понятие культуры интеллектуального (учебного) труда.
6. Основные компоненты культуры интеллектуального труда студента вуза.
7. Критерии и показатели оценки уровня культуры интеллектуального труда сту-дентов.
8. Особенности учебного труда в современной информационно-образовательной среды вуза.
9. Сущность понятий «учебное задание» и «учебная задача».
10. Элементы тайм-менеджмента в учебной работе.
11. Планирование учебной работы: этапы, содержание и структура.
12. Приёмы самоанализа, самооценка уровня учебных достижений.
13. Модель принятия решений: необходимые компоненты, этапы, условия.
Опрос 2.
1.Особенности учебной работы на лекциях (техника конспектирования, трениров-ка внимания, умение задавать вопросы).
2. Основные правила аргументации и доказательства.
3. Типичные ошибки аргументации и доказательства.
4. Особенности учебной работы на семинарах и практических занятиях (техника ответа, устное выступление, участие в дискуссии).
5. Основные требования к н письменных работ: реферат, эссе, доклад, статья.
6. Работа с текстом как вид учебной работы. Основные правила.
7. Особенности самостоятельной работы (работа с текстом, выполнение домашних заданий, повторение пройденного материала).
8. Формы контроля в учебной работе, их характеристика.
9. Презентация результатов интеллектуального труда, основные формы и способы.
10. Основные правила работы с Интернет – информацией: как избежать плагиата?
11. Использование новых информационных и телекоммуникационных технологий в учебной работе.
12. «Ловушка» в процессе принятия решений.
Примерные темы эссе
Темы эссе являются примерными, то есть выбор проблемы студентом может осу-ществляться самостоятельно, либо на основании рекомендаций преподавателя.
1. Интеллектуальный труд как фактор развития современного общества.
2. Общее и различное в понятиях «учебный труд» и «физический труд».
3. Роль и место знания в системе ценностей человека и общества.
4. Существенные признаки основных компонентов культуры интеллектуального труда.
5. Влияние новых технологий на форму и содержание учебного труда студента вуза.
6. Особенности учебного труда в условиях современной информационно-образовательной среды.
7. Основные критерии и показатели оценки уровня культуры интеллектуального труда.
8. Эффективные приёмы самооценки уровня культуры интеллектуального труда.
9. Роль и место (необходимость и возможность) интеллектуальных операций в деятельности человека (студента).
10. Структура организации учебного труда студентов в вузе.
11. Положительные и отрицательные аспекты традиционных форм организации учебного труда студентов в вузе.
12. Основные (наиболее привлекательные) инновационные формы организации учебного труда в современном вузе.
13. Сущность и содержание приёмов тайм-менеджмента («управления временем») в учебной работе.
14. Основы формирования мотивационно-целевых установок в учебной деятель-ности.
15. Сущность понятия «принятие решений» в учебной деятельности.
16. Основные принципы и приёмы эффективной коммуникации в учебной дея-тельности.
17. Основные правила и ошибки диалога «студент-преподаватель».
18. Эффективные инструменты визуализации учебной информации.
19. Инновационные технологии обучения: особенности самостоятельной работы студента.
20. Необходимость и возможность презентации результатов интеллектуального труда.
21. Возможность использования Интернет-ресурсов в учебном труде студента: как избежать плагиата при выполнении письменных контрольных работ.
22. Роль и место новых информационных и телекоммуникационный технологий в учебной работе.
23. Эффективные приемы самопрезентации в учебной деятельности.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Основы научных исследований: учебное пособие
Основы научных исследований: учебное пособие
6.1.2. Дополнительная литература
Слесаренко Н. А., Борхунова Е. Н., Борунова С. М., Кузнецов С. В., Абрамов П. Н., Широкова Е. О.
Методология научного исследования: учебник
Основы научных исследований: учебное пособие
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Справочная правовая система КонсультантПлюс
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Демонстрационное оборудование (проектор Toschibaх200, экран с электроприводом СЕНА EcMaster Electric 180*180, ноутбук Acer Aspire А315-21-434) и учебно-наглядные пособия, доска классная (1 шт.), столы (31 шт.), стулья ученические (61 шт.)
Демонстрационное оборудование (проектор Acer X128H DLP XGA1024*768, моноблок Acer Aspire C22-865 21.5” FHD Core, интерактивная доска) и учебно-наглядные пособия, столы ученические (12 шт.), стулья (24 шт.), шкафы со специальным оборудованием (муляжи плодово-ягодных культур и овощей)
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при необходимости осуществляется в ФГБОУ ВО Чувашского ГАУ (далее – Университет) с использованием специальных методов обучения и дидактических материалов, составленных с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся (обучающегося).
В целях освоения учебной программы дисциплины инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья Университет обеспечивает:
для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению:
- размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме справочной информации о расписании учебных занятий;
- присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь (в случае необходимости);
- выпуск альтернативных форматов методических материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- наличие в библиотеке и читальном зале Университета Брайлевской компьютерной техники, электронных луп, видеоувеличителей, программ невизуального доступа к информации;
для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху:
- надлежащими звуковыми средствами воспроизведение информации;
- наличие мультимедийной системы;
для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата:
- возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, туалетные комнаты и другие помещения Университета, а также пребывание в указанных помещениях.
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, в отдельных группах и удаленно с применением дистанционных технологий
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________