2023-2024_35_04_04_23-1 Агрономия_plx_Эволюция культурных растений
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Земледелия, растениеводства, селекции и семеноводства
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
28.02.2023 г.
 
Б1.В.ДВ.03.02
Эволюция культурных растений
Направление подготовки 35.04.04 Агрономия

Направленность (профиль) Ресурсосберегающие технологии возделывания сельскохозяйственных культур

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
8
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
1 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Магистр
36
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
8 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Практические
14
14
14
14
В том числе инт.
4
4
4
4
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28
28
28
28
Сам. работа
8
8
8
8
Итого
36
36
36
36
 
 
 
Программу составил(и):
канд. с.-х. наук, доц., Елисеева Л.В.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 35.04.04 Агрономия (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 708).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Эволюция культурных растений" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 35.04.04 Агрономия

Направленность (профиль) Ресурсосберегающие технологии возделывания сельскохозяйственных культур, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 28.02.2023 г., протокол № 11.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Елисеева Л.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Елисеева Л.В. 
Председатель методической комиссии факультета  Елисеев И.П.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
подготовить студентов к более полному восприятию важнейших биологических наук: физиологии растений, генетики, растениеводства, селекции и семеноводства.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.В.ДВ.03
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Биометрия сельскохозяйственных культур
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПК-6. Способен осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта в области агрономии
 
ПК-6.1 Осуществляет сбор, обработку, анализ научно-техническогй информации в области агрономии
 
 
 
ПК-6.2 Осуществляет сбор, обработку, анализ отечественного и зарубежного опыта в области агрономии
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные возможности использования информационно-коммуникационных технологий, современные методы решения задач при разработке новых технологий в агрономии
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта в агрономии, создавать научные и учебные тексты
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
решения задач развития области профессиональной деятельности, применения на практике достижений науки в области агрономии
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Введение

 
Предмет и место эволюционного учения /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-6.1 ПК-6.2
2
0
0
 
Предмет и место эволюционного учения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

1
ПК-6.1 ПК-6.2
2
0
Работа с учебной литературой. Работа в СДО
0
 
 
Раздел 2. История эволюционного учения

 
История эволюционного учения /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-6.1 ПК-6.2
2
0
0
 
Основы эволюционной теории – наука об общих закономерностях и движущих силах исторического развития живой природы /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-6.1 ПК-6.2
2
0
0
 
История эволюционного учения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

1
ПК-6.1 ПК-6.2
2
0
Работа с учебной литературой, написание реферата. Работа в СДО
0
 
Эволюционная теория Ч. Дарвина /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-6.1 ПК-6.2
2
0
0
 
Учение Дарвина /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-6.1 ПК-6.2
2
0
0
 
Оснащенность
 
Эволюционная теория Ч. Дарвина /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

1
ПК-6.1 ПК-6.2
2
0
Работа с учебной литературой. Работа в СДО
0
 
 
Раздел 3. Факторы эволюции и видообразование

 
Факторы эволюции /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-6.1 ПК-6.2
2
0
0
 
Ознакомление с факторами эволюции /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-6.1 ПК-6.2
2
0
0
 
Факторы эволюции /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

1
ПК-6.1 ПК-6.2
2
0
Работа с учебной литературой. Работа в СДО
0
 
Вид и видообразование /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-6.1 ПК-6.2
2
0
0
 
Изучение примеров видообразование /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-6.1 ПК-6.2
2
0
0
 
Вид и видообразование /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

1
ПК-6.1 ПК-6.2
2
0
Работа с учебной литературой. Работа в СДО
0
 
 
Раздел 4. Основные этапы эволюции растений

 
Основные этапы эволюции растений /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-6.1 ПК-6.2
2
2
Проблемная лекция
0
 
Элементарные факторы эволюции /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-6.1 ПК-6.2
2
2
Ситуационная задача
0
 
Основные этапы эволюции растений /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

1
ПК-6.1 ПК-6.2
2
0
Работа с учебной литературой. Работа в СДО
0
 
Эволюционное учение и практика сельского хозяйства /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-6.1 ПК-6.2
2
0
0
 
Изучение и анализ основных этапов эволюции растительного мира /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-6.1 ПК-6.2
2
0
0
 
Эволюционное учение и практика сельского хозяйства /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-6.1 ПК-6.2
2
0
Работа с учебной литературой. Работа в СДО
0
 
Коллоквиум /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-6.1 ПК-6.2
2
0
0
 
 
Раздел 5. Контроль

 
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1

0
ПК-6.1 ПК-6.2
2
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Понятие об эволюции и биологической эволюции. 2. Цель и задачи теории эволюции. 3. Связь эволюционной теории с биологическими науками. 4. Методы изучения эволюции. 5. Дайте определение макро- и микроэволюции. 6. В чем сущность принципов историзма и актуализма? 7. Развитие эволюционных идей в древности. 8. Эволюционные представления в Средневековье. 9. Развитие эволюционных идей в эпоху Возрождения. 10. Взгляды Карла Линнея на эволюцию. 11. Вклад в науку К. Линнея. 12. Русские эволюционисты и их взгляды (Ломоносов, Паллас, Вольф). 13. В чем суть учения Ж. Б. Ламарка? 14. Учение Ламарка о градации. 15. Законы Ламарка.
 
Оснащенность
 
16. Значение эволюционной теории Ламарка. 17. Предпосылки возникновения Дарвинизма. 18. Жизнь и творчество Ч. Дарвина. 19. Как меняется мировоззрение Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль»? 20. Назовите основные труды Ч. Дарвина. 21. Роль изменчивости в эволюции. 22. Классификация изменчивости по Ч. Дарвину. 23. Искусственный отбор. Какие формы этого отбора выделяет Дарвин? 24. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. 25. Как понимал Дарвин борьбу за существование? Виды борьбы за существование. 26. Процесс видообразования по Дарвину. Дивергенция. 27. Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина. 28. Значение эволюционного учения Дарвина. 29. Связь классической генетики и дарвинизма. 30. Что такое современная или синтетическая теория эволюции? Её достижения. 31. Изменчивость – как элементарный эволюционный материал. 32. Классификация изменчивости. 33. Мутации – как элементарный эволюционный материал. 34. Дайте определение популяции. 35. Экологические свойства популяции. 36. Популяционный ареал. 37. Назовите основные элементарные факторы эволюции. 38. Эволюционное значение мутационного процесса – как элементарного фактора. 39. Классификация популяционных волн. 40. Изоляция: пространственная и биологическая. 41. Виды биологической изоляции. 42. Определение, предпосылки и формы естественного отбора. 43. Объект естественного отбора. 44. Сфера действия естественного отбора. 45. Особенности искусственного отбора. 46. Изменение представления о виде и его эволюция. 47. Ж. Б. Ламарк о виде. 48. Определение вида. 49. Современные критерии вида. 50. Подвид – как внутривидовая форма. 51. Понятие об онтогенезе. 52. Последствия интродукции растений? 53. Эволюционные последствия использования новых методов биотехнологии? 54. Значение эволюционной теории для практики? 55. Пути эволюции растений.
 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено УП.
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено УП.
 
Тематика рефератов:

1. Развитие эволюционной теории в древности.

2. Развитие эволюционной теории в Средневековье.

3. Развитие эволюционной теории в эпоху Возрождения.

4. Основные учения Ч. Дарвина.

5. Основные учения Ж.Б. Ламарка.

6. Основные учения К. Линнея.

7. Русские ученые-эволюционисты, их взгляды и учения.

8. Основные элементарные факторы эволюции.

Тесты:

1. Установите последовательность развития растительного мира от наиболее древних к современным:

1) появление псилофитов

2) преобладание древних голосеменных

3) широкое распространение сине-зелёных водорослей

4) появление покрытосеменных

5) каменноугольные леса

2. Многообразие видов растений на Земле и их приспособленность к среде обитания — результат

1) эволюции растительного мира

2) изменений погодных условий

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
3) деятельности человека

4) жизнедеятельности животных

3. Широкому распространению цветковых на Земле способствовало

1) образование плодов с семенами

2) увеличение продолжительности жизни этих растений

3) появление вегетативных органов

4) появление хлоропластов

4. В процессе эволюции среди растений происходил процесс перехода

1) от диплоидных форм к полиплоидным

2) от диплоидных форм к гаплоидным

3) от гаплоидных форм к диплоидным

4) от полиплоидных форм к гаплоидным

5. В процессе эволюции в жизненных циклах растений стали доминировать:

1) полиплоидные формы

2) гаметофиты

3) спорофиты

4) бессемянные формы

6. Эволюция - это..

1) процесс исторического развития живого мира

2) необратимая сила, влияющая на развитие или деградацию организмов

3) теория об изменчивости животных организмов под влиянием условий обитания

4) путь развёртывания систематики растительного мира

7. Кто установил восемь центров происхождения культурных растений?

1) Н.И. Вавилов

2) К.А. Тимирязев

3) А.Н. Бекетов

4) С.И. Коржинский

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Коновалов Ю. Б., Пыльнев В. В., Хупацария Т. И., Рубец В. С.
Общая селекция растений: учебник
СПб.: Лань, 2018
Электронный ресурс
 
Л1.2
Пыльнев В. В., Коновалов Ю. Б., Хупацария Т. И., Буко О. А.
Частная селекция полевых культур: учебник
СПб.: Лань, 2016
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Коновалов Ю. Б., Пыльнев В. В., Хупацария Т. И., Рубец В. С.
Общая селекция растений: учебник
СПб.: Лань, 2013
0
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
MozillaFirefox
6.3.1.3
MozillaThinderbird
6.3.1.4
7-Zip
6.3.1.5
ОС Windows 8
6.3.1.6
SuperNovaReaderMagnifier
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
Оснащенность
 
6.3.2.1
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
6.3.2.2
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.3
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
119
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор Toschibaх200, экран с электроприводом СЕНА EcMaster Electric 180*180, ноутбук Acer Aspire А315-21-434) и учебно-наглядные пособия, доска классная (1 шт.), столы (31 шт.), стулья ученические (61 шт.)
Лек
 
114
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор Acer X128H DLP XGA1024*768, интерактивная доска,  моноблок Acer Aspire C22-865 21.5” FHD Core) и учебно-наглядные пособия,  столы ученические (8 шт.), стулья (16 шт.), шкафы со специальным оборудованием (микроскопы, весы, коллекции вредителей, гербарии болезней,  муляжи, коллекция пестицидов, фиксированный материал болезней с.-х. культур, лабораторная химическая посуда)
Пр
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
СР
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного  форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Эволюция культурных растений» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, которые должны знать студенты; раскрываются теории эволюции культурных растений и их применение в практике сельского хозяйства. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, ставятся практические опыты. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из тематической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

 
Оснащенность
 
5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Эволюция культурных растений», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

При изучении дисциплины «Эволюция культурных растений» следует усвоить:

- историю эволюционного учения;

- ознакомиться с основоположниками эволюционной теории и их работами;

- факторы эволюции.

Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:

1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.

2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.

3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.

4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.

По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и зачета. Тестирование организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и практических занятиях. Подготовка к зачету предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов  практических занятий.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________