2024-2025_20_03_01-24-1 Техносф_ безоп__plx_Экономика и управление организацией
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Экономики, менеджмента и агроконсалтинга
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.О.04
Экономика и управление организацией
Направление подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность

Направленность (профиль) Безопасность технологических процессов и производств

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
40
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

6 (3.2)
Итого
Недель
17 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
16
16
16
16
В том числе инт.
8
8
8
8
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32
32
32
32
Сам. работа
40
40
40
40
Итого
72
72
72
72
 
 
 
Программу составил(и):
канд. экон. наук, доц., Абросимова М.С.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность (приказ Минобрнауки России от 25.05.2020 г. № 680).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Экономика и управление организацией" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность

Направленность (профиль) Безопасность технологических процессов и производств, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Абросимова М.С. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Мардарьев С.Н. 
Председатель методической комиссии факультета  Гаврилов В.Н.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
приобрести теоретические навыки в области экономики и управления организацией, изучить действия и проявления экономических законов применительно к конкретным формам хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Теплофизика
2.1.2
Правила и безопасность дорожного движения
2.1.3
Философия
2.1.4
Культура речи и деловое общение
2.1.5
Основы проектной деятельности
2.1.6
Учебная практика, ознакомительная практика
2.1.7
Экология
2.1.8
Студенты в среде электронного обучения
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.1 Знает: методики поиска, сбора и обработки информации, метод системного анализа
 
 
 
УК-1.2 Умеет: применять методики поиска, сбора, обработки информации, системный подход для решения поставленных задач и  осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из актуальных российских и зарубежных источников
 
 
 
УК-1.3 Имеет навыки: поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации, для решения поставленных задач
 
 
 
УК-10. Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
 
УК-10.1 Знает: основные документы, регламентирующие экономическую деятельность; источники финансирования профессиональной деятельности; принципы планирования экономической деятельности
 
 
 
УК-10.2 Умеет: обосновывать принятие экономических решений, использовать методы экономического планирования для достижения поставленных целей
 
 
 
УК-10.3 Имеет навыки:применения экономических инструментов
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
методики поиска, сбора и обработки информации;
3.1.2
организационно-правовые формы хозяйствования с учетом природных, экономических и демографических условий;
3.1.3
экономический механизм функционирования   хозяйствующих субъектов в условиях рыночных отношений;
3.1.4
поведение основных экономических субъектов и принятие ими решений;
3.1.5
методы эффективного использования материальных и трудовых ресурсов предприятий;
3.1.6
принципы развития и закономерности функционирования организации;
3.1.7
методы, стили и принципы управления.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
решать практические задачи экономического анализа;
3.2.2
ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;
3.2.3
анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию;
3.2.4
анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию;
3.2.5
использовать методы экономического планирования для достижения поставленных целей, разрабатывать  программы осуществления  организационных изменений и оценивать их эффективность.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
 
Оснащенность
 
3.3.1
владения методами оценки экономических показателей и определением резервов по повышению эффективности производства;
3.3.2
владения методикой определения эффективного использования производственного потенциала предприятия;
3.3.3
владения эффективной системой управления предприятием;
3.3.4
владения методами организации производства;  
3.3.5
владения методами формулирования и реализации стратегий на уровне бизнес-единицы.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Предприятие как объект управления

 
1.1. Понятие предприятия,  его характеристики и среда функционирования /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3
6
0
0
 
1.1. Понятие предприятия,  его характеристики и среда функционирования /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3
6
0
0
 
1.1. Понятие предприятия,  его характеристики и среда функционирования /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3
6
0
Опрос, выступление с докладом, разбор ситуаций, выполнение заданий. 
0
 
1.2. Организационная структура управления предприятия /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3
6
0
0
 
1.2. Организационная структура управления предприятия /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3
6
0
0
 
1.2. Организационная структура управления предприятия /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3
6
0
Опрос, выступление с докладом, разбор ситуаций, выполнение заданий. 
0
 
1.3. Методы, стили и функции управления /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3
6
0
0
 
1.3. Методы, стили и функции управления /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3
6
0
0
 
Оснащенность
 
1.3. Методы, стили и функции управления /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3
6
0
Опрос, выступление с докладом, разбор ситуаций, выполнение заданий, тестирование.
0
 
 
Раздел 2. Эффективность деятельности предприятия

 
2.1. Экономические ресурсы предприятия /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3
6
4
Интерактивная лекция
0
 
2.1. Экономические ресурсы предприятия /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3
6
4
Дискуссия, круглый стол, деловая игра
0
 
2.1. Экономические ресурсы предприятия /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3
6
0
Опрос, выступление с докладом, разбор ситуаций, выполнение расчетных заданий.
0
 
2.2. Формирование объемов деятельности предприятий /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3
6
0
0
 
2.2. Формирование объемов деятельности предприятий /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3
6
0
0
 
2.2. Формирование объемов деятельности предприятий /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3
6
0
Опрос, выступление с докладом, разбор ситуаций, выполнение расчетных заданий.
0
 
2.3. Расходы и финансовые результаты предприятия /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3
6
0
0
 
2.3. Расходы и финансовые результаты предприятия /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3
6
0
0
 
2.3. Расходы и финансовые результаты предприятия /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3
6
0
Опрос, выступление с докладом, разбор ситуаций, выполнение расчетных заданий, тестирование.
0
 
 
Оснащенность
 
Раздел 3. Контроль

 
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

0
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3
6
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Структура национальной экономики России: понятие, состав и структура.

2. Современное состояние и тенденции развития предприятий АПК.

3. Предприятие как хозяйствующий субъект рыночной экономики.

4. Классификация организаций (предприятий).

5. Предпринимательство в рыночной экономической среде.

6. Виды предпринимательской деятельности предприятий.

7. Организационно-правовые формы предприятий.

8. Сущность, значение, элементы экономического механизма функционирования предприятия.

9. Внешняя и внутренняя среда функционирования предприятия.

10. Содержание экономической работы, ее значение и особенности.

11. Информационная база экономической работы и требования, предъявляемые к ней.

12. Производственный процесс: понятие, виды, принципы организации.

13. Производственная и организационная структура предприятия, факторы их формирующие.

14. Типы организационных структур и их особенности.

15. Функции управления, их характеристика.

16. Классификация общих функций управления.

17. Особенности присущие процессу управления.

18. Содержание процесса управления.

19. Методы управления, их характеристика. Отличие организационно-административных методов от экономических.

20. Стили управления.

21. Экономические ресурсы предприятия: состав, источники формирования.

22. Основные фонды: понятие, состав, оценка, показатели эффективности использования.

23. Показатели состояния и движения основных фондов.

24. Оборотные средства: понятие, состав, структура, показатели эффективности использования.

25. Трудовые ресурсы: понятие, состав, структура, эффективность использования.

26. Источники формирования имущественного потенциала предприятия.

27. Показатели эффективности использования экономических ресурсов предприятия.

28. Направления повышения эффективности использования ресурсного потенциала предприятия.

29. Показатели производства и реализации промышленной продукции.

30. Показатели и состав объемов деятельности и выпуска продукции.

31. Производственная программа предприятия и ее эффективность.

32. Товарная политика предприятия и основные принципы ее разработки.

33. Факторы, влияющие на объемы деятельности предприятия

34. Организация и нормирование труда на предприятии.

35. Принципы организации заработной платы.

36. Формы и системы оплаты труда.

37. Оплата труда работников предприятия.

38. Состав средств на оплату труда.

39. Показатели расходов и затрат предприятия.

40. Себестоимость продукции предприятия.

41. Формирование расходов предприятий.

42. Понятие и показатели финансовых результатов предприятия.

43. Понятие и виды прибыли.

44. Сущность, значение и  виды доходов.

45. Формирование и использование прибыли предприятия.

46. Показатели рентабельности предприятия.

47. Рентабельность: понятие, система показателей, методика их расчета.

48. Факторы, влияющие на формирование финансовых результатов предприятия

49. Ценовая политика предприятия.

50. Понятие, виды эффективности, их характеристика.

51. Направления повышения конкурентоспособности и экономической эффективности деятельности предприятия.

52. Инновационная деятельность предприятия.

53. Инвестиционная деятельность предприятия.

54. Конкурентоспособность предприятия.

55. Понятие качество и конкурентоспособность продукции.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
 
Оснащенность
 
Не предусмотрено учебным планом
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом
 
Примерная тематика рефератов

1. Организация как объект управления.

2. Классификация предприятий.

3. Организационно - правовые формы организаций.

4. Сущность, сферы, формы и виды предпринимательской деятельности.

5. Особенности предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве.

6. Внутренняя среда организации и основные ее параметры.

7. Внешняя среда и ее значение в управлении.

8. Организационная культура.

9. Организационная структура управления предприятия.

10. Производственная структура организации.

11. Звенья и ступени в аппарате управления.

12. Принципы построения организационных структур управления.

13. Формирование различных типов и видов организационных структур

14. Экономические, административные, социально-психологические методы управления.

15. Планирование и его виды.

16. Принципы планирования.

17. Стратегическое планирование.  

18. Понятие мотивации и взаимосвязь его с понятием стимулирования.

19. Контроль, его необходимость и сущность.

20. Экономический потенциал предприятия.

21. Понятие, состав и структура основных фондов.

22. Понятие, состав, классификация оборотных средств  организации.

23. Персонал предприятия: понятие, состав, структура в условиях рынка труда.

24. Показатели производства и реализации продукции.  

25. Производственная программа предприятия и ее эффективность.

26. Показатели объемов деятельности предприятий различных отраслей экономики.

27. Товарная политика предприятия и основные принципы ее разработки.

28. Понятие «затраты», «расходы», «издержки» предприятия.

29. Классификация затрат и расходов предприятия.

30. Себестоимость продукции: понятие, виды, методы калькулирования, направления снижения.

31. Понятие финансовых результатов деятельности предприятия.  

32. Доходы предприятия.

33. Сущность, значение, функции и классификация прибыли.

34. Формирование и использование прибыли предприятия. 

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Суслова Ю. Ю.
Экономика предприятия: организационно-практические аспекты: учебное пособие
Красноярск: СФУ, 2016
Электронный ресурс
 
Л1.2
Алексейчева Е. Ю., Магомедов М. Д., Костин И. Б.
Экономика организации (предприятия): учебник для бакалавров
М.: Дашков и К, 2016
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Минаков И. А.
Экономика и управление предприятиями, отраслями и комплексами АПК: учебник
СПб.: Лань, 2017
Электронный ресурс
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Сервер органов государственной власти Российской Федерации 
 
Э2
Государственный комитет Российской Федерации по статистике
 
Э3
Мониторинг экономических показателей
 
Э4
Министерство сельского хозяйства ЧР
 
Э5
Министерство сельского хозяйства РФ
 
Оснащенность
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
Project 2016
6.3.1.3
Visio 2016
6.3.1.4
VisualStudio 2015
6.3.1.5
Office 2007 Suites
6.3.1.6
GIMP
6.3.1.7
MozillaFirefox
6.3.1.8
MozillaThinderbird
6.3.1.9
7-Zip
6.3.1.10
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.11
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.12
OfficeStandard 2010
6.3.1.13
OfficeStandard 2013
6.3.1.14
LibreOffice
6.3.1.15
ОС Windows Vista
6.3.1.16
ОС Windows 7
6.3.1.17
ОС Windows 8
6.3.1.18
ОС Windows 10
6.3.1.19
Ubuntu (Mint)
6.3.1.20
Project Expert 7 Holding
6.3.1.21
OpenOffice 4.1.1
6.3.1.22
медиапроигрыватель VLC
6.3.1.23
SuperNovaReaderMagnifier
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.4
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.5
Электронная система «Госфинансы». Полнотекстовая электронная система, постоянно пополняемая. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.gosfinansy.ru/
6.3.2.6
 
Оснащенность
 
6.3.2.7
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.8
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
35а
Учебная аудитория
Стол преподавателя (1 шт.), столы (30 шт.), стулья (60 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска аудиторная (1 шт.), трибуна (1 шт.), демонстрационное оборудование (белая лаковая магнитно-маркерная доска (1 шт.), проектор Toshiba (1 шт.) и учебно-наглядные пособия
 
37а
Учебная аудитория
Стол преподавателя (1 шт.), столы (12 шт.), стулья (24 шт.), стул преподавателя (1 шт.), Белая лаковаяя магнитно-маркерная доска (1 шт.)
 
1-204
Помещение для самостоятельной работы
Столы (28 шт.), стулья (48 шт.), шкаф и стеллажи с литературой, компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(4 шт.).
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Экономика и управление организацией» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты; раскрываются закономерности поведения экономических субъектов. Во время лекции можно задать лектору вопрос. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома: необходимо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебники не заменяют, а дополняют друг друга.

2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из экономической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Экономика и управление организацией» проводятся консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:

1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.

2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.

3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.

4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.

По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и зачета. Тестирование организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и практических занятиях. Подготовка к зачету предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов  практических занятий.

При изучении дисциплины «Экономика и управление организацией» следует усвоить:

- теоретико-методологические основы экономики и управления на предприятии;

 
Оснащенность
 
˗ современную экономическую терминологию и понятийный аппарат;

˗ комплексный подход к решению технико-экономических, организационных и управленческих проблем предприятия;

˗ особенности построения и функционирования современных организаций;

˗ навыки анализа затрат и результатов деятельности производственных подразделений.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________