2024-2025_20_03_01-24-1 Техносф_ безоп__plx_Экология
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Землеустройства, кадастров и экологии
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.О.11
Экология
Направление подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность

Направленность (профиль) Безопасность технологических процессов и производств

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
экзамен зачет    
Виды контроля:
часов на контроль
36
самостоятельная работа
96
аудиторные занятия
84
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
6 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
216
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
2 (1.2)
Итого
Недель
17 5/6
17 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
16
16
34
34
Практические
18
18
32
32
50
50
В том числе инт.
6
6
8
8
14
14
Итого ауд.
36
36
48
48
84
84
Кoнтактная рабoта
36
36
48
48
84
84
Сам. работа
36
36
60
60
96
96
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
72
72
144
144
216
216
 
 
 
Программу составил(и):
канд. с.-х. наук, доц., Чернов А.В.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность (приказ Минобрнауки России от 25.05.2020 г. № 680).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Экология" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность

Направленность (профиль) Безопасность технологических процессов и производств, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Каюкова О.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Мардарьев С.Н. 
Председатель методической комиссии факультета  Гаврилов В.Н.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование экологического мировоззрения, знаний и навыков, позволяющих квалифицированно оценить реальные экологические ситуации, складывающие во всех подсистемах современного агропромышленного комплекса и принимать необходимые природоохранные решения.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Правила и безопасность дорожного движения
 
2.2.2
Физиология человека
 
2.2.3
Философия
 
2.2.4
Ноксология
 
2.2.5
Надежность технических систем и техногенный риск
 
2.2.6
Теория горения и взрыва
 
2.2.7
Теплофизика
 
2.2.8
Метрология, стандартизация и сертификация
 
2.2.9
Основы гидравлики и гидромеханики
 
2.2.10
Управление техносферной безопасностью
 
2.2.11
Экономика и управление организацией
 
2.2.12
Производственная практика, преддипломная практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.1 Знает: методики поиска, сбора и обработки информации, метод системного анализа
 
 
 
УК-1.2 Умеет: применять методики поиска, сбора, обработки информации, системный подход для решения поставленных задач и  осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из актуальных российских и зарубежных источников
 
 
 
УК-1.3 Имеет навыки: поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации, для решения поставленных задач
 
 
 
ОПК-2. Способен обеспечивать безопасность человека и сохранение окружающей среды, основываясь на принципах культуры безопасности и концепции риск-ориентированного мышления;
 
ОПК-2.1 Применяет знания принципов культуры безопасности и концепции риск-ориентированного мышления
 
 
 
ОПК-2.2 Решает задачи обеспечения безопасности человека и сохранения окружающей среды применительно к технологическим процессам
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- методы, цель, задачи и место данной дисциплины среди других биологических наук;
3.1.2
- среды жизни: наземно-воздушная, водная, почвенная, организменная;
3.1.3
- место популяций в биоте Земли, взаимоотношения между популяциями;
3.1.4
- видовую структуру биоценоза, концепцию экосистем, природные биомы (экосистемы);
3.1.5
- состав границы биосферы, основные биогеохимические циклы;
3.1.6
- основные виды и источники загрязнения;
3.1.7
- классификацию основных экологических нормативов (санитарно-гигиенических, производственно-хозяйственных, комплексных);
3.1.8
- влияние социально-экологических факторов на здоровье человека, основные источники экологического права, государственные органы охраны окружающей среды;
3.1.9
- механизмы природоохранных программ;
3.1.10
- международные объекты охраны окружающей среды.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- делать выводы об экологическом состоянии;
3.2.2
- составлять тесты по пройденному материалу.
 
 
Оснащенность
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
– владения  экологическими понятиями;
3.3.2
– нормативно-методической, организационно-управленческой, учетно-аналитической работы в области экологии.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Введение в экологию.

 
Методы, цель, задачи, структура и место данной дисциплины среди других биологических наук. Основные законы экологии. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2
1
0
0
 
Этапы развития экологии как науки. Экологическое воспитание. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2
1
0
0
 
Этапы развития экологии как науки /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2
1
0
устный ответ на вопрос
0
 
 
Раздел 2. Аутоэкология.

 
Организм и среда. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2
1
2
проблемная лекция
0
 
Организм и среда /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2
1
2
учебная дискуссия
0
 
Организм и среда. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2
1
0
устный ответ на вопрос
0
 
 
Раздел 3. Демэкология.

 
Экология популяции /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2
1
0
0
 
Экология популяции /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2
1
0
0
 
Экология популяции /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2
1
0
устный ответ на вопрос
0
 
 
Раздел 4. Синэкология.

 
Экология сообществ и экосистем /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2
1
0
0
 
Экология сообществ и экосистем /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2
1
0
0
 
Экология сообществ и экосистем. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

8
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2
1
0
устный ответ на вопрос
0
 
 
Раздел 5. Глобальная экология.

 
Оснащенность
 
Учение о биосфере /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2
1
2
проблемная лекция
0
 
Учение о биосфере /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2
1
0
0
 
Учение о биосфере /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

10
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2
1
0
устный ответ на вопрос
0
 
 
Раздел 6. Антропогенные воздействия на биосферу и ее защита.

 
Антропогенные воздействия на биосферу и ее защита. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

8
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2
2
4
проблемная лекция
0
 
Антропогенные воздействия на биосферу и ее защита. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

8
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2
2
0
0
 
Экобиозащитная техника и технологии. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2
2
0
0
 
Антропогенные воздействия на биосферу и ее защита. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

15
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2
2
0
устный ответ на вопрос
0
 
 
Раздел 7. Нормирование качества окружающей среды.

 
Нормирование качества окружающей среды. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2
2
0
0
 
Нормирование качества окружающей среды. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

8
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2
2
4
учебная дискуссия
0
 
Нормирование качества окружающей среды /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

15
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2
2
0
устный ответ на вопрос
0
 
 
Раздел 8. Административно-правовые основы охраны окружающей среды.

 
Административно-правовые основы охраны окружающей среды. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2
2
0
0
 
Административно-правовые основы охраны окружающей среды. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2
2
0
0
 
Международное сотрудничество. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2
2
0
0
 
Административно-правовые основы охраны окружающей среды. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

15
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2
2
0
устный ответ на вопрос
0
 
Оснащенность
 
Международное сотрудничество. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

15
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2
2
0
устный ответ на вопрос
0
 
 
Раздел 9. Контроль

 
Зачет /Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1

0
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2
2
0
0
 
Экзамен /Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1

36
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2
2
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Предмет экологии. Цели и задачи в современный период.

2. Этапы становления экологии как науки.

3. Структура и основные методы экологии.

4. Представление о физико-химической среде обитания организмов; особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред.

5. Понятие об экологических факторах, их классификации.

6. Лимитирующее действие факторов окружающей среды. Правило Либиха.

7. Общие закономерности приспособления организмов к условиям жизни.

8. Закон толерантности Шелфорда. Экологическая пластичность вида. Эврибионтные и стенобионтные виды.

9. Особенности комбинированного действия факторов среды обитания на организм.

10. Популяции, их структура. Основные характеристики.

11. Типы популяционной динамики.

12. Популяционные циклы.

11. Экология сообществ. Структура и состав биоценозов.

13. Пищевые цепи и трофические уровни.

14. Динамика сообществ.

15. Основные типы биотических отношений между организмами.

16. Экологическая ниша вида в экосистеме.

17. Понятие об экосистемах. Основные элементы экосистем.

18. Трофическая структура экосистемы.

19. Распределение потока энергии в экосистеме. Экологические пирамиды.

20. Круговорот веществ в экосистеме.

21. Природные и антропогенные экосистемы, их особенности и различия.

22. Равновесие в экосистеме. Экологические сукцессии.

23. Понятие биосферы. Основные положения учения В.И. Вернадского о биосфере.

24. Роль живых организмов в формировании и сохранении биосферы.

25. Границы биосферы.

26. Пределы устойчивости биосферы.

27. Основные биогеохимические циклы биосферы.

28. Круговорот газообразных веществ и осадочный цикл.

29. Человечество и биосфера.

30. Эволюция представлений об охране окружающей среды и ее современное понимание. История взаимоотношения природы и общества.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Предмет экологии. Цели и задачи в современный период. Этапы становления. Структура и основные методы экологии.

2. Представление о физико-химической среде обитания организмов; особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред.

3. Понятие об экологических факторах, их классификации. Лимитирующее действие факторов окружающей среды. Правило Либиха.

4. Общие закономерности приспособления организмов к условиям жизни.

5. Закон толерантности Шелфорда. Экологическая пластичность вида. Эврибионтные и стенобионтные виды.

6. Особенности комбинированного действия факторов среды обитания на организм.

7. Популяции, их структура. Основные характеристики. Типы популяционной динамики. Популяционные циклы.

8. Экология сообществ. Структура и состав биоценозов. Пищевые цепи и трофические уровни. Динамика сообществ.

9. Основные типы биотических отношений между организмами.

10. Экологическая ниша вида в экосистеме. Понятие об экосистемах. Основные элементы экосистем. Трофическая структура экосистемы.

12. Распределение потока энергии в экосистеме. Экологические пирамиды. Круговорот веществ в экосистеме.

13. Природные и антропогенные экосистемы, их особенности и различия.

 
Оснащенность
 
14. Равновесие в экосистеме. Экологические сукцессии.

15. Понятие биосферы. Основные положения учения В.И. Вернадского о биосфере.

16. Роль живых организмов в формировании и сохранении биосферы. Границы биосферы. Пределы устойчивости биосферы.

17. Основные биогеохимические циклы биосферы. Круговорот газообразных веществ и осадочный цикл.

18. Человечество и биосфера. Эволюция представлений об охране окружающей среды и ее современное понимание. История взаимоотношения природы и общества.

19. Влияние хозяйственной деятельности человека на биосферу. Факторы, определяющие степень антропогенной нагрузки на биосферу.

20.Функции природы в эколого-экономических системах.

21. Экологические кризисы в развитии цивилизаций, их причины.

22. Глобальные экологические проблемы современности, их масштабы, причины и следствия.

23. Понятие о природных ресурсах и природопользовании. Виды природопользования. Классификации природных ресурсов.

24.Основные направления рационального природопользования.

25. Последствия нерационального природопользования. Социально- экономические последствия загрязнения окружающей среды и ухудшения качества природных ресурсов Виды и основные источники загрязнения воздуха, водоемов и почв. Первичное и вторичное загрязнение окружающей среды.

27.Загрязнение и здоровье населения. Классификация вредных веществ по характеру воздействия на организм человека.

28. Отходы производства и потребления, их виды. Основные методы утилизации и переработки твердых отходов. Устройство полигонов.

29. Опасные отходы, свойства опасных отходов. Источники образования опасных отходов.

30. Экологическая стратегия и политика развития производства. Малоотходные и ресурсосберегающие технологии.

31. Охрана биологического разнообразия. Особо охраняемые природные территории.

32.Экологическое состояние регионов России.

33. Экологизация экономики и ее роль в переходе к устойчивому развитию Российской Федерации.

34. Система управления природопользованием в Российской Федерации. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.

35.Экологическое законодательство в современной России: анализ основополагающих источников.

36.Административные механизмы управления природопользованием в России: экологическое нормирование, лицензирование деятельности, экологическая экспертиза, экологическая сертификация, экологический контроль.

37.Информационное обеспечение природоохранной деятельности в России.

38. Задачи, объекты и методы экологического мониторинга.

39.Единая государственная система экологического мониторинга в РФ.

40.Экобиозащитная техника и технологии.

41.Платежи за загрязнение окружающей среды: порядок определения и исчисления.

42. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

43.Природоохранные конвенции и межгосударственные соглашения в области охраны природы и природопользования.

 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
учебным планом не предусмотрено
 
Темы докладов

1. Проблемы взаимодействия общества и природы в современных условиях.

2. Природа как совершенное, экономичное, безотходное и экологически чистое и безвредное производство.

3. Экологические катастрофы и их последствия для окружающего мира.

4. Загрязнение окружающей среды - реальный и угрожающий фактор современной цивилизации.

5. Окружающая среда и научные основы ее охраны.

6. Природоохранные движения в обществе.

7. Общие черты современного экологического кризиса.

8. Озоновый слой атмосферы и последствия его разрушения.

9. Парниковый эффект и тепловая болезнь Планеты.

10. Заповедники - основа экологического равновесия.

11. Красная книга - международный кадастр глобального масштаба.

12. Учение о биосфере - одно и крупнейших обобщений естествознания XX века.

13. Биосфера и научно-технический прогресс.

14. Разнообразие проблем современной экологии.

15. Успехи решения экологических проблем своего региона.

16. Проблемы стабилизации антропогенных ландшафтов.

17. Адаптация живых организмов к среде обитания:

18. Экологическое лицензирование.

19. Минеральные удобрения и загрязнение окружающей среды.

20. Биологические методы борьбы с вредителями с/х растений.

21. Действие антропогенных изменений окружающей среды на здоровье человека.

22. Социально-экологические законы Б. Коммонера и их роль в оптимизации развития социоэкосистем.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Хрусталёв Б. М.
Инженерная экология и очистка выбросов промышленных предприятий: учебник
М.: Издательство АСВ, 2016
Электронный ресурс
 
Л1.2
Валова В. Д.
Экология: учебник
М.: Дашков и К, 2017
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Коробкин В. И., Передельский Л. В.
Экология: учебник
Ростов н/Д: Феникс, 2011
7
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Портал «Вся биология» -  уникальный ресурс, в котором собраны статьи, научно-популярные материалы, тематические обзоры, лекция экспертов и последние новости из области биологических наук.
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
ПО «Виртуальный практикум по физике для вузов в 2-х частях»
6.3.1.4
Нева-2006
6.3.1.5
KOMPAS-3D
6.3.1.6
Комплект программ AutoCAD
6.3.1.7
MapInfo
6.3.1.8
Access 2016
6.3.1.9
Project 2016
6.3.1.10
Visio 2016
6.3.1.11
Office 2007 Suites
6.3.1.12
GIMP
6.3.1.13
MozillaFirefox
6.3.1.14
MozillaThinderbird
6.3.1.15
7-Zip
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
6.3.2.2
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.3
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.4
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.5
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
 
Оснащенность
 
6.3.2.6
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
322
Учебная аудитория
Столы, стулья ученические, демонстрационное оборудование (проектор ACER (1 шт.), цифровая интерактивная доска (1 шт.), персональный компьютер ACER (1 шт.) и учебно-наглядные пособия
Лек
 
324
Учебная аудитория
Микроскоп медицинский Биомед -2 (7 шт.), микроскоп монокулярный Биомед С-2, проектор ACER X127 H белый, экран с электроприводом DRAPER BARONET HW, влажные препараты, доска классная, столы лабораторные (8 шт.), стулья ученические (16 шт.), раковина
Пр
 
333
Учебная аудитория
Шкаф со специализированным инвентарем (пробирки, колбы, пипетки, штативы, мерные стаканы, химические реактивы), шкаф вытяжной, весы МТ 0,6В1ДА-0/Ю, таблица «Растворимость кислот и оснований», таблица «Периодическая система Менделеева», доска классная, столы лабораторные (7 шт.), стулья ученические (17 шт.), раковина
Пр
 
329
Учебная аудитория
Микроскопы медицинские Биомед-2, доска классная, столы лабораторные (7 шт.), стулья ученические (14 шт.), шкафы медицинские с наглядным материалом, проектор Toshiba x2000, белая доска
Пр
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
 
1-204
Помещение для самостоятельной работы
Столы (28 шт.), стулья (48 шт.), шкаф и стеллажи с литературой, компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(4 шт.).
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного  форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Экология» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, обучающийся готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты; раскрываются закономерности экологических процессов. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются конкретные задачи по экологии, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, 

 
Оснащенность
 
материалов учебников и статей из научной литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Экология», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:

1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.

2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.

3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.

4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.

По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования, зачета и экзамена. Тестирование организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и практических занятиях. Подготовка к зачету, экзамену предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов  практических занятий.

При изучении дисциплины «Экология» следует усвоить:

- ключевые понятия, категории, методы, процессы организации и проведения экологического мониторинга;

- научно-техническую информацию в сфере экологии и охраны окружающей среды;

- порядок формирования аналитических таблиц экологического содержания;

- содержание основных законодательных и нормативных актов в сфере охраны среды, прямо или косвенно касающихся деятельности хозяйствующих субъектов, рационального использования земель и природных ресурсов.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________