(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Безопасность технологических процессов и производств
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Безопасность технологических процессов и производств, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Объект и предмет изучения дисциплины «Ноксология».
Задачи ноксологии.
Основные термины и определения ноксологии.
Понятие «опасность». Происхождение и совокупное действие опасностей.
Зоны и показатели их влияния.
Оценка ущерба, наносимого человеку и природе.
Принципы минимизации опасностей в источниках и защита от них.
Идентификация различных видов и степеней опасности.
Индивидуальный, технический, экологический, социальный и экономический риски.
Критерии комфортности.
Критерии безопасности техносферы.
Критерии экологичности.
Модуль 2
Классификация условий труда.
Нормирование воздействия на окружающую среду и человека.
Повышение уровня безопасности на производстве.
Связь ноксологии с естественными, техническими и социальными науками.
Структура ноксологии как науки.
Становление и развитие учения о человеко - и природозащитной деятельности.
Этапы развития человеко - и природозащитной деятельности в России.
Системы безопасности для защиты человека и природы.
Принципы и понятия ноксологии.
Опасность, условия ее возникновения и реализации.
Идентификация опасностей.
Модуль 3
Источники, виды и классификация опасностей.
Критерии оценки опасностей.
Показатели негативного влияния опасностей.
Количественная оценка и нормирование опасностей.
Закон толерантности, опасные и чрезвычайно опасные воздействия.
Поле опасностей.
Опасности первого круга.
Опасности второго круга.
Опасности третьего круга.
Модуль 4
Качественная классификация (таксономия) опасностей.
Классификация опасностей по происхождению.
Естественные опасности.
Естественно-техногенные опасности.
Антропогенно-техногенные опасности.
Антропогенные опасности.
Техногенные опасности.
Классификация опасностей по физической природе потока.
Классификация опасностей по интенсивности воздействия.
Классификация опасностей по длительности воздействия.
Классификация опасностей по виду зоны воздействия.
Классификация опасностей по размерам зон воздействия.
Классификация опасностей по степени завершенности процесса воздействия.
Модуль 5
Происшествия и чрезвычайные происшествия.
Классификация опасностей по способности различать опасности.
Классификация опасностей по виду негативного воздействия.
Классификация опасностей по масштабу воздействия.
Опасности объектов, содержащих горючие и взрывчатые вещества.
Опасности объектов, содержащих токсические вещества.
Радиационная опасность.
Ущерб от опасностей.
Мониторинг опасностей.
1. Прогнозирование радиационной обстановки при авариях на АЭС.
2. Анализ промышленных аварий с выбросами токсичных веществ.
3. Оценка опасности объектов содержащих пожароопасные и взрывоопасные вещества.
4. Прогнозирование масштабов заражения при авариях и разрушениях химически опасных объектов.
5. Теория взаимодействия человека и окружающей среды.
6. Роль ноксологии в структуре современного общества.
7. Контроль и мониторинг в РФ.
8. Повестка 21 века.
9. Методики расчета ущерба в окружающей среде.
Система знаний по дисциплине «Ноксология» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты; раскрываются химические закономерности. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение.
Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю.
3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение лекционных материалов, учебников, решение задач. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:
1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.
2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.
3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.
4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.
Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и зачета Тестирование организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и практических занятиях. Подготовка к зачету предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов практических занятий.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году