2024-2025_20_03_01-24-1 Техносф_ безоп__plx_Ноксология
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Землеустройства, кадастров и экологии
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.О.12
Ноксология
Направление подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность

Направленность (профиль) Безопасность технологических процессов и производств

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
48
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
17 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
32
32
32
32
В том числе инт.
8
8
8
8
Итого ауд.
48
48
48
48
Кoнтактная рабoта
48
48
48
48
Сам. работа
60
60
60
60
Итого
108
108
108
108
 
 
 
Программу составил(и):
канд. хим. наук, доц., Н.В. Алтынова;канд. с.-х. наук, доц., М.В. Прокопьева
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность (приказ Минобрнауки России от 25.05.2020 г. № 680).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Ноксология" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность

Направленность (профиль) Безопасность технологических процессов и производств, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Каюкова О.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Мардарьев С.Н. 
Председатель методической комиссии факультета  Гаврилов В.Н.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование у студентов представления об опасностях и критериях их оценки, изучение источников зоны влияния опасностей, основ анализа и способов защиты человека и природы от опасностей.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Физиология человека
2.1.2
Экология
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Надежность технических систем и техногенный риск
 
2.2.2
Теория горения и взрыва
 
2.2.3
Управление техносферной безопасностью
 
2.2.4
Производственная практика, преддипломная практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОПК-2. Способен обеспечивать безопасность человека и сохранение окружающей среды, основываясь на принципах культуры безопасности и концепции риск-ориентированного мышления;
 
ОПК-2.1 Применяет знания принципов культуры безопасности и концепции риск-ориентированного мышления
 
 
 
ОПК-2.2 Решает задачи обеспечения безопасности человека и сохранения окружающей среды применительно к технологическим процессам
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
опасности среды обитания (виды, классификации, поля действия, источники возникновения, теорию защиты); теоретические основы обеспечения безопасности жизнедеятельности; основы взаимодействия живых организмов с окружающей средой; характеристики возрастания антропогенного воздействия на природу, принципы рационального природопользования.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
абстрактно и критически мыслить, исследовать окружающую среду для выявления ее возможностей и ресурсов, принимать нестандартные решения проблемных ситуаций, идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности; осуществлять в общем виде оценку антропогенного воздействия на окружающую среду с учетом специфики природно-климатических условий; формулировать основные понятия в области теоретических  основ опасностей и принципов обеспечения безопасности; ориентироваться в основных методах и системах обеспечения техносферной безопасности; ориентироваться в основных методах и системах обеспечения техносферной безопасности, обоснованно выбирать известные устройства, системы и методы защиты человека и природной среды от опасностей.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
владения культурой безопасности и риск-ориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности методиками описания опасностей конкретного вида деятельности; методиками количественной оценки и нормирования опасностей опытом использования научно-технической информации и Internet-ресурсов, баз данных, каталогов и других источников при разработке техники и технологий защиты человека и природной среды от опасностей техногенного и природного характера.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Введение в ноксологию

 
Тема 1.1 Возникновение научного направления - ноксология /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2
4
0
Лекция-дискуссия
0
 
Тема 1.1 Возникновение научного направления - ноксология /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

3
ОПК-2.1 ОПК-2.2
4
0
Реферат
0
 
Оснащенность
 
Тема 1.2 Теоретические основы ноксологии /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2
4
0
Тестирование
0
 
Тема 1.3 Законы и аксиомы ноксологии /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2
4
0
Тестирование
0
 
Тема 1.4 Принципы и методы ноксологии /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2
4
0
Тестирование
0
 
Тема 1.4 Принципы и методы ноксологии /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2
4
0
Тестирование
0
 
Тема 1.5 Показатели и критерии опасностей /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2
4
0
Тестирование
0
 
 
Раздел 2. Определение опасностей

 
Тема 2.1 Классификация опасностей /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2
4
2
Лекция-дискуссия
0
 
Тема 2.1 Классификация опасностей /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2
4
2
Тестирование
0
 
Тема 2.1 Классификация опасностей /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2
4
0
Тестирование
0
 
Тема 2.2 Анализ опасностей /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2
4
0
Лекция-дискуссия
0
 
Тема 2.2 Анализ опасностей /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2
4
0
Тестирование
0
 
Тема 2.2 Анализ опасностей /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2
4
0
Тестирование
0
 
Тема 2.3 Показатели негативного влияния опасностей /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2
4
0
Лекция-дискуссия
0
 
Тема 2.3 Показатели негативного влияния опасностей /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2
4
0
Тестирование
0
 
Тема 2.3 Показатели негативного влияния опасностей /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

5
ОПК-2.1 ОПК-2.2
4
0
Тестирование
0
 
Тема 2.4 Медико-экологические показатели и критерии опасностей /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

5
ОПК-2.1 ОПК-2.2
4
0
Тестирование, реферат
0
 
Тема 2.5 Социально-экономические критерии опасностей /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2
4
0
Тестирование
0
 
 
Раздел 3. Виды опасностей

 
Тема 3.1 Естественные опасности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2
4
0
Тестирование
0
 
Тема 3.2 Техногенные и естественно-техногенные опасности /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2
4
0
Лекция-дискуссия
0
 
Тема 3.2 Техногенные и естественно-техногенные опасности /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2
4
0
Тестирование
0
 
Тема 3.2 Техногенные и естественно-техногенные опасности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2
4
0
Тестирование, реферат
0
 
Оснащенность
 
Тема 3.3 Антропогенные и антропогенно-техногенные опасности /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2
4
2
Лекция-дискуссия
0
 
Тема 3.3 Антропогенные и антропогенно-техногенные опасности /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2
4
2
Тестирование
0
 
Тема 3.3 Антропогенные и антропогенно-техногенные опасности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

8
ОПК-2.1 ОПК-2.2
4
0
Реферат, тестирование
0
 
 
Раздел 4. Отходы

 
Тема 4.1 Отходы как особый вид опасностей /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

1
ОПК-2.1 ОПК-2.2
4
0
Лекйия-дискуссия
0
 
Тема 4.1 Отходы как особый вид опасностей /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2
4
0
Тестирование
0
 
Тема 4.1 Отходы как особый вид опасностей /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

1
ОПК-2.1 ОПК-2.2
4
0
Реферат
0
 
Тема 4.2 Опасности военного времени /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2
4
0
Тестирование
0
 
Тема 4.2 Опасности военного времени /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

1
ОПК-2.1 ОПК-2.2
4
0
Реферат
0
 
Тема 4.3 Обычные средства поражения /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

1
ОПК-2.1 ОПК-2.2
4
0
Лекция-дискуссия
0
 
Тема 4.3 Обычные средства поражения /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2
4
0
Тестирование
0
 
Тема 4.3 Обычные средства поражения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2
4
0
Реферат
0
 
 
Раздел 5. Ликвидация опасностей

 
Тема 5.1 Основные направления достижения техносферной безопасности /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2
4
0
Лекция-дискуссия
0
 
Тема 5.1 Основные направления достижения техносферной безопасности /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2
4
0
Тестирование
0
 
Тема 5.1 Основные направления достижения техносферной безопасности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

1
ОПК-2.1 ОПК-2.2
4
0
Реферат
0
 
Тема 5.2 Минимизации опасностей /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2
4
0
Тестирование
0
 
Тема 5.2 Минимизации опасностей /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2
4
0
Реферат
0
 
Тема 5.3 Зонирование территории /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2
4
0
Тестирование
0
 
Тема 5.3 Зонирование территории /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2
4
0
Реферат
0
 
 
Раздел 6. Зачет

 
Зачет /Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

0
ОПК-2.1 ОПК-2.2
4
0
Тестирование, опрос, письменная работа
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
Оснащенность
 
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
Модуль 1.

Объект и предмет изучения дисциплины «Ноксология».

Задачи ноксологии.

Основные термины и определения ноксологии.

Понятие «опасность». Происхождение и совокупное действие опасностей.

Зоны и показатели их влияния.

Оценка ущерба, наносимого человеку и природе.

Принципы минимизации опасностей в источниках и защита от них.

Идентификация различных видов и степеней опасности.

Индивидуальный, технический, экологический, социальный и экономический риски.

Критерии комфортности.

Критерии безопасности техносферы.

Критерии экологичности.

Модуль 2

Классификация условий труда.

Нормирование воздействия на окружающую среду и человека.

Повышение уровня безопасности на производстве.

Связь ноксологии с естественными, техническими и социальными науками.

Структура ноксологии как науки.

Становление  и  развитие  учения  о  человеко  -  и  природозащитной деятельности.

Этапы развития человеко - и природозащитной деятельности в России.

Системы безопасности для защиты человека и природы.

Принципы и понятия ноксологии.

Опасность, условия ее возникновения и реализации.

Идентификация опасностей.

Модуль 3

Источники, виды и классификация опасностей.

Критерии оценки опасностей.

Показатели негативного влияния опасностей.

Количественная оценка и нормирование опасностей.

Закон толерантности, опасные и чрезвычайно опасные воздействия.

Поле опасностей.

Опасности первого круга.

Опасности второго круга.

Опасности третьего круга.

Модуль 4

Качественная классификация (таксономия) опасностей.

Классификация опасностей по происхождению.

Естественные опасности.

Естественно-техногенные опасности.

Антропогенно-техногенные опасности.

Антропогенные опасности.

Техногенные опасности.

Классификация опасностей по физической природе потока.

Классификация опасностей по интенсивности воздействия.

Классификация опасностей по длительности воздействия.

Классификация опасностей по виду зоны воздействия.

Классификация опасностей по размерам зон воздействия.

Классификация опасностей по степени завершенности процесса воздействия.

Модуль 5

Происшествия и чрезвычайные происшествия.

Классификация опасностей по способности различать опасности.

Классификация опасностей по виду негативного воздействия.

Классификация опасностей по масштабу воздействия.

Опасности объектов, содержащих горючие и взрывчатые вещества.

Опасности объектов, содержащих токсические вещества.

Радиационная опасность.

Ущерб от опасностей.

Мониторинг опасностей.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено учебным планом.
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом.
 
Темы рефератов:

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 

1. Прогнозирование радиационной обстановки при авариях на АЭС.

2. Анализ промышленных аварий с выбросами токсичных веществ.

3. Оценка опасности объектов содержащих пожароопасные и взрывоопасные вещества.

4. Прогнозирование масштабов заражения при авариях и разрушениях химически опасных объектов.

5. Теория взаимодействия человека и окружающей среды.

6. Роль ноксологии в структуре современного общества.

7. Контроль и мониторинг в РФ.

8. Повестка 21 века.

9. Методики расчета ущерба в окружающей среде.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Леган М. В.
Ноксология. Опасности и их количественная оценка: учебное пособие
Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2015
Электронный ресурс
 
Л1.2
Коробенкова А. Ю.
Ноксология: учебное пособие
Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2016
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Коробкин В. И., Передельский Л. В.
Экология: учебник
Ростов н/Д: Феникс, 2011
7
 
Л2.2
Белов С. В., Симакова Е. Н., Белов С. В.
Ноксология: учебник для бакалавров
М.: ЮРАЙТ, 2013
0
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л3.1
Трофименко Ю. В., Евгеньев Г. И., Трофименко Ю.В.
Экология: Транспортное сооружение и окружающая среда: учебное пособие
М.: Академия, 2008
0
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
MozillaFirefox
6.3.1.3
Office 2007 Suites
6.3.1.4
SuperNovaReaderMagnifier
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
6.3.2.2
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.3
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.4
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru 
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
427
Учебная аудитория
Шкаф со специализированным инвентарем (пробирки, колбы, пипетки, штативы, мерные стаканы, химические реактивы) (1 шт.), шкаф вытяжной (1 шт.), таблица «Растворимость кислот и оснований» (1 шт.), таблица «Периодическая система Менделеева» (1 шт.), доска классная (1 шт.), столы лабораторные (5 шт.), табуретки (19 шт.), стол преподавателя (1 шт.), раковина (1 шт.), стул п/м (1 шт.)
Пр
 
Оснащенность
 
322
Учебная аудитория
Столы, стулья ученические, демонстрационное оборудование (проектор ACER (1 шт.), цифровая интерактивная доска (1 шт.), персональный компьютер ACER (1 шт.) и учебно-наглядные пособия
Лек
 
1-204
Помещение для самостоятельной работы
Столы (28 шт.), стулья (48 шт.), шкаф и стеллажи с литературой, компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(4 шт.).
СР
 
1-501
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (персональные компьютеры) (3 шт.). Стол ученический 2-х местный (5 шт.), стул ученический (7 шт.)
СР
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и  практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего и промежуточного форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Ноксология» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты; раскрываются химические закономерности. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому  занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты для самостоятельной работы, литературу. Практические  занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение.

Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю.

3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение лекционных материалов, учебников, решение задач. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:

1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.

2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.

3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.

4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.

Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и зачета Тестирование организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и практических занятиях. Подготовка к зачету предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов практических  занятий.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________